Материально-техническое обеспечение семинарских занятий
Вид и номер занятия | Тема занятия | Название специализированной аудитории | Название спецоборудования | Название технических и электронных средств обучения и контроля знаний |
С-1 | Финансы как экономическая категория | Компьютерный класс | Мультимедийное оборудование | Презентация |
С-2 | Использование финансов в общественном воспроизводстве | Компьютерный класс | Мультимедийное оборудование | Презентация |
С-3 | Финансовая политика | Компьютерный класс | Мультимедийное оборудование | Презентация |
С-4 | Управление финансами | Компьютерный класс | Мультимедийное оборудование | Презентация |
С-5 | Финансовое планирование и прогнозирование | Компьютерный класс | Мультимедийное оборудование | Презентация |
С-6 | Финансовый контроль | Компьютерный класс | Мультимедийное оборудование | Презентация |
С-7 | Финансы коммерческих организаций | Компьютерный класс | Мультимедийное оборудование | Презентация |
С-8 | Финансы некоммерческих организаций | Компьютерный класс | Мультимедийное оборудование | Презентация |
С-9 | Финансы домашних хозяйств | Компьютерный класс | Мультимедийное оборудование | Презентация |
С-10 | Основы функционирования государственных и муниципальных финансов | Компьютерный класс | Мультимедийное оборудование | Презентация |
С-11 | Бюджет как экономическая категория | Компьютерный класс | Мультимедийное оборудование | Презентация |
С-12 | Бюджетный процесс | Компьютерный класс | Мультимедийное оборудование | Презентация |
С-13 | Бюджетные заимствования. Государственный и муниципальный долг | Компьютерный класс | Мультимедийное оборудование | Презентация |
С-14 | Внебюджетные фонды, как форма организации государственных финансов | Компьютерный класс | Мультимедийное оборудование | Презентация |
С-15 | Финансовое регулирование социально-экономических процессов | Компьютерный класс | Мультимедийное оборудование | Презентация |
С-16 | Финансы в условиях глобализации | Компьютерный класс | Мультимедийное оборудование | Презентация |
Методические рекомендации преподавателям по образователь -
Ным технологиям
Изучение учебной дисциплины «Финансы» предполагает овладение материалами лекций, учебника, программы, работу студентов в ходе проведения семинарских занятий, а также систематическое выполнение тестовых и иных заданий для самостоятельной работы студентов. В процессе преподавания лекционный материал преподносится в интерактивной форме с использованием средств мультимедийной техники ( с демонстрацией презентаций ,а также цифрового и графического материала) . Проведение семинарских занятий сопровождается демонстрацией презентаций с применением мультимедийного оборудования. Выполнение заданий для самостоятельной работы осуществляется с использованием информационно-справочных систем, электронных библиотек.
Учебная дисциплина «Финансы» является теоретической, дает студентам комплексное представление о многогранной системе финансовых отношений, о финансовой политике, об основах управления финансами, принципах организации финансов субъектов хозяйствования, государственных и муниципальных финансов.
Логика изучения дисциплины позволяет скомпоновать материал в четыре модуля.
В первом модуле на основе исторического анализа необходимо изучить современную трактовку сущности и функций финансов как объективной экономической категории, проанализировать изменение их содержания в условиях рыночных отношений, дать характеристику современной финансовой системы Российской Федерации, раскрыть роль финансов в системе общественного воспроизводства, обратить внимание на необходимость государственного регулирования финансового рынка в условиях кризиса. Особый акцент необходимо сделать на изучении вопросов управления финансами с учетом того, что в последние годы в учебной литературе их рассмотрению не уделялось должного внимания. Детального изучения требуют современные подходы к финансовому планированию и прогнозированию на макро- и микроэкономическом уровнях . Особое место должно занимать изучение вопросов, связанных с решением проблем повышения эффективности государственной финансовой политики России, оценкой эффективности государственного финансового контроля в России и его роли в обеспечении финансовой безопасности России.
Во втором модуле, при изучении вопросов организации финансов субъектов хозяйствования, включая индивидуальных предпринимателей и домохозяйств, необходимо показать особенности функционирования финансов коммерческих и некоммерческих организаций в отдельных сферах и секторах экономики( общественном секторе экономики, сфере финансовых услуг) , особое внимание уделить рассмотрению источников и видов финансовых ресурсов субъектов хозяйствования, особенностям управления финансами на микроуровне.
В третьем модуле анализируя состав государственных и муниципальных финансов в России, необходимо дать характеристику их содержания и особенностям организации на федеральном, региональном и местном уровнях. Особое место отводится изучению вопросам, связанным с рассмотрением роли бюджета в общественном воспроизводстве, организации бюджетной системы РФ и осуществления бюджетного процесса. Детального раскрытия требует вопрос ,касающийся сущности бюджетного федерализма и формирования российской модели бюджетного федерализма, а также необходимо уделить внимание основным направлениям совершенствования межбюджетных отношений в РФ. Особый акцент необходимо сделать на изучении форм и методов государственных и муниципальных заимствований, играющих важную роль в обеспечении сбалансированности бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. Особое внимание необходимо уделить рассмотрению такой формы организации государственных финансов как внебюджетные фонды.
В четвертом модуле необходимо обратить особое внимание на проблемы использования механизма государственного финансового регулирования экономики в современной России. Особое место должно занимать изучение влияния процессов глобализации на финансовую систему Российской Федерации.
В ходе лекций раскрываются основные вопросы в рамках рассматриваемой темы, делаются акценты на наиболее сложные и интересные положения изучаемого материала, которые должны быть приняты студентами во внимание. Материалы лекций являются основой для подготовки студента к семинарским занятиям и выполнения заданий самостоятельной работы.
Основной целью семинарских занятий является контроль за степенью усвоения пройденного материала, ходом выполнения студентами самостоятельной работы и рассмотрение наиболее сложных и спорных вопросов в рамках темы семинарского занятия. Обсуждение проблем ,выносимых на семинарские занятия ,происходит как в традиционной форме контроля текущих знаний, так и в форме дискуссий по наиболее актуальным вопросам, проблемным публикациям.
На семинарских занятиях все студенты должны принимать активное участие в обсуждении дискуссионных вопросов и уметь раскрывать их практическую значимость. При выступлении, студентам необходимо аргументировано излагать свою позицию по обсуждаемым проблемам, подкреплять ее конкретными юридическими, статистическими и другими материалами, уметь обобщать, аргументировать и систематизировать точки зрения экономистов.
Самостоятельная работа студентов при изучении дисциплины «Финансы» является неотъемлемым элементом учебного процесса. При самостоятельной работе достигается конкретное усвоение учебного материала, развиваются теоретические способности, столь важные для успешной подготовки и защиты выпускной работы студента. Формы самостоятельной работы студентов могут быть разнообразными. Самостоятельная работа студентов включает подготовку к семинарским занятиям в соответствии с вопросами, представленными в УМК по дисциплине, изучение нормативных правовых актов, выполнение заданий для самостоятельной работы студентов, решение тестов и др. Выполнение всех видов самостоятельной работы увязывается с изучением конкретных тем.
Задания для самостоятельной работы предусмотрены для закрепления и расширения знаний, умений и навыков, приобретенных в результате изучения дисциплины. Задания для самостоятельной работы выполняются студентом в письменном виде во внеаудиторное время. Для выполнения заданий необходимо изучить рекомендуемые нормативные правовые акты и литературу. Некоторые задания для самостоятельных работ предусматривают также обсуждение и презентацию полученных результатов на семинарских занятиях(в форме подготовки докладов, аналитических записок, рефератов). Работа выполняется с использованием текстового редактора MS WORD, MS ECXEL - для таблиц, диаграмм и т.д., MS PowerPoint - для подготовки слайдов и презентаций. Работа должна носить творческий характер. При ее оценке учитывается обоснованность и оригинальность выводов. В письменной работе студент должен полно и всесторонне рассмотреть все аспекты задания, четко сформулировать и аргументировать свою позицию по исследуемым вопросам.
Учитывая дискуссионность многих вопросов изучаемой дисциплины, студенты, владеющие базовой дисциплиной «Финансы», регулярно должны знакомиться с новой монографической литературой, с периодическими изданиями, где обсуждаются актуальные вопросы. Часть источников, по рекомендации преподавателя, должна быть законспектирована и проработана, часть должна быть вынесена для обсуждения на семинарских занятиях.
При необходимости в процессе работы над заданием студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.
Кроме того, предусмотрено проведение индивидуальной работы (консультаций) со студентами в ходе изучения материала данной дисциплины.
Программа разработана в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 080100 «Экономика» и примерной программой дисциплины «Финансы» профессионального цикла (базовая часть),рекомендованной учебно-методичеким объединением вузов России по образованию в области финансов,учета и мировой экономики
Разработал : к.э.н., доцент С.Б. Набатчикова
Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры финансов и кредита протокол № 1 от « 29» августа 2011 г.
Зав. кафедрой д.э.н.,профессор В.С. Левин
Программа рассмотрена и одобрена на заседании методической комиссии экономического факультета протокол № 1 от «31» августа 2011 г.
Председатель методической
комиссии факультета к.э.н., доцент С.В.Хабарова
СОГЛАСОВАНО
Специалист по учебно-
методической работе Р.С.Мушинская
Заведующая отделом
комплектования библиотеки А.В. Свиненкова