Понятие анализа и управления объемом производства и продаж
Объем производства и реализация продукции – два показателя, которые при анализе результатов производственной деятельности исследуются во взаимосвязи и сопоставлении.
Формирование производственной программы строится на основе маркетинговых исследований рынка, его насыщенности, конкурентов, потенциальных покупателей и других параметров влияния внешней среды. К примеру, если спрос на какой-либо момент времени является неограниченным, следовательно, необходимо из имеющихся финансово-хозяйственных возможностей по максимуму наращивать объем производства. В современных условиях жесткой конкуренции и насыщенности практически всех рынков вопросы реализации становятся приоритетными, а показатели производства зависят от прогноза продаж, сформированного портфеля заказов. Производство в данном случае подчиняется простому правилу: производить только те товары и в таком объеме, которые реально можно реализовать.
Объем производства продуктов труда заданной номенклатуры (ассортимента) и качества, развернутый во времени, называют планом производства и реализации (производственной программой). Производственная программа напрямую зависит от увеличения объемов реализации рентабельной продукции по сравнению с конкурентами путем расширения доли рынка.
Основная цель анализа объемов производства и продаж продукции – увеличение объемов реализации рентабельной продукции по сравнению с конкурентами путем расширения доли рынка и получения максимальной прибыли.
Основная задача анализа объемов производства и продаж продукции
состоит в оценке:
Ø конкурентных позиций как самого предприятия, так и реализуемой продукции;
Ø способности гибко маневрировать ресурсами при изменении конъюнктуры рынка.
Для этого необходимо решить частные задачи:
· оценить степень выполнения производственной программы и плана продаж продукции;
· изучить динамику выпуска и реализации продукции;
· определить влияние факторов на изменение величины этих показателей;
· оценить степень выполнения договоров поставки, ритмичности, качества выпускаемой продукции;
· выявить внутрихозяйственные резервы увеличения выпуска и реализации продукции;
· разработать мероприятия по освоению выявленных резервов.
Основной задачей промышленных предприятий является наиболее полное обеспечение спроса потребителей высококачественной продукцией. Качество выпущенной и реализованной продукции (работ, услуг) определяется потребностями рынка, производственно-техническими возможностями предприятия и эффективностью использования его ресурсов.
Реализуя продукцию, предприятие возмещает затраты на ее изготовление и сбыт и получает прибыль, служащую источником технического и социального развития. Несвоевременная реализация продукции наносит ущерб не только производителю, но и предприятиям-потребителям, вызывая нарушения их нормальной деятельности.
Анализ производственных результатов проводится по следующим основным направлениям:
Ø оценка динамики производства и реализации продукции;
Ø анализ производства продукции по номенклатуре и ассортименту;
Ø анализ влияния факторов на объем продукции;
Ø анализ влияния структурных сдвигов на объем продукции;
Ø анализ ритмичности работы предприятия;
Ø оценка и анализ конкурентоспособности продукции;
Ø анализ обновления продукции;
Ø анализ качества продукции.
Источники информации: бизнес-план предприятия, оперативные план-графики, статистическая отчетность.
Формы статистической отчетности:
Ø форма № 1-п (годовая) «Отчет о продукции»;
Ø форма № 1-п (квартальная) «Квартальная отчетность промышленного предприятия о выпуске отдельных видов продукции в ассортименте»;
Ø форма № 1-п (месячная) «Срочная отчетность промышленного предприятия по продукции».
Формы бухгалтерской отчетности:
Ø форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках»;
Ø ведомость № 16 «Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация»;
Ø данные бухгалтерского учета, отраженные в учетных регистрах по счетам 40 «Выпуск продукции», 43 «Готовая продукция» и 90 «Продажи».
Перечисленные источники информации используются для проведения ретроспективного анализа. Оперативный анализ проводится по данным первичного бухгалтерского учета (по счетам 45 «Отгруженная продукция» и 90
«Продажи»).