Организация импортных операций
Организация экспортных операций
Если товарооборот (объем внешнеторговых операций) у фирмы незначителен и основная часть продукции реализуется на внутреннем рынке, (то для осуществления внешнеторговых операций она использует) тот же торговый аппарат.
При высоком объеме внешнеторговых операций создается специальный экспортный отдел, который не входит в состав внутреннего сбытового аппарата и может включать:
Специальный сбытовой аппарат
1. Функциональные сектора (торгово-договорный, валютный, транспорта, рекламы) изучают соответствующие функциональные вопросы, оказывают квалифицированные консультации;
2 Территориальные сектора уделяют внимание всем вопросам торговли с определенной группой стран независимо от номенклатуры товара;
3. Отраслевые сектора занимаются вопросами торговли лишь каким-либо отдельным товаром или очень близкой по характеру группой товаров
4. Региональные сбытовые структуры за рубежом.
В их задачи входит изучение рынка, условий сделок, вкусов потребителей. За границей экспортер может организовать оптовые фирмы по сбыту продукции. Они принимают от импортеров заказы, участвуют в сдаче продукции заказчикам, производят с ними финансовые расчеты, организуют рекламу. Некоторые фирмы имеют склады готовой продукции. В этом случае они демонстрируют товары и реализуют их за границей.
За границей создаются фирмы, которые занимаются не только оптовой, но и розничной торговлей. Например, фирмы, выпускающие автомобили, телевизоры, обувь, парфюмерию и другие товары.
Организация импортных операций
Для проведения операций фирмы создают импортные отделы, включающие два сектора — закупочный и административный. Иногда фирмы обращаются к услугам агентов по закупкам.
В крупных промышленных центрах, где преимущественно закупается товар, создаются постоянные представительства, закупочные конторы.
В некоторых развивающихся странах созданы правительственные организации, занимающиеся экспортом отдельных товаров, производимых на государственных предприятиях или скупаемых у частных лиц. Например, Бразильский институт кофе. Импортеры при закупке товаров пользуются услугами этих организаций.
Основные отличия торговли услугами от товарной:
–не имеют овеществленной формы, хотя ряд услуг приобретает ее, например: в виде магнитных носителей для компьютерных программ, различной документации, отпечатанной на бумаге и др. Однако с развитием и распространением Internet существенно снижается необходимость использования для услуг материальной оболочки;
– услуги производятся и потребляются в основном одновременно;
– не подлежат хранению;
– большинство основано на непосредственном контакте между производителями и потребителями (исключение – с помощью ЭВМ). В связи с этим зачастую требуется присутствие за рубежом непосредственных производителей услуг или иностранных потребителей в стране производства услуг.
Важной причиной роста рынка услуг является развитие информационного рынка, компьютерных технологий. Сервисные фирмы все больше используют компьютеры и компьютерные программы для выполнения своих функций. Компании по проверке бухгалтерско-финансовой деятельности работают на персональных компьютерах при выполнении аудиторских функций, а авиалинии в значительной мере автоматизировали процессы резервирования и продажи билетов.
Урегулирование основных принципов международной торговли услугами было одним из дискуссионных вопросов Уругвайского раунда переговоров в рамках ГАТТ. До этого времени в международном масштабе регулирование в этой сфере происходило только в рамках специализированных организаций, т. е. практически отсутствовало.
Уже в начале переговоров проявилось противоречие между развитыми и развивающимися странами. Первая группа считала, что торговля услугами должна быть включена в общую систему регулирования международной торговли, а вторая — придерживалась точки зрения, что услуги должны быть отделены от материальных товаров.
В результате было оформлено совершенно новое соглашение:
Генеральное соглашение по торговле услугами - ГАТС (General Agreement on Trade in Services), входящее на правах приложения в соглашение о ВТО, является главным международным документом, регулирующим международную торговлю услугами в целом. Документ определяет торговлю услугами как предоставление услуги с территории одной страны на территорию другой страны и покрывает все виды услуг, кроме правительственных. Соглашение определяет, что международная торговля услугами, так же как и торговля товарами, должна основываться на принципе РНБ. Тем самым ГАТС распространяет принципы ГАТТ на новый сегмент международной торговли, который составляет 20-25% ее объема.
ГАТС должно было функционировать отдельно от ГАТТ, но после создания ВТО оно стало одним из элементов этой организации, обязательным для выполнения всеми странами-членами.
В конечном счете понятие «услуги» не было определено, были только уточнены способы международной торговли услугами и проведена их классификация.
В соответствии с положениями ГАТС члены ВТО должны придерживаться следующих принципов:
• обеспечение прозрачности системы регулирования сферы услуг на своей территории;
• гарантия доступа к национальным процедурам разрешения споров, в особенности к кассационным процедурам в отношении административных решений. Соблюдение процедур разрешения споров во всех областях, регулируемых ВТО, что, среди прочего, означает, что данная страна должна быть готова к возможности ответных действий в ином секторе, чем тот, в котором был нанесен ущерб (cross-retaliation);;
• стабилизация, замораживание ограничений в доступе на рынок и следование принципу РНБ и национального режима, если такое обязательство было внесено в национальный список обязательств;
• участие переговорах о новых аспектах обмена в сфере услуг, а также о содержании национальных списков обязательств.
В то же время каждая страна имеет право:
• сохранять национальную монополию на предоставление некоторых услуг либо выделять одного или несколько услугодателей, которым предоставляются исключительные или специальные права;
• ужесточать регулирование сферы услуг в отношении всех услугодателей при соблюдении принципа не дискриминации;
• сохранять исключения в определенных ситуациях, включая отступления от принципа наибольшего благоприятствования;
• применять ограничения в целях защиты платежного баланса;
• использовать различное трактование отечественных и заграничных субъектов, если это продиктовано интересами защиты потребителей, акционеров и т. п., т. е. применять так называемые правила предусмотрительности (prudentials);
• участвовать в интеграционном объединении с более высоким уровнем либерализации в сфере торговли услугами.
Так же как и ГАТТ, ГАТС предусматривает возможность отступления от согласованного РНБ в случае образования интеграционного союза и по соображениям национальной безопасности. В ГАТС включены обязательства сторон не накладывать ограничения на международную торговлю услугами в следующих формах: квоты на объем предоставляемых услуг; ограничения на стоимость услуг; ограничения общего числа организаций, предоставляющих услуги; ограничения числа физических лиц, которые предоставляют услуги; ограничения юридических форм, в которых могут быть зарегистрированы организации, предоставляющие услуги; ограничения на участие иностранного капитала в организациях, предоставляющих услуги.
Классификацияи характеристика
Однако оценить реально широту и разнообразие международного рынка услуг достаточно сложно. Во-первых, не существует общепринятой систематизации услуг. Во-вторых, многие международные сделки в сфере сервиса остаются неучтенными, поскольку при этом не происходит перемещения товаров через границу, которые можно было бы осмотреть и учесть. В-третьих, сделки, касающиеся одновременно товаров и услуг, обычно целиком относятся к товарным. В-четвертых, большой объем деятельности сервисных фирм осуществляется через их зарубежные филиалы.
Операции купли-продажи услуг можно классифицировать по различным признакам: в зависимости от объекта, механизма реализации, характера взаимоотношений между сторонами, на предоставляемые отдельными лицами или различными фирмами.
1 Международных операции купли-продажи услуг подразделяют их на основные (обособленные от купли-продажи товаров) и обслуживающие международный товарооборот.
2 Наиболее подробный перечень услуг — Временный единый классификатор продукта ООН (UN Provisional Central Product Classification, CPC). Он выделяет около 600 видов услуг и позволяет достичь достаточно высокой степени детализации при описании обязательств в отношении отдельных из них.
Классификатор СРС был принят за основу Классификационного перечня секторов услуг (Классификатора ГАТС), предусматривающего четыре способа предоставления услуг:
2.1. Трансграничная торговля (перемещение) (cross-border trade), т.е. ситуация, когда продавец и покупатель услуг не перемещаются через границу, ее пересекает только услуга. Такой способ продажи услуг значительно приближен к продаже товаров в международной торговле, например предоставление юридических консультаций из-за границы по телефону (или факсу); участие в корреспондентской обучающей программе зарубежного учебного заведения; финансовые, аудиовизуальные услуги, услуги по программному обеспечению.
2.2. Потребление за границей (consumption abroad), т. е. ситуация, когда потребитель из одной страны приобретает и потребляет услугу на территории другой страны. В этом случае различие по сравнению с торговлей товарами состоит в том, что услуга и продавец услуги не перемещаются через границу, ее пересекает потребитель услуги, например выезд за границу на учебу или для лечения, в туристических целях.
2.3. Торговое (коммерческое) присутствие в стране предоставления услуги (commercial presence, либо — right of establishment), т. е. ситуация, когда фирма, предоставляющая услугу, пересекает границу и открывает представительство или дочернюю фирму, через которые осуществляет предоставление услуги. Сама услуга и ее потребитель в данном случае через границу не перемещаются. Строительство, розничная торговля, гостиничное обслуживание и др.
2.4. Присутствие физических лиц, предоставляющих услугу (presence of natural persons providing services), т. е. ситуация, когда услуга заключена непосредственно в деятельности людей, которые приезжают из-за границы в страну, где находится ее потребитель, например приезд из-за границы иностранного архитектора или аудитора. При этом происходит перемещение не капитала, как в коммерческом присутствии, а рабочей силы.
По классификации ГАТС Всемирной торговой организации, все услуги подразделяются на следующие группы: