Виды влияния инфляции. Рекомендации по прогнозу инфляции.
Влияние инфляции на денежные потоки проекта проявляется по‑разному.
1. Наиболее заметно влияние инфляции на цены производимой продукции и потребляемых ресурсов. Однако на эффективность проекта практически оказывают влияние не столько темпы инфляции, сколько ее неоднородность (различные темпы роста цен на разные товары, работы и услуги). На эффективность многовалютных проектов влияет также внутренняя инфляция иностранных валют.
2. Инфляция влияет на потребность проекта в финансировании. Такое влияние наиболее существенно тогда, когда на разных шагах темпы инфляции различаются (неравномерная инфляция), что характерно и для российской экономики.
Наименее выгодной для проекта является ситуация, при которой в начале проекта инфляция высокая (и, следовательно, заемный капитал берется под высокий кредитный процент), а затем ее темпы снижаются.
Для избежания неоправданно высоких процентных выплат можно рекомендовать при заключении кредитных соглашений предусматривать пересмотр процентной ставки в зависимости от инфляции. Одной из возможностей такого рода является фиксация в кредитном соглашении не номинальной, а реальной процентной ставки (см. Приложение 1) с тем, чтобы размеры начисляемых и выплачиваемых процентов автоматически изменялись (по формуле Фишера) в соответствии с темпами инфляциии.
3. Инфляция также оказывает влияние на потребность проекта в оборотном капитале. В ситуации, когда оплата реализованной продукции производится авансом или с задержкой, или когда приобретаемые сырье и материалы оплачиваются не в момент их получения, цена оплачиваемого товара будет отклоняться от рыночной его стоимости в момент оплаты. Это приводит к изменению потребности в оборотном капитале, причем соответствующее изменение зависит как от неоднородности, так и от темпов инфляции. Приведем пример.
Пример 8.3. Пусть предприятие каждый месяц производит и поставляет потребителю 300 единиц продукции. В 1-м месяце ее цена — 3000 руб./ед. При этом платеж потребителя поступает на счет фирмы через 2 месяца. Если темп общей инфляции в данном году составляет 12%, т.е. примерно 1% в месяц, то в реальном выражении предприятие получит в 3-м месяце только примерно 294 тыс. руб. Более того, пусть темп роста цен на данную продукцию в этом году составляет 18%, т.е. примерно 1,5% в месяц (структурная инфляция!). Тогда тот же (в физическом выражении) объем продукции в 3-м месяце должен стоить не 300, а 309 тыс. руб. что существенно больше полученных от покупателя средств. В этих условиях предприятие может столкнуться с недостатком оборотных средств.
Чтобы учесть это обстоятельство, не производя расчет по месяцам, необходимо в данном примере выручку от реализации продукции определять исходя из ее цены не 3000, а 2940 руб./ед., т.е. скорректировать проектируемую цену реализации на темп инфляции за период задержки.
Аналогичная ситуация возникает, когда данное предприятие осуществляет предварительную (авансовую) оплату необходимого сырья.
По отношению к этому виду влияния все проекты делятся на две категории (в основном, в зависимости от соотношения дебиторской и кредиторской задолженностей). Эффективность проектов первой категории с ростом инфляции падает, а эффективность проектов второй категории — растет.
В связи с изложенным можно рекомендовать следующий порядок прогноза инфляции:
· установить, к какой категории, первой или второй, относится проект;
* если приняты меры для уменьшения влияния инфляции на потребность в финансировании, то для проектов второй категории следует использовать минимально возможный уровень инфляции (например, производить расчет в неизменных базисных ценах). Для проектов первой категории из всех обоснованных прогнозов инфляции следует выбирать максимальный;
* если такие меры не приняты, то, наряду с описанными предельными прогнозами инфляции, необходимо рассмотреть сценарии, связанные с наиболее быстрым (из реально прогнозируемых) снижением инфляции от принятой максимальной до принятой минимальной величины;
· оценить нижний предел возможных изменений одной из характеристик изменения валютного курса (например, — цепных индексов внутренней инфляции иностранной валюты), в том числе, из соображений соотношения долларовых цен на продукцию: по проекту и существующих (внутри страны и за рубежом).
Помимо этого, финансовая реализуемость и эффективность проекта должна проверяться при различных уровнях инфляции в рамках оценки чувствительности проекта к изменению внешних условий (см. раздел 9).
При прогнозе инфляции следует учитывать официальные сведения, а также экспертные и прочие оценки, учитывающие дефлятор ВНП (ВВП), и/или индексы цен по достаточно большой “корзине” постоянного состава.