Э.: Владимир Иванович, что вы пожелаете бухгалтерам? 13 страница
Дебет 19 Кредит 60
- 7200 руб. - учтен НДС по материалам;
Дебет 15 Кредит 16
- 10 000 руб. (50 000 - 40 000) - отражено отклонение в стоимости материалов;
Дебет 20 Кредит 10
- 40 000 руб. - списаны материалы в производство по учетным ценам.
Отклонение в стоимости материалов, подлежащее сторнированию со счета 20, составит:
(2000 руб. + 10 000 руб.) : (30 000 руб. + 50 000 руб.) x 40 000 руб. = 6000 руб.
При списании отклонения надо сделать запись:
Дебет 20 Кредит 16
┌─────────┐
- │6000 руб.│ - сторнировано отклонение в стоимости материалов.
└─────────┘
На практике по счету 16 в течение месяца могут быть как кредитовый, так и дебетовый обороты. Ведь поставки материалов могут осуществляться неоднократно и разными поставщиками - по ценам как ниже, так и выше учетных. Тогда в расчете участвует сумма, получающаяся сложением начального сальдо, дебетового и кредитового оборотов по этому счету.
Пример. У АО "Актив" по счету 16: на начало месяца кредитовое сальдо - 2000 руб., обороты в течение месяца - дебетовый в сумме 15 000 руб. и кредитовый - 10 000 руб. Значит, совокупный итог всех отклонений - дебетовый в сумме 3000 руб. (15 000 - (2000 + 10 000)). По счету 10 в учетных ценах: остаток на начало месяца - 5000 руб., в течение месяца поступило материалов на сумму 55 000 руб., списано в производство материалов на сумму 30 000 руб. Бухгалтер "Актива" сделает записи:
Дебет 20 Кредит 10
- 30 000 руб. - списаны материалы по учетным ценам;
Дебет 20 Кредит 16
- 1500 руб. (3000 : (5000 + 55 000) x 30 000) - списаны отклонения в стоимости материалов.
Как учесть материалы, полученные по договору
с особым порядком перехода права собственности
Договором поставки материалов может быть предусмотрен переход права собственности на них от поставщика к вашей фирме только после их оплаты.
В этой ситуации ваша фирма не может учесть полученные материалы в составе собственных запасов, даже несмотря на то, что эти материалы были фактически получены.
До тех пор, пока они не будут оплачены поставщику, материалы учитываются на забалансовом счете 002 "Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение".
Пример. В отчетном году АО "Актив" купило материалы. По договору поставки право собственности на материалы переходит к "Активу" только после их оплаты. Материалы приняты "Активом" 10 декабря. Их стоимость - 59 000 руб. (в том числе НДС - 9000 руб.).
На конец года материалы оплачены не были.
Бухгалтер "Актива" должен сделать запись:
Дебет 002
- 59 000 руб. - приняты материалы, право собственности на которые еще не получено.
После оплаты материалов бухгалтер "Актива" должен сделать записи:
Дебет 60 Кредит 51
- 59 000 руб. - оплачены поступившие материалы;
Кредит 002
- 59 000 руб. - сняты материалы с забалансового учета;
Дебет 10 Кредит 60
- 50 000 руб. - оприходованы оплаченные материалы;
Дебет 19 Кредит 60
- 9000 руб. - учтен НДС по оприходованным и оплаченным материалам;
Дебет 68, субсчет "Расчеты по НДС", Кредит 19
- 9000 руб. - принят к вычету НДС.
Стоимость оплаченных материалов нужно указать по строке 1210 "Запасы".
Вклад материалов в уставный капитал
Если ваша фирма получила материалы в качестве вклада в уставный капитал, вы должны учесть их на балансе по стоимости, согласованной между учредителями (участниками).
Денежная оценка неденежного вклада в уставный капитал хозяйственного общества должна быть проведена независимым оценщиком (п. 2 ст. 66.2 ГК РФ).
Внимание! Сторона, передающая в качестве вклада в уставный капитал материалы, обязана восстановить ранее принятый к вычету НДС по материалам и заплатить его в бюджет. Принимающая сторона может принять этот налог к вычету (пп. 1 п. 3 ст. 170 НК РФ). У нее сумма НДС увеличивает добавочный капитал.
Пример. Одним из учредителей ООО "Пассив" является АО "Актив". В отчетном году "Актив" передал "Пассиву" материалы в качестве вклада в уставный капитал. Номинальная стоимость доли - 90 000 руб. Стоимость материалов, согласованная между учредителями и подтвержденная независимым оценщиком, также составила 90 000 руб. Сумма НДС, восстановленная "Активом" и указанная им в передаточных документах, - 18 000 руб.
Бухгалтер "Пассива" сделал следующие проводки:
Дебет 75-1 Кредит 80
- 90 000 руб. - отражена задолженность "Актива" по вкладу в уставный капитал;
Дебет 10 Кредит 75-1
- 90 000 руб. - получены материалы в счет вклада в уставный капитал;
Дебет 19 Кредит 83
- 18 000 руб. - учтен НДС по материалам;
Дебет 68, субсчет "Расчеты по НДС", Кредит 19
- 18 000 руб. - принят к вычету НДС по материалам.
В балансе "Пассива" за отчетный год по строке 1210 будет указана стоимость материалов в размере 90 тыс. руб.
Поступление материалов безвозмездно
Если ваша фирма получила материалы безвозмездно, то их стоимость определите исходя из рыночной цены на подобное имущество. В налоговом учете стоимость таких материалов не может быть меньше затрат на их приобретение по данным передающей стороны (п. 8 ст. 250 НК РФ).
Сумму НДС по таким материалам, уплаченную передающей стороной, к налоговому вычету не принимают. Она увеличивает их первоначальную стоимость.
Стоимость материалов, полученных безвозмездно, отражают проводкой:
Дебет 10 Кредит 91-1
- получены материалы безвозмездно.
Стоимость материальных ценностей, безвозмездно полученных от другой организации или физического лица, учитывается в доходах по налогу на прибыль. Налог нужно заплатить по итогам того периода, в котором материалы были оприходованы.
Исключение составляют ценности, полученные фирмой от физического лица или организации, которые имеют долю в уставном капитале вашего предприятия более 50%. Аналогично, если ваша фирма имеет долю в уставном капитале передающей стороны, превышающую 50%. При этом полученное имущество не облагают налогом на прибыль, если оно не будет передано третьим лицам в течение года со дня его получения.
Пример. В декабре отчетного года АО "Актив" получило безвозмездно от физического лица, не являющегося его акционером, материалы. Их рыночная цена составила 860 000 руб. (в том числе НДС).
Бухгалтер "Актива" должен сделать проводку:
Дебет 10 Кредит 91-1
- 860 000 руб. - оприходованы безвозмездно полученные материалы по рыночной цене.
В балансе "Актива" за отчетный год по строке 1210 должна быть отражена рыночная цена материалов в сумме 860 тыс. руб.
При исчислении налога на прибыль за отчетный год стоимость материалов (860 000 руб.) учитывают в составе внереализационных доходов.
Списание материалов
Материалы могут быть отпущены на нужды различных подразделений фирмы - основного, вспомогательного или обслуживающего производства - для использования в административно-управленческих или общепроизводственных целях.
На стоимость отпущенных материалов сделайте проводку:
Дебет 20 (23, 29, 25, 26) Кредит 10
- списаны материалы.
При использовании материалов для продажи готовой продукции и товаров сделайте запись:
Дебет 44 Кредит 10
- списана стоимость материалов, использованных в процессе продажи продукции (товаров).
Организация может передать излишки материалов безвозмездно.
Стоимость безвозмездно переданных материалов облагается НДС.
Такую операцию отражают в учете записями:
Дебет 91-2 Кредит 10
- списаны материалы, переданные безвозмездно;
Дебет 91-2 Кредит 68, субсчет "Расчеты по НДС",
- начислен НДС по материалам, переданным безвозмездно;
Дебет 99 Кредит 91-9
- отражен убыток от безвозмездной передачи материалов (в конце месяца).
Убыток от безвозмездной передачи материалов не включается в расходы при определении налоговой базы по налогу на прибыль (п. п. 16 и 19 ст. 270 НК РФ).
Оценку материалов при выбытии производят одним из трех способов:
- ФИФО;
- по средней себестоимости;
- по себестоимости каждой единицы.
Конкретный способ списания материалов должен быть установлен в учетной политике вашей фирмы. По разным видам материалов могут применяться различные способы оценки.
Способ ФИФО
Этот способ предполагает, что материалы, поступившие ранее других, передаются в производство первыми.
Если материалы были куплены партиями, то подразумевается, что сначала передается в производство первая партия, затем вторая и т.д. Если материалов в первой партии недостаточно, то списывается часть материалов из второй.
Пример. ООО "Зенит" купило кирпич марки М-150 для выполнения ремонтных работ. Кирпич покупался тремя партиями по 10 000 штук в каждой.
Первая партия приобретена 1 января по цене 35 000 руб. (без НДС). Вторая - 3 февраля по цене 36 667 руб. (без НДС). Третья - 2 марта по цене 39 167 руб. (без НДС).
На выполнение ремонтных работ было списано 25 000 штук кирпича. Работы выполнялись в марте.
При использовании способа ФИФО бухгалтеру необходимо списать:
- 10 000 штук кирпича из первой партии стоимостью 35 000 руб.;
- 10 000 штук кирпича из второй партии стоимостью 36 667 руб.;
- 5000 штук кирпича из третьей партии стоимостью 19 584 руб. (39 167 руб. x 5000 шт. : 10 000 шт.).
Общая стоимость кирпича, подлежащая списанию, составит 91 251 руб. (35 000 + 36 667 + 19 584).
При списании кирпича необходимо сделать проводку:
Дебет 20 Кредит 10
- 91 251 руб. - списан кирпич на выполнение ремонтных работ.
Способ средней себестоимости
При списании ценностей по этому способу бухгалтеру необходимо определить среднюю себестоимость единицы материалов. Этот среднемесячный показатель определяют по формуле:
┌────────────────────────┐ ┌──────────────────────┐ ┌─────────────┐
│ Стоимость остатка │ │ Количество материалов│ │ │
│ материалов на начало │ │ на начало отчетного │ │ Средняя │
│ отчетного периода + │ : │ периода + Количество │ = │себестоимость│
│ Стоимость материалов, │ │ материалов, │ │ единицы │
│ поступивших в отчетном │ │поступивших в отчетном│ │ материалов │
│ периоде │ │ периоде │ │ │
└────────────────────────┘ └──────────────────────┘ └─────────────┘
Чтобы установить стоимость материалов, которая подлежит списанию, средняя себестоимость единицы умножается на общее количество списанных материалов.
Пример. ООО "Зенит" купило кирпич марки М-150 для выполнения ремонтных работ. Кирпич покупался тремя партиями по 10 000 штук в каждой.
Первая партия приобретена 1 января по цене 35 000 руб. (без НДС). Вторая - 3 февраля по цене 36 667 руб. (без НДС). Третья - 2 марта по цене 39 167 руб. (без НДС).
На выполнение ремонтных работ было списано 25 000 штук кирпича. Работы выполнялись в марте.
При использовании этого метода бухгалтеру необходимо определить среднюю себестоимость единицы материалов (одного кирпича). Она составит:
(35 000 руб. + 36 667 руб. + 39 167 руб.) : (10 000 шт. + 10 000 шт. + 10 000 шт.) = 3,69 руб/шт.
Стоимость кирпича, подлежащая списанию, составит:
3,69 руб/шт. x 25 000 шт. = 92 250 руб.
При списании кирпича необходимо сделать проводку:
Дебет 20 Кредит 10
- 92 250 руб. - списан кирпич на выполнение ремонтных работ.
Способ списания по себестоимости каждой единицы
По этому способу оцениваются материалы, используемые в особом порядке (слитки драгоценных металлов, драгоценные камни и т.п.).
Единица таких материалов, как правило, уникальна, то есть существует в единственном экземпляре.
В большинстве случаев такие материалы являются весьма дорогостоящими.
Пример. АО "Актив" занимается сборкой автомобилей. Устанавливаемые в них двигатели являются номерными агрегатами. Тем самым двигатель представляет собой уникальный объект. В себестоимость автомобиля включается индивидуальная фактическая себестоимость каждого двигателя, зафиксированная в документах поставщиков.
Описанные методы списания материалов применимы и к товарам.
Меньше всего способ списания по себестоимости каждой единицы подходит для розничной торговли.
Ведь вести поштучный учет при большом количестве разных мелких товаров очень трудоемко и в большинстве случаев неоправданно.
Зато списание товаров по стоимости каждой единицы позволяет получить абсолютно точные сведения о себестоимости проданных товаров без каких-либо усреднений или отклонений. По каждому виду материалов может применяться свой способ оценки.
Учет наличия и движения отходов производства
Отходы производства, которые могут использоваться в производственных целях, относятся к материально-производственным запасам.
Исходя из Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. N 94н, наличие и движение отходов производства (обрубки, обрезки, стружка и т.п.) учитываются на субсчете 10-6 "Прочие материалы" счета 10 "Материалы". Согласно Методическим указаниям по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденным Приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. N 119н, стоимость отходов определяется организацией исходя из сложившихся цен на лом, утиль, ветошь и т.п. (т.е. по цене возможного использования или продажи).
Обратите внимание, что стоимость учтенных отходов относится в уменьшение стоимости материалов, отпущенных в производство.
Таким образом, в бухгалтерском учете стоимость отходов производства отражается проводкой:
Дебет 10-6 Кредит 20
- учтены отходы производства по цене их возможного использования или продажи.
Животные на выращивании и откорме
Предприятия животноводства и птицеводства (комплексы по выращиванию и откорму крупного рогатого скота и свиней, птицефермы и т.д.) по строке 1210 баланса указывают дебетовое сальдо по счету 11 "Животные на выращивании и откорме".
По этой строке приводят данные о стоимости: молодняка животных; взрослых животных, находящихся на откорме и в нагуле; птиц; зверей; кроликов; семей пчел; взрослого скота, выбракованного из основного стада для реализации (без постановки на откорм); скота, принятого от населения для реализации.
Также по этой строке отражают молодняк животных, полученных в качестве приплода.
Хозяйства, которые принимают животных на откорм и доращивание, учитывают их стоимость по договорным ценам без НДС. Предъявленный поставщиками НДС отражается на счете 19 и списывается в обычном порядке.
Себестоимость молодняка и взрослого скота на откорме, зверей и птицы всех возрастов определяют исходя:
- из затрат на их выращивание и откорм в текущем году;
- из стоимости животных и птицы, имевшихся на начало года, поступивших со стороны и переведенных на откорм из основного стада;
- из стоимости приплода, полученного в текущем году.
Незавершенное производство
Если ваша компания осуществляет производственную деятельность, то по строке 1210 баланса отражают дебетовое сальдо, не списанное на отчетную дату, по следующим счетам бухгалтерского учета:
- 20 "Основное производство";
- 21 "Полуфабрикаты собственного производства";
- 23 "Вспомогательные производства";
- 28 "Брак в производстве";
- 29 "Обслуживающие производства и хозяйства";
- 46 "Выполненные этапы по незавершенным работам".
Продукция, не прошедшая всех стадий обработки, а также работы, не принятые заказчиками, называются незавершенным производством, а затраты по ним - затратами незавершенного производства.
К незавершенному производству также относятся готовые изделия, не принятые отделом технического контроля, не полностью укомплектованная продукция, а также полностью изготовленная продукция, которая еще не прошла технических испытаний.
В незавершенное производство не включают материалы и покупные полуфабрикаты, не начатые обработкой.
Если ваша фирма выполняет работы долгосрочного характера и рассчитывается с заказчиками по выполненным этапам работ, которые имеют самостоятельное значение, то по строке 1210 отражают принятые заказчиком этапы по договорной стоимости.
Как учесть расходы основного производства
Такие расходы отражают на счете 20 "Основное производство". К нему открывают субсчета затрат по наименованиям производимой продукции. Это необходимо для определения себестоимости каждой единицы продукции.
Расходы производственной фирмы в момент их признания подразделяются на прямые (непосредственно связанные с производством конкретной продукции) и косвенные (связанные с производством нескольких видов продукции).
Косвенные расходы сначала учитывают на счетах 25 "Общепроизводственные расходы" и 26 "Общехозяйственные расходы", а затем списывают в дебет счета 20.
Сумму прямых расходов отражают проводками:
Дебет 20 Кредит 02 (05, 10, 16, 21, 23, 29, 60, 70, 69...)
- отражены расходы основного производства.
Прямые расходы относятся к определенным видам выпускаемой продукции.
Расходы, не поддающиеся отнесению к конкретной продукции (заработная плата работников основного производства, занятых при производстве нескольких видов продукции; расходы ремонтного цеха и т.д.), распределяются по видам продукции пропорционально какому-либо прямому показателю.
Таким показателем может быть: стоимость материалов, израсходованных при выпуске конкретного вида продукции; сумма заработной платы работников, занятых в процессе производства конкретного вида продукции, и т.д.
Выбранный порядок распределения расходов между видами выпускаемой продукции вы должны закрепить в учетной политике.
Пример. АО "Актив" выпускает столы и стулья. За отчетный период было изготовлено 600 стульев и 100 столов.
На производство стульев было затрачено материалов на сумму 100 000 руб., столов - 180 000 руб.
Заработная плата (включая отчисления во внебюджетные фонды) работников основного производства, занятых в изготовлении стульев, составила 60 000 руб., столов - 100 000 руб.
Расходы вспомогательного производства, связанные с выпуском продукции (обеспечением основного производства электроэнергией, водой, отоплением и т.д.), составили 150 000 руб.
Расходы по производству различных видов мебели бухгалтер "Актива" учитывает на разных субсчетах счета 20 "Основное производство":
- 20-1 "Изготовление стульев";
- 20-2 "Изготовление столов".
Согласно учетной политике расходы, связанные с выпуском мебели, которые нельзя отразить на этих субсчетах напрямую, распределяются пропорционально прямым затратам на производство конкретных изделий.
Бухгалтер "Актива" должен сделать проводки:
Дебет 20-1 Кредит 10
- 100 000 руб. - списаны материалы на производство стульев;
Дебет 20-2 Кредит 10
- 180 000 руб. - списаны материалы на производство столов;
Дебет 20-1 Кредит 70, 69
- 60 000 руб. - отражены заработная плата работникам, занятым в производстве стульев, и взносы в ПФР, ФСС, ФФОМС;
Дебет 20-2 Кредит 70, 69
- 100 000 руб. - отражены заработная плата работникам, занятым в производстве столов, и взносы в ПФР, ФСС, ФФОМС.
После отражения прямых затрат бухгалтер "Актива" должен распределить расходы вспомогательного производства между видами выпускаемой продукции.
Сумма прямых расходов, связанных с выпуском различных видов продукции, составила:
- стульев - 160 000 руб. (100 000 + 60 000);
- столов - 280 000 руб. (180 000 + 100 000).
Общая сумма прямых расходов составила:
160 000 руб. + 280 000 руб. = 440 000 руб.
Расходы вспомогательного производства распределяются в следующем порядке:
- на затраты по производству стульев - 54 545 руб. (160 000 : 440 000 x 150 000);
- на затраты по производству столов - 95 455 руб. (280 000 : 440 000 x 150 000).
Бухгалтер должен сделать проводки:
Дебет 23 Кредит 10 (70, 69...)
- 150 000 руб. - отражены расходы вспомогательного производства;
Дебет 20-1 Кредит 23
- 54 545 руб. - часть расходов вспомогательного производства учтена в затратах на производство стульев;
Дебет 20-2 Кредит 23
- 95 455 руб. - часть расходов вспомогательного производства учтена в затратах на производство столов.
Если на конец отчетного периода мебель не будет закончена производством или не пройдет приемку, то ее стоимость, учтенную по дебету счета 20, нужно отразить по строке 1210 баланса.
Как списать расходы основного производства
Порядок списания расходов, связанных с производством продукции, зависит от того, каким способом вы отражаете в учете стоимость готовой продукции:
- по нормативной (плановой) себестоимости;
- по фактической производственной себестоимости.
Способ учета готовой продукции должен быть закреплен в учетной политике.
Если вы учитываете готовую продукцию по нормативной (плановой) себестоимости, все расходы, связанные с ее выпуском, ежемесячно списывайте в дебет счета 40 "Выпуск продукции (работ, услуг)":
Дебет 40 Кредит 20
- списаны фактические расходы, связанные с производством продукции.
Если вы учитываете готовую продукцию по фактической производственной себестоимости, то при ее выпуске все расходы, связанные с ее производством, спишите в дебет счета 43 "Готовая продукция":
Дебет 43 Кредит 20
- отражена стоимость готовой продукции, выпущенной из основного производства.
Сумму расходов, не списанную в отчетном периоде на эти счета, отражают по строке 1210 бухгалтерского баланса.
Готовая продукция может быть предназначена для использования на самом предприятии (например, тара, изготовленная для упаковки продукции).
Если ваша фирма использует готовую продукцию для производственных нужд, ее стоимость можно учитывать на счете 10 "Материалы" или других счетах по учету материальных ценностей (в зависимости от ее назначения).
Затраты по аннулированным производственным заказам, а также затраты на производство, по тем или иным причинам не давшее готовой продукции, включают в состав прочих расходов.
Такие затраты спишите в дебет субсчета 91-2 "Прочие расходы":
Дебет 91-2 Кредит 20
- списаны затраты по аннулированным производственным заказам (затраты на производство, не давшее готовой продукции).
Затраты по аннулированным производственным заказам, а также расходы на производство, не давшее готовой продукции, уменьшают налогооблагаемую прибыль.
Как учесть расходы обслуживающих производств
Обслуживающими для любой фирмы являются хозяйства и производства, деятельность которых непосредственно не связана с процессом производства продукции, выполнения работ и оказания услуг. В частности, к ним относят:
- жилищно-коммунальные хозяйства;
- пошивочные и другие мастерские бытового обслуживания;
- детские дошкольные учреждения (ясли, сады);
- дома и базы отдыха, санатории, детские оздоровительные лагеря и другие учреждения оздоровительного и культурно-просветительного назначения;
- подсобные сельские хозяйства;
- столовые, буфеты.
Все расходы, связанные с деятельностью обслуживающих производств и хозяйств, числящихся на балансе фирмы, учитывают по счету 29. В балансе по строке 1210 отражают дебетовое сальдо по этому счету, не списанное на конец отчетного периода.
Расходы обслуживающих производств делятся на прямые и косвенные.
Прямые расходы непосредственно связаны с деятельностью обслуживающего хозяйства (заработная плата работников хозяйства; стоимость материальных ценностей, израсходованных хозяйством; расходы по содержанию оборудования хозяйства и т.п.). Такие расходы учитывайте непосредственно по дебету счета 29 и кредиту счетов по учету начисленной амортизации, материалов, расчетов с персоналом по оплате труда и т.д.
Косвенные расходы связаны с управлением и обеспечением обслуживающих хозяйств (заработная плата административного персонала, расходы на содержание основных средств общехозяйственного назначения и т.п.).
Косвенные расходы отражаются по дебету счетов 23 "Вспомогательные производства", 25 "Общепроизводственные расходы" и 26 "Общехозяйственные расходы". Ежемесячно долю этих расходов, относящуюся к деятельности обслуживающего хозяйства, списывайте со счетов 23, 25 и 26 в дебет счета 29.
Пример. ООО "Пассив" имеет на балансе детский сад (для детей работников), который оказывает услуги за плату. Они освобождены от обложения НДС (пп. 4 п. 2 ст. 149 НК РФ). Сумма начисленной амортизации по оборудованию детского сада составила 5000 руб. Расходы по оплате услуг организации, снабжающей детский сад электроэнергией и теплом, составили 17 700 руб. (в том числе НДС - 2700 руб.).
Сумма заработной платы, начисленной работникам детского сада, составила 40 000 руб. Сумма страховых взносов и взносов "по травме", начисленная с зарплаты работников, - 12 080 руб.
Бухгалтер "Пассива" должен сделать проводки:
Дебет 29 Кредит 02
- 5000 руб. - начислена амортизация по оборудованию детского сада;
Дебет 29 Кредит 60
- 15 000 руб. (17 700 - 2700) - учтены расходы по оплате тепла и электроэнергии, израсходованных детским садом;
Дебет 19 Кредит 60
- 2700 руб. - учтен НДС по теплу и электроэнергии;
Дебет 29 Кредит 19
- 2700 руб. - НДС включен в себестоимость услуг, освобожденных от налогообложения;
Дебет 29 Кредит 70
- 40 000 руб. - начислена заработная плата работникам детского сада;
Дебет 29 Кредит 69
- 12 080 руб. - начислены взносы в ПФР, ФФОМС и ФСС.
Как списать расходы обслуживающего производства (хозяйства)
Затраты обслуживающего хозяйства, связанные с обеспечением производственного процесса, списывают в дебет счетов учета материальных ценностей или затрат на производство.
Если обслуживающее производство самостоятельно изготавливает какие-либо материальные ценности, то их фактическую себестоимость в учете отразите записью:
Дебет 10 (43) Кредит 29
- оприходованы материалы (готовая продукция), выпущенные обслуживающим производством.
Расходы обслуживающего хозяйства, связанные с выполнением работ (оказанием услуг), спишите проводкой:
Дебет 20 Кредит 29
- списаны расходы обслуживающего хозяйства по выполнению работ (оказанию услуг) для основного производства.
Внимание! Передача товаров, выполнение работ или оказание услуг одним подразделением фирмы другому ее подразделению не считаются продажами в гражданско-правовом значении.
Зачастую определить, какая именно часть расходов обслуживающего хозяйства относится к деятельности основного или вспомогательного производства, затруднительно (например, если прачечная осуществляет стирку спецодежды рабочим как основного, так и вспомогательного производства). Поэтому вы должны распределить такие расходы пропорционально какому-либо показателю.