Понятие стратегии производственных процессов
Разработка производственного процесса – это, прежде всего, выбор подходящей технологии (технологического процесса). Технологический процесс – это основная часть производственного процесса, непосредственно связанная с переработкой или обработкой материала (п.1.1). Процесс делится на части – операции, которые выполняются одним или группой рабочих на одном рабочем месте. В операционном менеджменте производственный процесс рассматривают как операционный процесс, а производственную стратегию как операционную стратегию. Операционная стратегия предполагает принципиально новый подход к проблемам, связанным с управлением операциями, предлагая ряд концепций и методов развития стратегии производственных процессов.
В теме 4 «Стратегия продукта (товара)» рассматривались вопросы, связанные с необходимостью отбора, определения и проектирования товара, а также с необходимостью разработки товарной (продуктовой) стратегии. На принятой товарной стратегии базируется стратегия производственных процессов. Эта стратегия связана с определением способов преобразования ресурсов в конечную продукцию или услуги. Объектом стратегии процессов будут долгосрочные характеристики и параметры производственных процессов, позволяющих сделать вывод о состоянии необходимого оборудования, персонала, зданий, сооружений, используемого сырья, материалов, а также инвестиций в развитие предприятия. Следует помнить, что лучший путь к процессу производства продукции, услуг приводит к получению долговременного эффекта по такому направлению, как гибкость реакции предприятия на изменения требований рынка. Стратегия производственных процессов всегда имеет относительно устойчивый и долговременный характер и связана со значительными инвестициями. Эта стратегия связана с принятием концептуальных решений в области развития процессов. Принимаются, прежде всего, решения, связанные с определением способа развития производства, а также приоритетов и требований к выполнению работ.
Определение способа развития производства. Это долгосрочная ориентация предприятия на преимущественный способ преобразования ресурсов в конечную продукцию или услуги. Различают три типа стратегии: сфокусированные на процесс, на продукт и на повторяющиеся процессы.
Способности производства, позволяющие выполнять в очень малых объемах или партиях разнообразных товаров, дают нам стратегию, сфокусированную на процесс. Более 75% мирового производства и сервиса приходится на данный тип процесса. Это так называемые «заказы на изготовление» (индивидуальные, штучные, разовые). Для этого процесса характерны черты единичного производства, когда применяются универсальные средства технологического оснащения. Процессы производства такого типа известны под названием переменных (изменяющихся) процессов.
Высокий объем производства и малое разнообразие процессов характеризуют процессы, сфокусированные на продукте. Возможности производства организуются вокруг товаров. Эти процессы имеют очень долгий, продолжительный период производства одного и того же товара. Подобные процессы позволяют применять специальное оборудование, оснастку и поточные методы организации производства. Такой тип производства известен под названием постоянных процессов, для них характерны черты массового производства.
Повторяющие процессы занимают промежуточное положение между постоянными и переменными процессами. Для этих процессов характерно производство разнообразной продукции сериями разного размера через различные интервалы времени. Повторяющиеся процессы строятся на производстве модулей. Модули - это части или компоненты конечного изделия, предварительно изготовляемые с использованием постоянных процессов, на основе которых с использованием переменных процессов осуществляется общая сборка конечного изделия по заказу конкретного потребителя. К линиям с повторяющимися процессами можно отнести сборочный конвейер, ресторан быстрого питания.
Определение приоритетов и требований к выполнению работ. Запрос потребителей относительно продукции приводят к формированию приоритетов, которые затем становятся обязательными для стратегии процессов. Путь к успеху любой производственной системы заключается в том, чтобы максимально точно определить все возможные варианты приоритетов. Одни предприятия акцентируют свое внимание на продвижение продукции на рынок, другие – на производство и обслуживание, третьи – на снабжение и сбыт.
К существенным факторам, которые влияют на выбор стратегии процессов, относятся: время, издержки, реакция на изменение конъюнктуры рынка, обслуживание, продуктовая (технологическая) линия, качество. По указанным направлениям требуется проведение работ, которые стали бы двигателями стратегии производственных процессов.
Срок выполнения заказа играет большую роль. Способность предприятия предлагать и выполнять услуги или произвести продукцию за меньшее время, имеет значительные преимущества по сравнению с предприятиями – конкурентами. Одним из основных требований организации процесса производства продукции, услуг является обеспечение наименьшей длительности процесса выполнения заказа. Чем меньше длительность производственного цикла, тем больше продукции, услуг в единицу времени (при прочих равных условиях) можно произвести, что приведет к снижению затрат при производстве.
Издержки производства являются тем фактором, который позволяет предприятиям конкурировать на рынке. Это становится возможным, если отладить соответствующую систему управления затратами на всем пути производственного процесса.
Самым существенным фактором, ограничивающим выбор позиции предприятия, являются рынок и потребитель, т.е. удовлетворение запросов конкретного сегмента потребительского рынка. Операционная стратегия должна отражать рыночную направленность, определяя область возможных вариантов выбора. Для предприятий, занятых обслуживанием, роль операции в сервисной системе велика. Они определяют структуру сервисных систем и управление работой обслуживающего персонала. Что касается продуктовой (технологической) линии, то область операционной стратегии будет направлена на развитие или усовершенствование продукции, услуг.
Уровень качества продукции во многом зависит от того, на какой сегмент рынка он ориентирован. Качество процесса – это выпуск продукции, услуг в соответствии с технологическим процессом. В сфере обслуживания гарантировать качество продукции и процесса значительно труднее, так как производство и потребление происходит одновременно.
Определив требования к рабочим характеристикам производственного процесса, принимаются стратегические решения, связанных с определением типа производства и методов его организации, форм организации производственных процессов, а также производственной мощности. Это основные элементы стратегии производственных процессов. Требуется принимать стратегические решения по указанным направлениям (элементам). Рассмотрим содержательную часть каждого элемента.