Государственное регулирование деятельности субъектов хозяйствования
Целью государственного регулирования экономики является достижение наиболее эффективного экономического, социального, научного и культурного развития страны.
Регулирование осуществляется с помощью, экономических и административных методов.
Основными принципами государственного регулирования экономики можно считать: во-первых, минимальное вмешательство государственных органов в экономические процессы (исполнение ими лишь тех функций, которые не может исполнить сам субъект хозяйствования); во-вторых, влияние соответствующих структур власти на развитие социально-экономических процессов с помощью установленных государством экономических регуляторов и нормативов.
Практическая реализация методов и принципов государственного регулирования экономики находит свое отображение в совокупности выполняемых государством экономических функций:
— обеспечение благоприятной правовой базы и общественной атмосферы;
— определение глобальной стратегии развития страны, индикативное макроэкономическое планирование;
— согласование и стимулирование приоритетных направлений инновационных процессов и инвестиционной деятельности;
— перераспределение ресурсов, стабилизация экономики и социальная защита населения;
— мониторинг и регулирование процессов охраны и восстановления окружающей природной среды.
2. Прогнозирование развития предприятия.
Прогнозирование развития предприятий — это научно-обоснованные количественные и качественные измерения его состояния в будущем, а также альтернативные способы и сроки достижения ожидаемого состояния.
Основные принципы процесса прогнозирования:
— целенаправленность — содержательное описание поставленных исследовательских заданий;
— системность — построение прогноза на основе системы методов и моделей, которые характеризуются определенной иерархией и последовательностью;
— научная обоснованность — всесторонний учет объективных законов развития общества, использование мирового опыта;
— многоуровневое описание — описание объекта, как целостного явления и одновременно, как элемент сложной системы;
— информационное единство — использование информации с равным уровнем обобщения и целостности признаков;
— адекватность объективным закономерностям развития — выявление и оценка устойчивых взаимосвязей и тенденций развития объекта;
— последовательное решение неопределенности — процедура по выявлению целей и условий, сложившихся к моменту определения возможных направлений развития;
— альтернативность — выявление возможных вариантов развития объекта под воздействием различных факторов.
3. Методологические основы планирования.
Важнейшей функцией управления предприятием является планирование его деятельности. Планирование — это процесс определения целей, которые предприятие предполагает достичь за определенный период, а также способы достижения поставленных целей.
В зависимости от длительности планового периода планирование бывает перспективным и текущим.
Планирование деятельности предприятия осуществляется с помощью различных методов которые должны:
— быть адекватными внешним условиям хозяйствования, особенностям различных этапов процесса становления и развития рыночных отношений;
— более полно учитывать профиль деятельности объекта планирования и разнообразные способы достижения основной цели — увеличение прибыли;
— соответствовать видовым признакам плана который разрабатывается.
4. Стратегия развития предприятия и бизнес-планирование.
Стратегическое планирование — процесс осуществления совокупности систематизированных и взаимосогласованных работ, для определения долгосрочных целей и направлений деятельности предприятия.
Основные этапы:
— определение миссии предприятия — то есть основная цель предприятия;
— формирование стратегических целей (конкретизация целей и заданий каждого уровня управления предприятием);
— анализ внешней среды — изучение и контроль воздействия различных факторов на деятельность предприятия;
— анализ внутреннего потенциала предприятия, то есть оценка состояния всех стратегических хозяйственных подразделений;
— выбор генеральной стратегии предприятия: стратегия роста; стратегия стабилизации; стратегия выживания;
— выбор стратегической альтернативы.
Бизнес-план предприятия — это письменный документ в котором изложены суть, направление и способы реализации предпринимательской идеи, охарактеризованы рыночные, производственные, организационные и финансовые аспекты предстоящего бизнеса, а также управление им. Бизнес-план выполняет две важные функции: внешнюю (ознакомление заинтересованных людей с сущностью и эффективностью новой предпринимательской идеи) и внутреннюю (разработка системы управления и реализации проекта).
5. Тактическое и оперативное планирование.
Составление средне- и краткосрочных планов относится к тактическому планированию деятельности предприятия. Практика плановой работы определяет период один год, как наиболее приемлемый для разработки тактических краткосрочных планов. Среднесрочные планы – разрабатываются на несколько лет для конкретизации, детализации заданий стратегического плана.
Основные разделы тактических планов предприятия:
1. Маркетинговая деятельность.
2. Производственная деятельность (выпуск продукции в натуральном и стоимостном выражении, обоснование производственной программы).
3. Научно-исследовательские, конструкторско-технологические и экспериментальные работы (новые технологии и продукция).
4. Труд, кадры, социальное развитие коллектива (персонал, фонд заработной платы, производительность, условия труда и быта).
5. Капитальные вложения и капитальное строительство (инвестиции, строительно-монтажные работы, введение в действие основных фондов).
6. Материально-техническое обеспечение (потребность в материальных ресурсах и определение источников их удовлетворения).
7. Организация производства, труда и управления (совершенствование форм и методов, структурные изменения).
8. Природоохранная деятельность (мероприятия по охране и рациональному использованию природных ресурсов).
9. Внешнеэкономическая деятельность (результаты экспортно-импортных операций).
10. Затраты, прибыль и рентабельность (себестоимость, прибыль и рентабельность).
11. Финансовая деятельность (баланс доходов и расходов, взаимоотношения с бюджетом, кредитные отношения).
В процессе оперативного управления осуществляется детальная разработка планов предприятия и его структурных подразделений на короткий срок (месяц, декаду и т.д.).
Тема 14. Производство, качество и
конкурентоспособность продукции
1. Общая характеристика продукции (услуг).
2. Маркетинговая деятельность и формирование программы выпуска продукции (оказания услуг).
3. Материально-техническое обеспечение производства.
4. Качество и конкурентоспособность продукции (услуг).
5. Стандартизация и сертификация продукции (услуг)
6. Государственный надзор за качеством и внутрипроизводственный технический контроль.