Ускоренная амортизация как способ государственного стимулирования инвестиционной активности предприятия.

Ускоренная амортизация — это амортизация по повышенным ставкам по сравнению с действующими или средними ставками. Этот метод занимает особое место среди комплекса мер государственного регулирования экономики. Смысл ускоренной амортизации состоит в установлении такого уровня ежегодных списаний в амортизационный фонд, который превышает размеры фактического морального и физического износа элементов основного капитала. Ускоренная амортизация разрешает переносить существенную часть прибыли в статьи издержек производства, не облагаемых налогами. Это позволяет указанные суммы в последующем направлять в новые капитальные вложения. Таким образом, политика ускоренной амортизации способствует росту собственных финансовых возможностей предпринимателей для осуществления капитальных вложений, а также снижению доли заемных средств в процессе капитального строительства и модернизации основного капитала.

Кроме того, используя метод ускоренной амортизации, государство имеет возможность влиять на структуру национального хозяйства. Государство может ускорить процесс развития отдельных отраслей экономики, введя для них особо благоприятные ставки амортизации. Дифференциация норм амортизационных отчислений применяется также для изменения региональной или территориальной структуры производства, создания новых отраслей.

Содержание и цели финансового планирования.

Финансовое планирование на предприятии - это планирование всех его доходов и направлений расходования финансовых средств, для обеспечения функционирования предприятия. Основной целью планирования является согласование и синхронизация доходов и расходов предприятия в рамках намеченной производственной программы и перспектив развития.

Значение финансового планирования состоит в том, что оно:

• воплощает выработанные стратегические цели в форму конкретных показателей;

• обеспечивает финансовыми ресурсами заложенные в производственном плане экономические пропорции развития;

• определяет возможности жизнеспособности проекта предприятия в условиях конкуренции;

• служит инструментом поддержки от внешних инвесторов;

• позволяет предотвратить ошибочные действия в области финансов.

Основными задачами финансового планирования на предприятии являются:

-обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами производственной, инвестиционной и финансовой деятельности;

-определение направлений эффективного вложения капитала, оценка его использования;

-выявление внутрихозяйственных резервов увеличения прибыли;

-установление рациональных финансовых отношений с бюджетом, банками, другими контрагентами;

- соблюдение интересов акционеров и других инвесторов;

- контроль за финансовым состоянием, платежеспособностью и кредитоспособностью предприятия.

Финансовый план призван обеспечить финансовыми ресурсами предпринимательский план хозяйствующего субъекта. В планах происходит соизмерение намечаемых затрат с реальными возможностями, в итоге достигается материально-финансовая сбалансированность. Статьи финансового плана увязаны со всеми показателями работы предприятия и основными разделами предпринимательского плана: производством продукции, услуг, научно-техническим развитием, капитальным строительством, материально-техническим обеспечением, прибыли, экономическим стимулированием, кадровой политикой.

В практике планирования применяются следующие методы:

Метод экономического анализа - позволяет определить основные закономерности, тенденции в движении натуральных и стоимостных показателей, внутренние резервы предприятия.

Нормативный метод заключается в том, что на основе заранее установленных норм и технико-экономических нормативов рассчитывается потребность хозяйствующего субъекта в финансовых ресурсах. Такими нормативами являются ставки налогов, нормы амортизационных отчислений и др. Существуют также нормативы предприятия, т.е. те, которые разрабатываются и используются на данном предприятии.

Использование метода балансовых расчетов для определения потребности в финансовых ресурсах основывается на прогнозе поступления средств и затрат по основным статьям баланса.

Метод денежных потоков носит универсальный характер и служит инструментом для прогнозирования размеров и сроков поступления доходов. Теория прогноза денежных поступлений основывается на ожидаемых доходах и бюджетировании всех расходов.

Метод многовариантности расчетов - состоит в разработке альтернативных вариантов плановых расчетов, с тем, чтобы выбрать из них оптимальный по заранее установленным критериям.

Методы экономико-математического моделирования позволяют количественно выразить тесноту взаимосвязи между финансовыми показателями и основными факторами их определяющими.

Процесс финансового планирования включает следующие этапы:

1. Анализируются финансовые показатели за предыдущий период, для этого используются баланс, отчет о прибылях и убытках, о движении денежных средств.

2. Составляются основные прогнозные документы (см. п.1), которые относятся к перспективным финансовым планам и включаются в состав бизнес-плана.

3. Уточняются и конкретизируются показатели прогнозных финансовых документов посредством составления текущих финансовых планов.

4. Осуществляется оперативное финансовое планирование. Завершается процесс планирования практическим внедрением планов, и контролем за их выполнением.

Финансовое планирование в зависимости от содержания и назначения можно классифицировать на следующие виды: перспективное, текущее (годовое), оперативное.

Виды планов и методы финансового планирования.

Виды планирования

стратегическое

долгосрочное

краткосрочное

текущее

В практике финансового планирования используются следующие методы расчета показателей финансовых планов:

- экстраполяции. Заключается в определении финансовых показателей на основе установления устойчивой динамики их развития.

- нормативный. Суть его состоит в том, что плановые показатели рассчитываются на основе установленных норм и финансово-бюджетных нормативов.

- индексный. Предполагает широкое использование системы разнообразных индексов при расчете плановых финансовых показателей.

- программно-целевой. Позволяет оценить и выбрать предпочтительные варианты производственного, социально-экономического развития в целевом, отраслевом и территориальном аспектах.

В зависимости от заданий, объектов планирования, длительности планового периода, финансовые планы разделяются на перспективные (стратегические), текущие и оперативные.

Период перспективного (долгосрочного) финансового плана определяется общей финансовой стратегией предприятия, экономической стабильностью, возможностями прогнозирования объемов финансовых ресурсов и направлений их использования. В нем отмечают важнейшие показатели, пропорции и темпы расширенного производства. Долгосрочные финансовые планы, используют упрощенные методы расчетов доходов и статей расходов, которые чаще всего имеют вид прогноза и потом уточняются в текущих планах. Перспективные планы охватывают период от одного до пяти лет.

Можно выделить четыре основных вида управленческой деятельности в рамках процесса стратегического планирования: распределение ресурсов; адаптация к внешней среде; внутренняя координация; организационное стратегическое предвидение.

Процесс распределения ресурсов включает в себя распределение ограниченных организационных ресурсов, таких как фонды, дефицитные управленческие таланты и технологический опыт.

Адаптация к внешней среде охватывает все действия долгосрочного характера, которые улучшают отношения организации с её окружением.

Внутренняя координация включает координацию запланированной деятельности для отображения сильных и слабых сторон организации с целью достижения эффективной интеграции внутренних операций.

Осознание организационных перспективных планов предусматривает осуществление систематического развития мышления менеджеров путём формирования организации, которая может учиться на прошлых стратегических решениях.

В число потенциальных преимуществ, которые дает разработка перспективного плана, входят: улучшение качества организационной работы;

наличие четкого представления о направлении движения к будущему; возможность своевременного решения главных организационных проблем;

достижение более высокого экономического показателя «затраты - эффективность»; создание рабочего коллектива и накопление экспертных знаний; выполнение требований финансирующих организаций; принятие активной, а не выжидательной позиции по отношению к проблемам, стоящим перед организацией.

Текущее финансовое планирование рассматривается как составная часть перспективного плана и представляет собой конкретизацию его показателей.

Система текущего финансового планирования имеет своей целью обеспечить реализацию финансовой стратегии. По сути, финансовые планы текущего периода строятся на основе принятой финансовой стратегии и финансовой политики. Результат текущего финансового планирования – конкретные виды текущих финансовых планов, которые дают возможность предприятию определить на предстоящий период все источники финансирования его развития, сформировать структуру доходов и затрат, обеспечить постоянную платежеспособность, определить структуру активов и капитала предприятия на конец планового периода. Горизонтом текущих планов обычно является год или полгода.

В процессе текущего финансового планирования должны разрабатываться три финансовых плана: движения денежных средств; отчета о прибылях и убытках; бухгалтерского баланса.

Оперативные планы — это краткосрочные тактические планы, непосредственно связанные с достижением целей фирмы (план производства, план закупки сырья и материалов и т. п.). Оперативные планы входят как составная часть в годовой или квартальный общий бюджет предприятия.

Оперативное финансовое планирование на предприятии.

С помощью оперативных финансовых планов предприятие определяет объем финансовых ресурсов для обеспечения текущей производственно-финансовой деятельности, устанавливает последовательность и сроки осуществления отдельных финансовых операций с учетом наиболее эффективного маневрирования собственными и заемными средствами, осуществляет оперативный контроль за выполнением планов и обязательств по объему производства и реализации продукции, прибыли, платежам в бюджет, отчислениям довольствующим органам, расчетам с учреждением банка.
Оперативное финансовое планирование включает в себя составление: платежного календаря; кассового плана; расчета потребности в краткосрочном кредите.
Платежный календарь является основой организации оперативной финансовой работы на предприятии. В этом документе подробно отражается оперативный денежный оборот через расчетные, текущие, валютные, ссудные и другие счета предприятия. Поступление и расходование средств планируется в конкретной последовательности по срокам, что позволяет своевременно производить расчеты, перечислять платежи в бюджет и внебюджетные фонды.
Платежный календарь составляется на очередной месяц с более подробной разбивкой содержащихся в нем сведений на короткие промежутки времени (как правило, на 15, 10, 5 дней).
Составление платежного календаря начинается с его расходной части, в которой отражаются все срочные обязательства предприятия по платежам. Оперативное финансовое планирование заключается в установлении такого соотношения между доходами и расходами, при котором обеспечивалось бы их равенство или даже некоторое превышение доходов и поступлений над расходами и отчислениями. Платежный календарь позволяет контролировать расходование средств в случае возникновения финансовых затруднений. С его помощью уточняются показатели текущего финансового плана, контролируется исполнение смет затрат, выпуск продукции и ее реализация, финансовые результаты деятельности предприятия.
Кассовый план — это план оборота наличных денег предприятия, который необходим для контроля за их поступлением и расходованием. Он разрабатывается для планирования оборота наличных денег на квартал и представляется в учреждение банка, с которым у предприятия заключен договор о расчетно-кассовом обслуживании.
Кассовый план обеспечивает своевременное получение наличных денег в банке и контроль за их использованием. При этом вводится норматив остатка наличных денег в кассе (лимиты), которые при необходимости могут пересматриваться. Кассовый план необходим предприятию для того, чтобы по возможности более точно представлять размер выплат. Правильное составление кассового плана позволяет обеспечить строгий контроль за движением денежной наличности, своевременным ее получением и целевым использованием.
Расчеты потребности в краткосрочном кредите составляются предприятием, если оно испытывает потребность в краткосрочном кредите, и представляются в банк в соответствии с его требованием, после чего заключается кредитный договор.

Система финансовых планов (бюджетов)

Бюджет - финансовый документ, отражающий серию спланированных событий, которые свершатся в будущем, т.е. прогноз будущих финансовых операций.

Система бюджетов позволяет руководителю заранее оценить эффективность управленческих решений, оптимальным образом распределить ресурсы между подразделениями, наметить пути развития персонала и избежать кризисной ситуации.

Бюджеты могут быть составлены как для предприятия в целом, так и для его подразделений.

Бюджетный процесс используется для достижения двух основных целей - планирования и контроля.

Бюджетирование – это система согласованного управления подразделениями предприятия в условиях динамично развивающегося, диверсифицированного бизнеса.

Достоинства бюджетирования: Оказывает положительное воздействие на мотивацию и настрой коллектива; Позволяет координировать работу предприятия в целом; Анализ бюджетов позволяет своевременно вносить корректирующие изменения; Позволяет учиться на опыте составления бюджетов прошлых периодов; Позволяет усовершенствовать процесс распределения ресурсов; Способствует процессам коммуникаций; Помогает менеджерам низового звена понять свою роль в организации; Служит инструментом сравнения достигнутых и желаемых результатов.

Недостатки бюджетирования: Различное восприятие бюджетов у разных людей; Сложность и дороговизна системы бюджетирования; Если бюджеты не доведены до сведения каждого сотрудника, то они не оказывают практически никакого влияния на мотивацию и результаты работы, а вместо этого воспринимаются исключительно как средство для оценки деятельности работников и отслеживания ошибок; Бюджеты требуют от сотрудников высокой производительности труда; в свою очередь, сотрудники противодействуют этому, стараясь минимизировать свою нагрузку, что приводит к конфликтам, вызывает состояние подавленности, страха, а, следовательно, снижает эффективность работы; Противоречие между достижимостью целей и их стимулирующим эффектом: если достичь поставленных целей слишком легко, то бюджет не имеет стимулирующего эффекта для повышения производительности; если достичь целей слишком сложно, - стимулирующий эффект пропадает, поскольку никто не верит в возможность достижения целей.

Существует много разновидностей бюджетов, применяемых в зависимости от структуры и размера организации, распределения полномочий, особенностей деятельности и т.п.

Бюджет, составленный «снизу вверх», предусматривает сбор и фильтрацию бюджетной информации от исполнителей к руководителям нижнего уровня и далее к руководству компании.

Бюджет, составляемый по принципу «сверху вниз», требует от руководства компании четкого понимания основных особенностей организации и способности сформировать реалистичный прогноз хотя бы на рассматриваемый период.

Долгосрочные и краткосрочные бюджеты. В западной практике долгосрочным бюджетом считается бюджет, составленный на срок 2 года и более, а краткосрочным — на период не более 1 года

Постатейные бюджеты. Они предусматривают жесткое ограничение суммы по каждой отдельной статье расходов без возможности переноса в другую статью.

Бюджеты с временным периодом. Термин «бюджет с временным периодом» означает систему бюджетирования, в которой не израсходованный на конец периода остаток средств не переносится на следующий период.

Гибкие и статичные бюджеты. В наиболее часто используемом в России статичном типе бюджета цифры находятся вне зависимости от объемов производства и т.п., в то время как при составлении гибкого бюджета расходы ставятся в зависимость от некоего параметра, как правило, характеризующего объем производства или продаж.

Преемственные бюджеты и бюджеты с нулевым уровнем. Бюджет с нулевым уровнем — это бюджет, который каждый раз составляется заново, «с нуля». В противоположность ему преемственный бюджет имеет нечто вроде шаблона, в который при очередном бюджетировании лишь вносятся коррективы, отражающие текущие изменения по сравнению с устоявшимся процессом.

Основными этапами формирования бюджета являются фазы: постановки проблемы и сбора исходной информации для разработки проекта бюджета; анализа собранной информации, обобщения и формирования проекта бюджета; оценки проекта бюджета; утверждения бюджета; регулирования; контроля; реализации бюджета.

Система финансовых планов (бюджетов)

Бюджет — количественное воплощение плана, характеризующее доходы и расходы за определенный период. В результате его составления становится ясно, какую прибыль получит предприятие при принятии того или иного плана развития.

Бюджеты могут составляться для: фирмы, предприятия, подразделений.

Процесс бюджетирования на предприятии объединяет работу по составлению оперативного, финансового и общего бюджетов, управлению и контролю за выполнением бюджетных показателей.

Процесс составления организацией бюджета называется бюджетным циклом, который состоит из таких этапов, как:

§ планирование с участием всех подразделений;

§ определение показателей, которые будут использоваться при оценке деятельности;

§ обсуждение возможных изменений в планах, связанных с новой ситуацией;

§ корректировка планов с учетом предложенных поправок.

В зависимости от поставленных задач различают следующие виды бюджетов:

1. Генеральные и частные.

2. Гибкие и статические.

Преимущества использования бюджета

Планирование, как стратегическое, так и тактическое позволяет контролировать производственную ситуацию. Бюджет, являясь составной частью плана, содействует четкой и целенаправленной деятельности предприятия, служит основой для оценки выполнения плана центрами ответственности, что создает объективную основу для деятельности организации в целом и ее подразделений.

Основные функции бюджета:

1. Планирование операций, обеспечивающих достижение целей организации..

2. Коммуникация и координация различных подразделений предприятия и видов деятельности.

3. Ориентация руководителей всех рангов на достижение задач, поставленных перед их центрами ответственности.

4. Контроль текущей деятельности, обеспечение плановой дисциплины.

Наши рекомендации