Теоретические и практические аспекты формирования бюджетного дефицита (профицита)
Дефицит/профицит бюджета.
Введение.
Определяющую роль в формировании и развитии экономики любого общества играет регулирование государств, которое осуществляется в пределах выбранной властью политики в экономической сфере. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является его финансовая система, главным звеном которой является государственный бюджет.
Актуальность.
Тема профицита/ дефицита бюджета важна и актуально для всех государств, так как это один из главных и основных показателей, которые ежегодно считаются, анализируются и уже, исходя из этих показателей, государство разрабатывает дальнейшую стратегию развития.
Концентрирование финансовых ресурсов государств необходимо для совершения финансовой политики государства. Бюджет концентрирует в себе часть национального дохода. Это позволяет осуществлять государственное регулирование экономики и обеспечивать проведение желаемой социально-экономической политики. С помощью анализа движения ресурсов бюджета контролируется доходная частьбюджета и эффективность использования его расходной части. Бюджеты бывают: сбалансированный бюджет,бюджет с дефицитом и бюджет с профицитом.
Через финансовую систему государство образует централизованные фонды и воздействует на образование децентрализованных фондов денежных средств, давая возможность выполнять возложенные на государственные органы функции. Однако данная система частоимеет проблемы, выраженные в форме дефицита или профицита бюджета. Поэтому одним из насущных вопросов финансов государства является проблема дефицита или профицита.
Общегосударственные финансы и их состояние являются одним из важнейших экономических показателей любой страны. Как только государство стало планировать свои доходы и расходы, появилась проблема их сбалансирования. Бюджетный дефицит наблюдаетсясейчас в большинстве развитых стран. Дефицит (профицит) бюджета – является индикатором состояния экономики, поэтому эта проблема очень актуальна и большое внимание уделяется ей и специалистами-экономистами, ивсем населением страны в целом.
Цели.
Цель данной работы – исследовать теоретические и практические аспекты формирования бюджетного дефицита (профицита) и перспективы сокращения дефицита бюджета.
Задачи.
Задачи работы :
раскрыть понятие бюджетного профицита и дефицита;
выявить теоретические и практические пункты формирования дефицита бюджета и политики управления им;
выявить возможность сокращения профицита бюджета и источники финансирования его дефицита и проанализировать перспективу внедрения данных способов;
изучить роль бюджетного дефицита (профицита) в государственном регулировании экономики;
дать оценку профицита (дефицита) федерального бюджета;
сделать выводы;
Объект исследования.
Объектом исследования является бюджетный дефицит и профицит.
Предмет исследования.
Предметом исследования является управление дефицитом и профицитом бюджета.
Теоретические и практические аспекты формирования бюджетного дефицита (профицита)
Расходы и доходы государств в принципе могут быть сбалансированы, однако в реальной жизни этого, как правило, не бывает и образовывается дефицит или профицит. Дефицит или профицит денежных средств может быть, как в государственном бюджете, так и вовнебюджетных фондах.
Профицит гос. бюджета – превышение общей суммы доходов и трансфертов, определяемых в соответствии с существующими принципами формирования финансов органов власти и классификации расходов и доходов над расходами и чистым кредитованием.
Дефицит бюджета государства– ситуация, когда превышают расходы над суммой доходов и полученных трансфертов, определяемых в соответствии принципами организации финансов органов власти и группировки доходов и расходов.
Такой подход к понятию профицита и дефицита помогает определить, в какой мере государственный сектор управления покрывает общие расходы и выдаваемые кредиты в целях проведения государственной политики, за счет доходов, официальных трансфертов и получаемых от погашения ранее выданных им займов без ростасобственных долговых обязательств и без уменьшения массы ликвидных средств. Исходя из этого принципа, профицит равен доходам и трансфертам за минусом расходов на товары, услуги, трансферты и минус чистое кредитование; а дефицит равен расходам на товары, услуги и трансферты плюс чистое кредитование минус доходы и официальные трансферты. Профицит(превышение доходов над расходами) обозначается положительным знаком, а дефицит – отрицательным. Дефицит покрывается за счет финансирования, величиной равной дефициту, но с противоположным знаком.
Эквивалентным понятием «дефицит/профицит» является понятие общего сальдо (бюджетное сальдо).
Существование дефицита или профицита связано с признанием необязательного сбалансирования доходов и платежей, а так же возможности использования государственных финансов для регулирования развития в экономике путем изменения доходов и расходов государства. Величина дефицита и профицита бюджета и их отношение к ВВП являются итоговыми основными финансовыми показателями государственного управления. Существование дефицита часто является отражением неблагополучного состояния финансов государства.
Иногда становится необходимо проводить альтернативные методы определения дефицита. В зависимости от желаемых результатовиспользуются различные подходы.
1. Определение дефицита с учетомнеоплаченных обязательств и начисленныхсумм. Поступления и выплаты органов государственного и муниципального управления определяются с помощью кассового метода, происходит учет фактического движения денежных средств.В процессегенерации бюджетов разных уровней не учитывается долг по начисленным, неоплаченным обязательствам. Ими могут быть государственные заказы, которые не оплачены, задолженности по зарплате гос. служащим , задолженности перед пенсионным фондом. Не включены в бюджетный дефицит вовремяне выплаченные дотации или субсидии, разнообразным видам промышленности и т.д. Неоплаченные обязательства не являются официальной формой договорных обязательств с зафиксированным сроком погашения. Чаще всего они являются равносильными прямому кредитованию государственных органов от других секторов экономики и рассматриваются как финансирование бюджетного дефицита. В данных условиях производится альтернативный расчет дефицита бюджета государственных и муниципальных финансов с дефицитом, полученному в соответствии с концептуальной основой, сумм невыплаченных обязательств.
Такие расчеты производятся также, когда осуществляется перенос значительной части обязательств по платежам на будущий год. Этот перенос характеризует предстоящий рост спроса на денежные средства и ведет к возрастанию задолженноститекущей.
2. Определение дефицита для оценки влияния операций государственного сектора управления на состояние финансовых активов и обязательств других разделов экономики. Данный подход соответствует концепции Системы национальных счетов. В ней определяется размер чистого заимствования, которое включается как финансирование дефицита, так и чистое кредитование, в основе которого лежит правило симметричного отражения финансовых операций. В этих целях к финансированию дефицита бюджета добавляется чистое кредитование, включая продажу акций. Кредитование не объединяется с расходами, потому что относится к операциями финансирования и рассматривается по аналогии. Это дает возможность проанализировать все операции государственных органов управления в значении обеспечения ликвидности и возможности получать прибыль , определения общего влияния сектора государственного управления на положение финансовых активов и пассивов другихчастей экономики. Если объединяется категория «кредитование минус погашение» с категорией финансирования появляется шанс определения финансовой позиции сектора государственного управления, то естьвзаимодействие его активов и обязательств (финансовые активов минус обязательства).
3. Оценка влияния государственного управления на спрос внутри государства и платежный баланс с помощью определения дефицита . Любые операции органов государственного управления влияют на экономику и экономическое состояние стран. Внутренние операции органов государственного управления влияют на определенные части так, а внешние по-другому. При этом в случае значительной несбалансированности поступлений от нерезидентов и сумм внешних платежей объемы внешних поступлений могут не покрывать потребности в импорте. Для оценки воздействия государства на внутренний спрос и объем денежной массы внутри страны может быть рассчитан внутренний бюджет и величина дефицита (профицита) внутреннего бюджета. В этих целях в общую величину финансирования включается лишь внутреннее финансирование и исключается внешнее финансирование как источник ресурсов для удовлетворения внутреннего спроса независимо от обязательств по выплатам в будущем. Для оценки прямого влияния деятельности органов государственного управления на состояние платежного баланса и анализа воздействия на государственный сектор и макроэкономические показатели внешнеэкономических факторов может быть рассчитан внешний бюджет. Во внешнем бюджете отражаются все операции с нерезидентами, связанные с доходами, официальными трансфертами, расходами, заимствованием, представлением займов и изменением наличных денежных средств, имеющихся в распоряжении государственных органов власти за рубежом. В этих расчетах следует учитывать также операции внебюджетных фондов.
Внешний дефицит (профицит) может быть определен путем вычитания из общего объема поступлений общего объема платежей применительно к разграничению доходов, расходов, кредитования, заимствования, остатков денежных средств, трансфертов на связанные с операциями с резидентами и нерезидентами следующим образом. Доходы высчитываются путем сложения суммы поступлений из-за границы и полученных официальных трансфертов. Поступления из-за границы – это налоги, полученные от нерезидентов, лицензионные платежи, штрафы, проценты, взносы, дивиденды, поступления от некоммерческих продаж товаров и услуг, от продаж капитальных активов.
Общая сумма платежей включает проценты, выплаченные другим странам, текущие трансферты, отправленные за границу, внешнее кредитование за вычетом погашения, прочие внешние расходы, капитальные трансферты, отправленные за границу. Разность между внешними доходами и расходами образует внешний дефицит или профицит. Внешний дефицит необходимо внешне финансировать.
Дефицит бюджетов возникает в силу превышения расходов над доходами.
Чаще всего причины дефицита бюджетов это войны и спад в производстве. Напряжение случается не только в периоды войны (боевых действий), но и в мирное время, когда необходимо восполнять военные нужды . А во время
Войн необходимы ресурсы на перевооружение армии и ее содержание. Эти расходы финансируются путем увеличения налогов, выпуска государственных долговых обязательств и денежной эмиссии. Все эти источники имеют свои ограничения. Изменение налоговых ставок ограничивает стимулы к труду и развитию производства. Эмиссия денег влечет за собой инфляцию. Выпуск долговых обязательств связан с возможностями размещения займов. Но это факто, что продажа государственных облигаций - существенный источник покрытия бюджетного дефицита.
Другим серьезным фактором, порождающим дефицит, является и спад и стагнация и периоды депрессии производства. Когда ВВП и ВНП снижаются, автоматически сокращаются поступления от налогов. В то же время расходы по тенденции остаются на прежнем уровне. В итоге возникает или увеличивается разрыв между расходами и доходами, растет дефицит.
Рост дефицита может быть связан с неоправданным, не учитывающим финансовых возможностей ростом расходов и их неэффективностью (в частности, на содержание управленческого персонала, дотация убыточным отраслям и др.). Нерациональная налоговая политика, превышение нормальной налоговой нагрузки также могут вести к негативному результату вследствие порождения тенденции к ограничению и сокращению хозяйственной деятельности.
Дефицит бюджетов и связанный с ним рост государственной задолженности и расходов по ее обслуживанию и погашению стал одной из причин усиления внимания к теориям, обосновывающим необходимость бездефицитности бюджетов и критики кейнсианских концепций стимулирования развития экономики с помощью увеличения государственных расходов с использованием дефицита бюджета. Тем не менее в европейских странах, учитывая реально складывающуюся ситуацию, не провозглашают в качестве цели формирование бездефицитного бюджета и считают дефицит фактором экономического роста. В 70-90-х гг. минувшего и в начале нынешнего века для европейских стран дефицит бюджетов является обычным явлением. По условиям Маастрихтских соглашений приемлемым является уровень бюджетного дефицита в размере 3% к ВВП. Основными причинами дефицита бюджета России в 90-х гг. были резкое уменьшение доходов бюджета из-за сокращения ВВП, трудности с сокращением расходов, существенные размеры нецелевого использования средств. Глубокий кризис производства и расстройство денежно-кредитной системы в 90-х гг. шли рука об руку с расстройством государственных финансов. Либерализация цен в 1992 г. была попыткой сбалансировать спрос и предложение. Неумело проведенная, она породила широкомасштабную инфляцию, привела в сочетании с другими факторами к глубокому финансово-экономическому кризису. Проявлениями кризиса государственных финансов стали дефицит государственного бюджета, неплатежи органов государственного управления по своим обязательствам, ухудшение собираемости налогов, сокращение и неполное финансирование социальных программ. В 1992-1994 гг. для финансирования дефицита бюджета широко использовалась эмиссия денежных средств. В 1992 г. она составила 1,5 трлн. руб., в 1993-м – 10,1 трлн. Отказ от финансирования дефицита за счет эмиссии облегчил реализацию мер по снижению уровня инфляции и стабилизации рубля. До 1997 г. существенную долю заимствований составляли связанные кредиты правительств иностранных государств и международных финансово-кредитных организаций. С 1997 г. началось использование более эффективных способов заимствования на международных рынках путем эмиссии ценных бумаг. В 1999-2000 гг. заимствование на международных рынках кредитных ресурсов было существенно сокращено.
Итак, бюджетная политика государства регулирует финансовые потоки между секторами национальной экономики, формирует государственные фонды денежных ресурсов и обеспечивает решения социально-экономических задач по предоставлению коллективных и индивидуальных благ в виде товаров и услуг за счет ресурсов бюджетной системы и государственных внебюджетных фондов. Регулирующим и контролирующим инструментом ее является бюджетный дефицит (профицит). Это сложная финансово-экономическая категория, в которой отражаются и проявляются пропорции бюджетной системы, взаимосвязи между потоками доходов государства (прежде всего налоговыми поступлениями) и потребностями в государственном финансировании, обеспечивающем эффективную реализацию всех функций государства (регулирующую и управленческую, оборонную, социальную, инвестиционную, внешнеэкономическую). Основными причинами дефицита бюджетов являются войны и спады, стагнация и периоды депрессии производства; неоправданный рост расходов и их неэффективность.
2. Способы сокращения профицита бюджета и источники финансирования его дефицита
Если при составлении или рассмотрении проекта бюджета выявляется профицит бюджета, до его утверждения осуществляется его сокращение в следующем порядке:
· сокращается привлечение доходов от продажи государственной или муниципальной собственности; в федеральном бюджете – сокращается привлечение доходов от реализации государственных резервов и запасов;
· создается перспектива направления бюджетных средств на дополнительное погашение долговых обязательств;
· расходы бюджета увеличиваются.
В случае профицита могут быть сокращены налоговые доходы бюджета.
Под первичным профицитом понимается превышение доходов над расходами без учета расходов на обслуживание государственного долга. В этом случае обслуживание государственного долга превышает сумму дефицита бюджета.
Для финансирования дефицита бюджета выбираются альтернативные способы его покрытия. Финансирование дефицита денежных средств сектора государственного управления включает консолидированное финансирование дефицита федерального бюджета, муниципальных образований, бюджетов субъектов федерации и внебюджетных фондов. Рассмотрим разнообразные источники финансирования бюджетного дефицита различных уровней.
Источниками финансирования дефицита бюджета субъекта РФ являются внутренние источники в данных формах:
1) государственные займы, происходит выпуск ценных бумаг от имени субъектов РФ;
2) кредиты, разнообразных кредитных организаций.
3) получаемые из бюджета других уровней бюджетной системы РФ, бюджетные ссуды
Финансирование дефицита местных бюджетов может происходить за счет внутренних источников в следующих формах:
1) муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска муниципальных ценных бумаг от имени муниципальных образований;
2) бюджетные ссуды, из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
3) кредиты, полученные от кредитных организаций.
Основное место занимает финансирование дефицита федерального государственного бюджета. Финансирование дефицита государственного бюджета представляет собой покрытие недостатка доходов и соответственно равно величине дефицита.
Источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются:
1) внутренние источники: кредиты, полученные Российской Федерацией от кредитных организаций в национальной валюте; государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных; бумаг от имени РФ; бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
2) внешние источники следующих видов : государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ; кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте.
Сумма расходов органов государственного управления и источников их покрытия составляют общий объем финансирования. А именно: величина заимствования, осуществленного органами государственного управления, минус погашение долга и приобретение финансовых требований к субъектам других секторов экономики в целях управления ликвидностью за вычетом продаж или погашения таких требований, плюс чистое уменьшение остатков денежных средств (без учета изменений, вызванных переоценкой их стоимости). Следует отметить, что в финансирование включена только сумма основной долга, в то время как выплата процентов относится к категории расходов.
Финансирование дефицита бюджетов осуществляется двумя основными способами: за счет государственных и муниципальных займов и за счет эмиссии новых денег. На финансирование дефицита оказывает также влияние увеличение или уменьшение у органов государственного управления остатков ликвидных финансовых средств. Таким образом, категория финансирования включает заимствование, погашение (выплату) задолженности и изменение остатков средств органов государственного управления на счетах в банках, государственных резервов национальной валюты и ценных бумаг.
Для финансирования дефицита бюджетов с помощью займов привлекаются свободные денежные средства других секторов экономики и внешнего мира путем использования различных финансовых инструментов: размещение государственных долговых обязательств и прямые кредиты от других уровней государственного управления, международных организаций развития, правительств, банков и поставщиков. В этом плане заимствование как категория государственных финансов отражает денежные отношения между органами государственного управления и юридическими и физическими лицами, в которых первые могут выступать как в роли кредиторов, так и заемщиков. Государство прибегает к выпуску долговых обязательств (эмиссии ценных бумаг) для финансирования дефицита бюджета, рефинансирования старых долгов, финансирования различных программ, например проведения антиинфляционных мероприятий, финансирования непредвиденных государственных расходов, например в случае выпуска жилищных сертификатов и облигаций внутренних займов.
Государственное заимствование, погашение задолженности и изменение остатков ликвидных финансовых активов являются неэмиссионными способами покрытия дефицита бюджета. Покрытие дефицита за счет выпуска новых денег увеличивает денежную массу в обращении и способствует развитию инфляционных процессов. При этом собственно эмиссия новых денег рассматривается как функция финансового сектора экономики, в то время как сделанные на этой базе займы у центрального банка отражаются в категории финансирования. В условиях неразвитого рынка государственных ценных бумаг займы у центрального банка являются основным внутренним источником финансирования дефицита бюджета. Однако и в условиях высокоразвитого рынка государственных долговых обязательств органы государственного правления могут и практически используют займы у центральных банков.
Изменение остатков ликвидных финансовых активов включает изменение остатков денежных средств (наличных и депозитов) и изменение финансовых требований к другим секторам, приобретенных органами государственного управления в целях управления ликвидностью. Такой подход позволяет определить, насколько сектор государственного управления в состоянии покрывать свои расходы и обеспечивать кредитование, не увеличивая при этом объема своих финансовых обязательств и (или) не уменьшая резервов ликвидных средств.
Наряду с указанными выше инструментами факторами финансирования дефицита бюджета могут быть трансферты центрального банка, представляющие собой внереализационную прибыль (убытки) от переоценки иностранной валюты и золота в результате изменения валютного курса. Такие трансферты аналогичны получению кредита от центрального банка, хотя и не означают увеличения долговых обязательств правительства перед центральным банком.
Финансирование дефицита государственного бюджета может осуществляться как за счет внешнего заимствования, так и за счет заимствования внутри страны. Влияние внутреннего и внешнего заимствования на величину финансовых ресурсов страны, платежный баланс и рост экономической активности различно. С этой точки зрения существенным является разграничение между внутренним и внешним заимствованием.
Таким образом, в случае возникновения профицита бюджета, принимаются меры по его сокращению путем: сокращения привлечения доходов от продажи государственной или муниципальной собственности; для федерального бюджета – путем сокращения привлечения доходов от реализации государственных запасов и резервов; направления бюджетных средств на дополнительное погашение долговых обязательств; увеличения расходов бюджета; сокращения налоговых доходов бюджета. Финансирование дефицита бюджетов осуществляется за счет государственных и муниципальных займов и за счет эмиссии новых денег; за счет внешнего заимствования и заимствования внутри страны.
Федеральный бюджет РФ на протяжении ряда лет (начиная с 1999 г.) формировался с профицитом (таблица 2.1), исходя из определенного уровня цен на нефть.
Проведем оценку профицита (дефицита) федерального бюджета за период с 2005 года по 2008 год.
Основные показатели федерального бюджета в 2005-2015гг., млрд.руб.
Годы Доходы Расходы Дефицит/Профицит
2005 5127 3514 1612
2006 6278 4284 1994
2007 7764 6131 1632
2008 9258 7560 1697
2009 - - -2449
2010 - - -1565
2011 - - 442,1
2012 - - 307
2013 - - -521,4
2014 - - -143,6
2015 - - -10,8
По этим данным видно, что на данном периоде не было годового сбалансированного бюджета. С 2005 по 2009 год существовал профицит бюджета.
Весь профицит направлялся в Стабилизационный фонд. Профицит появлялся из-за того, что реальная цена на нефть оказывалась вше прогнозируемой. Стабилизационный фонд – это целевой бюджетный фонд с установленными источниками его образования законодательством. Средства фонда предназначались для покрытия дефицита бюджета, образуемого при сокращении объема поступлений от экспортных пошлин на нефть и налога на добычу полезных ископаемых (нефти), могли временно размещаться в долговые обязательства иностранных государств по выбору правительства (предоставление займов иностранным государствам), а также направлялись на покрытие текущих и капитальных расходов бюджета.
В последнее время Стабилизационный фонд является основным инструментом, сдерживающим объем денежной массы в РФ. В случае если средства, находящиеся в нем, попали бы в обращение, мог бы произойти инфляционный скачок.
В 2009 и 2010 годах заметен явный дефицит. Он объясняется посткризисным периодом. Естественно увеличиваются расходы государства. Доходы населения снижаются и как следствие происходит снижение поступления налогов в государственный бюджет.
В 2010 году по сравнению с предыдущим годом дефицит бюджета немного снижается и становится на уровне 1565 млрд.руб..
Затем снова бюджет не был сбалансирован , а существовал профицит: в 2011- 442,1 млрд.руб., а в 2012 - 307 млрд.руб..
В следующем периоде с 2013 года по 2015 год существовал бюджетный дефицит, который на всем периоде сокращался и достиг уровня 10,8 млрд.руб..
Вывод.
Исходя из вышесказанного, напрашивается вывод, что как дефицит, так и профицит бюджета – это результат не эффективного управления финансово-бюджетной и налоговой политики, осуществляемой государством.
В случае возникновения бюджетного профицита, принимаются меры по его сокращению путем: сокращения привлечения доходов от продажи государственной или муниципальной собственности; для федерального бюджета – путем сокращения привлечения доходов от реализации государственных запасов и резервов; направления бюджетных средств на дополнительное погашение долговых обязательств; увеличения расходов бюджета; сокращения налоговых доходов бюджета. Финансирование дефицита бюджетов осуществляется за счет государственных и муниципальных займов и за счет эмиссии новых денег; за счет внешнего заимствования и заимствования внутри страны.
На практике сбалансированный бюджет, сформировать очень сложно, но к этому необходимо стремиться органам финансового управления.
Государственные финансы влияют на основные экономические показатели, потому что сектор государственного управления является одним из секторов экономики, принимающим участие в кругообороте доходов, расходов и выпуска продукции. Его расходы наряду вместе с инвестиционным и потребительским спросом являются основной долей совокупного спроса, а чистые налоги характеризуют реальное уменьшение частного сектора, которые могут быть использованы для расходов. Изменение этих величин оказывает существенное влияние на экономическую ситуацию в государстве.
В условиях спада экономики, сопровождающегося одновременно недостатком денежной массы в обращении, увеличение государственных закупок за счёт эмиссии денег, которая покрывает дефицит бюджета, ведёт к увеличению совокупного спроса и росту производства без минимального инфляционного эффекта или при минимальном инфляционном эффекте.
Более рациональным с позиции обеспечения сбалансированности является составление бюджетов с дефицитом во время спадов производства и с профицитом в периоды инфляции.
Но необходимо обращать внимание не только на сбалансированность бюджета, но и на содействие экономическому росту, использованию экономического потенциала, полной занятости. Государственный бюджет должен быть инструментом поддержания обеспечения макроэкономической стабильности независимо от того, достигается это в данный период на основе дефицита или профицита. На первом плане должна быть общая стратегия экономического развития, глобальные цели и направление на их достижение программы развития.