Маркетинг, его сущность и роль в системе микрорегулирования
Маркетинг — это предпринимательская деятельность, которая управляет продвижением товаров и услуг от производителя к потребителю. Маркетинг— вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена.
В центре внимания маркетинга находятся не производственные, а сбытовые вопросы. Главное в маркетинге — упор па анализ и удовлетворение спроса потребителе товаров и услуг. Маркетинг изучает реальные различия во вкусах потребителей и разрабатывает предложения, направленные на их удовлетворение. Он ориентиром на долгосрочную перспективу, его цели отражают общие задачи предприятия, фирмы, компании.
Маркетинг— это не навязывание и проталкивание товара, а научно разработанная концепция анализа и учета требований покупателя.
Основные целимаркетинговой деятельности — расширение объема продаж и рынков сбыта, увеличение занимаемой доли на рынке, рост прибылей и обеспечение обоснованности принимаемых руководством решений в области производственно-сбытовой и научно-технической деятельности.
Для маркетинга характерны следующие основополагающие принципы.
1. Глубокие и всестороннее научно-практические исследования рынка и экономической конъюнктуры, а также производстве производственно-сбытовых возможностей предприятия.
2. Сегментация рынка -состоит в том, что в целях достижения преимуществ по сравнению с предприятиями и фирмами-конкурентами предприятие должно выявить для себя наиболее соответствующий своему профилю и возможностям сегмент рынка, конкретную группу потребителей, в отношении которых и будет проводиться интенсивная исследовательская работа и работа по продвижению товаров.
3. Гибкое регулирование производства и сбытапа требования спроса, и мобильность управления производственно-сбытовой деятельностью предприятия, в зависимости от меняющихся требований рынка и конкретных запросов конечных потребителей.
4. Инновация— она подразумевает постоянное совершенствование, модифицирование и обновление товара, разработку новых технологий и новых н а правлений научно- исследовательских и конструкторских работ. В инновационную политику включаются также внедрение новых форм и методов выхода па новые рынки, введение новизны в стимулирование сбыта и рекламную деятельность, формирование новых служб в управлении предприятием, определение новых каналов товародвижения.
5. Планирование– это построение производственно-сбытовых маркетинговых программ, основанных на разработке рыночных и конъюнктурных прогнозов, прогнозов развития научно-технического прогресса и т. д.
В зависимости от сферы и объекта применения различают следующие виды маркетинга.
Внутренний маркетингсвязан с вопросами реализации товаров и услуг в рамках одной страны и ограничен ее национальными границами.
Экспортный маркетингпредполагает дополнительные исследования новых заграничных рынков сбыта, создание зарубежных сбытовых служб и т. д.
Импортный маркетинг– это исследование рынка для обеспечения высокоэффективных закупок.
Научно-технический маркетингкасается специфики продаж и закупки результатов научно-технической деятельности: патентов и лицензий.
Маркетинг прямых инвестицийвключает вопросы изучения условий зарубежной инвестиционной деятельности, более глубокий и всесторонний анализ возможностей работы нового предприятия и его сбытовой активности.
Международный маркетингпредполагает новую ступень в развитии объектов применения маркетинга, в частности осуществление его в отношении сбыта продукции с национальных предприятий, построенных за рубежом, в третьи страны пли назад в собственную страну. Он присущ транснациональным компаниям.
Маркетинг по видам товаров и услуг,пли товарный маркетинг, исследует мельчайшие детали и особенности организации эффективных продаж и обеспечения промышленности предпринимательской деятельности различного профиля предприятии в зависимости от выпускаемой продукции, осуществляемых видов работ пли предоставляемых клиентам услуг.
Маркетинг в некоммерческой сфере деятельности, или маркетинг некоммерческих организации, главным образцом связан с задачами создания положительного общественного мнения в отношении конкретной организации или физического лица.