Оборотные средства предприятий и особенности их кругооборота
Оборотные средства - совокупность денежных средств, авансированных для создания и использования оборотных производственных фондов и фондов обращения с целью обеспечения непрерывного процесса производства и реализации продукции.
Оборотные средства представлены:
1. оборотными производственными активами;
2. оборотными активами в сфере обращения.
Оборотные производственные активы (фонды, средства) по вещественному содержанию представляют собой предметы труда (сырье, материалы, незавершенное производство). Оборотные производственные активыобслуживают сферу производства и полностью переносят свою стоимость на стоимость готовой продукции, изменяя первоначальную форму.
Оборотные активы в сфере обращения (готовая продукция, дебиторская задолженность, денежные средства), хотя и не участвуют непосредственно в процессе производства, но необходимы для обеспечения единства производства и обращения. Характер и сфера их функционирования создают предпосылки для выделения их в самостоятельное понятие «фонды обращения» или «активы в сфере обращения».
Оборотные производственные активы и активы в сфере обращения, находясь в постоянном движении, обеспечивают бесперебойный кругооборот средств. При этом происходит постоянная и закономерная смена форм авансированной стоимости: изденежной она превращается в товарную, затем в производственную и снова в товарную и денежную.
Таким образом кругооборот оборотных средств можно представит следующим образом:
1 стадия кругооборота – авансирование стоимости в денежной форме на приобретение сырья материалов, топлива, других средств производства. В результате денежные средства принимают форму производственных запасов и уходят из сферы обращения в производственные фонды.
2 стадия кругооборота – совершается в процессе производства, где рабочая сила осуществляет производственное потребление средств, создавая новый продукт, несущий в себе принесенную стоимость запасов, сырья и т.п. и вновь созданную стоимость. Авансированная стоимость снова меняет свою форму и из производительной переходит в товарную.
3 стадия кругооборота –заключается в реализации произведенной готовой продукции и получении денежных средств. На этой стадии оборотные средства вновь переходят из товарной формы в денежную. На этой стадии у предприятия появляются и денежные накопления в виде прибыли.
Оборотные средства выполняют две основные функции:
1) производственную – путем авансирования в оборотные производственные средства, поддерживая процесс непрерывности производства и перенося свою стоимость на стоимость готовой продукции
В различных организациях состав и структура оборотных активов не одинаковы, так как зависят от формы стоимости, специфики организации, взаимоотношений с поставщиками и подрядчиками.
Источниками формирования оборотных средств хозяйствующего субъекта предприятия являются собственные, заемные и привлеченные средства.
Первоначальное формирование оборотных средств происходит в момент создания предприятия и образования уставного капитала. В дальнейшем, по мере развития предпринимательской деятельности, собственные оборотные средства предприятия могут быть увеличены за счет прибыли, выпуска ценных бумаг, операций на финансовом рынке.
Ведущую роль в составе источников формирования оборотных средств призваны играть собственные средства, к ним относят:
1. Уставный капитал.
2. Прибыль.
3. Дополнительные взносы учредителей.
Дополнительно привлекаемые средства (средства, по существу не принадлежащие предприятию, но они постоянно находятся в обороте), к ним относятся кредиторская задолженность.
К заемным средствам можно отнести банковские и коммерческие краткосрочные кредиты и займы.
4.7. Прибыль предприятия: ее формирование и распределение
Прибыль представляет собой конечный финансовый результат, характеризующий производственно-хозяйственную деятельность всего предприятия, то есть составляет основу экономического развития предприятия.
С экономической точки зрения прибыль (убыток) это прирост (уменьшение) капитала собственников, имевший место в отчетном периоде. Такую прибыль можно назвать экономической. Но ее расчет произвести достаточно сложно.
При бухгалтерском подходе, бухгалтерская прибыль определяется как разница между доходами и расходами коммерческой организации.
Прибыль как важнейшая экономическая категория выполняет ряд важнейших функций.
Во-первых, прибыль является критерием и показателем эффективности деятельности предприятия. Иными словами, сам факт прибыльности уже свидетельствует об эффективной деятельности предприятий.
Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией. Выступая конечным финансовым результатом предприятий, прибыль приобретает ключевую роль в рыночном хозяйстве. За ней закрепляется статус цели, что предопределяет экономическое поведение хозяйствующих субъектов, благополучие которых зависит как от величины прибыли, так и от принятого алгоритма ее распределения, включая налогообложение.
В-третьих, прибыль является основным источником формирования финансовых ресурсов, как самого предприятия, так и государства. То есть источником формирования доходов бюджетов различных уровней. Она поступает в бюджеты в виде налогов, а так же экономических санкций.
Формирование прибыли с одно стороны связано с реализацией:
1) продукции работ и услуг. В этом случае прибыль рассчитывается как разница между выручкой и всеми затратами (т.е. полной себестоимостью);
2) основных средств. При этом финансовый результат от реализации основных средств рассчитывается как разница между выручкой от продажи и остаточной стоимостью основных средств, а также затратами связанными с реализацией этих основных средств.
3) прочих активов. То есть излишних оборотных средств. Прибыль определяется как разница между выручкой и балансовой стоимостью этих активов.
С другой стороны формирование прибыли связано с получением различных доходов и осуществлением различных расходов не связанных с реализацией (т. е. внереализационных доходов и расходов).
В состав таких доходов и расходов входят:
- арендная плата полученная или уплаченная;
- проценты, полученные или уплаченные по предоставленным кредитам и займам;
- штрафы, пени, неустойки по хозяйственным договорам полученные или уплаченные;
- дооценка или уценка материалов;
- доходы от участия в других организациях;
- чрезвычайные доходы и расходы ( убытки от стихийных бедствий и т. п., страховые возмещения);
- и др.
Распределению подлежит общая (бухгалтерская) прибыль, которая определяется как сумма прибыли от реализации, плюс прочие (внереализационые) доходы и минус прочие (внеренализационные) расходы.
В первую из общей прибыли, которую называют прибыль до налогообложения, уплачивают налог на прибыль. Оставшаяся прибыль после налогообложения (чистая прибыль) распределяется предприятием самостоятельно на потребление (выплата дивидендов) и накопление одним из методов:
1) фондовым, путем создания специальных фондов:
- фонда накопления для обеспечения капитальных вложений с целью расширения производства и прироста собственных оборотных средств;
- фонда социальной сферы для осуществления капитальных вложений в социальной сфере (строительство детских садов, жилья, клубов и т.п.);
- резервного фонда для обеспечения финансовой устойчивости предприятия.
2) нефондовым, без образования специальных фондов. То есть после выплаты дивидендов остается нераспределенная прибыль, которая используется на расширение производственной и непроизводственной сферы.
В практической деятельности чаще всего используется смешанный способ распределения прибыли. Например, после выплаты дивидендов создается резервный каптал и остается нераспределенная прибыль.
Содержание финансов организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность
В Гражданском кодексе РФ некоммерческая организация определяется как организация, не имеющая извлечения прибыли в качестве основной цели деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
Некоммерческие организации создаются для достижения социальных, благотворительных, образовательных, научных и управленческих целей, охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворение духовных и иных нематериальных потребностей граждан и организаций, разрешение споров и конфликтов, оказание юридической помощи, а также в иных целях на достижение общественных благ.
Финансы некоммерческих организаций представлены разнообразными финансовыми отношениями, складывающимися по поводу формирования и использования денежных фондов различного назначения:
· с органами государственной власти различных уровней по поводу получения бюджетных средств и их использования;
· с другими организациями, физическими лицами по поводу формирования внебюджетных доходов (взносов учредителей (кроме бюджетных учреждений), паевых и членских взносов, целевых поступлений, включая гарантии, пожертвования, а также доходов от осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности) и их использования;
· с органами власти разных уровней по поводу уплаты налогов страховых взносов во внебюджетные фонды на обязательной пенсионное и социальное страхование;
· со своими работниками (по выплате заработной платы, премий, материальной помощи и др.).
Таким образом, финансы некоммерческих организаций – это совокупность отношений, связанных с формированием и использованием финансовых ресурсов организации для достижения целей ее деятельности, предусмотренной в уставе.
Некоммерческие организации могут создаваться в различных организационно-правовых формах, которые относятся к корпоративным организациям и некорпоративным:
· потребительских кооперативов;
· общественных или религиозных организаций (объединений);
· финансируемых собственником учреждений (бюджетных учреждений);
· объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов);
· некоммерческих партнерств;
· автономных некоммерческих организаций
· других формах, разрешенных законодательством (ст. 50 Гражданского кодекса РФ и ФЗ «О некоммерческих организациях» от 10.12 1996.).
В Российской Федерации большинство некоммерческих организаций создано в форме бюджетных учреждений, правовой статус которых определен Бюджетным кодексом РФ.
Содержание финансовых отношений некоммерческих организаций с бюджетом разных уровней зависит главным образом от правового статуса организации:
1. Для бюджетных учреждений ввиду необходимости их финансирования собственником предусмотрены двухсторонние отношения в части:
· финансирования из бюджетов разных уровней;
· уплаты налогов в бюджетную систему.
Такие двухсторонние отношения возникают независимо от того, осуществляет ли бюджетное учреждение предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность. Уплата налогов связана с бюджетной деятельностью, то есть уплата налогов (налога на доходы физических лиц, платежей во внебюджетные фонды и др.) предусмотрена в статьях сметы доходов и расходов.
Если же имеется и предпринимательская деятельность, то учреждения уплачивают и другие налоги, связанные с этой деятельностью (земельный налог, НДС, налог на прибыль и др.). Источником уплаты налогов в этом случае будет выручка или прибыль.
2. Односторонние отношения с государством возникают только у учреждений, не финансируемых собственником (например, ведомственная охрана) – осуществляется уплата налогов, связанных с оказанием платных услуг.
3.Отношения некоммерческих организаций иных организационно-правовых форм (кроме бюджетных учреждений) с бюджетом могут быть двухсторонними или односторонними. Для некоторых организаций (общественных, религиозных, фондов) предусмотрена как возможность получения бюджетных средств на определенные цели, так и необходимость уплаты отдельных налогов.
4. Отношения остальных некоммерческих организаций с бюджетом ограничивается только уплатой налогов в соответствии с действующим законодательством.
Разная организационно-правовая форма некоммерческих организаций, получающих средства из бюджета, определяет и различные формы предоставления бюджетных средств:
· для бюджетных учреждений – это ассигнования на содержание бюджетных учреждений (ст.69 Бюджетного кодекса РФ);
· для других некоммерческих организаций (общественных, религиозных, фондов) бюджетные средства предоставляются не на их содержание, а в рамках выполнения иных федеральных целевых программ в форме субсидий.
Существует и разный механизм предоставления бюджетных средств. Для бюджетных организаций преимущественно два способа предоставления бюджетных средств:
1.либо через орган управления, которому подчиняется бюджетное учреждение (для предприятий культуры, здравоохранения, образования);
2.либо непосредственно самому учреждению (для особо значимых бюджетных учреждений, например, Академический Большой Театр России, Государственный Эрмитаж, являющиеся непосредственными получателями бюджетных средств, а также некоммерческим организациям других организационно-правовых форм).
Вторая группа финансовых отношений некоммерческих организаций с другими организациями и физическими лицами (учредителями, пайщиками, главным общественным органом, благотворителями, потребителями услуг, оказываемых на платной основе) опосредуют формирование внебюджетных доходов.
Материальными носителями финансовых отношений выступают финансовые ресурсы.
Финансовые ресурсы некоммерческих организаций – совокупность денежных доходов, поступлений и накоплений, используемых на текущее содержание и расширение деятельности этих организаций.
Источники финансовых ресурсов, принципы их формирования и использование зависит от вида оказываемых услуг и характера их предоставления (платно или бесплатно).
Одна часть общественных потребностей может удовлетворяться только в коллективной форме (оборона, национальная безопасность, государственное управление, защита экологии, санитарно-эпидемиологические мероприятия и др.). Эти потребности касаются всех членов общества, соответственно, эти бюджетные учреждения финансируются полностью из бюджета.
Другая группа общественных потребностей (в образовании, здравоохранении, культуре, социальном обеспечении и др.) имеют индивидуальную форму удовлетворения. Источниками их финансирования могут быть как бюджетные средства так и средства организаций и населения.
Нормативный уровень удовлетворения общественных потребностей за счет государственных средств зависит от состояния экономики, исторических традиций и др. Так, в странах Евросоюза он выше, в США и Японии – ниже. Например, в большинстве стран Евросоюза государство практически полностью финансирует среднее образование и большую часть финансирует высшее образование. В ряде стран (Великобритания, Дания) из бюджета полностью финансируется медицинское обслуживание. В Германии, Бельгии, Нидерландах здравоохранение и образование финансируется на принципах социального медицинского страхования. В Швеции и Канаде преобладает бюджетно-страховая система финансирования здравоохранения.
В Российской Федерации за счет общегосударственных финансовых ресурсов финансируется общее, среднее образование, минимальный уровень медицинского обслуживания, нормативный уровень высшего образования, установленный законодательством уровень социального обеспечения и др.
Удовлетворение социально значимых потребностей сверх нормативного уровня происходит за счет средств организаций и населения. Ряд услуг предоставляется гражданам только на платной основе. К ним отн6осятся услуги театрально-зрелищных мероприятий, парков культуры и отдыха, организаций, обеспечивающих отдых населения, нотариусы, адвокаты и др. Источником удовлетворения этих индивидуальных потребностей являются средства населения.
Соответственно принципы формирования и использования финансовых ресурсов некоммерческих организаций зависят от методов их хозяйствования. Для бюджетный учреждений – это сметное финансирование или сочетание принципов сметного финансирования и самоокупаемости. Учреждения социально-культурной сферы (поликлиники, диагностические центры, культурно-просветительские учреждения, а также некоторые общественные организации и объединения функционируют на принципах самоокупаемости.
Частично или полная самоокупаемость предполагает возмещение всех затрат на простое и расширенное воспроизводство за счет выручки от реализации продукции (работ, услуг).
Тема 5. Бюджет и бюджетная система страны