Концепция энергетической безопасности и ее практическая реализация
Билет 12.
Обеспечение энергетической безопасности стало важнейшим вопросом повестки дня Европейского союза, который имеет самые крупные поставки энергоресурсов среди регионов мира. ЕС занимает третье место по потреблению энергоресурсов, уступая только США и Китаю. В то же время разрыв между производством и потреблением твердого топлива очень велик, больше чем в Соединенных Штатах. Собственных месторождений на территории ЕС немного: наиболее значительные расположены в Северном море. Однако их ресурсов при нынешнем производстве не хватит на долго. Как следствие, Европейский союз в большей степени, чем США, зависим от иностранных энергетических поставок.
Во второй половине 90-х гг. был создан внутренний энергетический рынок ЕС. Одной из задач являлось выравнивание цен.
Причины создания общей европейской энергетической политики:
· незначительные запасы традиционных энергетических ресурсов нефти, газа, угля в недрах государств-членов ЕС;
· увеличение потребности в импортных энергоносителях, особенно после расширения Евросоюза в 2004-м и 2007 г.;
· растущая борьба за энергоисточники между старыми и новыми мировыми центрами энергопотребления;
· конкуренция на ценовом рынке энергосырья и желание ЕС влиять на условия его поставок.
Основные цели энергетической политики:
· Всеобщая конкурентоспособность;
· Сближение законодательства государств-членов в целях обеспечения функционирования внутреннего рынка;
· Развитие трансъевропейских энергетических инфраструктур;
· Уменьшение зависимости Сообщества от импорта энергоносителей;
· Географическая диверсификация заграничных поставок, обеспечение их безопасности и стабильности;
· Внедрение энергосберегающих технологий и снижение энергоемкости промышленного производства;
· Развитие альтернативной энергетики.
1988 - Комиссия европейских сообществ обнародовала документ по энергетике
Каждая страна имела свой энергетический внутренний рынок. Они были изолированы от рынков других стран. Энергетика сосредоточена в руках крупных монополий, это обусловлено технологически.
2001 - "Зеленая книга"; обосновала необходимость создания общеевропейской внешней энергополитики (обращает внимание прежде всего на структурные изъяны, а также геополитические, социальные и экологические проблемы энергоснабжения Европейского Союза, особенно в отношении обязательств, вытекающих из Киотского протокола).
1996 - первая электро директива
1998 - первая газовая директива
2003 - вторые электро и газовая директивы
2009 - третий энергопакет. Равный доступ к сетям и собственникам производителя и просто производителя и разделение функций добычи (или генерации), транспортировки и распределения, плюс предоставление потребителям права выбора поставщика, создание независимых от правительства независимых регулирующих органов.
Институтами ЕС были предложены направления внешней энергетической политики, основными из которых являются: реагирование «единым голосом» на повышение цен на энергоносители; углубление энергетических отношений с основными производителями и потребителями энергоносителей; диверсификация потребляемых Евросоюзом энергоносителей, источников их происхождения и путей доставки импортируемых энергоносителей; создание лучших условий для европейских компаний, стремящихся получить доступ к мировым энергоресурсам.
Была сформирована единая европейская энергетическая политика. Разработан План действий на 2007-2009 гг. с его последующим продлением. План был рассчитан на завершение создания внутреннего рынка газа и электричества Евросоюза и установил цели эффективности энергетики, возобновляемых источников энергии и использования биотоплива.
Энергетическая стратегия 2010-2014 была с корректировками продлена до 2020 г.
2014 - стратегия ЕС в области энергетики и борьбы с изменением климата с 2020 до 2030 года. Цели:
1. сократить выбросы парниковых газов на 40% по сравнению с 1990 годом;
2. увеличить долю возобновляемой энергетики в структуре энергопотребления как минимум на 27% по сравнению с 1990 годом;
3. возобновить деятельность, направленную на повышение энергоэффективности, разработать и внедрить новые показатели и внести необходимые изменения в систему управления в целях обеспечения конкурентоспособности и безопасности энергетической системы ЕС.
Евросоюз также выдвинул задачу сокращения выбросов парниковых газов на 80-95% по сравнению с уровнем 1990 г. к 2050 году.
90 млн баррелей на 90 дней - стандарт безопасности в Европе
В настоящее время Европа импортирует более 50% энергоресурсов, в тч 20% нефти, 40% газа. Большая часть поступает из России, 25% из Алжира; 40% нефти Ближний восток, Северная Африка 30%.