ГЛАВА 1. Понятие и роль прибыли на предприятии.
Показатели финансовых результатов характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования предприятия. По мнению Г.Савицкой, важнейшими среди них являются показатели прибыли, которая в условиях рыночной экономики составляет основу экономического развития предприятия. Рост прибыли создает финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, решения проблем социальных и материальных потребностей трудовых коллективов. За счет прибыли выполняется также часть обязательств предприятия перед бюджетом, банками, другими предприятиями и организациями. Таким образом, показатели прибыли становятся важнейшими для оценки производственной и финансовой деятельности предприятий. Они характеризуют степень его деловой активности и финансового благополучия. По прибыли определяется уровень отдачи авансированных средств и доходность вложений в активы данного предприятия.
Факторная модель прибыли от реализации отдельных видов продукции имеет вид:
П = VРПi (Цi - Сi).
Методика расчета влияния факторов способом абсолютных разниц:
∆Побщ = (VРПф - VРПпл) (Цпл - Спл)
∆Пц = (Цф - Цпл) VРПф
Пс = - (Сф - Спл) VРПф
Аналогичные расчеты проводятся по каждому виду продукции. Данные анализа показывают, по каким видам продукции план по сумме прибыли перевыполнен, а по каким недовыполнен, и какие факторы оказали положительное влияние, а какие - отрицательное и в какой степени.
После этого необходимо детально изучить причины изменение объема продаж, цены и себестоимости по каждому виду продукции.
Методика подсчета резервов увеличения суммы прибыли.
Резервы увеличения суммы прибыли определяются по каждому виду товарной продукции. Основными из них являются увеличение объема реализации, снижение ее себестоимости, повышение качества продукции, реализация ее на более выгодных рынках сбыта и т.д.
Для определения резервов роста прибыли за счет увеличения объема реализации продукции (Р Пvрп) необходимо выявленный ранее резерв роста объема реализации продукции (Р VРП) умножить на фактическую прибыль в расчете на единицу продукции соответствующего вида (П едф):
Р Пvрп = Р VРПi * П едф
Резервы увеличения прибыли за счет снижения себестоимости продукции и услуг (РПс) подсчитывается следующим образом: предварительно выявленный резерв снижения себестоимости продукции (РС) умножается на возможный объем ее продаж с учетом резервов его роста (VРПф + Р VРП):
Р Пс = ∆(РС (VРПф + Р VРП))
Существенным резервом роста прибыли является улучшение качества товарной продукции. Он определяется следующим образом:
Р П = ∆(∆УДi * Цi) / 100 * (VРПфi + Р VРП))
Изменение удельного веса каждого сорта умножается на отпускную цену соответствующего сорта, результаты суммируются и полученное изменение средней цены умножается на возможный объем реализации продукции. Аналогично подсчитываются резервы роста прибыли за счет изменения рынков сбыта.
Анализ распределения и использования прибыли предприятия
После уплаты налогов прибыль распределяется следующим образом: одна часть используется на расширение производства (фонд накопления), а вторая - на материальное поощрение работников предприятия (фонд потребления). Создается также резервный фонд предприятия.
Для повышения эффективности производства очень важно, чтобы при распределении прибыли была достигнута оптимальность в удовлетворении интересов государства, предприятия и работников. Государство заинтересовано получить как можно больше прибыли в бюджет. Руководство предприятия стремится направить большую сумму прибыли на расширенное воспроизводство. Работники заинтересованы в повышении оплаты труда.
В процессе анализа необходимо изучить динамику доли прибыли, которая идет на самофинансирование предприятия и материальное стимулирование работников, и таких показателей, как сумма самофинансирования и сумма капитальных вложений на одного работника, сумма зарплаты и выплат на одного работника. Причем изучать их надо в тесной связи с уровнем рентабельности, суммой прибыли на одного работника, один рубль основных производственных фондов. Если эти показатели выше, чем на других предприятиях или выше нормативных для данной отрасли производства, то имеются перспективы для развития предприятия.
В основу следующей системы показателей прибыльности положена разработанная профессором, доктором экономических наук А. Шереметом, профессором, доктором экономических наук Р. Сайфуллиным, кандидатом экономических наук Е.Негашевым модель хозяйственного механизма предприятия, основанная на налогообложении прибыли в условиях рыночных отношений.
Модель хозяйствования в условиях рыночной экономики содержит ряд итераций и расчетов. Рассмотрим их подробнее.
Прибыль от реализации продукции определяется как разница между выручкой от реализации продукции в действующих ценах без налога на добавленную стоимость и акцизов и затратами на производство и реализацию продукции, включаемую в себестоимость.
Прибыль (убыток) от реализации основных фондов или иных материальных ценностей (иного имущества) определяется как разница между продажной (рыночной) ценой имущества и первоначальной или остаточной стоимостью имущества, скорректированной на индекс инфляции.
Балансовая (валовая) прибыль представляет собой сумму прибыли от реализации продукции и прочей реализации и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.
Порядок исчисления и уплаты налога на прибыль определяется инструкциями Государственной налоговой службы Российской Федерации. Сумма налога определяется с учетом предоставленных льгот и ставки налога на прибыль.
Чистая прибыль предприятия определяется как разница между облагаемой налогом прибылью и величиной налога на прибыль с учетом льгот. Направления использования чистой прибыли определяются предприятием самостоятельно.
Критерием оценки прибыли предприятия выступает рентабельность.
Коэффициенты рентабельности (R):
Рентабельность продаж:
К1R = Пр / N,
где Пр - прибыль от реализации продукции;
N - выручка от реализации.
Рентабельность всего капитала фирмы:
К2R = П / Вср,
где П - балансовая прибыль или прибыль от реализации;
Вср - средний за период итог баланса-нетто.
Рентабельность основных средств и прочих внеоборотных активов:
К3R = П / Fср,
где Fср. - средняя за период величина основных средств и прочих внеоборотных активов.
Рентабельность собственного капитала:
К4R = П / Иср,
где Иср - средняя за период величина источников собственных средств предприятия по балансу-нетто.
Рентабельность перманентного капитала:
К5R = П / (Иср + Кср),
где Кср - средняя за период величина долгосрочных кредитов и займов.
Ефимова О.В.также полагает, что рост прибыли создает финансовую основу для самофинансирования, осуществления расширенного воспроизводства и удовлетворения растущих социальных и материальных потребностей трудовых коллективов.
На изменение суммы прибыли по сравнению с прошлым годом оказывает влияние отклонение цен на потребляемое сырье и материалы, комплектующие изделия, топливо и другие материально-технические ресурсы, оптовые цены на реализованную продукцию, а также коррективы, связанные с изменением в отчетном году методологии учета показателя прибыли.
Вертикальный анализ отчета о финансовых результатах и их использовании является весьма эффективным по своим аналитическим возможностям. Проще всего его оформить в виде аналитической таблицы.
Факторный анализ финансовых результатов деятельности предприятия
Наибольший удельный вес в балансовой прибыли предприятий приходится на прибыль от реализации продукции.
В процессе анализа все многочисленные факторы, влияющие на сумму прибыли от реализации, сводятся к минимальному количеству следующих основных факторов:
- изменение цен на реализуемую продукцию;
- изменение производственной себестоимости и внепроизводственных расходов;
- изменение объема реализованной продукции.
Выполненные расчеты факторов изменения прибыли (убытка) систематизируются в аналитической таблице.
Проанализируем рассмотренные методики анализа прибыли предприятия.
По методике анализа прибыли Г.В.Савицкой результативность деятельности любой организации может оцениваться с помощью абсолютных и относительных показателей.
Исходным моментом в расчетах показателей прибыли автор считает оборот предприятия по реализации продукции. Выручка от реализации продукции (работ, услуг) характеризует завершение производственного цикла предприятия, возврат авансированных на производство средств предприятия в денежную форму и начало нового витка в обороте всех средств.
Анализ финансовых результатов предложено проводить по основным видам и элементам прибыли.
В процессе анализа необходимо изучить состав балансовой прибыли, ее структуру, динамику и выполнение плана за отчетный год. При изучении динамики прибыли следует учитывать инфляционные факторы изменения ее суммы. Для этого выручку корректируют на средневзвешенный индекс роста цен на продукцию предприятия в среднем по отрасли, а затраты по реализованной продукции уменьшают на их прирост в результате повышения цен на потребленные ресурсы за анализируемый период.
По данной методике анализ финансовых результатов деятельности предприятия включает в качестве обязательных элементов исследования:
во-первых, изменений каждого показателя за текущий анализируемый период ("горизонтальный анализ" показателей финансовых результатов за отчетный период);
во-вторых, исследование структуры соответствующих показателей и их изменений, что принято называть "вертикальным анализом" показателей);
в-третьих, изучение хотя бы в самом обобщенном виде динамики изменения показателей финансовых результатов за ряд отчетных периодов (т.е. "трендовый анализ"' показателей).
По методике данного автора, прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности: объема реализации продукции; ее структуры; себестоимости и уровня среднереализационных цен.
Заслуживает внимания методика подсчета резервов увеличения суммы прибыли, где основными ее источниками выделяются увеличение объема реализации продукции, снижение ее себестоимости, повышение качества продукции и реализация ее на более выгодных рынках сбыта.
Модель анализа прибыли по А.Шеремету, Р.Сайфуллину и Е.Негашеву отражает присущее всем предприятиям, функционирующим в условиях рынка как независимые товаропроизводители: единство целей деятельности; единство показателей финансовых результатов деятельности; единство процессов формирования и распределения прибыли; единство системы налогообложения.
Авторы этой методики предлагают проводить анализ прибыли деятельности предприятия, исследовав уровни и динамику разнообразных финансовых коэффициентов, причем критерием оценки прибыли предприятия выступает рентабельность.
А.Шеремет, Р.Сайфуллин и Е.Негашев рекомендуют при анализе финансовых результатов деятельности предприятия включать в качестве обязательных элементов исследование:
во-первых, изменений каждого показателя за текущий анализируемый период (так называемый «горизонтальный анализ» показателей финансовых результатов за отчетный период);
во-вторых, структуры показателей финансовых результатов и их изменений, что принято называть «вертикальным анализом» показателей;
в-третьих, динамики изменения показателей финансовых результатов за ряд отчетных периодов, т.е. провести трендовый анализ показателей.
Прибыль по методике анализа финансовых результатов по Ефимовой О.В. применяется в качестве расчетно-аналитического показателя в целях углубленного анализа эффективности работы организации, ее подразделений. Она составляет основу экономического развития предприятия.
Автор предлагает сравнительный анализ финансовых результатов предприятия. Для анализа суммы прибыли в динамике, освобожденной от влияния этих внешних условий и причин (не зависящих от деятельности предприятия), показатели прибыли приводятся к сопоставимым условиям, а затем сравнивают между собой. При общей оценке динамики и выполнения плана по прибыли прежде всего анализируются динамика и выполнение предприятием плана по величине балансовой прибыли отчетного периода.
При выполнении своей курсовой работы я больше склонялась к модели анализа прибыли, предложеннойА.Шереметом, Р.Сайфуллиным и Е.Негашевым, так как она показалась мне более доступной и понятной в объяснениях и расчетах. Но так же использовала и модели предложенные другими авторами.