Вопрос 37. Показатели рентабельности деятельности строительной компании
· выручка
· валовая прибыль
· себестоимость
· чистая прибыль
Выручка складывается из: реализация СМР; реализация разовых услуг населению; продажа товаров вспомогательного назначения; основные фонды и вне реализационные операции (штрафы,пени).
Себестоимость- затраты на производство и сдачу СМР
Затраты
1.
· прямые (зависят от V реализации)
· косвенные (не связанные с производством)
2.
· постоянные (рис. 1)
· переменные( рис. 2)
Обобщающими показателями для оценки уровня эффективности работы строительной организации являются показатели рентабельности. Рентабельность отражает, насколько прибыльна деятельность организации.
Характеризуя прибыльность строительных организаций, используют не только массу прибыли, но и относительные показатели, в том числе уровень рентабельности.
В строительном производстве различают уровни рентабельности: сметный, плановый и фактический.
Сметный уровень рентабельности рассчитывается как отношение сметной прибыли (плановых накоплений) к сметной стоимости объекта:
где Рсм — сметный уровень рентабельности, %; ПН — плановые накопления, тыс. руб.; Cog — сметная стоимость объекта, тыс. руб.
Плановый уровень рентабельности определяется по формуле
где Рпл — плановый уровень рентабельности, %; Ппл — плановая прибыль, тыс. руб.; Д — договорная цена, тыс. руб.
По окончании строительства объекта и завершении расчетов с заказчиком определяется фактическая рентабельность:
где Рф — фактическая рентабельность, %; Пф — фактическая прибыль от сдачи объекта с учетом экономии и компенсации, тыс. руб.; Сф — фактическая стоимость строительства объекта, тыс. руб.
В практике работы строительных организаций применяется ряд показателей рентабельности в зависимости от поставленных целей.
Наиболее часто используемыми показателями являются показатели рентабельности всех активов организации, рентабельности реализации продукции (работ, услуг) и рентабельность собственного капитала.
Рентабельность всех активов организации рассчитывается делением чистой прибыли на среднегодовую стоимость активов организации.
Рентабельность реализации рассчитывается посредством деления прибыли на объем реализованной продукции (работ, услуг). Различают два основных показателя рентабельности реализации: из расчета валовой прибыли от реализации и из расчета по чистой прибыли. Первый показатель отражает изменения в политике ценообразования и способность организации контролировать себестоимость реализованной продукции (работ, услуг). Но самым важным показателем остается рентабельность реализованной продукции (работ, услуг), определяемая как отношение чистой прибыли после уплаты налога к объему реализованной строительной продукции (работ, услуг).