Внебюджетн фонды. Хар-ка действующ в России федер социальн внебюджетн фондов гос-ва

Внебюджетн фонды - совокупн денежн распределительн и перерераспределительн отношен, в результ котор формир фонды финансов ресурсов вне бюджета для целевого назначения.

Гос внебюджетн фонды это фонды денежн ср-в, образуем вне федеральн бюджета и бюджетов субъектов федерации, котор предназнач для реализац конституцион прав граждан на пенсион обеспечен, на соц страхован, на соц обеспечен в случае безработицы и охраны здоровья и мед помощь.

Материальн источн внебюдж фондов явл национальн доход. Глав методом мобилизац национальн дохода при формирован фондов выступ: ЕСН (един соц налог); Ср-ва из бюджета и займы.

Все внебюджетн фонды в 90-х годах имели следующ особен:

1. Строго целевое назначение.

2. Не включались в бюджеты, являлись автономными

3. Гл источн их формиров явл в наст время ЕСН.

4. Регулируются бюджетным кодексом.

5. При профицитах внебюджетных фондов ср-ва использ для финансирован инвестицион прог.

6. Соц внебюджетн фонды предназн для реализац конституц прав граждан и из них выдел ср-ва в форме трансфертн платежей.

Правит-во приняло решен о включен внебюджетн фондов в бюджет для усилен контроля за расходован ср-в. Было оставле 4 внебюджетн соц фонда - пенсион, фонд соц страхован, гос фонд занят и фонды обязательн мед страхован. В наст время внебюджетн фонды классифицир на централизован и децентрализован. Децентрализованные - фонды субъектов федерации. Они касаются экономич вопросов.

Задачи социальн внебюджетных фондов:

1. Защита социальн интересов населен.

2. Повышение жизнен уровня населения.

3. Сохранность и улучшен здоровья населен

4. Поддержка безработных

5. Обеспечение дополнительн соц-бытовых услуг.

Источники формирования внебюджетных соц фондов:

1. ЕСН, ставки кот устанавл налогов кодексом.

2. Добровольн взносы юридич и физич лиц

3. Средства бюджета.

4. Прибыль от коммерч деятельн, осуществл фондами как ЮЛ.

5. Займы, получен фондом ЦБ или коммерч банков.

21-21. Управление финансами: содержание и функции. Управление ф-сами – это процесс целенаправленного воздействия с помощью фин. приемов и методов на фин отнош-я и соотв. им виды фин. ресурсов для реализации ф-ций субъектов власти и субъектов хозяйствования, целей и задач их деят-сти. Объектами управления ф-сами выступают фин отнош-я также непосредств. с ними связанные фин рес-сы сфер и звеньев фин. с-мы. Субъекты управления ф-сами – это совок-ть организ. структур непосредств., осущ. управление (органы управления ф-сами). Содержание процесса управления фин-ми раскрывается в функциональных элементах, к которым относятся фин-е планир-е и прогнозирование, операт-ое управление и фин-ый контроль. Фин-е планир-ие и прогнозир-ие используются для научного обоснования текущего и перспективного развития эк-ки, изменений в конкретном периоде темпов роста ее отдельных отраслей и субъектов хозяйствования, обеспечивают необходимый предварительный контроль за образованием и использованием фин-х ресурсов. Операт управление – это процесс разработки комплекса мер, направленных на достижение максим эффекта при минимуме затрат на основе анализа текущей фин ситуации и соответствующего перераспределения фин ресурсов. Фин контроль - это особую сферу деят-ти органов гос власти, органов МСУ и фин служб организаций по сбору и анализу информации о действительном фин состоянии управляемого объекта и эффект-ти принятых управленческих решений.

23-23. Формы и методы финансового контроля.Фин. контроль – это сов-сть действий и операций, осущ. специально уполномоч. органами за соблюдением суб-ми хоз-ния, органами гос. власти и МСУ норм права в процессе образования, распред-я и использования фин. ресурсов с целью своевр. получения достоверной и полной инфо о ходе реализации принятых управленческих и фин. решений. По регламенту рсущ-ия выделяю обязат. и инициативный контроль. По времени проведения подразделяется на предварительный, операт и заключит. контроль. Методы фин. контроля: 1. Проверка – проводится на основе балансовых. отчетных и расходных док-тов по отд. вопросам ФХД. 2. Обследование – охватывает общие положения ФХД, причем далее прогнозируется его дальнейшее развитие. 3. Надзор – проводится контролир. органами, получившими спец. полномочия на конкр. вид фин. деят-сти, предполагает контроль за соблюд. установл .правил и нормативов, нарушение кот. влечет отзыв лицензии. 4. Экон. анализ. 5. Наблюдение или мониторинг – пост. контроль за использ. фин. р-сов субъекта контроля и его фин. состоянием. 6. Ревизия – взаимосвяз. комплекс проверок ФХД экон. субъекта, проводимых с помощью опр. приемов фактич и док-того контроля. Осн. принципы: независ-ть, объективность, компетентность и гласность.

24-24. Расходы бюджетной системы: их классификация и характеристика. Расходы бюджета – это ден. ср-ва. направляемые на обеспечение задач и ф-ций гос-ва и МСУ. Код класс-ции расх-в бюдж состоит из: кода главного распорядителя бюдж ср-тв; кода раздела, подраздела, целевой статьи и вида расходов; кода класс-ции операций сектора гос управления, относ-хся к расходам бюджетов. Едиными для бюджетов бюдж системы РФ разделами и подразд класс-ции расходов бюдж явл-ся: 1) общегос вопросы; 2) национ оборона; 3) национ безоп-ть и правоохранит деят-ть; 4) национ эк-ка; 5) жилищно-коммун хоз-во; 6) охрана окруж среды; 7) образование; 8) культура, кинематография; 9) здравоохранение; 10) соц политика; 11) физ культура и спорт; 12) средства массовой информации; 13) обслуживание гос и муниц долга; 14) межбюдж трансферты общего хар-ра бюджетам суб-ов РФ и муницип образований. Перечень и коды целевых статей и видов расходов бюджета утвержд-ся в составе ведомственной структуры расх-в законом о бюджете либо БК РФ. Целевые статьи и виды расх-в бюджетов формир-ся в соотв-ии с расходными обязат-ми, подлежащими исполнению за счет средств соответств-их бюдж-ов.

31-25. Современная финансовая политика РФ. Соврем фин политика является составной частью эк политики РФ, основные цели и задачи которой разрабатываются и реализуются исполнит органами власти во главе с През-ом РФ и утвержд-ся законод-ми органами власти в ходе рассмотр и утверждения бюджетов каждого уровня бюджетной системы РФ на очередной фин год. Регион органы власти и органы МСУ строят фин политику на подведомств территории с учетом целей и задач фин политики РФ. Фин политика на фед уровне является определяющей по отнош к политике, проводимой на других уровнях управления, этот факт обусловливает необх-ть рассмотрения ее особе-ей на современном этапе. Основн направления фин. политики: бюдж (приоритетное финансир-е получила соц. сфера, также создание Фед дорожного фонда и покрытие дефицита бюджета) и налоговое (гос-во стремится упростить нал систему, необх-мо также вводить нал стимулы для развития инновационной эк-ки, в целом гос-во стремится к дальнейшему снижению нал бремени).

26-26. Региональные и местные финансы.Регион фин ресурсы – это сов-ть ден средств, созданных и используемых на эк-ое и соц развитие территорий, и ден отнош, возникающие по поводу формир-ия, распределения и использования регион фондов фин ресурсов для решения многообразных задач субъектов РФ. Доходы регион бюджета формируются за счет собственных и регулирующих нал доходов. Финансы субъекта РФ зависят от совокупности факторов социально-экон развития и достигнутого уровня жизни населения, что отражается на фин потенциале региона и его возможностях по формированию бюджета и внебюдж фондов. Местные финансы опред-ся как совок-ть ден средств, формир-х и используемых для решения вопросов местного значения. Местные финансы входят в структуру фин системы России в качестве ее самостоят звена. Местные финансы включают ср-ва местного бюджета, гос. и муп. ценные бумаги, принадлежащие органам МСУ, и др фин ресурсы. Формир-ие и использование местных фин-ов основывается на принципах самостоят-ти, гос фин поддержки, гласности.

3-26. Роль финансов в процессе воспроизводства. С переходом РФ к рын эк-ке роль фин-в в процессе воспроизв-ва существенно возросла: от фин-ого положения предпр-ия зависит его положение на рынке, его конкурентоспособность, выживаемость, его перспективы. Фин обеспечение потребностей воспроизв-ва означает покрытие затрат за чет фин. ресурсов. Осн. источниками фин. ресурсов могут служить: собств. ср-ва, привлеч. ср-ва. Важная роль в воспроизв-ве ВВП принадлежит гос. финансам и финансам предприятий. Эффект использ-ие фин рес-в возможно лишь на основе активной фин. политики гос-ва. Процесс воспроизв-ва является необх-ой основой существования человеч общества. Он включает 4-ре стадии: производство, обмен, распределение, потребление. Эти стадии обязательны для воспроизв-ва, взаимосвязаны во времени и пространстве, взаимодействуют между собой и происходят одномоментно. Отсутствие хотя бы одной стадии прервет процесс воспроизв-ва. Все суб-ты воспроизводств-ого процесса имеют доходы и расходы. При этом в одно и то же время одни испытывают недостаток средств, а у кого-то они могут быть в избытке. Это создает объективную необх-ть перераспределения сформировавшихся ден средств, что и осущ-ся с помощью финансов в широком понимании этого термина. Процессы формир-я и использ-я дох-в суб-ов воспроизводств-ого процесса сопровождаются распред-ем и перераспред-ем этих доходов, необход-х для регулир-я эк-ки в условиях рын отнош при помощи фин-ов в широком понимании этого слова.

28-27. Хар-ка межбюджетных отношений в РФ.Все бюджеты, входящие в бюдж. с-му страны, взаимосвязаны в рамках межбюдж. отношений. Межбюдж. отнош. – это отнош между органами гос. власти РФ, органами гос. власти субъектов РФ и органами МСУ, связанные с формир-ем и исполнением соотв. бюджетов. В основе процесса распределения расходов и доходв между звеньями бюдж. с-мы заложен принцип равенства бюджетов субъектов РФ во взаимоотнош-х с фед. бюджетом и местных бюджетов с регион бюджетами, кот преполагает использование единой методики расчета нормативов фин затрат на предоставление гос. и муп. услуг, нормативов расчета фин. помощи терр. бюджетам, также единый порядок уплаты фед. и регион налогов. Межбюдж. трансферты, служат отличием бюдж. федерализма в РФ. Трансферты – это безвозмездные перечисления ден. ср-в из бюджетов различных уровней получателям: гражданам, предприят., бюджетам др. уровней: бюдж. кредит – предоставление ср-в ФЛ и ЮЛ на возвратной и возмездной основах; субвенция – ср-ва бюджету соотв. уровня или ЮЛ на безвозмездной и безвозвр. основах на осущ. целевых расходов; субсидия – ср-ва бюджету соотв. уровня. ФЛ и или ЮЛ на условиях долевого фин-ия; бюдж. ссуда – ср-ва др. бюджету на безвозмездной или возмездн. основах на срок не более 6 мес. в теч. фин. года; дотации – ср-ва бюдж. др. уровня на безвозмездной и безвозвр. основах для покрытия текущ. Обязат-в; гос. и муп. гарантии – способ обеспечения гражданско-прав. обяз-в, в силу кот. РФ, субъект РФ или МО дает письменное обяз-во отвечать за исполнение обяз-ва лицом, кот. дается гос. или муп. гарантия перед 3ими лицами полностью или частично.

29-28.Бюджетный процесс: характ-ка его стадий. Бюдж процесс – это регламентируемая нормами права деят-ть органов гос власти, органов МСУ и участников бюдж процесса по составл-ю, рассмотр-ю проектов бюджетов, утвер-ю и исполн-ю бюджетов, также по контролю за их исполнением. В бюджетном процессе выделяют следующие стадии: 1. Составление проектов бюджетов. Док-ты, необх-ые для сост-ия бюдж: бюдж послание През РФ; прогноз соц-эконом развития территор-й; основные направлениябюдж и нал политики. 2. Рассмотрение и утвержд бюдж. Проект ФЗ «О фед бюдж на очередной фин год и плановый период вносится на рассмотр в Гос думу не позднее 00часов 26 авг. Процесс рассмотр проекта фед бюдж Гос думой осущ-ся в 3-хдневный срок чтениях. После утвержд в Гос думе проект фед бюдж направл-ся в теч 5-ти дней в Совет Федерации. В Сов Фед в теч 14-ти дней со дня предоставления в Гос думу рассм и утв-ся. После того как Сов Фед одобрил он направляет его для подписания и онародывания в теч 15-ти дней. 3. Исполн-е бюдж. Бюдж исполн-ся на основе ед-ва кассы и подведомственности расх-в. Кассовый план – прогноз касс поступл в бюд и касс выплат из бюдж в тек финн году. Способы исполнения бюдж: по доходам; по расх; исполн-ебюдж по источникам финансир-ия дефицита бюд осущ-ся главными администратами и администраторами. 4. Отчетая стадия. Отч-ть об исполнении бюдж бывает: оперативная, ежеквартальная, полугодовая, годовая. Бюдж отч-ть включ; отчет об испол бюдж; баланс исполн бюдж; отчет о финн рез-ах деят-ти; отчет о движ ден ср-в; пояснительная записка.

30-29. Прибыль организации, особенности её распределения. При́быль – это превыш-е в ден-м выражении дох-в над затратами на произв-во или приобретение и сбыт этих тов-в и услуг. В росс. фин. отч-сти исп. след. виды прибыли: 1.валовая – разность между выручкой от продажи товаров и затратами, включая косв. налоги. 2. Прибыль от продаж – разность между валовой прибылью и коммерч. управленч. расходами. 3. Балансовая (до н/об-ия) – фин. рез-т по всем видам деят-сти орг-ции. включает прибыль от продаж, продажи имущества и сальдо прочих доходов и расходов (дивиденды, %ы, пени, штрафы и т.д.). 4. Чистая прибыль – остающ. у предприятия после выплаты налогов. На прибыль орг-ции влияют внутр. (произв. затраты, сезонность произ-ва) и внешн. факторы (цены на произв. ресурсы, система н/об-ия). Т.к. осн. целью деят. большинства ор-ций явл. max-ция прибыли, то для получения наилучшего рез-та необходимо также грамотно распр. прибыль. Объектом распр. явл. балансовая прибыль: 1.налог. 2. чистая прибыль: 1)дивиденды по привел. акциям, 2) дивиденды по обыкн. акциям, 3)нераспр. прибыль: потребление и накопление. Если прибыль не расходуется на потребление, то она остается на предприятии как нераспр. прибыль прошлых лет и увелич. размер собств. капиала предприятия, что увелич. фин. усойчивость и свидетельствует о наличии источника для послед. развития. Способ распред-ия прибыли:
1. фондовый (формир-ие фонда накоплен и потреблен, и сметы расходован этих фондов)
2. по отдельн направлен. это м.б. способ распределен прибыли, предприят д. сост сметы расходов, накоплен и потреблен. Распред-ие прибыли по отдельн направлен.
Фонд накоплен использ на научно-исследов-кие работы, новых видов продукц, на долгосрочн инвестиц, на погашен кредита и уплата % по ним, на долев участ предприят вышестоящих. Фонд потреблен использ на соц развит и соц нужды для финн-ов расходов по эксплуатации объектов соц назначен находящ на балансе данной организац, на строит-во объектов непроизводственн сферы, на проведен оздоровит-х и культурн мероприят, на оказание матер-ой помощи и др соц нужды. Прибыль характ-ся эффективн от финансов дея-ти. Рентаб-ть хар-ся сист показател м. разделить на 3 группы: 1. рент-ть продукции. Рентаб-ть продукц характ-ся эффект-ью текущ затрат предпр и степень доходов характерн продукц. Рентаб-ть отдельных видов продукц характериз степень доходов того или иного вида продукц; 2. рент-ть произв-ых активов. Рентаб-ть произв-ых активов показыв эффект-ть использован произв-х активов. Сколько прибыли приходит на эффективн производств-х активов; 3. рентаб-ть вложения. Рентаб-ть вложений. Характ-ет уровень продаж на 1 рубль вложений в имущ-во предприятий.

25-30. Страхование, его формы и виды. Страхование – это сов-сть экон. отнош, возник-их на основе замкнутого, безвозвратного перераспред. фин Рес-ов во времени и впространстве, по поводу формир-я страхов фонда и его использов-я для возмещения вероятного ущерба, нанесенного экон. субъектам в рез-те непредвиденных неблагопр. событий. На рынке действуют страх. орг-ции, реализующие страх. продукт по объему охвата страх. рисков в форме обязат. (выражает гражданско-правовые отнош., связ. с образованием и использованием ресурсов страх. фонда в силу закона) и добровольн страхов-я (отличаются тем, что возникают в силу волеизъявления сторон – страх. компании и ФЛ или ЮЛ. кот закрепл. в заключаемом между ними письменном договоре страхования). Можно выделить 5 осн. отраслей страхования: 1. личное страхов (объект – жизнь, здоровье, трудосп-ть человека). 2. имущ. страх. (страх. Им-ва). 3. Страх. экон. рисков (страх. ущерба. кот. возникает в процессе предприним. деят.). 4. Соц. страх. объект – уровень дохода граждан). 5. страх. отв-сти (страх. отв-сти перед 3ми лицами, которым может быть причинен ущерб вследствие какого-либо действия или бездействия страхователя).

32-31. Казначейское исполнение бюджетов в РФ. В соотв с БК в РФ устанавл-ся казначейское исполн-ие бюджетов. Это означает, что организация исполн-я и исполн-е бюджетов осущ-ся органами исполнит власти. Казначейство – это орган исполнит власти, осуществл-й исполн-е гос бюджета. Органы казначейства представляют интересы гос-ва и тем самым ставят под контроль деят-ть др участн-в бюдж процесса. Главные распорядители бюдж средств утрачивают возможность управлять фин потоками и сохраняют за собой лишь ограниченные права, связанные с распределением лимитов ассигнований по подведомственным получателям. Усиливается контроль над движением бюдж средств на банк-х счетах, счета фед бюджета изымаются из коммерч-х банков. Территор органы казнач-ва контролируют эффект-ть и целевое использ-е фин ресурсов на уровне отдельных бюджетопол-ей. Огранич-ся права регион-х органов власти по определению направлений использ-я средств фед бюджета, полученных в форме дотаций, трансфертов, кредитов и займов, и др. Основным принципом исполнения бюджета является принцип единства кассы. Он означает зачисление всех доходов и поступлений из источников финансир-ия дефицита бюджета на единый бюдж счет и осуществление всех предусмотренных расходов с единого счета. Соблюдение данного принципа необх-мо для обеспечения единства бюдж системы, сглаживания неравномерности поступления доходов в бюджет как по времени, так и по территориям. В России бюджеты всех уровней бюдж системы исполняются на основе принципа единства кассы.

34-33, 57 Бюджет государства: эконом-ое содержание и значение. Бюджет РФ – форма образ-ия и расходования фондов ден ср-в, предназаченных для фин-ого обеспеч задач и ф-ций гос-ва и органов МСУ. Годовой бюджет сост-ся на один фин год, кот соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря. Доходы и расходы бюджетов регламентир-ся законод-но на основании БК РФ, также зак-ва о налогах и сборах и т.д. Путем централизации в бюджете части фин. рес-сов гос-во получает возможность обеспечить ден. ср-вами общегос. потребности. Через бюджет путем бюдж. фин-ия перераспр. фин. р-сы между отраслями производств. и непроизв. сферы. Пользуясь бюджетом как осн. орудием перераспр. нац. дохода, гос-во направляет ср-ва в первую очередь в те отрасли народного хоз-ва, кот. требуют первоочередного развития. Все это позволяет координировать экон. жизнь гос-ва, способствует технич. прогрессу и усиливает экон. потенциал гос-ва. Значение бюджета как эк категориязависит от того, что мы понимаем под ним: 1) Воздействие на экономику государства: - поддержка отдельных отраслей эк-ки, имеющих принципиальное значение для данного гос-ва; - поддержка экспорта нац-й продукции за рубеж; - стимулирование и поддержка инвестиций в реальный сектор эк-ки; - обеспечение научно-технич прогресса. 2) Воздействие на соц сферу: - подготовка кадров; - обеспечение воспроизводства рабочей силы – обеспечение здравоохр-я; - поддержка малообеспеч-х; - обеспечение пенсионеров. Задачи бюджета: - перераспределение нац дохода (образ-ие доходов бюджета и использ-ие бюдж ср-в; - гос регулирование и стимулирование эк-ки; - фин обеспечение соц сферы и осуществление соц политики гос; - контроль за образованием и использованием централизованных фондов ден средств.

35-34. Пенсионный фонд РФ. Пенсионный фонд РФ (ПФР) - крупнейшая и самая эффект система оказания соц услуг в РФ. ПФР был образован 1990 года для гос управления финансами пенсионного обеспечения, которые было необходимо выделить в самостоят внебюджетный фонд. С созданием ПФР появился новый механизм финансирования и выплаты пенсий и пособий. Средства для финансирования выплаты пенсий стали формироваться за счет поступления обязательных страховых взносов работодателей и граждан. Социально значимые функции ПФР: назначение и выплата пенсий; учет страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию; назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан; выдача сертификатов на получение материнского (семейного) капитала; управление средствами пенсионной системы и пр. До 2010 года взносы в ПФ учитывались как составная часть единого социального налога. С 1 января 2010 года — ЕСН отменен, вместо него установлены прямые страховые взносы работодателей (страхователей) в три внебюджетных фонда — ПФР, ФОМС и ФСС. В 2010 году совокупный объем страховых взносов сохранился на уровне ставки ЕСН — 26%, из которых 20 % направляются в ПФР (на обязательное пенсионное страхование). Планируется повышение ставки до 34 %, из которых 26 % составят отчисления по обязательному пенсионному страхованию. Эта система позволяет существенно увеличить уровень пенсий в стране. Также с 2009 года у граждан появилась возможность делать добровольные взносы на накопительную часть пенсии.

38-37.Фискальные методы регулирования экономики. Фискальная политика - это совок-ть фин мероприятий гос-ва по регулир-ию гос расходов и доходов для достижения опред-ых социально-эк-х целей. В наст время такими целями являются главным образом посткризисное регулир-ие, уменьшение безработицы и размеров инфляции. Матер-й основой проведения фискальной политики служит сосредоточение в руках гос-ва фин-х рес-в, которые перераспред-ся между юр и физ лицами в гос-х интересах. По существу фискальная пол-ка сводится к формир-ию и расходованию гос-х ср-в через нал и бюдж системы. Поэтому фискальную политику можно интерпретировать как налогово-бюджетную политику. Методы фин регулирования подразд-ся на прямые и косвенные. К прямым относятся методы бюдж регулир-я:1) субсидии - бюдж. ср-ва, предоставляемые бюджету соотв. уровня БС РФ ФЛ или ЮЛ на условиях долевого софинансирования расходов, дотации - бюдж. ср-ва, предоставляемые бюджету др. уровня на безвозмездной и безвозвр. основах для покрытия текущих обяз-в, трансферты - безвозмездные перечисления ден ср-в из бюдж различных уровней получателям. Косвенными являются методы использования элем-ов нал системы. Косв-е методы являются наиболее тонкими и сложными инструментами эк-ого регулирования. Наиболее распростр-ми методами поощрения деловой активности и опред-ых видов деят-ти являются нал льготы. К ним относят также инвестиционный нал кредит – изменение срока уплаты налога, при котором н/пл-ку при наличии соотв-щих оснований предоставляется возм-ть в теч опред-ого срока и в опред-ых пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов).

41-38. Амортизационный фонд в системе финансов организаций. Основной собств источник финансир-ия капитальных вложений – амортизация.По своей эк сущности амортизация – это процесс постеп перенесения ст-ти ср-в труда по мере их износа на производимую продукцию, превращения в ден форму и накопления ресурсов для последующего воспроизв-ва осн средств. Амортизационные отчисления – это ден форма перенесенной на продукт труда части ст-ти осн ср-в. Это целевой источник финансир-я инвестиц процесса. Амортизация начисляется на нормативный срок службы осн средств. В амортизац политике гос-ва произошли существенные изменения, отвечающие требованиям сегодняшнего дня. Согласно Положению о бухг учете осн средств (ПБУ 6/97), орг-ции получили право самост-но определять срок полезного использ-я приобретаемого актива. Ранее такое право было предоставлено предприятиям только в отношении НМА. Использование этого права дает предприятию возм-ть полнее учитывать высокий уровень технич прогресса и своевременно обновлять осн средства. Срок полезного использования оснсредств – период, в теч которого использ-е объекта осн средств м. приносить доход. Самост-ое определение срока полезного использ-я объекта осн средств при принятии данного объекта к бухг учету возможно только в случае, если такой срок отсутствует в технич-х условиях. При самост-м установлении срока полезного использ-я предприятие должно исходить из: I) ожидаемого срока использования объекта в соотв-ии с ожидаемой производительностью или мощностью применения; 2) ожидаемого физич износа в зав-ти от режима эксплуатации; 3) имеющихся нормативно-правовых и др ограничений использ-я этого объекта (например, срок аренды, срок деят-ти предпр-я, устан-ый при регистрации). Согласно ПБУ 6/97 введены следующие способы начисления амортизации: -линейный; -уменьшения остатка; -списание ст-ти по сумме чисел лет срока полезного использ-я; -пропорционально объему продукции.

39-40.Экономическое содержание и значение налогов. В дох-х бюджета налогам принадлежит решающая роль (в РФ примерно 70% всех дох-в гос-ва). Ни одно гос-во не может существов. без налогов. Они отражают конкретные историко-экон. условия жизни людей и гос-ва. НК РФ опр-ет налог след. образом: Налог – это индив-но безвозмездный платеж с орг-ций и ФЛ в форме отчуждения принадлежащих им на праве собств-ти, хоз. ведения или операт управления ден. ср-в в целях фин. обеспечения деят-ти гос-ва и МО. Сущность налога состоит в отчуждении гос-вом в свою пользу принадлежащих частным лицам ден. ср-в. В этой связи особое значение приобретают признаки налогов: 1) обязат-ть (уплата налога явл. констит.-правовой обяз-стью). 2) инд безвозмездность (уплата налога не влечет встречной обязанности гос-ва оказать н/пл-ку публичные услуги или совершить в его интересах конкр действия). 3) денежная форма уплаты (НК РФ определяет налог как ден платеж, какие-либо натуральные формы уплаты не предусмотрены). 4) публичные цели налогообложения (функцион назначение налогов состоит в фин. обеспечении реализуемой гос-вом внешней и внутр. политики, то есть в обеспечении нормальной жизнедеят-ти общества).

42,21-41.Система органов управления финансами в РФ. На фед уровне управление ф-сами осущ. Минфином РФ и учреждениями, входящими в его систему: Фед. службой по фин. мониторингу, ФНС, Фед. службой фин.-бюдж. надзора РФ, Фед. службой страхового надзора, функционально-отраслевыми подразделениями исполнит. органов. Территор фин. органы, являясь функцион-ми подразделениями территор. администраций. входят в с-му Минфина РФ. Этим обеспечивается единство бюдж базы, ден с-мы, форм бюджетной документации, принципов бюдж процесса, единства порядка формирования доходов. фин-ия расходов бюдж всех уровней, ведения бух. учета ср-в всех звеньев бюдж. с-мы. Территориальными органами ФНС явл. налоговые инспекции по соотв. территории. С-ма налог. органов построена в соотв. с администр.-территор. делением.

43-42, 60. Финансы организаций, их характеристика. Ф-сы орг-ций – фин. или ден. отнош, возникающие в ходе предприним. деят. и процессе формир-я собств. капитала, целевых фондов ден. ср-в, их распределения и использования. В РФ все орг-ции по орг-правовой форме делятся на: ИП и ЮЛ (коммерч. и некоммерч. орг-ции). Ф-сы орг-ций играют в фин. с-ме любой страны ведущую роль, т.к. они носят распределит. хар-р и охватывают процессы создания, распред-я и использ-я ВВП и НД в стоимостном выражении. Ф-сы орг-ций создают фин. рес-сы, кот. впоследствии распределяются и использ-ся для собств. развития и обеспечения потребностей эк. и соц. развития общества. Ф-сы орг-ций выполняют те же ф-ции, что и ф-сы, только рассматр-ся они на микроуровне: 1. распределит. состоит в фориров ден. фондов и резервов орг-ций посредством распределения и перераспред. поступающих доходов формирования прибыли. 2. контрольная сост в необх-ти постоянного отслеживания и проведения анализа фин. показателей орг-ции с целью оценить итоги хоз. деят,. сложившуюся с-му распределения и при необх-ти применить меры фин. воздействия в целях обеспечения фин. устойчивости орг-ции.

44-43.Бюджетная система РФ.БС – основана на эк отнош и гос устройстве РФ, регулируемая нормами права сов-ть фед бюдж, бюдж суб-ов РФ, местн бюдж и бюдж гос внебюдж В соотв. с КРФ и БК РФ БС РФ состоит из 3 уровней: 1.фед. бюджета и гос. внебюдж. фондов. 2.бюджетов суб-в РФ (регион бюдж) и бюдж территор. гос. внебюдж. фондов. 3.местных бюдж. Функционир БС РФ основано на след. принципах: 1. единства БС РФ; 2.разграничения дох, расх и источников финансирования деф-в бюдж между бюджетами БС РФ; 3.самостоят-ти бюджетов; 4.рав-ва бюдж прав суб-ов РФ, муницип образ-й; 5.полноты отражения дох, расх и источников финансир-я дефиц-в бюджетов; 6. сбалансированности бюджета; 7. результат-ти и эффект-ти использ-ия бюдж средств; 8.общего покрытия расх-в бюджетов; 9.прозрачности (открытости); 10.достовер-ти бюджета; 11.адресности и целевого хар-ра бюдж средств; 12.подведомств-ти расходов бюджетов; 13.единства кассы.

45-44.Система органов фин контроля в РФ. Гос. фин. контроль заключается в контролировании составления и исполнения фед., регион. и местных бюджетов, гос. внебюдж. фондов, ден. обращения, внутр. и внешн. гос. и регион. долгов и др. В соотв. с российским зак-вом осущ. гос. фин. контроля возложено на Минфин РФ, Счетную палату РФ, контрольно-ревизионные органы субъектов РФ, Банк России. Ведущая роль в гос. фин. контроле отводится бюджетному контролю. Бюдж контроль – это этап бюдж процесса. осущ-ый представит. органами власти, Счетной палатой РФ и контрольно-счетными палатами на местах, фин. и налог. органами. В РФ контроль за исполнением бюджета имеет 2 формы: 1. Парламентский контроль(осущ. соотв. представит. органами – счетная палата, контрольно-счетные палаты на местах). 2. Административный контроль (осущ. Минфином РФ, Казначейством РФ, фин. органами субъектов РФ и МСУ, главн. РБС, главн. бухгалтерами бюдж. учреждений). В составе территориальных органов власти создаются бюджетно-фин. комиссии (осущ. контроль за фин. деят. органов исполнит. власти), контрольно-счетные палаты субъектов РФ и МО (осущ. бюджетно-фин. контроль), контрольно-ревиз. управления террит. администраций (осущ. контроль за ФХД гос. и муп. предприятий, использов. ими бюдж. ср-в).

38-45.Фискальная политика РФ.Фискальная политика – этоправительственная пол-ка, один из осн-х методов вмешат-ва гос-ва в эк-ку с целью уменьш колебаний бизнес-циклов и обеспечения стабильной экй системы в краткосрочной перспективе В наст время такими целями явл-ся гл образом посткризисное регулир-е, уменьшение безработицы и размеров инфляции. Матер основой проведения фискальной пол-ки служит сосредоточение в руках гос-ва фин ресурсов, кот перераспределяются между юр и физ лицами в гос-х интересах. По существу фискальная политика сводится к формированию и расходованию гос средств через нал и бюдж системы. Поэтому фискальную политику можно интерпретировать как налогово-бюджетную политику. Методы фин регулирования подразделяются на прямые и косвенные. К прямым относятся методы бюдж регулирования: субсидии – бюдж. ср-ва, предоставляемые бюджету соотв. уровня БС РФ ФЛ или ЮЛ на условиях долевого софинансирования расходов, дотации – бюдж. ср-ва, предоставляемые бюджету др. уровня на безвозмездной и безвозвр. основах для покрытия текущих обяз-в, трансферты – безвозмездные перечисления ден ср-в из бюджетов различных уровней получателям. Косв являются методы использования элементов нал системы. Косвенные методы являются наиболее тонкими и сложными инструментами эк регулирования. Наиболее распространенными методами поощрения деловой активности и опр-х видов деят-и являются нал льготы. К ним относят также инвестиц нал кредит - изменение срока уплаты налога, при котором н/пл-ку при наличии соотв-щих оснований предост-ся возм-ть в теч определ срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов).

7-46.Бюджетное планирование. Бюдж планирование - составляющ фин планир-ия, позволяющая определить объем, источники и целенаправленное использование бюдж ресурсов на каждом из уровней управления: фед, регион, муницип; необх-ый компонент обоснованного функционир-я бюдж системы, неотъемлемая часть бюдж процесса. С помощью бюдж планиров опред-ся движение бюдж средств в соотв с целями и задачами, основных направлениях соц-эк развития страны и прогнозных расчетах для соответств-их территорий. Бюдж планир призвано показать реальные допустимые затраты и обосновать стратегию решения приоритетных отраслевых, региональных и муниципальных задач. Бюдж планир включает: определение общего объема и источников поступления бюдж средств на фед, регион, и на основе единой методики расчета миним бюдж обеспеченности, норм и нормативов финанс. затрат на оказание гос и муницип услуг; установление направлений использования бюдж средств, способствующих выполнению планов-прогнозов соц-эк развития страны и приводящих к росту эффект-ти обществ, произв-ва, экономии матер, трудовых и фин ресурсов. Бюдж планир увязывает макроэк-е прогнозы о бюдж доходах с предложениями по гос расходам. С учетом принципов бюдж федерализма в ходе бюдж планир: распред-ся доходы и расходы между бюдж разных уровней на основе использования существующих форм межбюдж отношений; в целях достижения баланса в каждом бюджете определяются объем фед, регион и муницип заимствований, размеры бюдж резервов; устан-ся величина и источники покрытия дефицита бюджета; осущ-ся разносторонний бюдж контроль за процессами, протекающими в реальном секторе эк-ки и на фин рынках.

48-47.Доходы бюджетной системы: их классификация и характеристика. Гос дох бюдж – это часть нац дох, обращаемая в процессе его распред и перераспред в собств и распоряж гос-ва с целью создания финн основы, необх-ой дляфинансир-ия деят-ти гос-ва. Муницип дох – это часть НД, обращаемая в процессе его распред и перераспред в собствв ираспоряж муниц образ-ий с целью созд финн основы необх-ой для финансир-ия деят-ти органов МСУ. Виды доходов бюджета: нал доходы; ненал доходы; безвозмездные перечисления. К ненал доходам относятся: доходы от использ-я им-ва, находящегося в гос или муниц собств-ти, за исключением им-ва бюдж и автономных учреждений, также им-ва гос и муниц унитарных предприятий, в т.ч. казенных; доходы от продажи им-ва, находящегося в гос или муниц собств-ти; дох от платных услуг, оказываемых казенными учрежд-ми; ср-ва, получ-е в рез-те применения мер гражданско-правовой, администр и угол отв-ти, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, также ср-ва, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниц образованиям, и иные суммы принудительного изъятия; ср-ва самообложения граждан; иные неналоговые доходы. К нал доходам бюджетов относятся: фед, регион и местные налоги и сборы, пени штрафы, взимаемые за наруш НК РФ.

47-47. Финансовое планирован - процесс оценки и выбора проекта капитальн вложен, его формализац в виде бюджета или финансов плана. Финансов планирован подразумев:
- выявление потребно в капиталовлож-ях;
- анализ альтернативн вариантов удовлетворен этих потребностей;
- подготовку доклада для менеджеров;
- выбор лучшей альтернативы;
- распределен имеющ-ся ресурсов м/у различн направлениями инвестирования.

Финансов планирован – продукт фин. исследован, кот.занимается наука. Планирован как элемент управлен есть лучшее ср-во фин полит. Оно позвол плавно и незаметно совершать крупные хоз перемены. Объектом фин планирован явл деятельность субъектов хоз-ия и гос-ва, а итогов результ - составлен фин планов, начиная от смет отдельн учрежден до сводного фин баланса гос-ва. В кажд плане опред. доходы и расходы на опреде.период, связи со звеньями фин. и кред. систем (взносы отчислений на соц страхован, платежи в бюджет, плата за банковск кредит и др). Конкретн задачи фин планирован опред Фин политик. Это опред объем ден ср-в и их источников, необходим для выполнен плановых заданий; выявлен резервов роста доходов, экономии в расходах; установлен оптимальн пропорц в распределен ср-в м/у центральн и децентрал-ыми фондами и др.Методы финансов планирован a) автоматич (данные предыдущ года переносятся, напр, на 1999 год. Если есть инфляция, то данные умножаются на коэфф инфляции). Этот метод яв-ся самым примитивн и использ при нехватке времени; b) статистич (складываются расходы за предыдущ годы и делится на кол-во предыдущ лет); c) нулевой базы (все позиции должны рассчитываться по новой. Этот метод учитыв реальн потребн и увязыв их с возможностями)

В услов рын эк-ки планирование, как ф-ия управлен, должно приним форму всеобщего охвата всех сторон эк-кой и соц.деяте-ти.

Финансовый план – системная совокупн мероприятий мат. опосредования функционирован гос-ва. Он составл на срок от 1 до 5 лет и входит в бюджет.

48.Финансовый рынок. Фин. рынок – это рынок, на кот. в кач-ве товара выступают фин. ресурсы. Целью фин. рынка явл. обеспечение эффективной аккумуляции ден. ср-в и их реализации структурам, нуждающимся в фин. ресурсах. Фин. рынки можно классифицировать по ряду признаков: 1. по срокам размещения ср-в: рынок денег (средства размещаются на срок не более 1 года) и рынок капиталов (на срок свыше 1 года). 2. по форме орг-ции движения ден. потоков: рынок кредитов, рынок ценных бумаг, рынок лизинговых услуг, рынок факторинговых услуг, страховой и валютный рынки. 3. по месту нахождения: внутренние (национальные – осн. ресурсная база этих рынков основывается на нац. источниках) и мировые рынки (ресурсы на них складываются за счет ср-в резидентов различных гос-в). 4. по участию в проведении сделки посредников: рынок без посредников и рынок с участием профес. посредников (кредитн. орг-ции, страховые компании и т.д.). 5. в зависимости от уровня развития фин. рынки делятся на развитые и развивающиеся. Российский фин. рынок является типичным развивающимся рынком. Это модель фин. рынка, находящегося в тесной зависимости от развитых фин. рынков, с ограниченной конкурентоспособностью, при кот. крупнейшие отеч. компании финансируются преимущественно за рубежом.

26-49.Региональные финансы.В условиях демократии одной из важнейших составных частей фин. с-мы гос-ва являются территориальные фин-сы, которые охватывают территориальные бюджеты и финансы субъектов хозяйствования, используемые для удовлетворения территориальных потребностей. Территориальные финансы обеспечивают финан-ие широкого круга мероприятий, связанных с соц.-культурным и коммунально-бытовым обслуживанием населения. Региональные финансовые ресурсы это совокупность денежных средств, созданных и используемых на экономическое и социальное развитие территорий, и денежные отношения, возникающие по поводу формирования, распределения и использования региональных фондов финансовых ресурсов для решения многообразных задач субъектов РФ. Эти отношения складываются между органами государственной власти субъекта РФ, муниципальными образованиями и населением, живущим на территории, а также хозяйствующими субъектами. Доходы регионального бюджета формируются за счет собственных и регулирующих налоговых доходов, кроме доходов, передаваемых в порядке регулирования местным бюджетам, доходов от использования имущества, находящегося в собственности субъекта РФ, и доходов от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении региона, иных неналоговых доходов. Финансы субъекта РФ зависят от совокупности факторов социально-экономического развития и достигнутого уровня жизни населения, что отражается на финансовом потенциале региона и его возможностях по формированию бюджета и внебюджетных фондов.

33-50.Участники бюджетного процесса. Бюдж. процесс осущ-ся органами, наделенными в соотв. с зак-вом бюдж полном-ми, т.е. правами и обязанностями участников бюдж. процесса. В соотв со ст. 164 БК РФ участниками бюдж процесса на фед уровне являются: 1.резидент РФ; 2.Гос Дума Фед Собрания РФ; 3. Совет Фед-ции Фед Собрания РФ; 4. Правит-во РФ; 5. Мин финансов РФ; 6. Фед казнач; 7. ЦБ РФ; 8 Счетная палата РФ; 9. Фед служба финансово-бюджетного надзора; 10. органы управления гос внебюдж фондами РФ; 11. главные распорядители, распорядители и получатели средств фед бюджета; 12. главные распорядители, распорядители и получатели средств бюджетов гос внебюдж фондов РФ; 13. главные администраторы доходов фед бюджета; 14.главные администраторы доходов бюджетов гос внебюдж фондов РФ; 15. главные администраторы источников финансирования дефицита фед бюджета; 16. главные администраторы источников финансир-я дефицита бюджетов госх внебюдж фондов РФ.

51.Нефтегазовые доходы РФ. Согласно БК РФ к нефтегазовым доходам фед бюджета относятся доходы фед бюджета от уплаты: НДПИ в виде углеводородного сырья; вывозных тамож пошлин на нефть сырую; вывозных тамож пошлин на газ природный; вывозных тамож пошлин на товары, выработанные из нефти. В дальнейшем эти выделенные доходы разбиваются на 3 потока - нефтегаз трансферт, резервный фонд и фонд национ благосостояния. Нефтегаз трансферт - это средств фед бюджета, используемых для финансир-я ненефтегаз дефицита фед бюджета за счет нефтегаз-х доходов фед бюджета и средств резервного фонда. Нефтегазовые доходы фед бюджета используются для фин обеспечения нефтегазового трансферта, также для формирования Резервного фонда и Фонда нац благосостояния.

24-52.Расходы федерального бюджета РФ. Расходы федерального бюджета – это денежные средства, направляемые из федерального бюджета на финансовое обеспечение задач и функций государства. Практически расходы федерального бюджета – это денежные средства, направляемые из федерального бюджета на финансирование затрат общегосударственного характера, предусмотренных в Законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год. Они выражают экономические отношения, связанные с распределением и перераспределением национального дохода, используемого на общегосударственные цели. Расходы федерального бюджета классифицируют: 1) по экономической роли в процессе воспроизводства – на затраты, связанные с финансированием материального производства и содержанием непроизводственной сферы; 2) по функциональному назначению – на затраты на содержание аппарата управления, финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, обороны страны, правоохранительную деятельность, фундаментальные исследования и др. В составе расходов бюджета в зависимости от их экономического содержания выделяют текущие расходы и капитальные расходы. Капитальные расходы бюджета – часть расходов бюджета, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность. Сюда включаются статьи расходов, предназначенных для инвестиций (капитальных вложений) на воспроизводство основных фондов, их капитальный ремонт. Текущие расходы бюджета – часть расходов бюджета, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, бюджетных учреждений, состоящих на бюджетном финансировании из федерального бюджета, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее финансирование.

27-53.Доходы федерального бюджета РФ. В доходы федерального бюджета зачисляются: собственные налоговые доходы федерального бюджета; полностью собственные неналоговые доходы; доходы субъектов РФ для целевого финансирования. В процессе исполнения федерального бюджета в его доходы могут поступать средства по взаимным расчетам из бюджетов субъектов РФ, другие безвозмездные перечисления. К налоговым доходам федерального бюджета относятся: 1) федеральные налоги и сборы; 2) таможенные пошлины, таможенные сборы и другие таможенные платежи; 3) государственная пошлина. Неналоговые доходы федерального бюджета формируются за счет: 1) доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности, доходов от платных услуг, оказываемых органами государственной власти РФ и бюджетными учреждениями в полном объеме; 2) доходов от продажи имущества, находящегося в государственной собственности; 3) части прибыли унитарных предприятий, созданных РФ, остающейся после уплаты налогов и других обязательных платежей. В доходах федерального бюджета также учитываются: прибыль Банка России; доходы от внешнеэкономической деятельности; доходы от реализации государственных запасов и резервов. Собственные доходы федерального бюджета могут передаваться бюджетам субъектов РФ и местным бюджетам

11-55.Местные финансы в РФ. Местные финансы определяются как совокупность денежных средств, формируемых и используемых для решения вопросов местного значения. Таким образом, местные финансы входят в структуру финансовой системы России в качестве ее самостоятельного звена. Федеральный закон "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" определил основные принципы организации местных финансов. В соответствии с вышеназванным федеральным законом местные финансы включают средства местного бюджета, государственные, муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления, и другие финансовые ресурсы. Формирование и использование местных финансов основывается на принципах самостоятельности, государственной финансовой поддержки, гласности и осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", другими федеральными законами и законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований, правовыми актами органов местного самоуправления.

31-56.Современная финансовая политика РФ. Современная финансовая политика является составной частью экономической политики Российской Федерации, основные цели и задачи которой разрабатываются и реализуются исполнительными органами власти во главе с Президентом РФ и утверждаются законодательными органами власти в ходе рассмотрения и утверждения бюджетов каждого уровня бюджетной системы РФ на очередной финансовый год. Региональные органы власти и органы местного самоуправления строят финансовую политику на подведомственной территории с учетом целей и задач финансовой политики Российской Федерации. Поскольку именно финансовая политика на федеральном уровне является определяющей по отношению к политике, проводимой на других уровнях управления, этот факт обусловливает необходимость рассмотрения ее особенностей на современном этапе. Можно выделить следующие основные направления фин. политики: бюджетное (приоритетное финансирование получила соц. сфера, а также создание Федерального дорожного фонда и покрытие дефицита бюджета) и налоговое (государство стремится упростить налоговую систему, необходимо также вводить налоговые стимулы для развития инновационной экономики, в целом государство стремится к дальнейшему снижению налогового бремени).

43-60.Финансы организаций. Ф-сы орг-ций – фин. или ден. отношения, возникающие в ходе предприним. деят. и процессе формирования собств. капитала, целевых фондов ден. ср-в, их распределения и использования. В РФ все орг-ции по орг-правовой форме делятся на: ИП и ЮЛ (коммерч. и некоммерч. орг-ции). Ф-сы орг-ций играют в фин. с-ме любой страны ведущую роль, т.к. они носят распределит. хар-р и охватывают процессы создания, распределения и использования ВВП и НД в стоимостном выражении. Ф-сы орг-ций создают фин. рес-сы, кот. впоследствии распределяются и используются для собств. развития и обеспечения потребностей экон. и соц. развития общества. Ф-сы орг-ций выполняют те же ф-ции, что и ф-сы, только рассматриваются они на микроуровне: 1. распределит. (состоит в форировании ден. фондов и резервов орг-ций посредством распределения и перераспред. поступающих доходов формирования прибыли). 2. контрольная (состоит в необходимости постоянного отслеживания и проведения анализа фин. показателей орг-ции с целью оценить итоги хоз. деят., сложившуюся с-му распределения и при необходимости применить меры фин. воздействия в целях обеспечения фин. устойчивости орг-ции. Ф-ция основывается на нормативных, законодательных актах, а также фин. отч-сти орг-ции).

Наши рекомендации