Формы и методы взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления

Взаимодействие – это согласованная деятельность организационно неподчиненных органов и подразделений для решения своих задач и достижения целей.

Формами взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления являются:

  • принятие органами государственной власти законов и иных нормативных правовых актов по вопросам местного самоуправления;
  • наделение органов местного самоуправления дополнительными полномочиями по решению вопросов местного значения;
  • взаимное делегирование полномочий органами государственной власти и органами местного самоуправления;
  • заключение соглашений и договоров между государственными органами и органами местного самоуправления;
  • создание координационных, консультативных, совещательных и иных рабочих органов, как временных, так и постоянно действующих.

Споры и конфликты между органами государственной власти и органами местного самоуправления, должностными лицами органов государственной власти и должностными лицами органов местного самоуправления разрешаются посредством согласительных процедур, паритетных комиссий или же в судебном порядке.

Органы государственной власти РФ оказывают поддержку становлению и развитию местного самоуправления.

Самостоятельность местного самоуправления имеет следующие ограничения.

1. Местное самоуправление должно «вписываться» в общую систему общественного порядка, государственного управления и общественного самоуправления в РФ и ее субъектах.

2. Ограничитель объективного характера – ограниченность его полномочий вопросами местного значения, локальной территории. Местное самоуправление имеет особую природу, отличающую его и от государственного управления, действующего в интересах всего общества, всех территорий, и от действий конкретных физических и юридических лиц. Местное сообщество имеет статус локальной (местной) публичной корпорации (коммунальной корпорации). В этом особенность муниципального права по сравнению с конституционным и гражданским правом. В этом свои плюсы и свои минусы, но право выбора – за населением муниципального образования.

3. Местное самоуправление действует в рамках таких объективных ограничителей, как дефицит финансовых ресурсов, корпоративный характер интересов части или всего местного сообщества, а также субъективных факторов, таких, как уровень развития местного правотворчества и правосознания, правовой культуры и активности населения муниципального образования.

Одними из важнейших факторов, которые ограничивают самостоятельность местного самоуправления, являются контроль со стороны государства, закрепленный законодательством, правовое регулирование и установление ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления за нарушение законов, осуществление прокурорского надзора, регистрация уставов муниципальных образований.

Полномочия местной администрации в системе местного самоуправления.

Местная администрация:

1) обеспечивает составление проекта местного бюджета, вносит его с необходимыми документами и материалами на утверждение муниципального совета;

2) обеспечивает исполнение местного бюджета и составление бюджетной отчетности, представляет отчет об исполнении местного бюджета на утверждение муниципального совета;

3) разрабатывает проекты планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования;

4) обеспечивает выполнение планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования, представляет отчеты об их исполнении на утверждение муниципального совета;

5) организует в пределах ведения сбор статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования, и предоставляет указанные данные органам государственной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

6) содействует в осуществлении контроля за соблюдением законодательства в сфере благоустройства (в том числе с 1 января 2011 года согласовывает закрытие ордеров на производство земляных, строительных и ремонтных работ, связанных с благоустройством внутриквартальных территорий), законодательства о розничной торговле, о применении контрольно-кассовых машин на территории муниципального образования;

7) исключен решением муниципального совета муниципального образования муниципальный округ Коломна от 01 февраля 2011 г. № 174/50;

8) разрабатывает проекты муниципальных социальных программ и проекты муниципальных целевых программ;

9) реализует муниципальные социальные программы, муниципальные целевые программы;

10) разрабатывает проекты долгосрочных целевых программ;

11) утверждает и реализует долгосрочные целевые программы;

12) вносит в органы исполнительной власти Санкт-Петербурга предложения по организации и изменению маршрутов, режима работы, остановок наземного городского пассажирского транспорта, установке светофорных объектов, дорожных знаков, нанесению дорожной разметки;

13) определяет прилегающие территории, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, в порядке, установленном законом Санкт-Петербурга;

14) выдает религиозным группам подтверждения существования на территории муниципального образования;

15) организует информирование, консультирование и содействие жителям муниципального образования по вопросам создания товариществ собственников жилья, формирования земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома;

16) осуществляет регистрацию трудовых договоров, заключаемых работниками с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, а также регистрацию фактов прекращения указанных договоров;

17) осуществляет защиту прав потребителей;

18) участвует в работе призывной комиссии и комиссии по постановке граждан на воинский учет на территории муниципального образования;

19) организует учет зеленых насаждений внутриквартального озеленения на территории муниципального образования;

20) с 1 января 2011 года согласовывает адресный перечень территорий, предназначенных для организации выгула собак на территории муниципального образования;

21) устанавливает порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) местной администрации;

22) в случаях, предусмотренных решениями муниципального совета, исполняет решения муниципального совета, принятые в пределах его компетенции;

23) осуществляет отдельные государственные полномочия, переданные для осуществления органам местного самоуправления муниципального образования федеральными законами и законами Санкт-Петербурга, если иное не установлено федеральными законами и законами Санкт-Петербурга;

24) осуществляет полномочия по вопросам местного значения, не отнесенные федеральным законодательством, законодательством Санкт-Петербурга, настоящим Уставом к компетенции других органов местного самоуправления муниципального образования;

25) осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами, законами Санкт-Петербурга, настоящим Уставом.

Вопросы разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Наши рекомендации