Бюджетный федерализм и межбюджетные отношения.
Под бюджетным федерализмом понимают отношения между федеральными органами власти и органами власти субъектов федерации, органами местного самоуправления по поводу формирования и реализации бюджетной политики. Признаки бюджетного федерализма: наличие:трех основных уровней бюджетной системы;самостоятельного бюджета у того или иного уровня власти и ответственности за сбалансированность бюджета и бюджетную обеспеченность; существование системы межбюджетных отношений, предназначенных для упорядочения отношений между различными самостоятельными бюджетами;
сочетание принципов централизации и децентрализации при разграничении налоговых полномочий, расходов и доходов (при их распределении в бюджеты бюджетной системы);
учет интересов участников бюджетного процесса на основе достижения компромиссов в рамках строго определенных процедур;
единство государственных интересов и интересов населения
как основы сбалансированности бюджетной системы.
Принципы бюджетного федерализма:законодательное разграничение полномочий между органами власти всех уровней по формированию доходов и расходов бюджета;обеспечение:органов власти различных уровней необходимыми финансовыми ресурсами для выполнения ими возложенных на них функций;вертикального и горизонтального выравнивания доходов бюджетной системы;самостоятельность и равноправие соответствующего бюджета,входящего в бюджетную систему; %f организация межбюджетных отношений в рамках бюджетнойсистемы.Существует три типа бюджетного федерализма:централизованный, децентрализованный, Комбинированный
Бюджетный федерализм, существующий в РФ, в большей степени относится к централизованному типу с элементами децентрализованной модели бюджетного федерализма.
Межбюджетные отношения представляют собой отношение между органами власти преимущественно разных уровней: по разграничению на постоянной основе: расходных полномочий; налогов; других платежей, поступающих в бюджетную систему страны; по межбюджетному распределению совместных налогов по временным нормативам между бюджетами бюджетной системы; перераспределению средств из бюджетов одного уровня бюджетной системы в другой.
Принципами, на которых основываются межбюджетные отношения, являются:
сочетание интересов всех участников межбюджетных отношений;
распределение и закрепление расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы РФ;
разграничение (закрепление) на постоянной основе и распределение по временным нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной системы РФ;
сокращение дотационности и количества дотационных бюджетов за счет оптимизации встречных финансовых потоков и наращивания налогового потенциала на соответствующих территориях;
равенство: бюджетных прав субъектов РФ, бюджетных прав муниципальных образований и всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, а местных бюджетов с бюджетом соответствующего субъекта РФ;
выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований;
применение в межбюджетных отношениях единых для всех субъектов федерации методологии и критериев, учитывающих их особенности;
наличие ответственности органов власти разных уровней за соблюдение обязательств, предусмотренных межбюджетными отношениями.
Принцип равенства бюджетов субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом предполагает установление.
единых для всех субъектов РФ нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов в бюджеты субъектов РФ;
единого порядка уплаты федеральных налогов и сборов.
Межбюджетные отношения в РФ включают:
разграничение расходных полномочий и видов доходов (полностью или частично) на постоянной основе между бюджетами бюджетной системы;
межбюджетное регулирование, предусматривающее: распределение между бюджетами регулирующих налогов по временным нормативам (на очередной год или не менее чем на 3 года); перераспределение средств из бюджетов одного уровня бюджетной системы в другой в разных формах.
Расходы распределяются между бюджетами исходя из следующих принципов:
соответствие состава расходов компетенции органов власти РФ, субъектов РФ или органов местного самоуправления;
учет подчиненности предприятий, организаций и учреждений при формировании расходов бюджетов;
учет значения определенных мероприятий, масштабов и последствий их влияния на развитие общества для определения необходимости включения их в вышестоящий бюджет.
Разграничение расходных полномочий в РФ между органами власти различных уровней осуществляется на основании Конституции РФ, закрепляющей:
перечень предметов ведения федерального центра (ст. 71);
перечень предметов совместного ведения федерального центра с субъектами РФ (ст. 72);
сферу ведения субъектов РФ, к которой относится все то, что не отнесено к ведению федерального центра и предметам совместного ведения федерального центра и субъектов РФ (ст. 73).
Перераспределение средств осуществляется путем оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ в форме предоставления:
дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ;
субвенций и субсидий на финансирование отдельных целевых расходов;
бюджетных кредитов;
бюджетной ссуды на покрытие временных кассовых разрывов возникающих при исполнении бюджета субъекта РФ.