Финансовое хозяйство государства. Государственные доходы и расходы
А.И.Буковецкий определил понятие «финансовое хозяйство государства» как совокупность материальных ресурсов, которыми располагает публично-правовой союз (государство) для удовлетворения коллективных потребностей своих сочленов. Собирание и расходование материальных ресурсов является финансовой деятельностью государства.
Э. Сакс подходит к определению финансового хозяйства и его законов с позиций теории предельной полезности: «Коллективные потребности − те же индивидуальные потребности, так как они испытываются отдельными индивидами и одинаково могут быть удовлетворены только через употребление материальных благ, следовательно, финансовое хозяйство есть употребление богатств на удовлетворение определенных потребностей; отсюда его законы определяются субъективной ценностью. Каждый, смотря по своему положению, (наличному богатству, напряженности потребности), дает общественным потребностям различную субъективную оценку, а вся совокупность этих различных оценок и образует ту общую среднюю, которая определяет государственные доходы и расходы. Поэтому об абсолютной сумме налогов нельзя сказать ничего определенного, но что относительная сумма их находится в соотношении с предельной полезностью богатства, находящегося в распоряжении плательщиков».
История термина «финансы» берет свое начало от латинского «finis», т. е. конец. В средневековой латыни это слово употребляли для обозначения срока уплаты, а затем и для обозначения документов, доказывающих погашение долга, которыми заканчивалась сделка. Впоследствии всякий принудительный платеж стал обозначаться этим же термином. Отсюда и появился термин «финансы» как принудительный платеж публично-правовой организации. Позже в Германии XVI-XVII в. выражение «финансы» употреблялось для обозначения хитрости, лукавства, обмана, вымогательства, потому что взыскание платежей сопровождалось вымогательством и притеснениями. Со временем негативное значение термина исчезло, с конца XVII в. под словом «финансы» стали понимать всю совокупность государственного хозяйства. Как совокупность всех материальных средств, имеющихся в распоряжении государства − его доходов, расходов и долгов. Таким образом, науку о финансах можно определить как науку о способах наилучшего добывания материальных средств государством и целесообразной организации расходования их для осуществления высших задач государственного союза, или короче, как науку о способах наилучшего удовлетворения материальных потребностей государства.
Финансовое хозяйство черпает свои ресурсы из индивидуальных хозяйств. Наличие индивидуальных хозяйств, то есть существование в той или другой форме частной собственности на средства производства, является основной предпосылкой финансового хозяйства. До возникновения частной собственности коллектив, удовлетворявший индивидуальные и коллективные потребности своих сочленов, не имел нужды в финансовом хозяйстве. Особый характер финансового хозяйства проявляется также в том, что это хозяйство принудительное. Если исчезает момент принуждения, то исчезает и финансовое хозяйство.
Великая депрессия 1929-1933 гг. заставила рассматривать государственные финансы в новом качестве − как инструмент макроэкономической стабилизации. А после второй мировой войны государственные финансы были использованы в качестве всеобъемлющего средства государственного регулирования экономики.
Рассмотрим краткую характеристику доходов и расходов государства, чтобы вновь вернуться к ним в вопросе о государственном бюджете. Государственные доходы, с точки зрения источников, финансовая наука делит на частно-правовые и общественно-правовые. И.X. Озеров дает критерии этого деления. “Там же, где мы имеем избыток, но избыток такой, который получило бы и всякое частное лицо, эксплуатируя известные институты, то есть избыток, не превышающий средней коммерческой прибыли на затраченный капитал, там мы имеем дело с частно-правовым источником дохода. Если же доходы от такого института покрывают не только расходы и среднюю коммерческую прибыль, но дают еще избыток, который обусловливается тем, что государство, пользуясь своим правом принуждения к эксплуатации института, берет его в свои руки, не позволяя никому другому эксплуатировать аналогичные институты (табачная монополия и т. д.), то этот избыток мы называем налогом, так как он идет уже на покрытие общих государственных расходов.
Л. Косса предложил делить доходы на обыкновенные и чрезвычайные. Обыкновенные доходы он делит их на прямые и косвенные. К прямым относятся доходы из частно-правовых источников, к косвенным − из общественно-правовых.
С юридической точки зрения, частно-правовые доходы или прямые − это такие доходы, при получении которых государство не пользуется прерогативами власти, а ведет себя как всякое частное лицо, прибегая к помощи гражданского права, регулирующего имущественные отношения частных лиц.
Общественно-правовые или косвенные доходы государство получает, пользуясь прерогативами своей власти: либо стесняя и ограничивая предпринимательскую деятельность частных лиц вплоть до устранения ее из той или иной отрасли хозяйства (фискальная монополия), либо применяя чистые формы прямого принуждения граждан к платежу налогов.
С экономической точки зрения, прямые государственные доходы − это такие доходы, которые государство, провинция или община непосредственно извлекают из своего имущества. Прямые или имущественные государственные доходы составляют фискальное имущество или домены в широком смысле слова. В узком смысле государственные имущества включают недвижимые богатства: недвижимые имущества казны и обработанные земли, леса, рудники и т. д. К фискальному имуществу также относятся движимые богатства: военные приспособления (оружие, корабли, лошади), домашняя обстановка, карты, книги, картины, статуи. Промыслы структурируются в зависимости от сфер приложения государственного капитала:
1. Земледельческий и горный в связи с владением недвижимыми имуществами;
2. Фабричный (например, казенные типографии, фабрики, фарфоровые заводы, заводы для изготовления военных приспособлений и принадлежностей);
3. Торговый, стоящий из обыкновенной торговли, которая в условиях рыночного хозяйства утратила прежнее значение, и банковской торговли.
К косвенным доходам относятся те, которые государство принудительно собираете подданных: пошлины и налоги, именуемые податями. Подати - это различные денежные налоги с феодально-зависимого населения России. Во второй половине XIX в. подати были заменены системой налогов, охватывающей все население России.
Налоги − это принудительные сборы, взимаемые государственной властью с отдельных лиц для покрытия общих государственных расходов без предоставления лицам, с которых эти сборы взимаются, какого-либо специального эквивалента (теория финансовых учений). Пошлина отличается от платы за частную услугу и от частно-правовых доходов государства тем, что она взимается за услугу общественного характера (суд, почта и др.), а от налога − тем, что доходы от нее не превышают издержек по оказанию самой услуги.
Третьим источником государственных доходов являются регалии или монополии, которые занимают промежуточное положение между прямыми и косвенными доходами государства. Регалии − это доходные права, исключительно принадлежащие верховной власти или государству. Регалии составляют нечто среднее между податями и доменами. С доменами регалии объединяет то, что они принадлежат к системе частного хозяйства, потому что если государство имеет известный промысел, фабрику, то оно должно вложить в нее средства и приемы, которые приносит и каждый частный человек, именно — капитал и труд. Особенность регалий заключается в том, что конкуренция здесь вовсе не допускается или она ограничивается известными пределами.
Доходность, как и в доменах, зависит от вкладываемого государством капитала. Чем больше капитал, тем больше доход, но есть в регалиях и другая сторона, которая сближает их с податями и налогами. Подати и налоги − исключительный доход государства. Так же и в регалии: государство производит продукты и продает их по цене, которая выше по сравнению с ценой продуктов частного производства. Этот излишек между ценой производства и ценой продажной и составляет налог (акциз), который уплачивается потребителем при покупке государственного товара. Итак, регалии, с одной стороны, домены, а с другой — налоги. Они совмещают в себе тот и другой источники дохода. Л. Косса называет регалии фискальными монополиями и указывает некоторые их виды: соляная, табачная, монополия на “лото” и прочие азартные игры, монополия на порох, на алкоголь (в России — питейная регалия), керосин, спички и т. д.
Если сравнивать структуру государственных доходов, сложившуюся к началу XX в., и современную, то надо сказать, что и сегодня она включает доходы от государственного имущества, пошлины, налоги, акцизы, которые государство получает не только с доходов от производств, являющихся исключительно монополией государства. Ушли в историю, как устаревшие, термины “домены” и “регалии”. Что изменилось, так это соотношение между различными видами обыкновенных государственных доходов в пользу налогов.
Чрезвычайные потребности из-за своей непредвиденности или из-за своей величины не могут быть покрыты обыкновенными доходами. К началу XX в. сюда относились потребности в средствах на сооружение больших железных дорог и каналов, на нововведения в армии, на необходимые реформы в управлении и юстиции, на случай внутренних волнений и особенно на случай войны.
Для покрытия чрезвычайных потребностей государство использовало чрезвычайные источники, которые финансовая наука подразделила на четыре вида: 1) продажа доменов и фабричных предприятий, 2) использование резервного фонда или запасной казны, 3) повышение установленных или введение новых налогов, 4) заключение займов.
Первый вид чрезвычайных доходов − продажа государством доменов, отчуждение их в частную собственность. Продажа доменов имела большое значение в средние века, но утратила свое значение в условиях капитализма. Различные системы управления государственным имуществом оказались такими громоздкими и не эффективными, что это побудило самые цивилизованные государства продать большую часть своего имущества.
Для получения чрезвычайных доходов государство использовало и канал уменьшения личных доходов своих подданных, то есть оно прибегало к временному увеличению установленных налогов или вводило новые.
Заключение займов. В средние века займы − это личный долг монарха, который занимал деньги на тех условиях, какие находил выгодными для себя. Уплата по займам лежала на его ответственности. Проценты зависели от степени доверия к монарху. В условиях капитализма займы стали играть совершенно иную роль, они превратились в долг государства. Поэтому обязательство платить долг сохранялось и в случае смерти монарха, и с прекращением его династии. Уплата по займам совершалась уже не путем возвращения занятой суммы каждому отдельному кредитору, а путем постепенного погашения долга в течение ряда лет. Деньги занимались не у нескольких известных лиц, а у большого числа рядовых граждан.
Государственные расходы. При возникновении финансовой науки внимание ученых было занято преимущественно доходными финансовыми институтами, расходные институты почти не интересовали их. Расходы на оборону, расходы по содержанию верховной власти (цивильный лист), расходы на народное образование, пенсии по старости, расходы на развитие народного хозяйства начали изучать только со 2-й половины XIX в.
В отношении экономических результатов государственные расходы делятся на производительные и непроизводительные. Производительные − это те расходы, которые или увеличивают имущественное достояние государства или укрепляют экономические основы частного хозяйства. Непроизводительные расходы − те, которые не дают ни одного из этих результатов, но не являются бесполезными. Существуют нравственные блага, которые рано или поздно превращаются в блага хозяйственные, и некоторые войны укрепляют энергию народа лучше, чем любой промышленный прогресс.
По содержанию государственные расходы делятся на расходы действительные, которые связны с государственными услугами по удовлетворению общественных потребностей, и расходы по взиманию, то есть затраты, обусловленные взысканием налогов и эксплуатацией промышленных предприятий государств. Чем меньше расходов по взиманию, тем более совершенно финансовое хозяйство.
По структуре действительные расходы состоят из: расходов по государственному управлению; расходов на военные нужды, то есть на цели защиты и безопасности; расходов на общественные работы, земледелие, торговлю, народное просвещение, общественные услуги и т. д.
По характеру потребностей расходы делили на обыкновенные и чрезвычайные. Обыкновенные − отвечали постоянным потребностям государства и возобновлялись с каждым финансовым годом. Чрезвычайные − обусловлены случайными и изменчивыми потребностями, о которых мы упоминаем в чрезвычайных доходах.
В финансовой науке было признано, что обыкновенные расходы покрываются обыкновенными доходами (налогами, пошлинами и т. д.), а чрезвычайные − посредством чрезвычайных поступлений (продажа государственного имущества или заключение займов).
М.М. Сперанский определил и территориальный принцип разделения государственных расходов, которого строго придерживаются в современных промышленно развитых странах и который так трудно приживается в постсоветской России: «Третий источник разделения расходов есть их пространство. В этом отношении расходы разделяются на: общие государственные, губернские, окружные, волостные. Расходы государства должны быть удовлетворены из общих госдоходов; губернские − из губернских и так далее»