Социально-экономическая сущность и функции финансов

Тема 8. ФИНАНСЫ И ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА

Социально-экономическая сущность и функции финансов

Сущность финансов, закономерности их развития, сфера охваты­ваемых ими товарно-денежных отношений и роль в процессе обще­ственного воспроизводства определяются экономическим строем об­щества, природой и функциями государства.

Финансы — историческая категория. Они появились одновре­менно с возникновением государства при расслоении общества на классы. Во времена первобытно - общинного строя не было клас­сов, не было государства. Первое крупное деление общества на классы — это деление на рабовладельцев и рабов, и первое госу­дарство — рабовладельческое. Переход от рабовладельческой об­щественно-экономической формации к феодальной привел к об­разованию феодальных государств.

В докапиталистических формациях большая часть потребнос­тей государства удовлетворялась путем установления различного рода натуральных повинностей и сборов. Денежное хозяйство в тот период было развито только в армии.

В условиях капитализма, когда товарно-денежные отношения приобрели всеохватывающий характер, финансы стали выражать экономические отношения в связи с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств в процессе распреде­ления и перераспределения национального дохода.

Резкое развитие финансовых отношений произошло в XX в., особенно после Второй мировой войны. Объемы государственных бюджетов стали выражаться в миллиардах национальных валют. Во всех странах произошло огосударствление крупной части национального дохода (от 30 до 50%). Располагая огромными фондами денежных средств, государства стали оказывать суще­ственное воздействие на процесс воспроизводства. Расшири­лась сфера финансовых отношений. Государство стало аккуму­лировать не только ресурсы бюджетной системы, но и много­численных внебюджетных фондов.

Значительное развитие получили финансы предприятий раз­личных форм собственности. В развитых зарубежных странах ос­новной организационно-правовой формой стали акционерные об­щества. Почему же акционерная форма собственности получила такое широкое распространение в странах с развитой рыночной экономикой? Выпуск акций — одна из мощных форм мобилиза­ции капитала. Она позволяет трансформировать денежные сбере­жения в производственные инвестиции. Без акций, облигаций, кредитов банков и других элементов финансового рынка корпора­ции должны были бы находиться на самофинансировании, что резко ограничило бы возможности их роста.

Финансовая сторона деятельности акционерных обществ и предприятий других форм собственности приобретает все большее значение. Современные условия воспроизводства, обострение конкурентной борьбы резко повысили вопросы управления фи­нансами предприятий. В странах с развитой рыночной экономи­кой решение кардинальных вопросов развития предприятий осу­ществляется под строгим контролем ее финансового управления. Успех деятельности акционерных обществ и предприятий других организационно-правовых форм во многом определяется знанием всеми сотрудниками основ финансово-экономического анализа. Финансы предприятий обслуживают кругооборот огромных фон­дов денежных средств. Поэтому вопросы финансового менедж­мента (т.е. наиболее эффективного управления средствами пред­приятий) приобретают исключительно важное значение.

Таким образом, финансовые отношения охватывают две сферы:

1. экономические денежные отношения, связанные с формированием и использованием централизованных денежных фондов государства, аккумулируемые в государственный бюджет системе и правительственных внебюджетных фондах;

2. экономические денежные отношения, опосредствующие кругооборот децентрализованных денежных фондов предприятий.

Финансы представляют собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием цент реализованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

Финансы — неотъемлемая часть денежных отношений,поэтому их роль и значение зависят от того, какое место денежные отношения занимают в экономических отношениях. Однако нe всякие денежные отношения выражают финансовые отношения. Финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функция». Деньги — это всеобщий эквивалент, с помощью которого прежде всего измеряются затраты труда ассоциированных производителей, а финансы — экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.

Главное их назначение в том, чтобы путем образования денежных доходов и фондов обеспечить не только потребности государства и предприятий в денежных средствах, но и контроль за расходованием финансовых ресурсов.

• Финансы выражают денежные отношения, возникающие вежду: предприятиями в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, реализации продукции и услуг; предприятиями вышестоящими организациями при создании централизованных денежных средств и их распределении; государством и предприятиями при уплате ими налогов в бюджетную систему и финансировании расходов; государством и гражданами при внесении ими налогов и добровольных платежей; предприятиями, гражданами и небюджетными фондами при внесении платежей и получении ресурсов; отдельными звеньями бюджетной системы; страховыми организациями и предприятиями и населением при уплате страховых взносов и возмещении ущерба при наступлении страхового случая, а также денежные отношения, опосредствующие кругооборот фондов предприятий.

• Главным материальным источником денежных фондов выступает национальный доход страны — вновь созданная стоимость или стоимость валового внутреннего продукта за вычетом потребл­енных в процессе производства орудий и средств производства. Объем национального дохода определяет возможности удовлетво­рения общегосударственных потребностей и расширения обще­ственного производства. Именно с учетом размеров национально­го дохода и его отдельных частей — фонда потребления и фонда накопления — определяются пропорции развития экономики и ее структура. Вот почему во всех странах придается важное значение статистике национального дохода.

Без участия финансов национальный доход не может быть распределен. Финансы — неотъемлемое связующее звено меж­ду созданием и использованием национального дохода. Финан­сы воздействуют на производство, распределение и потребле­ние и носят объективный характер. Они выражают определен­ную сферу производственных отношений и относятся к базис­ной категории.

По своему материальному содержанию финансы — это целе­вые фонды денежных средств, в совокупности, представляющие финансовые ресурсы страны. Главное условие роста финансовых ресурсов — увеличение национального дохода. Финансы и финан­совые ресурсы — не тождественные понятия. Финансовые ресур­сы сами по себе не определяют сущности финансов, не раскры­вают их внутреннего содержания и общественного назначения. Финансовая наука изучает не ресурсы как таковые, а обществен­ные отношения, возникающие на основе образования, распреде­ления и использования ресурсов; она исследует закономерности развития финансовых отношений.

Хотя финансы относятся к базисной категории, они во многом зависят от проводимой правительствами финансовой политики.

Финансы — это прежде всего распределительная категория.С их помощью осуществляется вторичное распределение или перераспределение национального дохода.

Социально-экономическая сущность финансовых отноше­ний заключается в исследовании — за счет кого государство получает финансовые ресурсы и в чьих интересах использует эти средства.

В процессе исторического развития сущность перераспредели­тельных процессов значительно изменилась. В ХХ в. в условиях жестокой производственной эксплуатации широкие народ­ные массы несли и основное бремя финансовой эксплуатации.

Гигантское развитие производительных сил в XX столетии, особенно во второй его половине, научно-технический про­гресс, расширение функций государства, демократизация обще­ственной жизни в странах с развитой рыночной экономикой обусловили существенные изменения в сфере государственных финансов. Они выразились в том, что значительная часть мо­билизуемых правительством средств стала перераспределяться в пользу широких слоев населения. Это, прежде всего выразилось в крупной доле средств, направляемых на социальные цели. В связи с требованиями научно-технической революции особенно возросли расходы на образование. В ряде стран, например в Великобритании, было национализировано здравоохранение и создана Национальная служба здравоохранения. Получили зна­чительное развитие внебюджетные социальные фонды.

Однако рост социальных расходов не означает, что пере­распределительные процессы осуществляются только в интере­сах трудящихся масс. В основных зарубежных странах до сих пор сохраняются крупные военные расходы, затраты по выпла­те процентов и погашению государственного долга, при кото­рых получателями средств выступают монополии, входящие в военно-промышленный комплекс, и другие (страховые компа­нии, банковские монополии, акционерные общества).

Характер перераспределительных процессов во многом оп­ределяется уровнем милитаризации экономики. В странах с вы­сокими военными расходами затраты на социальные цели ни­же, а в странах с низкими военными расходами социальные расходы выше.

В СССР послевоенный период характеризовался высоким уровнем расходов на военные цели, неэффективным использова­нием средств на финансирование народного хозяйства, остаточ­ным принципом финансирования социальных затрат.

Таким образом, финансы — это распределительная катего­рия. Вместе с тем следует отметить, что распределительные про­цессы происходят не только через финансы, но и путем использо­вания цен и кредита. Как известно, цена есть денежное выраже­ние стоимости товара. Прежде чем произойдет распределение и перераспределение национального дохода, товар должен быть реа­лизован. Цена предопределяет величину денежных средств, посту­пающих от реализации продукции к ее собственникам, и выступает исходной основой дальнейшего распределительного процесса. В условиях гиперинфляции в Российской Федерации произошел резкий рост цен и перераспределительная функция цены усили­лась. Цены также регулируют спрос и предложение на товары и тем самым оказывают воздействие на воспроизводство.

Крупные перераспределительные процессы протекают в сфере кредитных отношений. Финансы и кредит — взаимосвя­занные категории. В сочетании они обеспечивают кругооборот денежных фондов предприятий на расширенной основе. Кре­дитные ресурсы привлекаются в Российской Федерации для покрытия бюджетного дефицита.

Кредит представляет собой движение ссудного фонда, осу­ществляемого через банковскую систему и специальные финан­сово-кредитные институты. Банки аккумулируют свободные денежные средства предприятий и населения и передают их на основе обеспеченности, возвратности, платности и срочности предприятиям, нуждающимся в них.

В отличие от финансов, выражающих одностороннее и без­возмездное движение стоимости, кредит должен быть в обус­ловленный срок возвращен кредитору с уплатой по нему зара­нее установленных процентов.

Сущность финансов проявляется в их функциях. Финансы выполняют две основные функции: распределительную и контрольную, осуществляемые ими одновременно. Каждая финансо­вая операция означает распределение общественного продукта и национального дохода и контроль за этим распределением.

Распределительная функция финансов.

• Распределение национального дохода заключается в созда­нии так называемых основных, или первичных доходов. Их сумма равна национальному доходу. Основные доходы формируются при распределении национального дохода среди участников матери­ального производства. Они делятся на две группы:

1) зарплата рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, занятых в сфере материального производства;

2) доходы предприятий сферы материального производства.

Однако первичные доходы еще не образуют общественных денежных средств, достаточных для развития, приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечения обороноспособнос­ти страны, удовлетворения материальных и культурных потреб­ностей населения. Необходимо дальнейшее распределение или перераспределение национального дохода.

• Перераспределение национального дохода связано с (межот­раслевым и территориальным перераспределением средств в инте­ресах наиболее эффективного и рационального использования до­ходов и накоплений предприятий и организаций; с наличием на­ряду с производственной непроизводственной сферы, в которой национальный доход не создается (просвещение, здравоохране­ние, социальное страхование и социальное обеспечение, управле­ние); с перераспределением доходов между различными социаль­ными группами населения. В результате перераспределения обра­зуются вторичные, или производные доходы. Это доходы, получен­ные в отраслях непроизводственной сферы, налоги (подоходный налог с физических лиц и др.). Вторичные доходы служат для фор­мирования конечных пропорций использования национального дохода.

Активно участвуя в распределении и перераспределении национального дохода, финансы способствуют трансформации пропорций, возникших при первичном распределении нацио­нального дохода, в. пропорции его конечного использования. Доходы, создаваемые в ходе такого перераспределения, должны обеспечить соответствие между материальными и финансовыми ресурсами и прежде всего между размером денежных фондов и их структурой, с одной стороны, и объемом и структурой средств производства и предметов потребления — с другой.

Перераспределение национального дохода в Российской Федерации происходит в интересах структурной перестройки народного хозяйства, развития приоритетных отраслей эконо­мики (сельское хозяйство, транспорт, энергетика, конверсия военного производства), в пользу наименее обеспеченных слоев населения (пенсионеров, студентов, одиноких и многодетных матерей).

Таким образом, перераспределение национального дохода происходит между производственной и непроизводственной сфе­рами народного хозяйства, отраслями материального производст­ва, отдельными регионами страны, формами собственности и со­циальными группами населения. Конечная цель распределения и перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта, совершаемых с помощью финансов, состоит в развитии производительных сил, создании рыночных структур экономики, укреплении государства, обеспечении высокого качества жизни широких слоев населения. При этом роль финансов подчинена за­дачам повышения материальной заинтересованности работников и коллективов предприятий и организаций в улучшении финансово-хозяйственной деятельности, достижении наилучших результатов при наименьших затратах.

Финансы выполняют также контрольную функцию ин­струментом формирования и использования денежных доходов и фондов, они объективно отражают ход распределительного про­цесса. Контрольная функция проявляется в контроле за распреде­лением валового внутреннего продукта по соответствующим фон­дам и расходованием их по целевому назначению.

В условиях перехода на рыночные отношения финансовый контроль направлен на обеспечение динамичного развития обще­ственного и частного производства, ускорение научно-техническо­го прогресса, всемерное улучшение качества работы во всех звень­ях народного хозяйства. Он охватывает производственную и не­производственную сферы и нацелен на повышение экономическо­го стимулирования, на рациональное и бережное расходование материальных, трудовых и финансовых ресурсов и природных бо­гатств, сокращение непроизводительных расходов и потерь, пресе­чение бесхозяйственности и расточительства.

Одна из важных задач финансового контроля — проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопро­сам, своевременности и полноты выполнения финансовых обя­зательств перед бюджетной системой, налоговой службой, бан­ками, а также взаимных обязательств предприятий и организа­ций по расчетам и платежам.

Контрольная функция финансов проявляется также через многогранную деятельность финансовых органов. Работники финансовой системы и налоговой службы осуществляют фи­нансовый контроль в процессе финансового планирования, при исполнении доходной и расходной частей бюджетной сис­темы. В условиях развития рыночных отношений направления контрольной работы, формы и методы финансового контроля существенно меняются.

По мимо распределительной и контрольной функций, финансы выполняют также регулирующую функцию. Эта функция связана с вмешательством государства через финансы (государственные расходы, налоги, государственный кредит) в процессе воспроиз­водства. В целях регулирования экономики и социальных отноше­ний используются также финансовое и бюджетное планирование, государственное регулирование рынка ценных бумаг.

Функции финансов реализуются через финансовый механизм, представляющий собой часть хозяйственного механизма. Фи­нансовый механизм включает совокупность организационных форм финансовых отношений в народном хозяйстве, порядок формирования и использования, централизованных и децентра­лизованных фондов денежных средств, методы финансового планирования, формы управления финансами и финансовой системой, финансовое законодательство. В условиях углубления рыночных реформ применяется качественно новый финансо­вый механизм. Это касается взаимоотношений предприятий и населения с бюджетной системой, внебюджетными фондами, органами имущественного и личного страхования и др.

8.2. Роль финансов в расширенном воспроизводстве

Расширенное воспроизводство включает непрерывное возоб­новление и расширение производственных фондов, рост ВВП и его главной части — национального дохода, воспроизводство рабочей силы и производственных отношений. Оно осуществ­ляется с использованием экономических рычагов, товарно-денежных, финансовых и кредитных отношений. Важная роль в воспроизводстве всех составных частей ВВП принадлежит государственным финансам и финансам предприятий.

Государство воздействует на воспроизводственный процесс через финансирование предприятий и отдельных отраслей хо­зяйства, расходов на социальные цели и налоговую политику.

Следует отметить, что в условиях административно-команд­ной системы эффективность использования государственных средств на финансирование народного хозяйства была низкой. Росло незавершенное строительство, увеличивался объем неус­тановленного оборудования, в том числе импортного. Были по­дорваны основы хозрасчетной деятельности предприятий — средства высокорентабельных предприятий изымались и пере­распределялись в пользу убыточных производств; финансовые права предприятий были урезаны, что не позволяло им прини­мать оперативные решения, направленные на получение высо­ких финансово-хозяйственных результатов.

В условиях углубления рыночных реформ происходит пере­стройка всей системы финансовых отношений в народном хозяйстве. Государственные финансы, и прежде всего бюджетная сис­тема, путем соответствующего направления средств должны обес­печить структурную перестройку экономики, ускорение научно - технического прогресса, повышение эффективности производства, и на этой основе рост жизненного уровня народа.

За счет централизованных фондов обеспечиваются потреб­ности расширенного воспроизводства на макроуровне; осуще­ствляется межотраслевое и территориальное перераспределе­ние ресурсов для выравнивания уровня экономического и со­циального развития отдельных регионов.

Инвестиционная деятельность особенно сокращается в производственной сфере по всем народнохозяйственным комп­лексам. Одна из причин этого — кризис неплатежей в народном хозяйстве. Особенно существенно свертывание капитального строительства наблюдается в отраслях топливно - энергетического и агропромышленного комплексов. Для инвесторов более предпоч­тительна непроизводственная сфера, в частности успешно разви­вается жилищное строительство.

Особенно велика роль финансов в расширенном воспроиз­водстве предприятий различных форм собственности, посколь­ку при их непосредственном участии создается ВВП и проис­ходит его распределение внутри предприятия и отраслей.

Инвестиционную политику в 2007 — 2009 гг. предусматри­вается осуществлять в следующих направлениях:

· дальнейшая децентрализация инвестиционного процесса на основе развития многообразных форм собственности, повышения роли внутренних (собственных) источников накоплений предпри­ятий для финансирования их инвестиционных проектов;

· государственная поддержка предприятий за счет централи­зованных инвестиций при переносе центра тяжести с безвозв­ратного бюджетного финансирования на кредитование (на воз­вратной и платной основе). Сохранение безвозвратного бюд­жетного финансирования преимущественно для социально зна­чимых объектов, имеющих некоммерческий характер;

· размещение ограниченных централизованных капитальных вложений и государственного финансирования инвестицион­ных проектов производственного назначения строго в соответ­ствии с федеральными целевыми программами и исключи­тельно на конкурсной основе;

· усиление государственною контроля за целевым расходова­нием средств федерального бюджета, направляемых на инвес­тиции в форме безвозвратного финансирования и кредитова­ния;

· значительное расширение практики совместного (долевого) государственно-коммерческого финансирования инвестицион­ных проектов;

· использование части централизованных (кредитных) инвес­тиционных средств на реализацию особо эффективных и быст­ро окупаемых инвестиционных проектов и объектов малого бизнеса независимо от их отраслевой принадлежности и форм собственности для ускорения структурно-технологической пе­рестройки производства;

· совершенствование нормативной базы в целях привлечения иностранных инвестиций.

Государственные инвестиции должны быть социально обо­снованными, направленными на создание дополнительных ра­бочих мест, улучшение качества жизни, стимулирование соб­ственной инвестиционной активности предприятий.

Большое воздействие на финансы предприятий оказывает налоговая политика, виды налогов, их ставки и налоговые льготы.

Финансы выступают важным элементом воспроизводства рабочей силы, в стоимость которой, помимо оплаты труда, вхо­дят также расходы на образование, здравоохранение, социаль­ное обеспечение. Расширение сферы социальных расходов вы­зывается во многом требованиями научно-технической рево­люции. Быстрая качественная перестройка производства требу­ет постоянного изменения профессиональной структуры рабо­чей силы, что влечет за собой дальнейший рост расходов на образование и переквалификацию кадров.

Прекращение спада производства и экономический рост возможны только в условиях резкого увеличения инвестиционных ресурсов, укрепления покупательной силы рубля, облегчения на­логообложения производственных предприятий.

83. Финансовая система и характеристика ее звеньев

Понятие "финансовая система" является развитием более общего понятия "финансы". Финансы, как отмечалось ра­нее, выражают экономические общественные отношения. Однако в каждом звене финансов эти отношения проявля­ются по-разному, имеют свою специфику. Каждое звено фи­нансов определенным образом влияет на процесс воспроиз­водства, имеет свои, присущие ему функции. Так, финансы предприятий обслуживают материальное производство. При их участии создается ВВП, распределяемый внутри предпри­ятий и отраслей хозяйства. Через государственный бюджет мобилизуются ресурсы в основной централизованный фонд государства, и происходит перераспределение средств между отраслями хозяйства, экономическими регионами, отдельны­ми социальными группами населения. Внебюджетные специ­альные фонды имеют строго целевое назначение. Так, круп­нейший социальный Пенсионный фонд Российской Федера­ции мобилизует средства на выплату пенсий гражданам стра­ны. Фонды страхования предназначены для возмещения ущерба, нанесенного стихийными бедствиями предприятиям и населению, а по личному страхованию — выплаты застра­хованному лицу или его семье материального обеспечения при наступлении страхового случая.

Таким образом, каждое звено финансовой системы пред­ставляет собой определенную сферу финансовых отношений, а финансовая система целом — совокупность различных сфер фи­нансовых отношений, в процессе которых образуются и использу­ются фонды денежных средств.

Другими словами, финансовая система — это система форм и Методов образования, распределения и использования фон­дов денежных средств государства и предприятий.

Финансовая система Российской Федераций включает сле­дующие звенья финансовых отношений:

1. государственную бюджетную систему;

2. внебюджетные специальные фонды;

3. государственный кредит;

4. фонды страхования;

5. финансы предприятий различных форм собственности.

Первые три блока финансовых отношений относятся к централизованным финансам и используются для регулирования экономики и социальных отношений на макроуровне. Финан­совые отношения предприятий относятся к децентрализованным финансам и используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.

• В 1991 г. бюджетная система Российской Федерации претер­пела кардинальные изменения. В соответствии с Законом РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 г. и рядом других законов и постановлений Правительства Российской Федерации государственная бюджетная система России была коренным перестроена и в настоящее время включает три звена:

1. республиканский бюджет Российской Федерации, или Федеральный бюджет;

2. бюджеты национально-государственных и административ­но-территориальных образований, к которым относятся рес­публиканские бюджеты республик в составе Российской Феде­рации, краевые; областные бюджеты, бюджеты автономных об­ластей, автономных округов и городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга. Это бюджеты субъектов Федерации;

3. местные бюджеты.

Все эти бюджеты функционируют автономно. Местные бюджеты своими доходами и расходами не входят в бюджету территорий, а последние не включаются в федеральный республиканский бюджет.

Таким образом, структура бюджетной системы Российской Федерации приближена к структуре бюджетных систем западных стран.

• Второе звено финансовой системы — внебюджетные специальные фонды.

Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение — расширить социальные услуги населению, стимулировать развитие отсталых отраслей инфраструктуры, обеспечить дополнительными ресурсами приоритетные отрасли экономики.

Важнейший среди социальных фондов – Пенсионный фонд, средства которого формируются за счет страховых взносов работодателей и работающих, дотации из федерального бюджета и ресурсов, получаемых от собственных инвестиций фонда. Средства Пенсионного фонда используются на выплату пенсий по возрасту, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальных пенсий, а также пособий на детей, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС. Основная часть расходов Пенсионного фонда направляется на выплату трудовых пенсий. К социальным фондам относятся также Фонд социального страхования, Государственный фонд занятости населения, Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования.

· Государственный кредит представляет собой особую форму кредитных отношении между государством и юридическими и физическими лицами, при которых государство главнымобразом в качестве заемщика средств. Политику в отношении го­сударственного внутреннего долга определяет Федеральное Соб­рание Российской Федерации, которое устанавливает его верхний предел при утверждении федерального бюджета на предстоящий финансовый год. Увеличение внутреннего долга за последние го­ды связано с эмиссией банкнот Центральным Банком России для покрытия бюджетного дефицита и явилось мощным инфляцион­ным фактором. Задача состоит в том, чтобы бюджетные дефициты, как и в зарубежных странах с развитой рыночной экономикой, докрывались путем выпуска государственных займов, размещенных среди юридических и физических лиц.

В настоящее время внутренний государственный долг Рос­сии состоит из государственных ценных бумаг, выпущенных Министерством финансов РФ от имени Правительства России, а также в виде кредитных соглашений с Центральным Банком России. Все виды заимствований являются срочными и по ним выплачиваются проценты.

• С переходом к рыночной экономи­ке созданы объективные условия для активного развития страхо­вания.

В 1990 г. было покончено с государственной монополией в страховом деле. Наряду с государственными страховыми орга­низациями страхование осуществляют акционерные страховые компании, получившие лицензию на проведение страховых операций. В настоящее время на страховом рынке действуют около трех тысяч страховых компаний.

По мере развития рыночных отношений имущественное и личное страхование и страхование ответственности приобретают все большее значение, поскольку степень страхового риска, свя­занного с возможностью наступления стихийных бедствий, спадов производства, политической нестабильностью, возрастает.

Следует отметить, что четкая специализация среди российс­ких страховщиков по направлениям страховой деятельности на сегодняшний день отсутствует. Большинство страховых компа­ний проводят операции по страхованию жизни, страхованию имущества юридических и физических лиц, страхованию гру­зов, страхованию от несчастных случаев и болезней, страхова­нию ответственности.

Ведущую роль на страховом рынке занимает государствен­ная страховая компания Росгосстрах, которая за более чем 80-летний период своего функционирования создала мощный ме­ханизм страховой защиты отдельных сторон общественного производства, жизни, здоровья, трудоспособности членов об­щества. Успешно работают такие акционерные страховые об­щества, как АСКО, Ингосстрах, "Росно", "Энергогдрант", "Макс", "Россия" и другие страховые компании.

• Финансы предприятий различных форм собственности (государственные, муниципальные, акционерные, частные арендные и др.) составляют основу финансов. Здесь формируется преобладающая часть финансовых ресурсов. От состояния финансов предприятий во многом зависит общее финансовое положение страны.

В условиях рыночных отношений предприятия осуществляют свою деятельность на началах коммерческого расчета при кото­ром расходы предприятия должны покрываться замечет собственных доходов. Главным источником производственного и социального развития трудовых коллективов становиться прибыль.

Предприятия стали обладать реальной финансовой незави­симостью, самостоятельно распределяют выручку от реализа­ции продукции, по своему усмотрению распоряжаются прибы­лью, формируют производственные и социальные фонды, изыскивают необходимые им средства для инвестирования, используя, в том числе и ресурсы финансового рынка.

Предприятия стали свободны от мелочной опеки со сторо­ны государства, но вместе с тем резко повысилась их ответ­ственность за экономические и финансовые результаты работы.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение финансов.

2. Какие денежные отношения относятся к финансовым отношениям?

3. Назовите главный материальный источник доходов го­сударства.

4. Расскажите о функциях финансов.

5. Дайте определение финансовых ресурсов.

6. Какова роль финансов в расширенном воспроизводстве?

7. В чем вы видите кризисное состояние финансов России и пути выхода из кризиса?

8. Дайте определение финансовой системы.

9. Охарактеризуйте звенья финансовой системы.

Наши рекомендации