H) Компетенция Комиссии Таможенного союза
177. Представитель Российской Федерации разъяснил, что международные соглашения, составляющие договорно-правовую базу Таможенного союза, устанавливают перечень сфер, в которых полномочия государств-членов Таможенного союза передаются Комиссии Таможенного союза. Как правило, сами соглашения Таможенного союза указывают, имеют ли нормы соглашения непосредственное действие на территории каждого из государств-членов Таможенного союза, включая Российскую Федерацию. Государства-члены Таможенного союза продолжают вести переговоры и заключать международные соглашения, Межгосударственный Совет ЕврАзЭС продолжает принимать решения по срокам их вступления в силу, и, кроме того, государства-члены Таможенного союза продолжают работу по принятию законов и других нормативных правовых актов, необходимых для исполнения договоров Таможенного союза и решений органов Таможенного союза. Он далее пояснил, что любые положения соглашений, заключенных ранее государствами-членами Таможенного союза и постановления их органов государственной власти, не содержащие противоречий с условиями Соглашения об учреждении ЕврАзЭС, остаются в силе. В определенный момент в будущем, как установлено в Договоре о создании Таможенного союза, Межгосударственный Совет примет решение о создании единой таможенной территории и завершении формирования Таможенного союза.
178. Представитель Российской Федерации проинформировал членов, что дополнительная информация о соответствующей компетенции органов Таможенного союза и национальных органов государственной власти государств-членов Таможенного союза, а также о правовых основах органов Таможенного союза и государств-членов Таможенного союза по вопросам, связанным с ВТО, содержится в соответствующих разделах настоящего Доклада Рабочей группы. Он отметил, что в данных разделах Российская Федерация приняла на себя обязательства, обеспечивающие, что обязательства Российской Федерации в ВТО будут полностью исполняться, включая обязательства в тех областях, на которые распространяется компетенция органов Таможенного союза.
I) Транспарентность
179. Представитель Российской Федерации пояснил, что предложения по введению, изменению или отмене какой-либо меры Таможенного союза разрабатываются заинтересованным государством-членом Таможенного союза в соответствии с его национальным законодательством. Такое государство-член Таможенного союза проводит консультации по предложению с заинтересованными сторонами в порядке, установленном применяемым национальным законодательством. Он также проинформировал членов о том, что такие предложения со стороны другого государства-члена Таможенного союза, направленные на рассмотрение Российской Федерации, незамедлительно станут предметом общественных консультаций в том же порядке, что и предложения Российской Федерации. Согласно статье 12 Соглашения о порядке введения и применения мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами на единой таможенной территории в отношении третьих стран, от 9 июня 2009 года, организации и индивидуальные предприниматели государства-члена Таможенного союза вправе высказывать свои соображения в процессе разработки проекта решения Таможенного союза по введению, применению или отмене нетарифных мер регулирования, касающихся торговли товарами с третьими странами. Кроме того, если международный договор, заключенный между государством-членом Таможенного союза и третьей страной предусматривает проведение консультаций, организации и предприниматели такой третьей страны вправе направлять свои соображения данному государству-члену Таможенного союза относительно предложения в порядке, установленном соответствующим международным договором.
180. Представитель Российской Федерации разъяснил, что дата опубликования решения Комиссии Таможенного союза на веб-сайте Таможенного союза является основой для определения даты вступления данного решения в законную силу. В частности, решения Комиссии Таможенного союза, не являющиеся рекомендательными, но носящими обязательный характер, вступают в силу не ранее, чем через 30 дней с даты опубликования на веб-сайте Таможенного союза. В дополнение он пояснил, что государства-члены Таможенного союза наряду с опубликованием в официальном источнике Таможенного союза обязаны обеспечить опубликование всех решений Комиссии Таможенного союза в своих официальных общенациональных печатных органах с указанием даты вступления их в силу, определенной на основе даты опубликования на сайте Таможенного союза. В Российской Федерации решения Комиссии Таможенного союза размещаются на веб-сайте www.tsouz.ru в течение двух рабочих дней с даты их принятия.
181. Члены выразили свою озабоченность вопросом транспарентности и также отметили, что, судя по всему, ни соглашения Таможенного союза, ни решения Комиссии Таможенного союза, включая те, которые утверждают правила Таможенного союза и другие акты, не дают членам ВТО и заинтересованным лицам членов ВТО права участия в консультациях и высказывания мнения непосредственно органам Таможенного союза. Данный недостаток порождает озабоченность в отношении соответствия соглашений и процедур Таможенного союза требованиям ВТО. Данные члены обратились к Российской Федерации с просьбой прояснить ее намерения в отношении исполнения своих обязательств, изложенных в пунктах 1426 и 1427 в тех случаях, когда ответственность за предложение или принятие правовых актов Таможенного союза, включая решения Таможенного союза, или других мер регулирования, лежит на органе Таможенного союза.
182. В отношении озабоченности, высказанной членами по поводу транспарентности и доступности органов Таможенного союза, представитель Российской Федерации сообщил членам, что препятствий для представления членами ВТО своих соображений напрямую в Комиссию Таможенного союза и иные органы Таможенного союза не существует. Он отметил, что Российская Федерация приглашает всех членов высказывать свои соображения по предложениям, представляемые ею в Комиссию Таможенного союза и другие органы Таможенного союза.
183. Представитель Российской Федерации подтвердил, что Решение Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 года № 308 «О Регламенте внесения предложений по мерам регулирования внешней торговли в Комиссию Таможенного союза» будет дополнено с целью включения в него механизма предварительного опубликования предлагаемых проектов правовых актов Таможенного союза, предусмотренных пунктом 1426, до их принятия, а также предоставления членам и заинтересованным лицам разумного срока для представления своих соображений в компетентный орган Таможенного союза. Данный орган будет уполномочен учитывать высказанные соображения при рассмотрении проекта правового акта. Более того, в соответствии с данным механизмом ни один правовой акт Таможенного союза, предусмотренный пунктом 1427 не будет вступать в законную силу до опубликования, в соответствии с положениями Соглашения ВТО. Рабочая группа приняла к сведению данные обязательства.
-(j) Исполнение обязательств в ВТО в рамках правового режима Таможенного союза
184. Основываясь на информации, предоставленной представителем Российской Федерации, а также на своем рассмотрении соглашений Таможенного союза и иной документации, представленной Российской Федерацией в Рабочую группу, члены подняли ряд вопросов и выразили озабоченность положениями соглашений Таможенного союза и вопросами относительно компетенции органов Таможенного союза и ее разграничения с компетенцией органов государств-членов Таможенного союза. Члены задали вопрос в отношении того, каким образом Российская Федерация обеспечит исполнение своих обязательств и соответствие положениям ВТО по вопросам, отнесенным к компетенции органов Таможенного союза. Члены также запросили дополнительную информацию относительно статуса, который имеет Соглашение ВТО в рамках правовой системы Таможенного союза. Они попросили подтвердить, что Соглашение ВТО будет иметь по отношению к Таможенного союза статус международного договора и станет частью единого пакета обязательств для всех государств-членов Таможенного союза. Члены также попросили заверения, что в случае конфликта Соглашение ВТО всегда будет иметь преимущество перед положениями соглашений Таможенного союза, решений Комиссии Таможенного союза и иных мер регулирования, принятых органами Таможенного союза, в том числе действовавших до даты присоединения Российской Федерации к ВТО. Члены также запросили информацию о том, каким образом Российская Федерация обеспечит соответствие будущих международных соглашений Таможенного союза и решений Комиссии Таможенного союза обязательствам Российской Федерации в ВТО.
185. Представитель Российской Федерации пояснил, что государства-члены Таможенного союза заключили Договор о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы от 19 мая 2011 года (Договор о многосторонней системе), который по состоянию на 8 ноября 2011 года был ратифицирован всеми государствами-членами Таможенного союза. Данный межгосударственный Договор Таможенного союза вступает в силу в соответствии с положениями Протокола о порядке вступления в силу международных договоров, направленных на формирование договорно-правовой базы Таможенного союза. Согласно Договору о многосторонней системе, с даты присоединения любого из государств-членов Таможенного союза к ВТО положения Соглашения ВТО, как установлено Протоколом о присоединении, включая обязательства, принятые данным государством-членом Таможенного союза как часть условий присоединения к ВТО, относящиеся к вопросам, полномочия по решению которых в рамках Таможенного союза государства-члены передали органам Таможенного союза, а также к правовым отношениям, регулируемым международными договорами, составляющими договорно-правовую базу Таможенного союза, становятся неотъемлемой частью договорно-правовой базы Таможенного союза. Как таковые, данные положения являются частью единого пакета обязательств и частью соглашений Таможенного союза, являющихся частью единого пакета обязательств для каждого государства-члена Таможенного союза. Согласно данному Договору, государства-члены Таможенного союза обязуются при заключении любого международного договора в рамках Таможенного союза обеспечить соответствие условий данного соглашения Таможенного союза обязательствам каждого государства-члена Таможенного союза в ВТО. Также, если органы Таможенного союза принимают и применяют акты Таможенного союза, такие акты должны соответствовать данным обязательствам. Представитель Российской Федерации далее пояснил, что права и обязанности государств-членов Таможенного союза, вытекающие из Соглашения ВТО, как установлено Протоколом о присоединении каждого из государств-членов, включая обязательства, принятые каждым государством-членом как часть условий присоединения к ВТО и ставшие частью правовой системы Таможенного союза, не могут быть отменены либо ограничены решением органов Таможенного союза, в том числе Судом ЕврАзЭС или международным договором государств-членов Таможенного союза. Когда еще одно из государств-членов Таможенного союза станет членом ВТО, его права и обязанности по Соглашению ВТО также станут неотъемлемой частью правовой системы Таможенного союза. Он пояснил, что положения ВТО, регулирующие создание и функционирование таможенных союзов, также применяются. Он отметил, что государство-член Таможенного союза, не являющаяся членом ВТО, может в отдельных случаях отклоняться от положений Соглашения ВТО. Однако, когда такое государство-член станет членом ВТО, любое отклонение от Соглашения ВТО будет допустимо только если оно специально оговорено в условиях присоединения данного государства-члена к ВТО. Наконец, государства-члены Таможенного союза обязаны принимать меры к адаптации правовой системы Таможенного союза и решений органов Таможенного союза с целью обеспечения их соответствия Соглашению ВТО, как установлено Протоколом о присоединении каждого из государств-членов. До тех пор, пока данные меры не приняты, иные договоры Таможенного союза и решения органов Таможенного союза будут применяться только в части их соответствия Соглашению ВТО. Таким образом, права и обязанности члена Таможенного союза по Соглашению ВТО будут иметь преимущество перед всеми прошлыми и будущими Соглашениями Таможенного союза и решениями органов Таможенного союза.
186. Представитель Российской Федерации пояснил, что Договор о многосторонней системе является договором Таможенного союза и частью национальной нормативно-правовой базы каждого из государств-членов Таможенного союза. Вследствие этого, суды государств-членов Таможенного союза будут применять положения данного Договора. Он также подтвердил, что Договор о многосторонней системе закрепляет обязательства государств-членов Таможенного союза и органы Таможенного союза в отношении обязательств, принятых каждым из государств-членов Таможенного союза как часть условий присоединения к ВТО и ставших частью правовой системы Таможенного союза. Таким образом, нарушение данных прав и обязанностей государством-членом Таможенного союза либо органом Таможенного союза может быть обжаловано государством-членом Таможенного союза либо Комиссией Таможенного союза в Суде ЕврАзЭС . В дополнение, хозяйствующие субъекты могут заявлять о нарушениях Договора о многосторонней системе в Суд ЕврАзЭС, как предусмотрено статьей 13 Статута Суда и Договором об обращении в суд.
187. Члены также выразили озабоченность в отношении компетенции Комиссии Таможенного союза, поскольку члены Таможенного союза, судя по всему, не наделили какой-либо орган Таможенного союза полномочием по ведению переговоров либо заключению соглашения, несмотря на то, что отдельные положения соглашений Таможенного союза предусматривают подписание единого документа Таможенного союза, например, по ветеринарной сертификации. В отдельных случаях установлены требования, которые осуществляющие торговлю лица из государств-членов не могут исполнить вследствие отсутствия единой документации или стандартов.
188. Представитель Российской Федерации ответил, что в настоящее время разрабатываются решения Комиссии Таможенного союза, учреждающие процедуры для применения требований Таможенного союза, в том числе требующие координированного переговорного процесса между государствами-членами Таможенного союза и третьими странами. Такие процедуры будут одобрены и будут применяться таким образом, чтобы не ограничивать торговлю и соответствовать требованиям ВТО.
-Государственные органы, ответственные за разработку и осуществление внешнеторговой политики; право на обжалование.
189. Члены заметили, что всем лицам (хозяйствующим субъектам), участвующим в экономической взаимодействии с Российской Федерацией, должно быть предоставлено право обжалования в независимой судебной инстанции, как представления такого права обжалования прямо требуют различные соглашения ВТО. Данные члены попросили принять обязательство, что такое право обжалования будет предоставлено вне зависимости от того, относится ли вопрос к компетенции Российской Федерации или органов Таможенного союза. Члены подняли ряд вопросов относительно пределов полномочий Суда ЕврАзЭС, функционирования данного Суда и его роли в национальной судебной системе Российской Федерации, а также относительно исполнения международных обязательств Российской Федерации. В качестве ключевого вопроса, члены запросили подтверждения того, что Соглашение ВТО будет считаться Договором ЕврАзЭС, и что обязательства государства-члена Таможенного союза по Соглашению ВТО будут всегда иметь преимущество перед соглашениями Таможенного союза и решениями Комиссии Таможенного союза, как уже вступившими в законную силу, так и перед теми, которые будут подписаны и приняты после присоединения Российской Федерации к ВТО. Члены также запросили разъяснений о порядке взаимодействия Суда ЕврАзЭС и судов национальной судебной системы Российской Федерации.
190. Члены задали вопрос о том, обязаны ли высшие органы судебной власти Российской Федерации принимать во внимание мнение и толкования Суда ЕврАзЭС в рамках внутренней судебной системы Российской Федерации, и будут ли данные органы давать указания нижестоящим судам во всех случаях, когда Суд ЕврАзЭС дает толкование договоров Таможенного союза и актов Комиссии Таможенного союза. Члены также запросили информацию по процедурам обжалования в тех случаях, когда национальные органы государственной власти отвечают за отдельные аспекты мер регулирования (например, проведение расследования в целях введения меры торговой защиты), а орган Таможенного союза ответственен за принятие решения о применении данных мер. Был также задан вопрос о том, возможно ли обжалование в Суд ЕврАзЭС вопросов, подпадающих под положения Таможенного союза, которые могут быть обжалованы в национальных судах, если не в качестве суда первой инстанции, то после исчерпания возможностей обжалования в национальных судах.
191. Представитель Российской Федерации проинформировал членов, что Суд ЕврАзЭС и национальная судебная система Российской Федерации независимы друг от друга. Согласно Договору об обращении в Суд и Статуту Суда, высшие органы судебной власти Российской Федерации вправе обращаться в Суд ЕврАзЭС за разъяснением или толкованием некоторых международных договоров в соответствии с процедурами, изложенными в пункте 169. Суд ЕврАзЭС, однако, не является апелляционной инстанцией по отношению к национальной судебной системе. Представитель Российской Федерации отметил, что в соответствии со Статутом Суда ЕврАзЭС Верховный суд государства-члена Таможенного союза может обратиться в Суд ЕврАзЭС за консультацией по применению правовых актов Таможенного союза. Далее национальный Верховный суд может отразить полученное мнение в постановлении своего Пленума, которая будет учитываться всеми нижестоящими национальными судами.
192. Члены также запросили информации о возможностях административного обжалования в Российской Федерации. Данные члены также обратились к Российской Федерации с просьбой обеспечить, что Правительство Российской Федерации будет осуществлять мониторинг и незамедлительно предпринимать необходимые шаги для обеспечения приведения мер, принимаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации (такими, как не соответствующее правилам ВТО законодательство действия либо его неединообразное применение), в соответствие с обязательствами Российской Федерации по Соглашению ВТО, в особенности, в случае уведомлений Правительства Российской Федерации со стороны членов ВТО или иных заинтересованных сторон.
193. Вответ представитель Российской Федерации заметил, что согласно статье 46 Конституции Российской Федерации, решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суде соответствующей юрисдикции. В случае обжалования действий или бездействия государственных органов, по желанию подающего жалобу лица обращение также может быть направлено в Правительство Российской Федерации либо в государственный орган, вышестоящий по отношению к государственному органу, решение которого обжалуется (статья 33 Конституции Российской Федерации). Он также добавил, что лицо, недовольное решением, может по своему выбору обжаловать его в административном либо судебном порядке. В рамках судебной процедуры возможно также обжалование решения нижестоящего суда. Он далее добавил, что законодательство Российской Федерации дает возможность использования административной процедуры до судебного обжалования. Право обращения физических и юридических лиц в случае нарушения их гражданских прав к судебной и административной процедурам также предусмотрено статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации. Статья 18 Федерального закона № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» также предоставляет любому участнику внешнеторговой деятельности право в судебном либо административном порядке обжаловать решение, действия (бездействие) государственного органа или должностного лица, если таким решением, по его мнению, нарушены его права или законные интересы.
194. Далее представитель Российской Федерации отметил, что Федеральный закон от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» устанавливает общий порядок рассмотрения обращений и жалоб лиц (российских и иностранных граждан), подаваемых в органы государственной власти и органы местного самоуправления и касающихся осуществления или нарушения их прав или законных интересов, нарушения законов или иных нормативных правовых актов, решений, действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления или их должностных лиц. Федеральный закон не ограничивает право физических лиц подавать обращения от имени юридических лиц или общественных объединений. Согласно Федеральному закону, обращение или жалоба должны быть направлены в адрес конкретного органа или должностного лица в письменной форме за подписью заявителя. Получение обращения или жалобы должно быть зарегистрировано государственным органом в течение трех дней. С момента регистрации обращения государственному органу отводится 30 дней (срок фиксированный) для выдачи аргументированного ответа в письменной форме и (или) принятия мер, направленных на восстановление или защиту нарушенных прав и законных интересов лица. Контроль за соблюдением этого порядка возложен на государственные органы, органы местного самоуправления и должностных лиц, ответственных за анализ поступающих жалоб и обращений и принятие мер по предотвращению и устранению причин нарушения прав и законных интересов лиц. Федеральный закон предоставляет лицу (заявителю) право обжаловать решение, вынесенное по его обращению, или любые действия (бездействие), связанные с рассмотрением его обращения, в административном и (или) судебном порядке. В случае нарушения прав и законных интересов решениями или действиями (бездействием) органов государственной власти, органов местного самоуправления, либо их должностных лиц, лицо имеет право на компенсацию убытков и морального ущерба. Федеральный закон также устанавливает ответственность государственных должностных лиц за нарушение данного Закона. Он добавил, что порядок, закрепленный Федеральным законом, не облагается никакими платежами.
195. В ответ на запрос дополнительной информации по имеющимся видам механизма обжалования и правовом статусе стороны, чьи права были ущемлены, представитель Российской Федерации сообщил, что глава 3 Федерального закона от 27 ноября 2010 года № 311-ФЗ «О таможенном регулировании» (далее - Закон № 311-ФЗ) содержит подробные положения о праве обжалования в сфере таможенного регулирования. Статья 36 гласит, что любое лицо вправе обжаловать решение, действие (бездействие), если таким решением, действием (бездействием), по мнению этого лица, нарушены его права, свободы или законные интересы, ему созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложена на него какая-либо обязанность. Отказ от права на обжалование недействителен.
196. Порядок обжалования в отношении решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц установлен главой 3 Закона № 311-ФЗ и относится ко всем решениям, действиям (бездействию) таможенных органов и их должностных лиц, если для них не предусмотрен особый порядок обжалования. Согласно статье 38 Закона 311-ФЗ жалоба может подаваться как непосредственно в вышестоящий таможенный орган, так и через таможенный орган, решение, действие (бездействие) которого обжалуется. Жалобы в отношении решений, действий (бездействия) федерального органа исполнительной власти, в компетенцию которого входит таможенное дело, подаются в данный орган. Обращение в суд может быть подано одновременно с обжалованием в административном порядке, либо после такого обжалования. Жалобы могут быть поданы в течение трех месяцев со дня, когда лицу стало известно или должно было стать известно о нарушении его прав, свобод или законных интересов, создании препятствий к их реализации либо о незаконном возложении на него какой-либо обязанности; или со дня истечения срока для принятия таможенным органом решения или совершения действия. Статья 40 предусматривает порядок продления сроков подачи обращений.
197. Статья 49 Закона № 311-ФЗ предусматривает упрощенный порядок обжалования решения, действия (бездействия) должностного таможенного лица или таможенного поста в связи с ввозом и (или) вывозом товаров, стоимость которых не превышает 1,5 миллиона рублей, и (или) одного транспортного средства. Данный порядок включает в себя устную жалобу вышестоящему должностному таможенному лицу. Рассмотрение такой жалобы осуществляется безотлагательно. Обжалование в упрощенном порядке не является препятствием для подачи жалобы в общем порядке.
198. Административный порядок обжалования схож с предусмотренным Законом № 311-ФЗ за исключением того, что он регулируется Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Жалоба может быть подана в течение 10 дней с момента получения копии обжалуемого решения и должна быть рассмотрена в десятидневный срок с момента подачи. Согласностатье 37 Закона № 311-ФЗ, порядок обжалования, установленный данным Законом, не применяется к решениям по вопросам, охватываемым Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ (с последними изменениями от 14 июля 2008 года). Решения таможенных органов по жалобам могут быть обжалованы в вышестоящем таможенном органе, суде, либо арбитражном суде.
199. В ответ на дальнейшие вопросы представитель Российской Федерации сообщил, что порядок обжалования решений налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц определяется Налоговым кодексом Российской Федерации. Решенияналоговых органов, а также действия (бездействие) их должностных лиц могут быть обжалованы вышестоящему должностному лицу либо в суд, одновременно или последовательно. Обращение должно быть рассмотрено в течение одного месяца с даты подачи. Налоговый орган обязан вынести решение в течение одного месяца и сообщить о принятом решении заявителю в течение трех дней с даты принятия решения.
200. Касательно обжалования в сфере технического регулирования (в том числе по вопросам СФС), представитель Российской Федерации пояснил, что в рамках Таможенного союза действует единая система технических регламентов (в том числе по вопросам СФС) и, таким образом, обжалование по вопросам, связанным с соответствующими соглашениями Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза, в том числе утверждающими нормы Таможенного союза и другие меры регулирования Таможенного союза, относится к компетенции Суда ЕврАзЭС. В отношении решений, действий (либо бездействия) органов государственной власти Российской Федерации, связанных с техническим регулированием (в том числе по вопросам СФС), он объяснил, что существуют правовые механизмы обжалования через независимую судебную систему любых решений соответствующих органов государственной власти Российской Федерации (и неправительственных организаций, уполномоченных для принятия таких решений) и для обеспечения исправления нарушения по решению суда в случае удовлетворения жалобы. Соответствующие государственные органы имеют право установить свой собственный порядок подачи жалоб и обращений в области сертификации и оценки соответствия. Данныепроцедуры отражают общие принципы рассмотрения жалоб и обращений, поданный в государственные органы Российской Федерации физическими или юридическими лицами (например, требование дать заявителю аргументированный ответ в письменной форме в течение установленного срока (обычно 30 дней); контроль за рассмотрением обращений со стороны вышестоящих государственных органов и Правительства Российской Федерации, и так далее). Он отметил, что согласно Федеральному закону от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (с последними изменениями от 28 сентября 2010 года), непризнание государственными органами рекомендательной сертификации может быть обжаловано в судебном порядке. Касательно обязательного подтверждения соответствия, заявитель может подать жалобу на незаконные действия государственных органов по сертификации и аккредитации тестовых лабораторий (центров) в органы по аккредитации.
201. Кроме того, в отношении жалоб и обращений в области прав интеллектуальной собственности представитель Российской Федерации сообщил, что законодательство Российской Федерации предусматривает обеспечение прав интеллектуальной собственности в судебном и административном порядке. Вчастности, в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации коммерческая тайна, авторские и смежные права подлежат судебной защите. Что касается иных прав интеллектуальной собственности, Гражданский кодекс Российской Федерации предусматривает возможность обращения в суд, а также в Палату по патентным спорам Роспатента. Порядокподачи возражений и заявлений в Палату и порядок их рассмотрения установлены приказом Роспатента от 22 апреля 2003 года № 56 «О Правилах подачи возражений и заявлений и их рассмотрения Палатой по патентным спорам» (в последней редакции от 11 ноября 2003 года). Решения Палаты по патентным спорам могут быть обжалованы в суд в соответствии с законодательством Российской Федерации. Более подробная информация по данному вопросу содержатся в разделе «Торговые аспекты прав интеллектуальной собственности».
202. В ответ на вопросы, касающиеся платежей за обжалование, представитель Российской Федерации сообщил, что обжалование в судебном порядке облагается государственной пошлиной, установленной главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации. Обжалование в административном порядке, как правило, не облагается какими-либо платежами, с некоторыми исключениями. Например, обжалование в административном порядке в области прав интеллектуальной собственности облагается пошлиной в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Он далее пояснил, что пошлины за обжалование в судебном порядке взимаются в связи с осуществлением функций судебной власти судами. Пошлины за административные меры применяются в связи с осуществлением государственными органами функций исполнительной власти.
-Разделение полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации
203. Представитель Российской Федерации заявил, что Конституция Российской Федерации устанавливает исчерпывающий перечень вопросов, находящихся в исключительном ведении Российской Федерации (статья 71) и перечень вопросов, находящихся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (статья 72). Вопросы, не включенные в один из данных перечней, относятся к ведению субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации вне ведения Российской Федерации или совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, не должны противоречить федеральным законам. В сфере совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, в случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, действует федеральный закон.
204. Члены Рабочей группы попросили подтверждения в отношении единообразного применения положений ВТО на всей территории Российской Федерации, в том числе органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Члены также запросили дополнительную информацию о возможности существования таких областей, регулируемых положениями ВТО, относящихся к исключительному ведению субъектов Российской Федерации. Члены также попросили дополнительных разъяснений в отношении того, обязаны ли будут государственные органы Российской Федерации представить принятый пакет протокола о присоединении для утверждения органами государственной власти субъектов Российской Федерации в процессе ратификации.
205. ПредставительРоссийской Федерации отметил, что согласно статье 3 Федерального закона от 8 декабря 2003 года № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (с последними изменениями от 8 декабря 2010 года) внешняя торговля в Российской Федерации регулируется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и другими правовыми актами Российской Федерации, а также международными договорами, в которых участвует Российская Федерация. Он также добавил, что глава 2 данного Закона разграничивает полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области внешней торговли. Статья 6 Закона относит, среди прочего, к ведению Российской Федерации формирование концепции и стратегии развития внешнеторговых связей и основных принципов внешнеторговой политики; обеспечение экономической безопасности и защиту экономического суверенитета и экономических интересов Российской Федерации, а также субъектов Российской Федерации и всех российских физических и юридических лиц; и заключение международных договоров в области внешнеэкономических связей.
206. Он далее заметил, что в случае, если международный договор Российской Федерации затрагивает вопросы, находящиеся в ведении субъектов Российской Федерации, условия такого договора должны быть разработаны совместно с соответствующими органами заинтересованных субъектов Российской Федерации. Данное положение содержится в Федеральном законе от 15 июля 1995 года № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации». Что касается международных договоров Российской Федерации, затрагивающих вопросы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в соответствии с Законом федеральные органы исполнительной власти обязаны направлять основные положения или проект договора государственным органам заинтересованного субъекта Российской Федерации. Предложения, полученные от субъектов Российской Федерации, подлежат рассмотрению в процессе подготовки проекта международного договора.
207. Представитель Российской Федерации напомнил, что Федеральный закон от 4 января 1999 года № 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» наделяет субъектов Российской Федерации, среди прочего, правом ведения переговоров и заключения соглашений с их партнерами по международным и внешнеэкономическим связям. Такие соглашения не должны противоречить федеральному законодательству и международным обязательствам Российской Федерации. Закон обязывает субъектов Российской Федерации уведомлять соответствующие федеральные органы государственной власти перед началом переговоров и устанавливает порядок предварительного одобрения согласованного проекта соглашения соответствующими федеральными органами государственной власти. Соглашения, заключаемые субъектами Российской Федерации, не считаются международными договорами.
208. Один член выразил сомнения в отношении мер, которые Российская Федерация с 2008 года осуществляла применительно к торговле с данным членом. По мнению этого члена, данные меры не соответствовали ряду положений Соглашения ВТО, включая положения о транспарентности статьи X ГАТТ-94, требование «единообразном, беспристрастном и разумном» администрировании торговли, изложенное в статье X:3 ГАТТ-94, и требование о единообразном применении мер, изложенное в статье XXIV:1 ГАТТ-94. Далее, данный член отметил, что статья I ГАТТ-94 требует, чтобы «любое преимущество, благоприятствование, привилегия или иммунитет, предоставленные» Российской Федерацией любому товару, происходящему из или предназначенному для территории данного члена, были незамедлительно и безусловно распространены на товары, импортируемые или экспортируемые всеми другими членами ВТО. По мнению данного члена, Российская Федерация применяла меры, не соответствующие обязательствам, которые Россия примет на себя в качестве члена ВТО. Соответственно, данный член потребовал, чтобы Российская Федерация отменила данные меры и соблюдала требования ВТО.
209. Представитель Российской Федерации принял к сведению озабоченности данного члена. Он заявил, что, по его мнению, меры в торговле с данным членом применяются в соответствии с двусторонним соглашением о свободной торговле и соответствуют национальному законодательству и Соглашению ВТО. Представитель далее адресовал данного члена к обязательствам, которые Российская Федерация будет соблюдать с даты присоединения Российской Федерации к ВТО, включая обязательства по транспарентности, упомянутые в пунктах 1426, 1427 и 1428, и обязательства, относящиеся к единообразному применению торгового режима Российской Федерации, упомянутые в пункте 214. Представитель Российской Федерации подтвердил, что в будущем Соглашение ВТО будет являться правовой основой торговли Российской Федерации с данным членом таким образом, чтобы обеспечивалось полное соответствие правилам ВТО, включая статьи I, X и XXIV ГАТТ-94 года, а также уважались ее специфические обязательства в рамках ВТО. Рабочая группа приняла к сведению данное обязательство.
210. Представитель Российской Федерации далее пояснил, что 9 ноября 2011 года Российская Федерация заключила соглашение с данным членом, устанавливающее механизм таможенного администрирования и мониторинга всей торговли товарами, входящими либо выходящими из конкретных предопределенных торговых коридоров. Данный механизм состоит из (а) системы электронного обмена данными и (б) системы международного мониторинга. Один член подтвердил, что соглашение, достигнутое с Правительством Российской Федерации, устанавливает удовлетворительную систему для устранения его озабоченностей, в частности, через содействие и участие нейтральной третьей стороны в реализации соглашения. Данные заявления были приняты к сведению Рабочей группой.
211. Члены Рабочей группы выразили озабоченность в связи с действиями некоторых органов государственной власти субъектов Российской Федерации, не совместимыми с правилами ВТО и зачастую прямо противоречащими федеральному законодательству. В дополнение члены Рабочей группы запросили пояснения относительно готовности Правительства Российской Федерации взять на себя инициативу и ответственность по отмене принятых субъектами Российской Федерации мер, не соответствующих правилам ВТО. Отдельные члены запросили у Российской Федерации о принятии обязательства о том, что международные договоры будут строго соблюдаться на всей ее территории.
212. В ответ представитель Российской Федерации отметил создание специального механизма для надзора и обеспечения соответствия законодательства и практики субъектов Российской Федерации федеральным законам. 6 декабря 1999года был принят Федеральный закон № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации» (с последними изменениями от 28 декабря 2010 года). Исполнение данного Закона возложено на Прокуратуру Российской Федерации. При получении жалобы на действия или политику субъекта Российской Федерации прокурор может обратиться в Верховный Суд Российской Федерации либо соответствующий орган данного субъекта Российской Федерации за приказом или постановлением об объявлении данного законодательного акта или практики недействительными на основании их противоречия соответствующему федеральному законодательству или международным договорам Российской Федерации. В соответствии со статьей 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, если суд (в том числе, Верховный Суд Российской Федерации) выносит решение о том, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, оспариваемый нормативный правовой акт считается недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. УказомПрезидента Российской Федерации от 13 мая 2000 года № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» (с последними изменениями от 7 сентября 2010 года) представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе наделен правом инициировать приостановление действия актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным законам или международным обязательствам Российской Федерации. Указом Президента Российской Федерации от 10 августа 2000 года № 1486 «О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации» (с последними изменениями от 18 января 2010 года) также создан федеральный банк нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Все правовые акты, принимаемые субъектами Российской Федерации, в семидневный срок направляются в Министерство юстиции Российской Федерации для проведения правовой экспертизы. Если законодательный акт признается несоответствующим федеральному законодательству или международным обязательствам Российской Федерации, в том числе обязательствам Российской Федерации по Соглашению ВТО и соглашениям Таможенного союза, Правовой департамент Министерства юстиции Российской Федерации может подготовить проект указа Президента Российской Федерации о приостановлении действия данного законодательного акта либо обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации за решением о приостановлении с предложениями по исправлению или пересмотру. Акты, признанные Судом противоречащими Конституции Российской Федерации полностью или в части, становятся недействительными со дня их принятия.
213. Далее он отметил, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют высшую юридическую силой на всей территории Российской Федерации. Органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, физические лица и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Федеральный закон от 15 июля 1995 года № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» содержит положения, обеспечивающие исполнение международных договоров Российской Федерации Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
214. Представитель Российской Федерации подтвердил, что положения Соглашения ВТО будут применяться единообразно на всей территории Российской Федерации, включая регионы, вовлеченные в приграничную торговлю, особые экономические зоны и иные зоны, в которых могут быть установлены особые режимы в отношении тарифов, налогов и регулирования. Он добавил, что для обеспечения соответствия положениям Соглашения ВТО любое физическое или юридическое лицо имеет право довести до сведения государственных органов Российской Федерации или компетентных органов Таможенного союза случаи неприменения или неединообразного применения положений Соглашения ВТО в Российской Федерации. О таких случаях будет немедленно сообщаться ответственным государственным органам без необходимости для стороны, чьи права и интересы затронуты, обращаться в суд, и если факт неприменения или не единообразного применения будет установлен, государственные органы Российской Федерации или уполномоченный орган Таможенного союза примут меры по разрешению ситуации в соответствии с законами и международными обязательствами Российской Федерации. Физическоеили юридическое лицо, уведомившее государственные органы Российской Федерации или уполномоченный орган Таможенного союза, будет незамедлительно оповещено письменно о принятых мерах и решениях. Рабочая группа приняла к сведению данные обязательства.
215. Представитель Российской Федерации также подтвердил, что в отношение вопросов, регулируемых Соглашением ВТО, Российская Федерация предоставит права независимого пересмотра в соответствии с обязательствами в ВТО, включая, но не ограничиваясь, статьей X:3(b) ГАТТ-94, и соответствующие положения Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности и Генерального соглашения по торговле услугами. Рабочая группа приняла к сведению данные обязательства.