Семинар 1 (Тема 1. Основы организации и функционирования финансов корпораций в рыночной экономике)
Доклад: «Влияние глобализации на организацию корпоративных финансов»
Вопросы для обсуждения.
1. Раскройте сущность управления финансами корпорации.
2. Назовите объект и субъект управления финансами корпораций (предприятий).
3. Охарактеризуйте виды финансовых отношений, возникающих на предприятии.
4. Как взаимодействуют основные элементы финансового механизма управления компанией?
5. В чем различие места финансовой службы при линейно-функциональной и дивизиональной организации управления?
6. Каковы особенности организации финансов в холдинговых структурах?
Решение тестов.
Формируемые компетенции: ОК-4; ОК-5; ПК-4.
Семинар 2 (Тема 2. Финансовые ресурсы корпорации*. Тема 3. Формирование и управление внеоборотными активами корпорации*)
Доклад 1 «Роль финансового рынка в формировании капитала корпорации», «Влияние формы корпорации (холдинг, концерн, конгломерат) на формирование внеоборотных активов»
Вопросы для обсуждения.
1. Назовите основные источники финансовых ресурсов по направлениям использования и источникам формирования.
2. Раскройте сущность капитала.
3. Что такое стоимость капитала, и как она рассчитывается?
4. Какая структура капитала является оптимальной?
5. Что такое целевое финансирование и поступления? На какие цели они расходуются?
6. Определите методы оптимизации стоимости капитала.
7. Какое место занимают внеоборотные активы в составе всех активов, и какова их структура в промышленности?
8. Какую роль играет амортизация основных средств в финансировании расширенного производства?
9. Какие показатели использования основных средств вы можете определить на основе форм годового отчета, и как они рассчитываются?
10. Перечислите основные варианты финансирования ремонтов основных производственных фондов.
11. В чем заключается работа финансовых менеджеров по управлению основными средствами?
*Примечание: форма проведения занятия – семинарс элементами проблемности.
В семинарах, построенных с учетом принципа проблемности, работа обучающихся, направляемая преподавателем с помощью специально подобранных проблемных ситуаций, побуждает самостоятельно рассуждать и активно искать ответы на поставленные вопросы.
Формируемые компетенции: ОК-1; ОК-5; ОК-12; ПК-2; ПК-4; ПК-7; ПК-11.
Семинар 3 (Тема 4. Формирование и управление оборотными активами корпорации*)
Доклад: «Альтернативные источники финансирования оборотных средств»
Вопросы для обсуждения.
1. Какие существуют стратегии финансирования оборотных средств?
2. В чем заключается управление дебиторской задолженностью?
3. Как рассчитать оптимальные для корпорации условия платежей за отгруженную продукцию?
4. В каких случаях предприятию следует прибегать к факторингу? В чем преимущества и недостатки факторинга для холдинга, концерна, ассоциации?
5. Как определить оптимальную сумму денежных средств, необходимую корпорации?
*Примечание: форма проведения занятия - семинарс использованием метода «мозговой атаки».
Метод «мозговой атаки» («мозгового штурма») - это максимально напряженная творческая мыслительная работа группы людей по решению сложной интеллектуальной задачи в предельно сжатые сроки. Он способствует динамичности мыслительных процессов, абстрагированию от привычных взглядов и стереотипов, сосредоточению на какой-либо конкретной цели. Основной сутью метода является генерирование любых, самых невероятных, фантастических, парадоксальных идей без всякой критики с последующим их анализом, оценкой, сопоставлением и выбором наилучшего варианта решения.
Формируемые компетенции: ОК-5; ОК-12; ПК-2; ПК-7; ПК-13.
Семинар 4 (Тема 5. Организация финансирования затрат на производство и реализацию продукции)*
Доклад: «Роль финансового рынка в финансировании затрат на производство и реализацию продукции»
Вопросы для обсуждения.
1. Структура затрат на производство и реализацию продукции.
2. Влияние снижения себестоимости на прибыль и рентабельность производственной деятельности организации.
3. Нормирование затрат на производство продукции.
4. Источники финансирования текущих затрат.
5. Резервы снижения себестоимости производства продукции.
*Примечание: форма проведения занятия – семинар-дискуссия «Положительные и отрицательные эффекты от использования альтернативных источников финансирования затрат».
Семинар-дискуссияорганизуется как процесс диалогического общения участников, в ходе которого происходит формирование практического опыта совместного участия в обсуждении и разрешении теоретических проблем, теоретико-практического мышления будущего специалиста.
Формируемые компетенции: ОК-5; ОК-12; ПК-1; ПК-3; ПК-11.
Семинар 5 (Тема 6. Финансовое планирование в корпорации)
Доклад: «Разработка и условия реализации оптимистического финансового плана»
Вопросы для обсуждения.
1. Цель внутрикорпоративного планирования.
2. Перечислите этапы внутрикорпоративного планирования.
3. Баланс, имеющихся в наличии средств и потребности их использования?
4. Перечислите и объясните методы финансового планирования.
5. Какие документы включает в себя финансовый план в составе бизнес-плана?
Формируемые компетенции: ОК-4; ОК-5; ОК-12; ПК-2; ПК-4; ПК-7; ПК-11.