Учет расчетов с подотчетными лицами
Операции с подотчетными лицами имеют в управленческом учете большое значение, поскольку согласно существующим стандартам бухгалтерского учета формируемая финансовая отчетность не дает представления о данном типе операций. Основной целью является учет всех операций, произведенных подотчетным лицом с наличными денежными средствами предприятия, а также оперативное получение информации об остатках на соответствующих счетах.
Учетная политика
Разнообразие операций с подотчетными лицами обуславливает проведение как активных так и пассивных операций.
Выдача подотчетных средств
Предоставление подотчетному лицу денежных средств из кассы предприятия.
Корреспондируют два активных счета:
|
Передача подотчетных средств
Движение наличных денежных средств от одного подотчетного лица к другому.
Корреспонденция двух активных счетов:
|
Возврат подотчетных средств
Пополнение кассы предприятия за счет средств, возвращаемых подотчетником.
Корреспонденция двух активных счетов:
|
Если возврат подотчетных средств осуществляется в валюте, отличной от выданной, то делается проводка, аналогичная возврату средств в той же валюте. При этом пересчитывается остаток средств, остающихся у подотчетного лица, в зависимости от внутреннего курса компании.
Обмен валюты подотчетным лицом.
В зависимости от соотношения внутреннего и внешнего курсов валют образуется положительная (в случае превышающего внешнего курса) или отрицательная (в случае превышающего внутреннего курса) курсовая разница. Операция описывается следующими проводками:
|
Авансовый отчет.
Приобретение подотчетным лицом какого-либо актива.
Корреспондируют два активных счета:
|
Входящий платеж.
Транзакция имеет место при получении подотчетным лицом средств, предназначенных предприятию. В данном случае при уменьшении дебиторской задолженности за счет получения денежных средств для кассы предприятия подотчетное лицо является посредником:
|
Логическим завершением будет последующая передача лицом средств в кассу предприятия, т.е.
|
Таким ообразом, экономический смысл операции по ее полному завершению можно выразить проводкой:
|
что есть погашение дебиторской задолженности.
Исходящий платеж.
Транзакция обратная предыдущей: подотчетное лицо погашает вместо предприятия образованную ранее кредиторскую задолженность.
|
46Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками.
Расчеты между поставщиками и покупателями производятся в основном в безналичной форме; в настоящее время они сами выбирают форму расчетов при заключении договоров.
Для учета расчетов организации с поставщиками и подрядчиками за приобретенное сырье, материалы и другие товарно-материальные ценности, а также за потребленные услуги (электроэнергию, воду, газ и пр.) и работы (текущий и капитальный ремонт, строительство и пр.) в системе счетов бухгалтерского учета используют самостоятельный синтетический счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
Аналитический учет ведут в хронологическом порядке по каждому поставщику или подрядчику. На суммы предъявленных на оплату счетов поставщиков за поставленные ценности, оказанные услуги (работы) или фактически поступившие товары и материалы, потребленные услуги и работы составляется бухгалтерская запись:
Д-т 10 «Материалы», 41 «Товары», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы» и т.д.
К-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
Сумма налога на добавленную стоимость включается поставщиками и подрядчиками в счета на оплату и отражается у покупателя записью:
Д-т 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным материально-производственным запасам»
К-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
Если счет поставщика был акцептован и оплачен до поступления товарно-материальных ценностей, а при приемке их на склад обнаружилась недостача, или при последующей проверке счета было обнаружено несоответствие цен условиям договора или арифметические ошибки, до выяснения их причин делают следующие бухгалтерские записи:
Д-т 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет 2 «Расчеты по претензиям»
К-т 60 « Расчеты с поставщиками и подрядчиками ».
Субсчет «Расчеты по претензиям» предназначен для обобщения информации о расчетах по претензиям, предъявленным поставщикам, подрядчикам, транспортным и другим организациям, а также по предъявленным им, признанным и присужденным штрафам, пеням и неустойкам. Этот счет дебетуется на суммы причиненного ущерба по вине поставщиков материальных ценностей, подрядчиков, банков или других организаций, а кредитуется на суммы поступивших платежей в корреспонденции со счетами денежных средств или расчетов. Суммы неудовлетворенных претензий или не подлежащих взысканию, относятся на те счета, с которых они были приняты на учет.
Суммы штрафов, пеней и неустоек, предъявленные другим организациям за несоблюдение договорных условий, отражаются:
Д-т 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет 2 «Расчеты по претензиям»
К-т 91 «Прочие доходы и расходы».
При получении штрафов -
Д-т 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета».
К-т 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет 2 «Расчеты по претензиям»
Оплата счетов поставщиков, т.е. погашение задолженности перед ними, отражается на счетах следующей записью:
Д-т 60 « Расчеты с поставщиками и подрядчиками »
К-т 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках», 71 «Расчеты сподотчетными лицами».
Схемы бухгалтерских записей при погашении задолженности перед поставщиками и подрядчиками зависят от применяемых форм расчетов.
Если задолженность погашается кредитами банка, то делается запись:
Д-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
К-т 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам».
Но во время совершения расчетов организация может и сама выступать поставщиком или подрядчиком, т.е. сама продавать покупателям и заказчикам товарно-материальные ценности, выполнять работы или оказывать услуги.
Учет расчетов с покупателями за отгруженную продукцию (работы, услуги) отражается на синтетическом счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». К этому синтетическому счету открывается несколько субсчетов по видам расчетов. Аналитический учет ведется в хронологическом порядке по каждому покупателю или заказчику.
По мере отгрузки продукции и оказания услуг к оплате предъявляются расчетные документы, в которых величина выручки от их реализации (по договорной цене с налогом на добавленную стоимость) отражается:
Д-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»
К-т 90 «Продажи», субсчет 1 «Выручка».
Погашение задолженности покупателями и заказчиками (оплата расчетно-платежных документов) отражается -
Д-т 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 50 «Касса»
К-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».
Организации могут получать авансы (предварительную оплату) под поставку материальных ценностей либо под выполнение работ или при частичной оплате продукции и услуг, производимых для заказчиков. На счетах бухгалтерского учета это отражается записью:
Д-т 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета» и др.
К-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет «Авансы полученные».
При зачете сумм ранее полученных авансов при предъявлении покупателям (заказчикам) счетов за полностью произведенные работы, проданные изделия делается проводка:
Д-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет «Авансы полученные»
К-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».