Аздел 2. Организация взаимодействия государственного управления и местного самоуправления в городе Улан-Удэ.
2.1 Характеристика и анализ местного самоуправления в г. Улан-Удэ
Улан-Удэ – столица Республики Бурятия. Образует городской округ «Город Улан-Удэ». Крупный культурный, научный, промышленный город в Восточной Сибири. Годом основания города считается 1666 год, когда было заложено Удинское зимовье казаков на земле хори-бурят. В 1730 было переименовано в Верхнеудинск, а в 1934 году постановлением президиума ЦИК СССР название было сменено на Улан-Удэ.
Миссия городского округа г.Улан-Удэ формируется как основа для стратегического самоопределения города и выступает основой для приоритетного развития.
Город состоит из трех районов: Октябрьский ,Советский, Железнодорожный.[5]
Улан-Удэ имеет свои официальные символы: герб, флаг, гимн, которые отражают исторические и культурные особенности, а так же местные традиции.
Структуру органов местного самоуправления составляют: Улан-Удэнский городской совет депутатов, глава муниципального образования - мэр города, Администрация города, Контрольно-счетная палата города, обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. П орядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации деятельности указанных органов определяются настоящим Уставом. [5]
Порядок составления и рассмотрения проекта местного бюджета городского округа «Город Улан-Удэ», утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления контроля за его исполнением, составления и утверждения отчета об исполнении местного бюджета определяется решением городского Совета с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом РФ.
Доходная часть местного бюджета формируется из собственных доходов муниципального образования, средств поступающих от налогов, а также безвозмездных поступлений из бюджета Республики Бурятия (средств, направляемых в рамках выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований; субвенций на осуществление отдельных государственных полномочий и субсидий на финансирование расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения).
Система местного самоуправления города Улан-Удэ, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года №131- ФЗ «об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
Перечень вопросов местного значения указаны в Уставе городского округа "Город Улан-Удэ" принятым решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 08.05.2007 N 624-63. Данный перечень состоит из 41 вопроса местного значения города Улан-Удэ.
Городской совет
Представительным органом местного самоуправления города является Городской Совет. 19 декабря 2007 года Улан-Удэнский городской Совет депутатов наделен полномочиями юридического лица. В настоящее время в составе городского Совета 30 депутатов, полномочия которых начались со дня их избрания и прекратятся через пять лет, в день начала работы Улан-Удэнского городского Совета депутатов нового 6 созыва.
В компетенции Улан-Удэнского городского Совета депутатов находится решение всех больших и малых проблем городского округа "город Улан-Удэ", касающихся обеспечения его жизнедеятельности, в том числе принятие Устава города; утверждение местного бюджета; установление местных налогов, сборов и льгот; принятие планов и программ развития города; формирование городской Избирательной комиссии и многое другое. Возглавляется председателем и заместителем председателя, избираемых городским Советом из своего состава тайным голосованием.
Основной организационно - правовой формой работы городского Совета являются сессии (очередные, внеочередные), проводимые не реже одного раза в три месяца. Внеочередные сессии проводятся по инициативе мэра города, председателя городского Совета или не менее одной трети установленной численности депутатов городского Совета. Сессия городского Совета правомочна, если на ней присутствует более 50 процентов от числа избранных депутатов, проводятся гласно и носят открытый характер.[6]
Депутат представляет в городском Совете интересы населения своего избирательного округа и города Улан-Удэ, отчитывается перед избирателями о своей депутатской деятельности не реже одного раза в год, ведет прием граждан, рассматривает поступившие к нему заявления, жалобы и предложения, в рамках своих полномочий способствует их своевременному разрешению.
Депутаты городского Совета избираются на срок полномочий городского Совета. Полномочия депутата начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы городского Совета нового созыва.
Администрация
Администрация города является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города Улан-Удэ, обладает правами юридического лица. Она возглавляется и формируется мэром города в соответствии с федеральными законами и Уставом городского округа. Мэр города является высшим должностным лицом города, обладающим собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Осуществляет свои полномочия на постоянной основе, избирается на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет.[5]
Контрольно-счетная палата
Контрольно-счетная палата города Улан-Удэ является постоянно действующим органом муниципального финансового контроля, образуемым Улан - Удэнским городским Советом депутатов и подотчетным ему, осуществляет свою деятельность самостоятельно, обладает правами юридического лица. Контрольно-счетная палата формируется в целях контроля над исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении, а также в целях контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.[5]
2.2 Взаимодействие государственного управления и МСУ в городском округе «Город Улан-Удэ»
На территории Республики Бурятия на 1 октября 2016 года расположено: 2 городских округа; 21 муниципальный район; 16 городских и 248 сельских поселений.
Эффективность местного самоуправления определяется политикой государства по отношению к нему, а так же системой взаимоотношений между государственными органами власти и органами власти местного самоуправления.
Главной задачей регулирования является определение предметов ведения и полномочий местного самоуправления. Эффективность деятельности местного самоуправления зависит от того решение каких вопросов возложит государство на местное самоуправление, а так же какими полномочиями их наделит.
Предмет ведения – это круг вопросов которые определяются Конституцией РФ, федеральными законами, законами субъектов Федерации, уставами муниципальных образований. Они обусловлены реализацией местного самоуправления, его задачами и целями, местом и ролью исполнения власти народа, решение по которым принимается непосредственно и (либо) посредством выборных и иных органов местного самоуправления самостоятельно.
Предмет ведения МСУ это необходимый элемент правового статуса муниципального образования. Они устанавливается нормами муниципального права, определяют области жизнедеятельности населения муниципального образования, на которые распространяются его юрисдикция.
В Республике Бурятия образован и действует Совет представительных органов местного самоуправления при законодательном органе Республики Бурятия - Народном Хурале. В соответствии с положением о Совете - Совет является консультативно-совещательным органом, образованным с целью развития местного самоуправления, повышения роли представительных органов местного самоуправления и улучшения нормотворческой деятельности. Заседания Совета, как правило, проводятся 2 раза в год. Кроме того, имеется практика проведения Съездов представительных органов Республики Бурятия с участием депутатов всех уровней, в том числе депутатов от республики в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.
Данные формы сотрудничества, бесспорно, нужны для обобщения и распространения опыта работы представительных органов местного самоуправления, для выражения общей позиции в республиканском парламенте. Но при этом, надо отметить, что в деятельности муниципалитетов поселенческого, районного, городского уровней имеются существенные отличия. Поэтому в деятельности Совета в перспективе можно выделить три секции, направленные на представление интересов отдельно сельских поселений, отдельно муниципальных районов, и отдельно городских округов.
Наиболее актуальной формой взаимодействия является участие в законотворчестве. Правом внесения законодательных инициатив в республиканский парламент от органов местного самоуправления обладают представительные органы муниципальных образований. Улан-Удэнский городской Совет депутатов, проводя активную работу в плане внесения законодательных инициатив, не может похвастаться тем, что большинство внесенных им законопроектов приобрело статус закона. Для подготовки пакета документов для внесения законопроекта необходимо знать многие юридические тонкости. К тому же сам факт внесения законодательной инициативы не означает автоматическое принятие закона. В основном, законодательные инициативы Улан-Удэнского городского Совета депутатов связаны с наиболее проблемными вопросами, с которыми город Улан-Удэ сталкивается на практике.
В качестве примера можно привести следующие законодательные инициативы Улан-Удэнского городского Совета депутатов за последние 3 года:
1. О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Бурятия "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Бурятия отдельными государственными полномочиями по регулированию тарифов на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта)".
2. "О внесении изменений в Закон Республики Бурятия "Об охране зеленых насаждений в населенных пунктах Республики Бурятия".
3. "О внесении изменений в Закон Республики Бурятия "Об административных правонарушениях".
4. "О внесении изменений в Закон Республики Бурятия "Об установлении порядка признания малоимущими граждан, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма".
5. "О внесении изменений в Закон Республики Бурятия "О статусе столицы Республики Бурятия".
2.3 Делегирование полномочий органам местного самоуправления.
Принципы делегирования полномочий органам местного самоуправления органами государственной власти четко отражены в Федеральном законе № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" целесообразно утверждать то, что в силу идентичности передаваемых полномочий данный вопрос находится в ведении федерального законодателя. Данные принципы систематизированы следующим образом:
1. Принципы, гарантирующие законность делегирования: производится исключительно в форме закона; органы государственной власти вправе предоставлять только полномочия, принадлежащие им; не должны нарушаться или ограничиваться права и гарантии местного самоуправления, а также права и законные интересы других муниципальных образований; обязательность их исполнения; гласность; соблюдение прав и законных интересов граждан.
2. Принципы, устанавливающие ограниченный характер делегирования, заключаются в предоставление преимущественно исполнительно-распорядительных полномочий и невозможности делегирования полномочий органов государственной власти, если они составляют их исключительную компетенцию.
3. Принципы, обеспечивающие первостепенность осуществления вопросов местного значения: приоритетность интересов населения, дополнительность осуществляемых государственных полномочий; свободная адаптация государственных полномочий и постепенность их передачи.
4. Принципы, регулирующие отношения между органами МСУ и органами государственной власти
В рамках делегируемых полномочий ГО г.Улан-Удэ исполняет следующие программы на муниципальном уровне:
МП "Развитие культуры г.Улан-Удэ на 2014-2016 годы и на период до 2020 года"
МП "Развитие образования г. Улан-Удэ на 2014-2016 годы и на период до 2020 года"
МП "Развитие физической культуры и спорта г. Улан-Удэ на 2014-2016 годы и на период до 2020 года"
МП "Реализация социальной и молодежной политики в г. Улан-Удэ на 2014-2016 годы и на период до 2020 года"
МП "Обеспечение качественным жильем и инфраструктурой в г. Улан-Удэ в 2014-2016 годах и на период до 2020 года"
МП "Обеспечение качественной и комфортной среды проживания населения города Улан-Удэ на 2014-2016 годы и на период до 2020 года"
МП "Развитие транспортной системы г. Улан-Удэ на 2014-2016 годы и на период до 2020 года"
МП "Безопасный город на 2014-2016 годы и на период до 2020 года"
МП "Экономическое и инновационное развитие на 2014-2016 годы и на период до 2020 года"
МП "Повышение эффективности управления на 2014-2016 годы и на период до 2020 года"
МП "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности г. Улан-Удэ на 2015 - 2017 годы и на период до 2020 года"
Входе выполнения данных программ были получены следующие результаты: Удельный вес населения, посещающие платные культурно-досуговые мероприятия, проводимые муниципальными учреждениями культуры, к общему количеству населения увеличивается с каждым годом и по подсчетам составит 111% к 2020 году, а так же доля детей в г. Улан-Удэ, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях, в общем количестве детей составит 8% к 2020 году. А объем платных услуг муниципальных учреждений культуры составит 31 млн. руб. к 2020 году; В сфере образования наблюдается тенденция повышения доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационной экономики, а так же потребностям местного сообщества и каждого жителя города. Стоит отметить повышение качества дошкольного образования и его доступности, в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, Закона РФ «Об образовании»; Благодаря выполнению МП «Развитие физической культуры и спорта г. Улан-Удэ на 2014-2016 годы и на период до 2020 года» наблюдается увеличение доли жителей занимающихся физической культурой и спортом на данный момент составляет 31% от общей численности населения г.Улан-Удэ. Объем бюджетных асигноваций из федерального и республиканского бюджета с каждым годом увеличивается; с 2014 года увеличивается количество улиц обеспеченных освещением, увеличено количество благоустроенных участков ,уменьшение количества жалоб населения до 45ед. ежегодно, уровень удовлетворенности населения жилижно-комунальными услугами равен 80,5%;Увеличение средней заработной платы МУП «Управление трамвая» - до 27 958 руб., МУП «Городские маршруты» - до 34 990 руб. в период с 2014 по 2016 годы снизилось количество ДТП по вине водителей пассажирского транспорта в общем количестве ДТП составляет – до 1,20% так же не маловажным результатом является снижение износа подвижного состава парка трамвайных пассажирских вагонов – до 36%, автобусов – до 52%; Улучшение состояния противопожарной защиты города, повышение уровня духовно-нравственного и патриотического воспитания граждан. Повышение уровня эффективности работ Улан-Удэнской поисково-спасательной службы по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения и территории г. Улан-Удэ и защиты от чрезвычайных ситуаций природного характера.
Согласно ст.7 Закона Республики Бурятия от 07 декабря 2004 года №896-III «Об организации местного самоуправления в Республике Бурятия» полномочия местного самоуправления городского округа г.Улан-Удэ устанавливаются федеральными законами или законом Республики Бурятия по вопросам не отнесенным Уставом муниципального образования к вопросам местного значения и являются отдельными государственными полномочиями ,передаваемые для осуществления органам МСУ. Особенное место занимает финансовое и материальное обеспечение переданных отдельных государственных полномочий, которые осуществляются только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из республиканского и федерального бюджета.
Местный бюджет - это особый юридический документ, в котором закрепляются все планируемые на очередной финансовый год денежные доходы и расходы муниципального образования. Он имеет установленную законом структуру. Составление, рассмотрение, утверждение и исполнение, а также контроль за исполнением местного бюджета осуществляются с соблюдением особой процедуры. Из выше сказанного следует то, что местный бюджет для большинства российских муниципальных образований является основным финансовым планом (финансово-плановый документ) муниципального образования, утверждаемый представительным органом местного самоуправления в форме решения и представляющий собой роспись доходов, и расходов и элементов несбалансированности основного централизованного фонда денежных средств, мобилизованного и используемого на общие нужды местного значения.
Проведя анализ взаимодействия местного самоуправления и государственной власти на примере ГО г.Улан-Удэ можно сказать, что в городе Улан-Удэ вертикальная форма взаимодействия ,так называемое «встраивание местного самоуправления во властную вертикаль» но данное построение влечет нарушению Конституции Российской Федерации и международных принципов которые прописаны в Европейской хартии местного самоуправления. Данное строение вызывает проблемы, которые характеры муниципальному образованию. Следовательно, взаимодействие органов государственного власти и органов МСУ должно строиться по горизонтальной форме: государственная власть – муниципалитет.