Тема 1. Теоретические основы бухгалтерского учета и анализа

1. Классификация хозяйственных средств по составу и размещению

Для осуществления хозяйственной деятельности каж­дая организация должна располагать определенными средствами. Размер средств, характер использования за­висят от вида, объема деятельности организации.

Хозяйственные средства любой организации бухгал­терия рассматривает с двух точек зрения: с одной сто­роны, надо знать, из каких видов эти средства состо­ят, в какой сфере размещены (производство, торговля и т. д.), с другой — надо знать, за счет каких источни­ков это имущество приобреталось или формировалось. Например, чтобы начать предпринимательскую дея­тельность, необходим капитал, собственный или за­емный.

Хозяйственные средства организации — товарно-ма­териальные ценности и денежные средства, принад­лежащие организации. Они являются акти­вом организации и классифицируются по составу: вне­оборотные и оборотные средства.

Внеоборотные активы подразделяются на:

1. Основные средства — это предметы, срок службы которых составляет более 1 года. Они используются в хозяйственной деятельности длительное время, не изме­няя своей формы и изнашиваясь постепенно, что и по­зволяет включать их стоимость в затраты на производ­ство (расходы на продажу) продукции частями по мере износа, через амортизационные отчисления. К основным средствам относятся:

— здания,

— сооружения,

— машины и оборудование,

— транспортные средства,

— инструменты,

— производственный инвентарь и принадлежности,

— вычислительная техника,

— прочие основные средства.

2. Нематериальные активы — это вид средств, не имеющих материально-вещественной (физической) струк­туры; используются в производстве продукции, при вы­полнении работ или оказании услуг или для управлен­ческих нужд организации; в течение длительного време­ни, т. е. срока полезного использования продолжитель­ностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев; если организацией не предполагается последующая перепродажа данно­го имущества; способны приносить организации эконо­мические выгоды (доход) в будущем, и т.д.

К нематериальным активам могут быть отнесены объекты интеллектуальной собственности (исключитель­ное право на результаты интеллектуальной деятельности):

— исключительное право автора или иного правообладателя на топологии интегральных микросхем;

— исключительное право патентообладателя на изоб­ретение, промышленный образец, полезную мо­дель;

— исключительное право владельца на товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхож­дения товаров;

— исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы данных и др.

В состав нематериальных активов включаются также деловая репутация организации и организационные рас­ходы (расходы, связанные с образованием юридического лица, признанные в соответствии с учредительными до­кументами частью вклада участников (учредителей) в уставный (складочный) капитал организации).

В состав нематериальных активов не включаются ин­теллектуальные и деловые качества персонала организа­ции, их квалификация и способность к труду, поскольку они неотделимы от своих носителей и не могут быть ис­пользованы без них.

3. Оборудование к установке — это технологическое, энергетическое и производственное оборудование, требу­ющее монтажа и предназначенное для установки в стро­ящихся объектах. К оборудованию, требующему монта­жа, также относится:

— оборудование, вводимое в действие только после сборки его частей;

— комплект запасных частей;

— измерительная аппаратура и др.

4. Вложения во внеоборотные активы — затраты орга­низации на объекты, которые впоследствии будут при­няты к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, земельных участков и объектов природопользования, нематериальных активов, а также затрат организации по формированию основного стада продуктивного и рабоче­го скота. К вложениям во внеоборотные активы относят­ся затраты на:

— приобретение земельных участков,

— приобретение объектов природопользования,

— строительство объектов основных средств,

— приобретение отдельных объектов основных средств,

— приобретение нематериальных активов,

— перевод молодняка животных в основное стадо,

— приобретение взрослых животных и др.

Оборотные средства

Участвуют только в одном кругообороте капитала и полностью переносят свою стоимость на вновь создан­ный продукт. Основное отличие их состоит в том, что в короткий срок они могут быть обращены в деньги. К ним относятся:

1. Производственные запасы:

— материалы (сырье, материалы, топливо, запасные части, инвентарь, тара и др.);

— животные на выращивание и откорм (молодняк животных, взрослые животные, птицы; кролики, семьи пчел и др.);

— резервы под снижение стоимости материальных ценностей;

— заготовление и приобретение материальных ценно­стей;

— отклонение в стоимости материальных ценностей;

— налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям.

2. Затраты, на производство — расходы по обычным видам деятельности организации (кроме расходов на про­дажу):

— основное производство — затраты производства, продукция которого явилась целью создания дан­ной организации;

— полуфабрикаты собственного производства;

— вспомогательные производства — затраты произ­водств, которые являются вспомогательными (под­собными) для основного производства организации;

— общепроизводственные расходы — расходы по об­служиванию основных и вспомогательных произ­водств организации;

— общехозяйственные расходы — расходы для нужд управления, непосредственно не связанных с про­изводственным процессом;

— брак в производстве;

— обслуживающие производства и хозяйства — за­траты, связанные с выпуском продукции, выпол­нением работ и оказанием услуг обслуживающими производствами и хозяйствами организации.

3. Готовая продукция и товары:

— выпуск продукции (работ, услуг);

— товары — товарно-материальные ценности, приоб­ретенные в качестве товаров для продажи;

— торговая наценка;

— готовая продукция;

—расходы на продажу, связанные с продажей про­дукции, товаров, работ и услуг;

— товары отгруженные — отгруженная продукция, выручка от продажи которой определенное время не может быть признана в бухгалтерском учете, а также готовые изделия, переданные другим орга­низациям для продажи на комиссионных началах;

— выполненные этапы по незавершенным работам.

4.Денежные средства — денежная наличность в рос­сийской и иностранных валютах, находящаяся в кассе, на расчетных, валютных и других счетах, открытых в кре­дитных организациях на территории страны и за ее пре­делами, а также ценные бумаги, платежные и денежные документы:

— касса;

— расчетные счета — денежные средства в валюте РФ на расчетных счетах организации, открытых в кре­дитных организациях;

— валютные счета — денежные средства в иностран­ной валюте на валютных счетах организации, от­крытых в кредитных организациях на территории Российской Федерации и за ее пределами;

— специальные счета в банках — денежные средства в валюте РФ и иностранных валютах, находящиеся на территории Российской Федерации и за ее пре­делами в аккредитивах, чековых книжках, иных платежных документах, на текущих, особых и иных специальных счетах;

— переводы в пути — денежные суммы, внесенные в кассы кредитных организаций, кассы почтовых от­делений для зачисления на расчетный или иной счет организации, но еще не зачисленные по назначе­нию;

— финансовые вложения — инвестиции организации в государственные ценные бумаги, акции, облига­ции, а также предоставленные другим организаци­ям займы;

— резервы под обесценение вложений в ценные бу­маги.

5. Расчеты:

— расчеты с покупателями и заказчиками;

— расчеты с подотчетными лицами (расчеты с работ­никами по суммам, выданным им под отчет на ад­министративно-хозяйственные и операционные рас­ходы);

— расчеты с разными дебиторами.

Дебиторская задолженность — это задолженность различных организаций или отдельных лиц данной орга­низации.

Дебиторами называются организации или отдельные лица, которые используют средства данной организации.

2. Классификация хозяйственных средств по источникам образования и целевому назначению

По источникам образования и целевому назначению хозяйственные средства организации подразделяются на две группы:

I. Собственные средства:

1. Уставный капитал образуется при формировании организации за счет вкладов учредителей (участников) организации.

2. Собственные акции (доли) — акции, выкупленные акционерным обществом у акционеров для последующей перепродажи или аннулирования. Некоторые хозяйствен­ные общества и товарищества используют этот счет для учета доли участника, приобретенной самим обществом или товариществом для передачи другим участникам или третьим лицам.

3. Резервный капитал создается за счет отчислений от нераспределенной прибыли и предназначен для по­крытия убытков организации за отчетный год; погаше­ния облигаций акционерного общества.

4. Добавочный капитал образуется за счет прироста стоимости внеоборотных активов, выявляемых по резуль­татам их переоценки; суммы, разницы между продаж­ной и номинальной стоимостью акций, вырученной в процессе формирования уставного капитала акционерно­го общества.

5. Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)

6. Целевое финансирование — средства, предназначен­ные для осуществления мероприятий целевого назначе­ния; средства, поступившие от других организаций и лиц, бюджетные средства и др.

7. Прибыли и убытки — конечный финансовый ре­зультат деятельности организации в отчетном году, ко­торый слагается из финансового результата от обычных видов деятельности, прочих доходов и расходов, вклю­чая чрезвычайные.

II. Привлеченные (заемные) средства:

1. Расчеты по краткосрочным кредитам и займам — суммы краткосрочных (на срок не более 12 месяцев) кре­дитов и займов, полученных организацией.

2. Расчеты по долгосрочным кредитам и займам — суммы долгосрочных (на срок более 12 месяцев) креди­тов и займов, полученных организацией.

3. Кредиторская задолженность — это задолженность данной организации другим организациям или отдель­ным лицам. Кредиторами называются организации и лица, которым должна данная организация.

Кредиторская задолженность возникает, в частности, если материалы и товары поступают в организацию рань­ше, чем она произвела платеж за них, т. е. поступление товарно-материальных ценностей предшествует его оп­лате.

К обязательствам относят:

— задолженность бюджету по налогам и сборам;

— задолженность коллективу по оплате труда;

— задолженность социальному страхованию и обес­печению.

Задолженность бюджету и социальному страхованию и обеспечению может иметь место, так как начисление налогов и отчислений предшествует погашению данной задолженности. Задолженность по оплате труда возни­кает в связи с тем, что выполнение работы предшествует расчетам за нее.

3. Понятие о бухгалтерском балансе, его строении и содержании

Средства организации участвуют в производстве не­прерывно. Для руководства организацией нужно знать, какими средствами она располагает, из каких источни­ков они получены, для какой цели предназначены. На эти вопросы дает ответ бухгалтерский баланс.

Термин баланс происходит от лат. bis — «дважды» и lanx — «чашка весов», т.е. bilanx буквально означает «дву-чашие» как символ равновесия.

Схематично бухгалтерский баланс представляет со­бой таблицу, составленную из двух частей: левая — ак­тив — отражает состав, размещение и использование средств организации, а правая — пассив — показывает те же средства, но по источникам их формирования и целевому назначению. Итог актива равен итогу пассива баланса. Величина этих итогов называется валютой ба­ланса.

Бухгалтерский баланс — это способ экономической группировки имущества хозяйства по его составу, раз­мещению и источникам его формирования на определен­ную дату в денежной оценке. Следовательно, в бухгал­терском балансе имущество организации рассматривает­ся с двух позиций: по составу и размещению и по источ­никам образования.

Баланс составляется на определенную дату, как пра­вило, на начало квартала, что обусловлено требования­ми, предъявляемыми к отчетности, и показывает состоя­ние средств и их источников на данный момент. Они постоянно изменяются, находятся в движении, которое отражается на счетах с помощью двойной записи.

Балансовое обобщение характеризуется двойственным характером отражения объектов и синтетическим обоб­щением информации. Двойственный характер его заклю­чается в том, что объекты отражаются в балансе дважды и рассматриваются с двух точек зрения, в зависимости от вида баланса. Два аспекта балансового обобщения оз­начают, что две совокупности показателей баланса долж­ны быть равны. Балансовое обобщение предполагает син­тетический, обобщенный характер информации, позво­ляющий свести частные показатели, отдельные инфор­мационные взаимосвязи в едином измерителе в целост­ную систему обобщенных данных.

Все имущество (средства) в активе баланса и источ­ники его образования в пассиве баланса представлены в сгруппированном виде. Основным элементом бухгалтерского баланса является статья, которая соответствует виду (наименованию) имущества, обязательств, источнику формирования имущества. Статьей бухгалтерского ба­ланса называется показатель (строка) актива и пассива баланса, характеризующий отдельные виды имущества, источников его формирования, обязательств организации. Балансовые статьи объединяются в группы, группы — в разделы, исходя из их экономического содержания.

Если статьи актива показывают, как размещено иму­щество организации (во что конкретно оно вложено), то статьи пассива баланса дают сведения о том, какая часть имущества сформирована за счет собственных источни­ков, а какая — за счет заемных (привлеченных) источни­ков организации.

Под структурой баланса понимают удельный вес от­дельных хозяйственных средств по их видам, источни­кам образования и валюты баланса. По структуре актива баланса можно проанализировать удельный вес тех или иных активов организации в общей сумме всех средств, которыми она располагает на дату составления баланса. Например, валюта баланса 2 000 000 руб., основные сред­ства 300 000 руб., следовательно, вложения в основные средства организации равны 15%. Структура пассива ба­ланса отражает в процентах соотношение отдельных ис­точников в формировании имущества организации. На­пример, уставный капитал 1 200 000 руб., валюта балан­са 2 000 000, следовательно, собственный источник — ус­тавный капитал — составляет 60%. Структура балансов организаций разных организационно-правовых форм и видов деятельности различна, что обусловлено производ­ственной деятельностью, размером организации и т. д.

Баланс имеет большое значение для руководства орга­низации. Он отражает состояние средств в обобщенной их совокупности на тот или иной момент времени, рас­крывает структуру средств и их источников в разрезе ви­дов и групп, удельный вес каждой группы, взаимосвязь и взаимозависимость между собой.

Данные баланса служат для выявления важнейших показателей, характеризующих деятельность организации и ее финансовое положение. По данным баланса опре­деляется обеспеченность средствами, правильность их использования, соблюдение финансовой дисциплины, рен­табельность и др., а также выявляются недостатки в рабо­те и финансовом положении и их причины. С помощью баланса можно разработать мероприятия по их устранению.

Данные бухгалтерского баланса позволяют контроли­ровать правильность использования средств целевого назначения. Особое значение баланс приобретает в деле контроля и изучения хозяйственной деятельности и фи­нансового положения организации. При анализе баланса раскрываются новые внутренние взаимосвязи между все­ми элементами хозяйственной деятельности организации.

Благодаря сжатой и компактной форме баланс явля­ется весьма удобным документом. Он дает законченное и цельное представление не только об имущественном положении организации, но и о тех изменениях, кото­рые произошли за тот или иной период. Последнее до­стигается сравнением балансов за ряд отчетных перио­дов. Бухгалтерский баланс, как и всю бухгалтерскую от­четность, составляют на основе проверенных бухгалтер­ских записей, подтвержденных оправдательными доку­ментами. Это гарантирует достоверность, точность, юри­дическую обоснованность каждой суммы, указанной в бухгалтерском балансе и бухгалтерской отчетности.

Рассмотрим примерную схему бухгалтерского балан­са организации.

Данные для составления баланса, тыс. руб.

Основные средства ..................................………………………... 250 000

Нематериальные активы ………………...........................................80000

Уставный капитал ......................................………………………. 300000

Добавочный капитал ......................................……………………… 5 500

Материалы .............................. …………………….10 000

Резервный капитал ........................................……………………….. 6000

Товары ......................................................………………………….. 18000

Нераспределенная прибыль ...........................…………………….. 40 000

Расчетные счета……………………………………………………...12000

Расчеты с поставщиками и подрядчиками……………………..……8000

Расчеты по налогам и сборам ...............……………………………...1500

Расчеты с персоналом по оплате труда ...………………………….10000

Касса ...............................................…………………………………...1000

Баланс, тыс. руб.

Актив Сумма Пассив Сумма
Внеоборотные ак тивы Источники собственных сред ств
Основные средства Нематериальные активы 250000 80000 Уставный капитал Добавочный капитал 300000 5500
Итого Резервный капитал
Оборотные акт ивы Нераспределенная прибыль
Производственные запасы Итого 351 500
Товары Источники заемных сре ДСТВ
               
Касса Расчетные счета 1000 12000 Расчеты с поставщиками и подрядчиками Расчеты с персоналом по оплате труда 8000 10000
Итого Расчеты по налогам и сборам
        Итого
Баланс Баланс

4.Типы изменений баланса под влиянием хозяйственных операций

Все изменения, происходящие с составом хозяйствен­ных средств, источниками их образования, расчетами в результате хозяйственной деятельности организации, на­зываются хозяйственными операциями. Ежедневно в организациях совершается множество хозяйственных операций, которые оказывают постоянное влияние на валюту баланса, что ведет к изменению как величины статей актива, так и статей пассива баланса, или тех и других одновременно.

При всем своем многообразии перечень изменений, происходящих под влиянием хозяйственных операций, сводится к четырем типам изменений относительно ва­люты баланса.

Первый тип хозяйственных операций.

Операции этого типа вызывают изменения двух ста­тей актива баланса; одна увеличивается, а другая — уменьшается на одну и ту же сумму. Валюта баланса остается неизменной, равенство сохраняется. К этому типу мож­но отнести такие операции, как поступления денежных средств из кассы на расчетный счет или от дебиторов, выдача денег из кассы подотчетным лицам, возврат не­израсходованных сумм подотчетным лицом в кассу, от­пуск материалов со склада в производство, поступление готовой продукции с производства на склад, отгрузка готовой продукции со склада покупателям и др.

Таким образом, операции первого типа вызывают изменения только в активе баланса, валюта баланса не меняется.

Первый тип балансовых изменений можно предста­вить в виде уравнения А + Х - Х = П, где А — актив;

П — пассив;

Х — изменение средств под влиянием хозяйственных операций.

Пример. Согласно расходному кассовому ордеру выдано под отчет на командировочные расходы 2000 руб. Следовательно, в балансе по статье «Касса» сумма уменьшится, а по статье «Расчеты с подотчетными лицами» — увеличится.

Соответственно эта хозяйственная операция найдет следу­ющее отражение на счетах. По счету «Касса» сумма уменьшит­ся, значит, кредитуется счет «Касса», а счет «Расчеты с подот­четными лицами» (увеличивается задолженность) дебетуется. Корреспонденция счетов будет иметь следующий вид:

Дебет «Расчеты с подотчетными лицами» — 2000 руб., Кредит «Касса» — 2000 руб.

Второй тип хозяйственных операций.

Операции этого типа вызывают изменения двух ста­тей пассива баланса: одна статья увеличивается, а другая уменьшается на одну и ту же сумму. Валюта баланса ос­тается неизменной, равенство сохраняется.

Ко второму типу относятся операции по пополнению уставного или резервного капитала за счет нераспределенной прибыли, погашению задолженности перед бюджетом, поставщиками за счет полученных кредитов и др.

Таким образом, хозяйственные операции второго типа ведут к изменениям только в пассиве баланса. Валюта баланса не меняется.

Второй тип балансовых изменений можно записать в виде уравнения А = П + Х - X.

Пример. На основании выписки банка с расчетного счета полученный кредит направлен на погашение задолженности поставщикам в сумме 140 000 руб. В балансе по статье «Расче­ты по краткосрочным кредитам и займам» сумма увеличивает­ся, а по статье «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» уменьшается. Соответственно счет «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» увеличивается — кредитуется, а счет «Рас­четы с поставщиками и подрядчиками» — уменьшается — де­бетуется. Корреспонденция счетов будет иметь следующий вид:

Дебет «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» —

140000руб.,

Кредит «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» — 140 000 руб.

Третий тип хозяйственных операций.

Они вызывают увеличение статей и в активе, и в пас­сиве баланса на одну и ту же сумму. Итоги актива балан­са и пассива баланса возрастают на одну и ту же сумму, поэтому равенство между активом и пассивом баланса сохраняется. Происходит увеличение хозяйственных средств и источников их образования на одну и ту же сумму. К этому типу можно отнести хозяйственные опе­рации, связанные с поступлением основных средств, ма­териалов от поставщиков и др.

Операции третьего типа приводят к увеличению на одну и ту же сумму одной статьи в активе баланса, а другой статьи — в его пассиве. Валюта баланса увеличи­вается на эту же сумму, равенство сохраняется.

Этот тип балансовых изменений можно отразить урав­нением А + Х = П + X.

Пример. На основании акцептованных (принятых к оплате) платежных документов поставщиков и приходных ордеров со склада оприходованы материалы на сумму 8000 руб. Статьи актива баланса «Материалы» и пассива баланса «Расчеты с по­ставщиками и подрядчиками» — увеличатся. Итог баланса так­же увеличится на эту сумму. Соответственно корреспонденция счетов (проводка) будет иметь следующий вид:

Дебет «Материалы» — 8000 руб.,

Кредит «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — 8000 руб.

Четвертый тип хозяйственных операций.

Операции этого типа вызывают уменьшение статей и в активе и в пассиве баланса на одну и ту же сумму. Ито­ги актива и пассива баланса уменьшаются на эту же сум­му, но равенство при этом сохраняется.

К четвертому типу относятся операции, связанные с погашением с расчетного счета кредиторской задолжен­ности, оплатой поставщику за поступившие от него то­вары с расчетного счета, выплатой заработной платы ра­бочим и служащим из кассы, и др.

Таким образом, операции этого типа приводят к уменьшению статей актива и пассива баланса на одну и ту же сумму. Валюта баланса уменьшается на эту же сум­му, равенство сохраняется.

Этот тип балансовых изменений можно отразить урав­нением А - Х = П - X.

Пример. На основании платежных ведомостей и расходно­го кассового ордера выдана заработная плата работникам в сум­ме 20 000 руб. Статья актива баланса «Касса» и статья пассива баланса «Расчеты с персоналом по оплате труда» уменьшается. Итог баланса также уменьшится на сумму хозяйственной опе­рации. Корреспонденция счетов (проводка) будет иметь следу­ющий вид:

Дебет «Расчеты с персоналом по оплате труда» — 20000руб.,

Кредит «Касса» — 20 000 руб.

5. СЧЕТА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА. ИХ СТРОЕНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ

Бухгалтерский баланс отражает состояние хозяйственных средств и их источников в денежном выражении на оп­ределенную дату.

Однако такой информации для повседневного руководства предп­риятием недостаточно. Возникает необходимость иметь ежедневно данные о наличии материальных запасов, положение о ходе процессов производства, о состоянии расчетов и др.

Регистрируя каждую хозяйственную операцию, бухгалтерский учет обеспечивает текущее, непрерывное наблюдение за хозяйствен­ными процессами. Это наблюдение осуществляется при помощи доку­ментации и системы счетов. Бухгал­терские счета являются одним из элементов метода бухгалтерского учета. Схематически бухгалтерские счета могут быть представлены в виде двухсторонней таблицы. Левая сторона счета - дебет (от латинского слова debet - он должен) и правая кредит (от латинского слова credit - он верит). Вверху счета указывается его наименование. Например, счет "Касса", счет "Основные средства".

Система счетов бухгалтерского учетапредставляет собой спо­соб экономической группировки, текущего отражения и оперативного контроля за средствами хозяйства (активами), их источниками, (пас­сивами) и экономическими процессами, происходящими на предприятии.

На каждом счете отражается первоначальное состояние средств или их источников, что носит названиеначальное сальдо. Слово "сальдо" латинского происхождения, в переводе на русский язык оз­начает "расчет".

На бухгалтерских счетах отражается увеличение или уменьшение средств, причем увеличение средств всегда записывается на той стороне счета, где записано начальное сальдо, уменьшение - на противоположной стороне счета.

Итоги записей операций по дебету и кредиту счета носят наз­ваниеоборота счета. Разность между суммами по дебету и кредиту счета называется остатком или сальдо. Оно может быть дебетовое и кредитовое, начальное и конечное.

Таким образом, на счетах бухгалтерского учета отражается прежде всего первоначальное состояние хозяйственных средств и ис­точников в виде записи начального сальдо. Далее отражается движе­ние средств или их источников в виде записей о хозяйственных опе­рациях. указывающих увеличение или уменьшение на счетах и выража­ющихся в виде оборота по счету.

Выведенноеконечное сальдо означает остаток средств или их источников.

В дальнейшем все это будет представлено в виде следующих символов: S" - начальное сальдо;Д.0. - дебетовый оборот:к.0. -кредитовый оборот: S" - конечное сальдо; Д-т - дебет счета; К-т -кредит счета.

6. Активные и пассивные счета

Между бухгалтерским балансом и бухгалтерскими счетами су­ществует взаимосвязь. Счета, которые отражают состояние и разме­щение средств предприятия (активов), называются счетами активными. Счета, которые отражают источники (формирования (пассивы) средств, называютсяпассивными.

В зависимости от того, что отражается на счете состав средств или их источники, счета делятся на активные и пассивные.

В отдельную группу выделяются активно-пассивные счета, на которых отражаются состав средств и источники их образования. В зависимости от этого существуют различные правила записей и подс­чета сальдо на счетах.

Порядок (алгоритм) записи на активных счетах:

1) начальное сальдо в активном счете записывается по дебету;

2) операции, вызывающие увеличение, записываются по дебету:

3) операции, вызывающие уменьшение, записываются по кредиту;

4) конечное сальдо всегда дебетовое.

Схема записи на активном счете Дебет Кредит

1. S/- начальное сальдо

2. Операции, вызы- 3. Операции, вызы-

вающие увеличение вающие уменьшение

4. S//- конечное сальдо

Конечное сальдо в активном счете выводится по формуле:

S// = S/ + Д.О. – К.О.

Порядок записи на пассивном счете:

1) начальное сальдо в пассивном счете записывается по кредиту;

2) операции, вызывающие увеличение, записываются по кредиту;

3) операции, вызывающие уменьшение, записываются по дебету

4) конечное сальдо всегда кредитовое.

Схема записи на пассивном счете

1. S' - начальное сальдо

3. Операции, вы­зывающие

уме­ньшение (-) 2. Операции, вы­зывающие уве­лич.

(+)

4.S" - конечное сальдо

Конечное сальдо в пассивном счете выводится по формуле:

S" = S' + К. 0. - Д.0.

Активно-пассивные счета бывают двух видов:

1. Активно-пассивные счета, по которым выводится одно саль­до: или по дебету или по кредиту. Такое сальдо называется свер­нутым. Примером может служить счет "Прибыли и убытки". Остаток по дебету счета означает сумму убытка, остаток по кредиту счета - сумму прибыли. Оборот по кредиту означает сумму полученной при­были, оборот по дебету - сумму полученного убытка.

2. Активно-пассивные счета по которым выводится два сальдо

и по дебету и по кредиту.

Если на счете два сальдо, то это сальдо называется разверну­тым.

Примером счета, где имеются два сальдо, является счет "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами". Остаток по дебету означает дебиторскую задолженность, остаток по кредиту означает кредиторскую задолженность. Оборот по дебету счета отражает уве­личение дебиторской задолженности и уменьшение кредиторской за-

долженности. Оборот по кредиту счета отражает увеличение креди­торской задолженности и уменьшение дебиторской задолженности.

Счет Расчеты с разными дебиторами и кредиторами

Дебет Кредит

S' - дебиторс­кая задол­женность S' - кредитор­ская задол­женность
Д. 0. - увеличе­ние дебиторс­кой задолжен­ности и умень­шение креди­торской К. 0. - увеличе­ние кредиторс­кой задолжен­ности и умень­шение дебитор­ской
S"- дебиторс­кая задолжен­ность S"- кредиторс­кая задолжен­ность

В отдельную группу выделяются счета для учета хозяйственных процессов. Это так называемые операционные счета. Они выделяются для учетов процессов снабжения, производства, реализации. Записи на них производятся особым порядком. По ряду счетов сальдо не вы­водится. так как счета закрываются.

Схема операционного счета

Дебет Счет Основное производство Кредит

S'- незавершенное производство

на начало пе­риода

Д. 0. - затраты на производство К.О.- выход продук­ции по с-сти

S" - незавершенное производство

на конец пе­риода

7. Двойная запись хозяйственных операций на счетах

и корреспонденция счетов

Хозяйственные операции отражаются на счетах бух­галтерского учета по правилу двойной записи.

Двойной записью называется взаимосвязанное отра­жение изменений объектов бухгалтерского учета в дебе­те и кредите счетов в одной и той же сумме.

Двойная запись имеет контрольное значение. Сумма дебетовых оборотов по всем синтетическим счетам за отчетный месяц должна быть равна сумме кредитовых оборотов. Отсутствие равенства свидетельствует об ошиб­ке, допущенной при отражении операций на синтетичес­ких счетах. Операции записываются на счетах по данным первичных документов и со ссылкой на них.

Существуют правила определения корреспонденции бухгалтерских счетов:

1. определяют два взаимодействующих счета;

2. Уясняют, какие это счета по отношению к балансу (активные или пассивные)

3. Выясняют, какие произошли изменения в результате данной хозяйственной операции, и составляют корреспонденцию счетов.

Чтобы отразить каждую операцию на счетах бухгал­терского учета, надо сделать записи в двух счетах, на­пример

1. Получили материалы на 40 000 руб. от поставщика по акцептованному, но еще не оплаченному сче­ту — платежному требованию-поручению. Это оз­начает, что увеличился запас материалов, с одной стороны, и увеличилась задолженность поставщи­ку, с другой, на 40 000 руб.

2. Оплатили с расчетного счета платежное требование-поручение поставщика 40000 руб., что обусловли­вает уменьшение денежных средств на расчетном счете и уменьшение задолженности поставщикам на 40 000 руб.

Чтобы отразить эти две операции на счетах бухгал­терского учета, надо сделать записи в счетах. Запишем в счетах первую из вышеуказанных операций — получе­ние от поставщика материалов по акцептованному счету платежного требования-поручения на сумму 40 000 руб. Эта операция затрагивает два объекта учета и, следова­тельно, должна быть записана на двух счетах. «Материа­лы» и «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Пер­вый является счетом хозяйственных средств — актив­ным, следовательно, увеличение надо записать в дебет, второй — счетом источника средств, т е пассивным, зна­чит, увеличение надо записать по кредиту

По операции № 2 оплата платежного требования-по­ручения поставщика с расчетного счета должна быть записана на двух счетах: «Расчеты с поставщиками и под­рядчиками» и «Расчетные счета». Первый из этих счетов является счетом источника хозяйственных средств, т. е. пассивным, значит, уменьшение надо записать по дебе­ту; второй — счетом хозяйственных средств — актив­ным, следовательно, уменьшение надо записать по кре­диту.

В системе счетов это будет выглядеть так:

«Расчетный счет» «Расч. с пост. и подр.» «Материалы»

Дт Кт Дт Кт Дт Кт

1)40000 1)40000

2)40000 2) 40000

Операции отражены на счетах способом двойной за­писи, т.е. одновременной записи одной и той же суммы в дебете одного счета и кредите другого.

В бухгалтер­ском учете кроме двойной записи существует и одинар­ная запись (только по дебету или только по кредиту), от­ражающаяся на забалансовых счетах и учитывающаяся за балансом.

Например, организация-покупатель получила от по­ставщиков товарно-материальные ценности на 20000руб., по которым на законных основаниях отка­залась от оплаты.

Дт. 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение» — 20 000 руб.

При возврате поставщику;

Кт. 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение» — 20 000 руб.

Взаимосвязь, возникающая между счетами при отра­жении хозяйственной операции, называется корреспон­денцией счетов, а сами счета — корреспондирующими.

Бухгалтерская проводка — это запись, указывающая наименование дебетуемого и кредитуемого счетов и сум­му отраженной хозяйственной операции. Бухгалтерские проводки бывают простые и сложные.

Простая бухгалтерская проводка — это запись хо­зяйственной операции по дебету одного и кредиту друго­го счета. Сложная бухгалтерская проводка — это запись по дебету нескольких счетов и кредиту одного счета или по дебету одного счета и кредиту нескольких счетов. Од­нако суммы по дебету и кредиту должны быть равны.

8. Счета синтетического и аналитического учета, их назначение и взаимосвязь

Рассмотренные счета бухгалтерского учета, как пра­вило, соответствовали статьям баланса. На них отража­лись обобщенные данные о хозяйственных средствах, их источниках и процессах. Счета, на которых хозяйствен­ные средства, их источники и процессы отражаются в обобщенном виде, называются синтетическими (от греч. synthesis — соединение, сочетание) («Основные средства», «Материалы», «Уставный капитал» и т. д.). Учет, осуществляемый на синтетических счетах, на­зывается синтетическим. Он ведется только в денежном выражении.

Для оперативного руководства хозяйственной деятель­ностью, а также контроля за сохранностью собственнос­ти обобщающих данных, получаемых с помощью синте­тического учета, недостаточно. Например, кроме данных об общей сумме основных средств необходимо иметь сведения о конкретных видах основных средств (здания, оборудование, машины и т. п.).

Помимо данных об общей сумме задолженности пе­ред рабочими и служащими нужны данные о задолжен­ности перед каждым работником отдельно. Для получе­ния детальных, подробных данных об объектах бухгал­терского учета применяют аналитические счета. Счета, на которых отражаются детальные данные по каждому отдельному виду хозяйственных средств, их источников и процессов, называются аналитическими (от греч. analysis — «разложение, расчленение, разбор). Учет, осу­ществляемый на аналитических счетах, называется ана­литическим.

Аналитические счета открывают в дополнение к син­тетическим с целью их детализации и получения част­ных показателей по каждому виду хозяйственных средств, их источников и процессов отдельно. Между синтетичес­кими и аналитическими счетами существует прямая связь, которая проявляется в следующем. Остатки и обороты синтетического счета должны быть равны остаткам и оборотам всех аналитических счетов, открытых в допол­нение своего синтетического счета. Каждую хозяйствен­ную операцию, записанную по дебету или по кредиту синтетического счета, отражают в той же сумме соответ­ственно на дебете или кредите нескольких аналитичес­ких счетов, открытых в дополнение своего синтетичес­кого счета.

Не все синтетические счета требуют ведения анали­тического учета Счета, не требующие такого учета, на­зываются простыми («Торговая наценка», «Переводы в пути» и др ), счета, которые требуют аналитического уче­та, —сложными («Расчеты с подотчетными лицами», «Ос­новные средства» и др ).

Некоторые синтетические счета состоят из групп аналитических сче­тов. Первые группы счетов аналитического учета назы­ваются субсчетами. Субсчет — это промежуточное зве­но между синтетическими и аналитическими счетами. Каждый субсчет объединяет несколько аналитических счетов, но сами они в свою очередь объединяются одним синтетическим счетом. Иногда субсчета называют счета­ми второго порядка, в то время как синтетические счета называются счетами первого порядка

Связь между синтетическим счетом, его субсчетами и аналитическими счетами можно определить на приме­ре счета «Материалы». В дополнение к нему открывают субсчета -

1. «Сырье и материалы».

2 «Покупные полуфабрикаты и комплектующие из­делия, конструкции и детали».

3. «Топливо».

4 «Тара и тарные материалы».

5. «Запасные части».

6. «Прочие материалы».

7 «Материалы, переданные в переработку на сторо­ну»

8 «Строительные материалы»

9 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности»

В свою очередь в дополнение к каждому субсчету от­крывают аналитические счета на каждый конкретный вид материалов (дизельное топливо, бензин, керосин и т д ).

9. Оборотные ведомости по синтетическим счетам

Для удобства контроля за счетами и составления ба­ланса и отчетности в бухгалтерском учете применяются оборотные ведомости.

Оборотная ведомость является способом обобщения показателей счетов — она регистрирует обороты и остат­ки по всем хозяйственным средствам и их источникам. Существует два вида оборотных ведомостей: по синтети­ческим счетам и по аналитическим счетам.

Оборотная ведомость по синтетическим счетам со­ставляется на основании синтетических счетов за месяц.

Оборотная ведомость по синтетическим счетам

Наименование синтетических S/   Оборот S"
счетов Д-т К-Т Д-т К-Т Д-Т К-Т
Касса - - -
Расчетный счет -  
Ссуда банка - - -
Расчеты с постав- - _  
щиками и подряд-            
чиками            
Итого

Глав­ная особенность правильно составленной оборотной ве­домости — это три пары равных итогов :

1 Итог начальных остатков по дебету должен быть ра­вен итогу начальных остатков по кредиту (как актив баланса равен его пассиву).

2. Итог оборотов по дебету равен итогу оборотов по кре­диту — по принципу двойной записи операций на сче­тах бухгалтерского учета

3. Итог конечных остатков по дебету равен итогу конеч­ных остатков по кредиту как актива и пассива баланса.

Если такого равенства нет, значит допущены ошиб­ки, которые необходимо исправить.

10. Оборотные ведомости по аналитическим счетам

Внешне оборотная ведомость по аналитическим счетам напомина­ет оборотную ведомость по синтетическим счетам. В ней содержатся, как и в оборотной ведомости по синтетическим счетам, три группы показателей. Это начальное сальдо, обороты по дебету и кредиту и конечное сальдо. Отличие этих оборотных ведомостей заключается в том, что в них наряду с денежными измерителями применяются натуральные измерители.

Основное различие заключается в том, что в оборотной ведо­мости по аналитическим счетам обеспечивается другое равенство по сравнению с оборотной ведомостью по синтетическим счетам.

Итоговые показатели по аналитической оборотной ведомости должны соответствовать итогам синтетического счета, к которому относятся аналитические счета.

В оборотной ведомости по аналитическим счетам должны быть четыре равенства:

1) итоговая сумма начального сальдо аналитических счетов должна быть равна начальному сальдо синтетического счета;

2) итоговая сумма дебетовых оборотов аналитических счетов должна быть равна дебетовому обороту синтетического счета;

3) итоговая сумма кредитовых оборотов аналитических счетов должна быть равна кредитовому обороту синтетического счета;

4) итоговая сумма конечного сальдо аналитических счетов должна быть равна конечному сальдо синтетического счета.

Эти равенства вытекают из того, что каждая хозяйственная операция записывается по синтетическим счетам и одновременно по аналитическим счетам, поскольку аналитические счета как бы рас­шифровывают синтетический счет. В этом проявляется взаимосвязь синтетических и аналитических счетов.

Если правильно произведены записи по синтетическим и аналитическим счетам, то должно получиться равенство этих итогов:

1. S' синт. сч. = сумме S' анал. сч.

2. ДО cинт. сч.= сумме ДО анал. сч.

3. КО синт.сч. = сумме KO анал. сч.

4. S" синт. сч. = сумме S" анал. сч.

Оборотная ведомость по товарно-материальным счетам

Наши рекомендации