Тема 1. Теоретические основы бухгалтерского учета и анализа
1. Классификация хозяйственных средств по составу и размещению
Для осуществления хозяйственной деятельности каждая организация должна располагать определенными средствами. Размер средств, характер использования зависят от вида, объема деятельности организации.
Хозяйственные средства любой организации бухгалтерия рассматривает с двух точек зрения: с одной стороны, надо знать, из каких видов эти средства состоят, в какой сфере размещены (производство, торговля и т. д.), с другой — надо знать, за счет каких источников это имущество приобреталось или формировалось. Например, чтобы начать предпринимательскую деятельность, необходим капитал, собственный или заемный.
Хозяйственные средства организации — товарно-материальные ценности и денежные средства, принадлежащие организации. Они являются активом организации и классифицируются по составу: внеоборотные и оборотные средства.
Внеоборотные активы подразделяются на:
1. Основные средства — это предметы, срок службы которых составляет более 1 года. Они используются в хозяйственной деятельности длительное время, не изменяя своей формы и изнашиваясь постепенно, что и позволяет включать их стоимость в затраты на производство (расходы на продажу) продукции частями по мере износа, через амортизационные отчисления. К основным средствам относятся:
— здания,
— сооружения,
— машины и оборудование,
— транспортные средства,
— инструменты,
— производственный инвентарь и принадлежности,
— вычислительная техника,
— прочие основные средства.
2. Нематериальные активы — это вид средств, не имеющих материально-вещественной (физической) структуры; используются в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг или для управленческих нужд организации; в течение длительного времени, т. е. срока полезного использования продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев; если организацией не предполагается последующая перепродажа данного имущества; способны приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем, и т.д.
К нематериальным активам могут быть отнесены объекты интеллектуальной собственности (исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности):
— исключительное право автора или иного правообладателя на топологии интегральных микросхем;
— исключительное право патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезную модель;
— исключительное право владельца на товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товаров;
— исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы данных и др.
В состав нематериальных активов включаются также деловая репутация организации и организационные расходы (расходы, связанные с образованием юридического лица, признанные в соответствии с учредительными документами частью вклада участников (учредителей) в уставный (складочный) капитал организации).
В состав нематериальных активов не включаются интеллектуальные и деловые качества персонала организации, их квалификация и способность к труду, поскольку они неотделимы от своих носителей и не могут быть использованы без них.
3. Оборудование к установке — это технологическое, энергетическое и производственное оборудование, требующее монтажа и предназначенное для установки в строящихся объектах. К оборудованию, требующему монтажа, также относится:
— оборудование, вводимое в действие только после сборки его частей;
— комплект запасных частей;
— измерительная аппаратура и др.
4. Вложения во внеоборотные активы — затраты организации на объекты, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, земельных участков и объектов природопользования, нематериальных активов, а также затрат организации по формированию основного стада продуктивного и рабочего скота. К вложениям во внеоборотные активы относятся затраты на:
— приобретение земельных участков,
— приобретение объектов природопользования,
— строительство объектов основных средств,
— приобретение отдельных объектов основных средств,
— приобретение нематериальных активов,
— перевод молодняка животных в основное стадо,
— приобретение взрослых животных и др.
Оборотные средства
Участвуют только в одном кругообороте капитала и полностью переносят свою стоимость на вновь созданный продукт. Основное отличие их состоит в том, что в короткий срок они могут быть обращены в деньги. К ним относятся:
1. Производственные запасы:
— материалы (сырье, материалы, топливо, запасные части, инвентарь, тара и др.);
— животные на выращивание и откорм (молодняк животных, взрослые животные, птицы; кролики, семьи пчел и др.);
— резервы под снижение стоимости материальных ценностей;
— заготовление и приобретение материальных ценностей;
— отклонение в стоимости материальных ценностей;
— налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям.
2. Затраты, на производство — расходы по обычным видам деятельности организации (кроме расходов на продажу):
— основное производство — затраты производства, продукция которого явилась целью создания данной организации;
— полуфабрикаты собственного производства;
— вспомогательные производства — затраты производств, которые являются вспомогательными (подсобными) для основного производства организации;
— общепроизводственные расходы — расходы по обслуживанию основных и вспомогательных производств организации;
— общехозяйственные расходы — расходы для нужд управления, непосредственно не связанных с производственным процессом;
— брак в производстве;
— обслуживающие производства и хозяйства — затраты, связанные с выпуском продукции, выполнением работ и оказанием услуг обслуживающими производствами и хозяйствами организации.
3. Готовая продукция и товары:
— выпуск продукции (работ, услуг);
— товары — товарно-материальные ценности, приобретенные в качестве товаров для продажи;
— торговая наценка;
— готовая продукция;
—расходы на продажу, связанные с продажей продукции, товаров, работ и услуг;
— товары отгруженные — отгруженная продукция, выручка от продажи которой определенное время не может быть признана в бухгалтерском учете, а также готовые изделия, переданные другим организациям для продажи на комиссионных началах;
— выполненные этапы по незавершенным работам.
4.Денежные средства — денежная наличность в российской и иностранных валютах, находящаяся в кассе, на расчетных, валютных и других счетах, открытых в кредитных организациях на территории страны и за ее пределами, а также ценные бумаги, платежные и денежные документы:
— касса;
— расчетные счета — денежные средства в валюте РФ на расчетных счетах организации, открытых в кредитных организациях;
— валютные счета — денежные средства в иностранной валюте на валютных счетах организации, открытых в кредитных организациях на территории Российской Федерации и за ее пределами;
— специальные счета в банках — денежные средства в валюте РФ и иностранных валютах, находящиеся на территории Российской Федерации и за ее пределами в аккредитивах, чековых книжках, иных платежных документах, на текущих, особых и иных специальных счетах;
— переводы в пути — денежные суммы, внесенные в кассы кредитных организаций, кассы почтовых отделений для зачисления на расчетный или иной счет организации, но еще не зачисленные по назначению;
— финансовые вложения — инвестиции организации в государственные ценные бумаги, акции, облигации, а также предоставленные другим организациям займы;
— резервы под обесценение вложений в ценные бумаги.
5. Расчеты:
— расчеты с покупателями и заказчиками;
— расчеты с подотчетными лицами (расчеты с работниками по суммам, выданным им под отчет на административно-хозяйственные и операционные расходы);
— расчеты с разными дебиторами.
Дебиторская задолженность — это задолженность различных организаций или отдельных лиц данной организации.
Дебиторами называются организации или отдельные лица, которые используют средства данной организации.
2. Классификация хозяйственных средств по источникам образования и целевому назначению
По источникам образования и целевому назначению хозяйственные средства организации подразделяются на две группы:
I. Собственные средства:
1. Уставный капитал образуется при формировании организации за счет вкладов учредителей (участников) организации.
2. Собственные акции (доли) — акции, выкупленные акционерным обществом у акционеров для последующей перепродажи или аннулирования. Некоторые хозяйственные общества и товарищества используют этот счет для учета доли участника, приобретенной самим обществом или товариществом для передачи другим участникам или третьим лицам.
3. Резервный капитал создается за счет отчислений от нераспределенной прибыли и предназначен для покрытия убытков организации за отчетный год; погашения облигаций акционерного общества.
4. Добавочный капитал образуется за счет прироста стоимости внеоборотных активов, выявляемых по результатам их переоценки; суммы, разницы между продажной и номинальной стоимостью акций, вырученной в процессе формирования уставного капитала акционерного общества.
5. Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)
6. Целевое финансирование — средства, предназначенные для осуществления мероприятий целевого назначения; средства, поступившие от других организаций и лиц, бюджетные средства и др.
7. Прибыли и убытки — конечный финансовый результат деятельности организации в отчетном году, который слагается из финансового результата от обычных видов деятельности, прочих доходов и расходов, включая чрезвычайные.
II. Привлеченные (заемные) средства:
1. Расчеты по краткосрочным кредитам и займам — суммы краткосрочных (на срок не более 12 месяцев) кредитов и займов, полученных организацией.
2. Расчеты по долгосрочным кредитам и займам — суммы долгосрочных (на срок более 12 месяцев) кредитов и займов, полученных организацией.
3. Кредиторская задолженность — это задолженность данной организации другим организациям или отдельным лицам. Кредиторами называются организации и лица, которым должна данная организация.
Кредиторская задолженность возникает, в частности, если материалы и товары поступают в организацию раньше, чем она произвела платеж за них, т. е. поступление товарно-материальных ценностей предшествует его оплате.
К обязательствам относят:
— задолженность бюджету по налогам и сборам;
— задолженность коллективу по оплате труда;
— задолженность социальному страхованию и обеспечению.
Задолженность бюджету и социальному страхованию и обеспечению может иметь место, так как начисление налогов и отчислений предшествует погашению данной задолженности. Задолженность по оплате труда возникает в связи с тем, что выполнение работы предшествует расчетам за нее.
3. Понятие о бухгалтерском балансе, его строении и содержании
Средства организации участвуют в производстве непрерывно. Для руководства организацией нужно знать, какими средствами она располагает, из каких источников они получены, для какой цели предназначены. На эти вопросы дает ответ бухгалтерский баланс.
Термин баланс происходит от лат. bis — «дважды» и lanx — «чашка весов», т.е. bilanx буквально означает «дву-чашие» как символ равновесия.
Схематично бухгалтерский баланс представляет собой таблицу, составленную из двух частей: левая — актив — отражает состав, размещение и использование средств организации, а правая — пассив — показывает те же средства, но по источникам их формирования и целевому назначению. Итог актива равен итогу пассива баланса. Величина этих итогов называется валютой баланса.
Бухгалтерский баланс — это способ экономической группировки имущества хозяйства по его составу, размещению и источникам его формирования на определенную дату в денежной оценке. Следовательно, в бухгалтерском балансе имущество организации рассматривается с двух позиций: по составу и размещению и по источникам образования.
Баланс составляется на определенную дату, как правило, на начало квартала, что обусловлено требованиями, предъявляемыми к отчетности, и показывает состояние средств и их источников на данный момент. Они постоянно изменяются, находятся в движении, которое отражается на счетах с помощью двойной записи.
Балансовое обобщение характеризуется двойственным характером отражения объектов и синтетическим обобщением информации. Двойственный характер его заключается в том, что объекты отражаются в балансе дважды и рассматриваются с двух точек зрения, в зависимости от вида баланса. Два аспекта балансового обобщения означают, что две совокупности показателей баланса должны быть равны. Балансовое обобщение предполагает синтетический, обобщенный характер информации, позволяющий свести частные показатели, отдельные информационные взаимосвязи в едином измерителе в целостную систему обобщенных данных.
Все имущество (средства) в активе баланса и источники его образования в пассиве баланса представлены в сгруппированном виде. Основным элементом бухгалтерского баланса является статья, которая соответствует виду (наименованию) имущества, обязательств, источнику формирования имущества. Статьей бухгалтерского баланса называется показатель (строка) актива и пассива баланса, характеризующий отдельные виды имущества, источников его формирования, обязательств организации. Балансовые статьи объединяются в группы, группы — в разделы, исходя из их экономического содержания.
Если статьи актива показывают, как размещено имущество организации (во что конкретно оно вложено), то статьи пассива баланса дают сведения о том, какая часть имущества сформирована за счет собственных источников, а какая — за счет заемных (привлеченных) источников организации.
Под структурой баланса понимают удельный вес отдельных хозяйственных средств по их видам, источникам образования и валюты баланса. По структуре актива баланса можно проанализировать удельный вес тех или иных активов организации в общей сумме всех средств, которыми она располагает на дату составления баланса. Например, валюта баланса 2 000 000 руб., основные средства 300 000 руб., следовательно, вложения в основные средства организации равны 15%. Структура пассива баланса отражает в процентах соотношение отдельных источников в формировании имущества организации. Например, уставный капитал 1 200 000 руб., валюта баланса 2 000 000, следовательно, собственный источник — уставный капитал — составляет 60%. Структура балансов организаций разных организационно-правовых форм и видов деятельности различна, что обусловлено производственной деятельностью, размером организации и т. д.
Баланс имеет большое значение для руководства организации. Он отражает состояние средств в обобщенной их совокупности на тот или иной момент времени, раскрывает структуру средств и их источников в разрезе видов и групп, удельный вес каждой группы, взаимосвязь и взаимозависимость между собой.
Данные баланса служат для выявления важнейших показателей, характеризующих деятельность организации и ее финансовое положение. По данным баланса определяется обеспеченность средствами, правильность их использования, соблюдение финансовой дисциплины, рентабельность и др., а также выявляются недостатки в работе и финансовом положении и их причины. С помощью баланса можно разработать мероприятия по их устранению.
Данные бухгалтерского баланса позволяют контролировать правильность использования средств целевого назначения. Особое значение баланс приобретает в деле контроля и изучения хозяйственной деятельности и финансового положения организации. При анализе баланса раскрываются новые внутренние взаимосвязи между всеми элементами хозяйственной деятельности организации.
Благодаря сжатой и компактной форме баланс является весьма удобным документом. Он дает законченное и цельное представление не только об имущественном положении организации, но и о тех изменениях, которые произошли за тот или иной период. Последнее достигается сравнением балансов за ряд отчетных периодов. Бухгалтерский баланс, как и всю бухгалтерскую отчетность, составляют на основе проверенных бухгалтерских записей, подтвержденных оправдательными документами. Это гарантирует достоверность, точность, юридическую обоснованность каждой суммы, указанной в бухгалтерском балансе и бухгалтерской отчетности.
Рассмотрим примерную схему бухгалтерского баланса организации.
Данные для составления баланса, тыс. руб.
Основные средства ..................................………………………... 250 000
Нематериальные активы ………………...........................................80000
Уставный капитал ......................................………………………. 300000
Добавочный капитал ......................................……………………… 5 500
Материалы .............................. …………………….10 000
Резервный капитал ........................................……………………….. 6000
Товары ......................................................………………………….. 18000
Нераспределенная прибыль ...........................…………………….. 40 000
Расчетные счета……………………………………………………...12000
Расчеты с поставщиками и подрядчиками……………………..……8000
Расчеты по налогам и сборам ...............……………………………...1500
Расчеты с персоналом по оплате труда ...………………………….10000
Касса ...............................................…………………………………...1000
Баланс, тыс. руб.
Актив | Сумма | Пассив | Сумма |
Внеоборотные ак | тивы | Источники собственных сред | ств |
Основные средства Нематериальные активы | 250000 80000 | Уставный капитал Добавочный капитал | 300000 5500 |
Итого | Резервный капитал | ||
Оборотные акт | ивы | Нераспределенная прибыль | |
Производственные запасы | Итого | 351 500 | |
Товары | Источники заемных сре | ДСТВ | |
Касса Расчетные счета | 1000 12000 | Расчеты с поставщиками и подрядчиками Расчеты с персоналом по оплате труда | 8000 10000 |
Итого | Расчеты по налогам и сборам | ||
Итого | |||
Баланс | Баланс |
4.Типы изменений баланса под влиянием хозяйственных операций
Все изменения, происходящие с составом хозяйственных средств, источниками их образования, расчетами в результате хозяйственной деятельности организации, называются хозяйственными операциями. Ежедневно в организациях совершается множество хозяйственных операций, которые оказывают постоянное влияние на валюту баланса, что ведет к изменению как величины статей актива, так и статей пассива баланса, или тех и других одновременно.
При всем своем многообразии перечень изменений, происходящих под влиянием хозяйственных операций, сводится к четырем типам изменений относительно валюты баланса.
Первый тип хозяйственных операций.
Операции этого типа вызывают изменения двух статей актива баланса; одна увеличивается, а другая — уменьшается на одну и ту же сумму. Валюта баланса остается неизменной, равенство сохраняется. К этому типу можно отнести такие операции, как поступления денежных средств из кассы на расчетный счет или от дебиторов, выдача денег из кассы подотчетным лицам, возврат неизрасходованных сумм подотчетным лицом в кассу, отпуск материалов со склада в производство, поступление готовой продукции с производства на склад, отгрузка готовой продукции со склада покупателям и др.
Таким образом, операции первого типа вызывают изменения только в активе баланса, валюта баланса не меняется.
Первый тип балансовых изменений можно представить в виде уравнения А + Х - Х = П, где А — актив;
П — пассив;
Х — изменение средств под влиянием хозяйственных операций.
Пример. Согласно расходному кассовому ордеру выдано под отчет на командировочные расходы 2000 руб. Следовательно, в балансе по статье «Касса» сумма уменьшится, а по статье «Расчеты с подотчетными лицами» — увеличится.
Соответственно эта хозяйственная операция найдет следующее отражение на счетах. По счету «Касса» сумма уменьшится, значит, кредитуется счет «Касса», а счет «Расчеты с подотчетными лицами» (увеличивается задолженность) дебетуется. Корреспонденция счетов будет иметь следующий вид:
Дебет «Расчеты с подотчетными лицами» — 2000 руб., Кредит «Касса» — 2000 руб.
Второй тип хозяйственных операций.
Операции этого типа вызывают изменения двух статей пассива баланса: одна статья увеличивается, а другая уменьшается на одну и ту же сумму. Валюта баланса остается неизменной, равенство сохраняется.
Ко второму типу относятся операции по пополнению уставного или резервного капитала за счет нераспределенной прибыли, погашению задолженности перед бюджетом, поставщиками за счет полученных кредитов и др.
Таким образом, хозяйственные операции второго типа ведут к изменениям только в пассиве баланса. Валюта баланса не меняется.
Второй тип балансовых изменений можно записать в виде уравнения А = П + Х - X.
Пример. На основании выписки банка с расчетного счета полученный кредит направлен на погашение задолженности поставщикам в сумме 140 000 руб. В балансе по статье «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» сумма увеличивается, а по статье «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» уменьшается. Соответственно счет «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» увеличивается — кредитуется, а счет «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — уменьшается — дебетуется. Корреспонденция счетов будет иметь следующий вид:
Дебет «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» —
140000руб.,
Кредит «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» — 140 000 руб.
Третий тип хозяйственных операций.
Они вызывают увеличение статей и в активе, и в пассиве баланса на одну и ту же сумму. Итоги актива баланса и пассива баланса возрастают на одну и ту же сумму, поэтому равенство между активом и пассивом баланса сохраняется. Происходит увеличение хозяйственных средств и источников их образования на одну и ту же сумму. К этому типу можно отнести хозяйственные операции, связанные с поступлением основных средств, материалов от поставщиков и др.
Операции третьего типа приводят к увеличению на одну и ту же сумму одной статьи в активе баланса, а другой статьи — в его пассиве. Валюта баланса увеличивается на эту же сумму, равенство сохраняется.
Этот тип балансовых изменений можно отразить уравнением А + Х = П + X.
Пример. На основании акцептованных (принятых к оплате) платежных документов поставщиков и приходных ордеров со склада оприходованы материалы на сумму 8000 руб. Статьи актива баланса «Материалы» и пассива баланса «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — увеличатся. Итог баланса также увеличится на эту сумму. Соответственно корреспонденция счетов (проводка) будет иметь следующий вид:
Дебет «Материалы» — 8000 руб.,
Кредит «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — 8000 руб.
Четвертый тип хозяйственных операций.
Операции этого типа вызывают уменьшение статей и в активе и в пассиве баланса на одну и ту же сумму. Итоги актива и пассива баланса уменьшаются на эту же сумму, но равенство при этом сохраняется.
К четвертому типу относятся операции, связанные с погашением с расчетного счета кредиторской задолженности, оплатой поставщику за поступившие от него товары с расчетного счета, выплатой заработной платы рабочим и служащим из кассы, и др.
Таким образом, операции этого типа приводят к уменьшению статей актива и пассива баланса на одну и ту же сумму. Валюта баланса уменьшается на эту же сумму, равенство сохраняется.
Этот тип балансовых изменений можно отразить уравнением А - Х = П - X.
Пример. На основании платежных ведомостей и расходного кассового ордера выдана заработная плата работникам в сумме 20 000 руб. Статья актива баланса «Касса» и статья пассива баланса «Расчеты с персоналом по оплате труда» уменьшается. Итог баланса также уменьшится на сумму хозяйственной операции. Корреспонденция счетов (проводка) будет иметь следующий вид:
Дебет «Расчеты с персоналом по оплате труда» — 20000руб.,
Кредит «Касса» — 20 000 руб.
5. СЧЕТА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА. ИХ СТРОЕНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ
Бухгалтерский баланс отражает состояние хозяйственных средств и их источников в денежном выражении на определенную дату.
Однако такой информации для повседневного руководства предприятием недостаточно. Возникает необходимость иметь ежедневно данные о наличии материальных запасов, положение о ходе процессов производства, о состоянии расчетов и др.
Регистрируя каждую хозяйственную операцию, бухгалтерский учет обеспечивает текущее, непрерывное наблюдение за хозяйственными процессами. Это наблюдение осуществляется при помощи документации и системы счетов. Бухгалтерские счета являются одним из элементов метода бухгалтерского учета. Схематически бухгалтерские счета могут быть представлены в виде двухсторонней таблицы. Левая сторона счета - дебет (от латинского слова debet - он должен) и правая кредит (от латинского слова credit - он верит). Вверху счета указывается его наименование. Например, счет "Касса", счет "Основные средства".
Система счетов бухгалтерского учетапредставляет собой способ экономической группировки, текущего отражения и оперативного контроля за средствами хозяйства (активами), их источниками, (пассивами) и экономическими процессами, происходящими на предприятии.
На каждом счете отражается первоначальное состояние средств или их источников, что носит названиеначальное сальдо. Слово "сальдо" латинского происхождения, в переводе на русский язык означает "расчет".
На бухгалтерских счетах отражается увеличение или уменьшение средств, причем увеличение средств всегда записывается на той стороне счета, где записано начальное сальдо, уменьшение - на противоположной стороне счета.
Итоги записей операций по дебету и кредиту счета носят названиеоборота счета. Разность между суммами по дебету и кредиту счета называется остатком или сальдо. Оно может быть дебетовое и кредитовое, начальное и конечное.
Таким образом, на счетах бухгалтерского учета отражается прежде всего первоначальное состояние хозяйственных средств и источников в виде записи начального сальдо. Далее отражается движение средств или их источников в виде записей о хозяйственных операциях. указывающих увеличение или уменьшение на счетах и выражающихся в виде оборота по счету.
Выведенноеконечное сальдо означает остаток средств или их источников.
В дальнейшем все это будет представлено в виде следующих символов: S" - начальное сальдо;Д.0. - дебетовый оборот:к.0. -кредитовый оборот: S" - конечное сальдо; Д-т - дебет счета; К-т -кредит счета.
6. Активные и пассивные счета
Между бухгалтерским балансом и бухгалтерскими счетами существует взаимосвязь. Счета, которые отражают состояние и размещение средств предприятия (активов), называются счетами активными. Счета, которые отражают источники (формирования (пассивы) средств, называютсяпассивными.
В зависимости от того, что отражается на счете состав средств или их источники, счета делятся на активные и пассивные.
В отдельную группу выделяются активно-пассивные счета, на которых отражаются состав средств и источники их образования. В зависимости от этого существуют различные правила записей и подсчета сальдо на счетах.
Порядок (алгоритм) записи на активных счетах:
1) начальное сальдо в активном счете записывается по дебету;
2) операции, вызывающие увеличение, записываются по дебету:
3) операции, вызывающие уменьшение, записываются по кредиту;
4) конечное сальдо всегда дебетовое.
Схема записи на активном счете Дебет Кредит
1. S/- начальное сальдо
2. Операции, вызы- 3. Операции, вызы-
вающие увеличение вающие уменьшение
4. S//- конечное сальдо
Конечное сальдо в активном счете выводится по формуле:
S// = S/ + Д.О. – К.О.
Порядок записи на пассивном счете:
1) начальное сальдо в пассивном счете записывается по кредиту;
2) операции, вызывающие увеличение, записываются по кредиту;
3) операции, вызывающие уменьшение, записываются по дебету
4) конечное сальдо всегда кредитовое.
Схема записи на пассивном счете
1. S' - начальное сальдо
3. Операции, вызывающие
уменьшение (-) 2. Операции, вызывающие увелич.
(+)
4.S" - конечное сальдо
Конечное сальдо в пассивном счете выводится по формуле:
S" = S' + К. 0. - Д.0.
Активно-пассивные счета бывают двух видов:
1. Активно-пассивные счета, по которым выводится одно сальдо: или по дебету или по кредиту. Такое сальдо называется свернутым. Примером может служить счет "Прибыли и убытки". Остаток по дебету счета означает сумму убытка, остаток по кредиту счета - сумму прибыли. Оборот по кредиту означает сумму полученной прибыли, оборот по дебету - сумму полученного убытка.
2. Активно-пассивные счета по которым выводится два сальдо
и по дебету и по кредиту.
Если на счете два сальдо, то это сальдо называется развернутым.
Примером счета, где имеются два сальдо, является счет "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами". Остаток по дебету означает дебиторскую задолженность, остаток по кредиту означает кредиторскую задолженность. Оборот по дебету счета отражает увеличение дебиторской задолженности и уменьшение кредиторской за-
долженности. Оборот по кредиту счета отражает увеличение кредиторской задолженности и уменьшение дебиторской задолженности.
Счет Расчеты с разными дебиторами и кредиторами
Дебет Кредит
S' - дебиторская задолженность | S' - кредиторская задолженность |
Д. 0. - увеличение дебиторской задолженности и уменьшение кредиторской | К. 0. - увеличение кредиторской задолженности и уменьшение дебиторской |
S"- дебиторская задолженность | S"- кредиторская задолженность |
В отдельную группу выделяются счета для учета хозяйственных процессов. Это так называемые операционные счета. Они выделяются для учетов процессов снабжения, производства, реализации. Записи на них производятся особым порядком. По ряду счетов сальдо не выводится. так как счета закрываются.
Схема операционного счета
Дебет Счет Основное производство Кредит
S'- незавершенное производство
на начало периода
Д. 0. - затраты на производство К.О.- выход продукции по с-сти
S" - незавершенное производство
на конец периода
7. Двойная запись хозяйственных операций на счетах
и корреспонденция счетов
Хозяйственные операции отражаются на счетах бухгалтерского учета по правилу двойной записи.
Двойной записью называется взаимосвязанное отражение изменений объектов бухгалтерского учета в дебете и кредите счетов в одной и той же сумме.
Двойная запись имеет контрольное значение. Сумма дебетовых оборотов по всем синтетическим счетам за отчетный месяц должна быть равна сумме кредитовых оборотов. Отсутствие равенства свидетельствует об ошибке, допущенной при отражении операций на синтетических счетах. Операции записываются на счетах по данным первичных документов и со ссылкой на них.
Существуют правила определения корреспонденции бухгалтерских счетов:
1. определяют два взаимодействующих счета;
2. Уясняют, какие это счета по отношению к балансу (активные или пассивные)
3. Выясняют, какие произошли изменения в результате данной хозяйственной операции, и составляют корреспонденцию счетов.
Чтобы отразить каждую операцию на счетах бухгалтерского учета, надо сделать записи в двух счетах, например
1. Получили материалы на 40 000 руб. от поставщика по акцептованному, но еще не оплаченному счету — платежному требованию-поручению. Это означает, что увеличился запас материалов, с одной стороны, и увеличилась задолженность поставщику, с другой, на 40 000 руб.
2. Оплатили с расчетного счета платежное требование-поручение поставщика 40000 руб., что обусловливает уменьшение денежных средств на расчетном счете и уменьшение задолженности поставщикам на 40 000 руб.
Чтобы отразить эти две операции на счетах бухгалтерского учета, надо сделать записи в счетах. Запишем в счетах первую из вышеуказанных операций — получение от поставщика материалов по акцептованному счету платежного требования-поручения на сумму 40 000 руб. Эта операция затрагивает два объекта учета и, следовательно, должна быть записана на двух счетах. «Материалы» и «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Первый является счетом хозяйственных средств — активным, следовательно, увеличение надо записать в дебет, второй — счетом источника средств, т е пассивным, значит, увеличение надо записать по кредиту
По операции № 2 оплата платежного требования-поручения поставщика с расчетного счета должна быть записана на двух счетах: «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и «Расчетные счета». Первый из этих счетов является счетом источника хозяйственных средств, т. е. пассивным, значит, уменьшение надо записать по дебету; второй — счетом хозяйственных средств — активным, следовательно, уменьшение надо записать по кредиту.
В системе счетов это будет выглядеть так:
«Расчетный счет» «Расч. с пост. и подр.» «Материалы»
Дт Кт Дт Кт Дт Кт
1)40000 1)40000
2)40000 2) 40000
Операции отражены на счетах способом двойной записи, т.е. одновременной записи одной и той же суммы в дебете одного счета и кредите другого.
В бухгалтерском учете кроме двойной записи существует и одинарная запись (только по дебету или только по кредиту), отражающаяся на забалансовых счетах и учитывающаяся за балансом.
Например, организация-покупатель получила от поставщиков товарно-материальные ценности на 20000руб., по которым на законных основаниях отказалась от оплаты.
Дт. 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение» — 20 000 руб.
При возврате поставщику;
Кт. 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение» — 20 000 руб.
Взаимосвязь, возникающая между счетами при отражении хозяйственной операции, называется корреспонденцией счетов, а сами счета — корреспондирующими.
Бухгалтерская проводка — это запись, указывающая наименование дебетуемого и кредитуемого счетов и сумму отраженной хозяйственной операции. Бухгалтерские проводки бывают простые и сложные.
Простая бухгалтерская проводка — это запись хозяйственной операции по дебету одного и кредиту другого счета. Сложная бухгалтерская проводка — это запись по дебету нескольких счетов и кредиту одного счета или по дебету одного счета и кредиту нескольких счетов. Однако суммы по дебету и кредиту должны быть равны.
8. Счета синтетического и аналитического учета, их назначение и взаимосвязь
Рассмотренные счета бухгалтерского учета, как правило, соответствовали статьям баланса. На них отражались обобщенные данные о хозяйственных средствах, их источниках и процессах. Счета, на которых хозяйственные средства, их источники и процессы отражаются в обобщенном виде, называются синтетическими (от греч. synthesis — соединение, сочетание) («Основные средства», «Материалы», «Уставный капитал» и т. д.). Учет, осуществляемый на синтетических счетах, называется синтетическим. Он ведется только в денежном выражении.
Для оперативного руководства хозяйственной деятельностью, а также контроля за сохранностью собственности обобщающих данных, получаемых с помощью синтетического учета, недостаточно. Например, кроме данных об общей сумме основных средств необходимо иметь сведения о конкретных видах основных средств (здания, оборудование, машины и т. п.).
Помимо данных об общей сумме задолженности перед рабочими и служащими нужны данные о задолженности перед каждым работником отдельно. Для получения детальных, подробных данных об объектах бухгалтерского учета применяют аналитические счета. Счета, на которых отражаются детальные данные по каждому отдельному виду хозяйственных средств, их источников и процессов, называются аналитическими (от греч. analysis — «разложение, расчленение, разбор). Учет, осуществляемый на аналитических счетах, называется аналитическим.
Аналитические счета открывают в дополнение к синтетическим с целью их детализации и получения частных показателей по каждому виду хозяйственных средств, их источников и процессов отдельно. Между синтетическими и аналитическими счетами существует прямая связь, которая проявляется в следующем. Остатки и обороты синтетического счета должны быть равны остаткам и оборотам всех аналитических счетов, открытых в дополнение своего синтетического счета. Каждую хозяйственную операцию, записанную по дебету или по кредиту синтетического счета, отражают в той же сумме соответственно на дебете или кредите нескольких аналитических счетов, открытых в дополнение своего синтетического счета.
Не все синтетические счета требуют ведения аналитического учета Счета, не требующие такого учета, называются простыми («Торговая наценка», «Переводы в пути» и др ), счета, которые требуют аналитического учета, —сложными («Расчеты с подотчетными лицами», «Основные средства» и др ).
Некоторые синтетические счета состоят из групп аналитических счетов. Первые группы счетов аналитического учета называются субсчетами. Субсчет — это промежуточное звено между синтетическими и аналитическими счетами. Каждый субсчет объединяет несколько аналитических счетов, но сами они в свою очередь объединяются одним синтетическим счетом. Иногда субсчета называют счетами второго порядка, в то время как синтетические счета называются счетами первого порядка
Связь между синтетическим счетом, его субсчетами и аналитическими счетами можно определить на примере счета «Материалы». В дополнение к нему открывают субсчета -
1. «Сырье и материалы».
2 «Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали».
3. «Топливо».
4 «Тара и тарные материалы».
5. «Запасные части».
6. «Прочие материалы».
7 «Материалы, переданные в переработку на сторону»
8 «Строительные материалы»
9 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности»
В свою очередь в дополнение к каждому субсчету открывают аналитические счета на каждый конкретный вид материалов (дизельное топливо, бензин, керосин и т д ).
9. Оборотные ведомости по синтетическим счетам
Для удобства контроля за счетами и составления баланса и отчетности в бухгалтерском учете применяются оборотные ведомости.
Оборотная ведомость является способом обобщения показателей счетов — она регистрирует обороты и остатки по всем хозяйственным средствам и их источникам. Существует два вида оборотных ведомостей: по синтетическим счетам и по аналитическим счетам.
Оборотная ведомость по синтетическим счетам составляется на основании синтетических счетов за месяц.
Оборотная ведомость по синтетическим счетам
Наименование синтетических | S/ | Оборот | S" | |||
счетов | Д-т | К-Т | Д-т | К-Т | Д-Т | К-Т |
Касса | - | - | - | |||
Расчетный счет | - | |||||
Ссуда банка | - | - | - | |||
Расчеты с постав- | - | _ | ||||
щиками и подряд- | ||||||
чиками | ||||||
Итого |
Главная особенность правильно составленной оборотной ведомости — это три пары равных итогов :
1 Итог начальных остатков по дебету должен быть равен итогу начальных остатков по кредиту (как актив баланса равен его пассиву).
2. Итог оборотов по дебету равен итогу оборотов по кредиту — по принципу двойной записи операций на счетах бухгалтерского учета
3. Итог конечных остатков по дебету равен итогу конечных остатков по кредиту как актива и пассива баланса.
Если такого равенства нет, значит допущены ошибки, которые необходимо исправить.
10. Оборотные ведомости по аналитическим счетам
Внешне оборотная ведомость по аналитическим счетам напоминает оборотную ведомость по синтетическим счетам. В ней содержатся, как и в оборотной ведомости по синтетическим счетам, три группы показателей. Это начальное сальдо, обороты по дебету и кредиту и конечное сальдо. Отличие этих оборотных ведомостей заключается в том, что в них наряду с денежными измерителями применяются натуральные измерители.
Основное различие заключается в том, что в оборотной ведомости по аналитическим счетам обеспечивается другое равенство по сравнению с оборотной ведомостью по синтетическим счетам.
Итоговые показатели по аналитической оборотной ведомости должны соответствовать итогам синтетического счета, к которому относятся аналитические счета.
В оборотной ведомости по аналитическим счетам должны быть четыре равенства:
1) итоговая сумма начального сальдо аналитических счетов должна быть равна начальному сальдо синтетического счета;
2) итоговая сумма дебетовых оборотов аналитических счетов должна быть равна дебетовому обороту синтетического счета;
3) итоговая сумма кредитовых оборотов аналитических счетов должна быть равна кредитовому обороту синтетического счета;
4) итоговая сумма конечного сальдо аналитических счетов должна быть равна конечному сальдо синтетического счета.
Эти равенства вытекают из того, что каждая хозяйственная операция записывается по синтетическим счетам и одновременно по аналитическим счетам, поскольку аналитические счета как бы расшифровывают синтетический счет. В этом проявляется взаимосвязь синтетических и аналитических счетов.
Если правильно произведены записи по синтетическим и аналитическим счетам, то должно получиться равенство этих итогов:
1. S' синт. сч. = сумме S' анал. сч.
2. ДО cинт. сч.= сумме ДО анал. сч.
3. КО синт.сч. = сумме KO анал. сч.
4. S" синт. сч. = сумме S" анал. сч.
Оборотная ведомость по товарно-материальным счетам