Особенности налогообложения в современной России
Переходный период в развитии каждой страны порождает ситуацию смешения налоговых систем различных общественных формаций.
Политики называют современную эпоху в России переходной от социализма к капитализму.
Если общественные формации отличаются прежде всего производственными отношениями, т.е. правом собственности, то Россия дальше от капитализма, чем от социализма: земля, ее недра, водные ресурсы, железные дороги, электростан-
ции, огромная часть промышленности, жилье и административные здания все еще в руках у государства, как это и было начиная с октября 1917 года. Практически бесконтрольная политическая и экономическая власть позволяет равитель-ству вводить новые налоги, не носящие название налогов. Даже в современной России введение нового налога требует узаконения через Государственную Думу. Правительство изобретает новые налоги, пользуясь своей монополией. Такими налогами являются:
1) железнодорожные тарифы;
2) тарифы на электроэнергию;
3) тарифы на коммунальные услуги;
4) тарифы на воду;
5) цены на горюче-смазочные материалы;
6) лицензии на право занятия предпринимательской деятельностью;
7) регистрационные сборы;
8) арендная плата за производственные и административные помещения;
9) арендная плата за землю;
10) плата за аренду торговых площадей и мест;
11) услуги почтово-телефонной связи и т.д.
Можно возразить, что каждый платеж сопровождается движением стоимости, поэтому к налогам эти платежи причислить нельзя. Но для конечного потребителя товаров и услуг, на чьи плечи ложатся все эти платежи, их действие ничем не отличается от действия налогов — все это приводит к росту цены на товары и услуги.
Когда увеличивается железнодорожный тариф, то увеличиваются цены практически на все товары и услуги. Сразу возрастает цена бензина, угля, электричества. Соответственно возрастает цена угля, металла, строительных материалов. Возрастают ценовые (но не натуральные) объемы оборотов. Возрастают налоги (особенно НДС). Государство пытается убить двух зайцев — получить повышенный доход как собственник и большую сумму налога от формального роста де-
нежного оборота. Возросший денежный оборот в народном хозяйстве требует выпуска дополнительных денег, что тоже составляет дополнительный доход государства. Что же получается в итоге?
Подняв тарифы на железнодорожные перевозки, государство сразу же вызывает рост цен в ряде отраслей, продукцию которых потребляют сами железнодорожники, — металл, дерево, электроэнергия, горюче-смазочные материалы, строительные материалы. С повышением денежных оборотов растут налоги. Растут затраты на производство. Сокращаются объемы перевозок. Значит, даже для самой железной дороги нет прямой выгоды от роста тарифов.
Особенность государственных монополий в том, что рост цен в одной отрасли вызывает цепную реакцию роста цен, а соответственно и роста затрат на производство практически во всем народном хозяйстве. Сокращение рабочих мест как следствие снижения объемов производства приводит к уменьшению доходов основной массы населения. А это снижает его покупательную способность, т.е. сокращается рынок.
Еще одна особенность своеобразной российской государственной монополии заключается в разности экономических интересов центральной власти и субъектов федерации. Местные власти увеличивают цены на свою собственность и услуги. Если аренда производственных помещений уменьшает прибыль, то тем самым снижаются и платежи из прибыли в федеральный бюджет.
Платежи за приобретение лицензий и регистрацию предприятий, как и рост арендных платежей, снижает инвестиционные возможности малого предпринимательства, расширяя поле деятельности крупным предприятиям, что неминуемо ведет к росту цен на товары и услуги в отсутствие конкуренции.
У действующей налоговой системы России один недостаток — она направлена на подрыв собственной экономики. Дело, прежде всего, в высоком налоговом пороге — если при-
нимать во внимание только те платежи, которые называются налогом, то они составляют почти 90% общей суммы прибыли. Единственное положительное воздействие высокий налоговый порог оказывает на подавление инфляции, ибо потребление сокращается путем изъятия денег из оборота. Последствия положительного и отрицательного воздействия высокого налога легко просчитываются — ущерб от высоких налогов значительно превышает положительные стороны такой налоговой политики.
Налогов, сборов и платежей должно быть не 56, а НЕ БОЛЬШЕ 5. Общая сумма налоговых платежей в условиях, когда экономика не работает и нет источников инвестиций, не должна превышать 30% прибыли.
Ущербность действующей налоговой системы проявляется во многом. Главное же в том, что разработчики правильно просчитали, что уровень подготовки счетных работников всегда будет приводить к ошибкам при исчислении суммы платежей. Именно на этом и построена карательная функция налоговых служб — даже неумышленные ошибки влекут за собой штрафы. При этом на сегодня сумма начисленных налогов едва достигает 30% задолженности плательщиков по налогу. Основную часть составляют штрафы и пени. Сумма штрафов и пени нарастает катастрофически, что дает возможность государству объявить банкротом практически любое предприятие.
Смысл такой налоговой политики трудно понять, поскольку само государство не в состоянии управлять экономикой, — для этого нужны прежде всего инвестиции. Тем более что реорганизация структуры экономики фактически была сведена не к финансированию государством ведущих отраслей, а к созданию условий, когда все предприятия оказались в предельно неблагоприятных условиях. Кто не справится, тот отомрет. Для этого в начале 90-х годов применили несколько способов.
1. Отсутствие отечественного производителя товаров широкого потребления, особенно продуктов питания, привело к
росту доли импортных товаров. Увеличение децентрализованных закупок привело к росту цен на рынках Запада и соответственно у нас. Возросшие цены потребовали роста зарплаты. Приватизация еще не началась, а государство запустило печатный станок. Началась безудержная инфляция.
2. Инфляция привела в том числе к проеданию предприятиями собственных оборотных средств. Потребность в кредитах привела к росту банковских процентов за кредит — ставки коммерческих банков достигали 270% годовых. Это в свою очередь породило неплатежи, крах банков и потери денег на счетах в разорившихся банках. '
3. Приватизация проводилась не с целью увеличить класс собственников или справедливой раздачи гражданам их доли госсобственности. Реально приватизировано по чекам менее 20% народной собственности.
Суть приватизации была в том, чтобы освободить бюджет от нерентабельных отраслей. Не случайно были приватизированы предприятия торговли и бытовая сфера в первую очередь. Они были приватизированы без зданий. В этих отраслях традиционно низка производительность труда, а следовательно, в них занято большое количество людей.
В большинстве случаев приватизация проводилась в интересах руководства промышленных и сельскохозяйственных предприятий. Врач, учитель, военнослужащий уже заранее были поставлены в неравные условия, ибо они, не будучи членами трудового коллектива приватизируемого предприятия, не могли получить равную долю.
Такая приватизация привела к увеличению числа явных и скрытых безработных, к снижению на внутреннем рынке товаров и услуг отечественного производства. В конечном итоге это привело к снижению покупательной способности населения, росту числа малообеспеченных граждан. А это сужает рынок товаров и услуг. Сужение рынков сбыта сдерживает рост производства. Соответственно это все снижает доходы государства.
4. Высокий, налоговый порог объективно приводит к криминализации рынка, поскольку его участники уходят от легального оборота денег. Одной из форм ухода от оборота денег является натуральный обмен, когда за товары и услуги расплачиваются не деньгами, а товарами и услугами. Это сужает налогооблагаемую базу и соответственно доходы бюджета. Побочным следствием такой системы являются неплатежи, что еще больше ухудшает общее состояние экономики.
5. Традиционно в России XX века все проблемы государства решаются за счет населения страны.
Величайшей аферой первого российского правительства надо, считать развязанную инфляцию. Под видом решения проблемы отсутствия товаров потребления, была „решена" в очередной раз проблема внутреннего долга.
К этому времени внутренний долг (в основном сбережения населения в Сбербанке) достигал полуторагодового объема бюджета страны. Через два года долги эти были „сокращены" за счет инфляции почти в 18000 раз. Если бы у населения остались накопленные деньги, приватизация пошла бы совершенно по другому сценарию. Да и потребительский рынок предъявлял бы больший спрос на продукцию отечественных производителей, создавая условия для их роста.
Мы не касаемся вреда целевых налоговых льгот, позволявших определенным структурам накапливать громадные денежные суммы. Возможно, им мы обязаны появлением банков, страховых компаний, крупнейших акционерных обществ, успешно соперничающих на мировом рынке. Но очевидно одно — деньги пошли не в доходы государственного бюджета, ослабляя налоговый пресс.
И, наконец, завершая тему о налогах, необходимо еще раз . вернуться к механизму определения потребностей государства в средствах и соответственно величины налогов.
Теория финансов учит, что расходы государства должны соответствовать его доходным источникам. Если дефицит бюджета достигает 10%, то эту разницу покрывают обычно государственным кредитом.
Величина налогов должна учитывать состояние экономики. При высокоэффективном производстве налоги могут подниматься до более высокого уровня. В случае стагнации или кризиса, требующих инвестиций в производство, налоги должны быть минимальными с целью создания источников для оздоровления экономики.
Существует еще одна зависимость — при оптимальном налоговом бремени растут объемы производства и соответственно растет общая сумма налогов. При высоком налоговом пороге снижается объем производства и реализации и общая сумма налогов уменьшается. В последнем случае значительно возрастают расходы по сбору налогов.
В любом случае государство всегда должно стремиться к снижению своих расходов.
В этой связи интересно вспомнить рекомендации графа Сперанского почти двухсотлетней давности.
В случае превышения расходов государства над доходами надо проанализировать саму структуру государственных расходов. Сперанский подразделял расходы на три группы:
1) необходимые;
2) достаточные;
3) излишние.
Третья группа расходов сохраняется в бюджете только в том случае, если доходы превышают расходы.
Вторая группа по возможности должна быть сохранена, кроме тех статей, отсутствие финансирования которых не грозит устоям государства.
Первая группа всегда должна быть профинансирована в
полном объеме.
Беда нашего бюджета — в отсутствии объективных критериев для отнесения расходов государства к той или иной группе.
152