Финансы как экономическая категория
Финансы как экономическая категория представляют собой систему распределительных денежных отношений, возникающих в процессе формирования и использования фондов денежных средств.
Финансы являются исторической категорией, то есть они развивались вместе с развитием экономики и общества. Причиной существования финансов является объективная необходимость распределения совокупного общественного продукта. Условием существования финансов является существование товарного производства, денег и государства.
Можно выделить несколько этапов развития финансовых отношений. Первый этап характеризуется неразвитостью финансовых отношений, их слабым влиянием на экономику государства (рабовладельческий и феодальный строй). На втором этапе казна государства перестала быть собственностью его главы. Однако финансовые отношения ограничивались формированием и использованием государственного бюджета. Он был единственным звеном финансовой системы (средние века). По мере развития товарно-денежных отношений и функций государства начала формироваться многозвенная финансовая система. Третий этап характеризуется высокой степенью воздействия финансов на экономику, возникновением и функционированием финансового рынка, многообразием финансовых инструментов (со второй половины XX в).
К основным признакам финансов относятся следующие:
· финансы не являются эквивалентом денег, они представляют собой денежные отношения;
· к финансовым относятся не все денежные отношения, а только те из них, посредством которых осуществляется движение стоимости, не опосредованное движением товаров;
· финансовые отношения имеют распределительный характер, т.е. они связаны не с созданием, а с распределением и перераспределением уже созданной стоимости;
· в результате финансовых отношений создаются фонды денежных средств, т.е. суммы денежных средств, имеющие целевое назначение.
Что является источником финансовых ресурсов? Первичным финансовым ресурсом является сумма прибыли в сфере материального производства, с более общих позиций источником финансовых ресурсов является прибавочный продукт.
В экономической литературе нет единой трактовки функций финансов. Ряд авторов считает, что финансы выполняют функции образования и использования денежных фондов[1]; другие – указывают на распределительно-стимулирующую и контрольную функции[2], а также на воспроизводственную, распределительную, контрольную, стимулирующую[3]. В данном учебном пособии мы рассмотрим три функции финансов:
· распределительную;
· регулирующую;
· контрольную.
Главной характеристикой финансовых отношений является их распределительный характер, поэтому основная функция финансов – распределительная. Финансы обслуживают разные этапы распределения совокупного общественного продукта, участвуя как в первичном его распределении, так и в перераспределении. Посредством финансов государство воздействует не только на перераспределение национального дохода, но и на производство, накопление капитала, сферу потребления. Распределение национального дохода происходит как между производственной и непроизводственной сферами, так и внутри этих сфер. Государство с помощью финансового механизма изымает часть дохода, полученного в одних сферах экономики, и направляет в другие, в том числе в социальную сферу. Распределительная функция финансов позволяет:
· создавать целевые фонды денежных средств на уровне хозяйствующих субъектов, населения, государства, органов местного самоуправления;
· осуществлять внутрихозяйственное, внутриотраслевое, межотраслевое, межтерриториальное перераспределение, а также перераспределение между производственной и непроизводственной сферами и социальными группами;
· создавать резервы на уровне хозяйствующего субъекта, государства, домашнего хозяйства.
Распределительная функция финансов осуществляется не стихийно, а в соответствии с правовыми нормами. Они позволяют регулировать экономическую деятельность в обществе. Таким образом, финансы выполняют регулирующую функцию.
Основу контрольной функции финансов составляет движение финансовых ресурсов. Финансовые показатели позволяют нам дать характеристику результатов деятельности как отдельного субъекта хозяйствования, так и экономики в целом.