Финансы как экономическая категория.

Финансы как экономическая категория.

К сущностным чертам финансовых отношений (ФО)следует отнести следующие:

1. Это экон-ие отношения, возникающие в процессе обществ-ого воспроизводства. Исторически возник-ние финансов связыв-ся с расслоением общ-ва на классы и появл-ем гос-ва. Для содержания гос-ого аппарата и выполнения гос-вом его функций необходимы были доходы, к-ые формир-лись за счет поступлений от гос-ого имущества, натур-х и денежных сборов, пошлин. Гос-во изымало часть прибавочного и даже необходимого продукта для формирования своих доходов.

2. Это денежные отношения, поскольку проявляются через движение денежных средств. Особенность ФО в том, что они возникают между собственниками, а также в рамках одного собственника при установлении целевого назначения денежных ср-в. Виды фин отн-й: гос-во и предпр-я, гос-во и граждане и тд.

Это отношения по поводу перераспред-ия ВНП и части нац-ого бог-ва.

3. ФО по своей природе исключают возмездность и эквивалентность.

Поскольку учитыв-ся лишь конечный продукт, то в расчет ВНП по доход.включ. аморт-ция(А), косв. налоги (КН) и дох. владельцев экон-их ресурсов –з/п(ЗП), рента (Р), % (Пр) и прибыль (П).

ВПН = А + КН + ЗП + Р + Пр + П,
Амортизация–и элем-т затрат, и возмещение авансированного в долгоср. активы капитала..

Косв. налоги (налоги на потребление) имеют место в ВНП как доход госуд-ва.

Доходы владельцев эк-их ресурсов – з/п, рента, % и прибыль - первичные доходы и являются эквивалентным вознаграждением использования труда, земли, капитала и предприн-их способ-тей.

4. В качестве материальных носителей ФО выступают фин-ые ресурсы-это денежные доходы и поступления, получившие относительно самост-ое существование, утеряв связь с товарной формой воплощения стоим-ти. По этой причине фин.рес. могут накапливаться и на уровне хозяйствующих субъектов, и на уровне госуд-ва в виде фондов спец-ого назначения или в нефондовой форме.

Объем фин-ых ресурсов в масштабе страны определяется на базе корректировки ВНП, из которого искл-ся ден. доходы населения, но прибавляется часть их, направляемая на уплату налогов и сбережения, а также поступления из бюджета в пользу населения и предприятий.

ФР = ВНП - (ЗП + Р + Пр + П) + Т + S + N + L,

где Т – чист. налоги; N - пенсии, пособия, стип.; L - дотации и субсид. на произв-во и импорт.

Финансы - денежные отношения, возникающие в процессе перераспределения ВНП и части нац-ого богатства в связи с формированием денежных доходов и накоплений у субъектов хозяйствования и гос-ва и использованием их на расширенное воспроизводство, для удовлетворения соц-ых потребностей членов общества, для реализации интересов собственников.

Признаки, участники и виды финансовых отношений.

Финансовые отношения - это экономические отношения между субъектами, которые связаны с формированием, распределением и использованием денежных средств с целью обеспечения потребностей государства, предприятий (организаций, учреждений) и граждан

Виды финансовых отношений:

- Финансовые отношения юридического лица и государства. Все юридические лица государству платят налоги. Взимание налогов — главное право любого государства.

- Между государством и физическим лицом. Физические лица платят налоги государству, за это государство им обеспечивает социальные гарантии и пр.

- Финансовые отношения между субъектами. Они наступают при взаимодействиях предприятий и компаний, заключении договоров, аренде, реализации сырья, купле-продаже ценных бумаг.

- Отношения между предприятием и вышестоящим органом. Ведомственные и межотраслевые отношения, отчисления в различные фонды.

- Отношения, осуществляющиеся внутри предприятия или фирмы. Это отношения между работниками, подразделениями в процессе производства.

- Финансовые отношения компании с банками, финансовыми биржами, организациями страхового сектора.

Участник сферы финансовых отношений — это участник рынка (организация, гражданин), который является стороной финансового отношения или участвует в его организации.

Финансовая система и её звенья.

Источники формирования финансовых ресурсов организаций финансового рынка.

Содержание финансовой политики государства и ее типы.

Финансовая политика гос-ва – это система целенаправленных мер гос-ва в области регулирования фин.отношений, ориентированное на достижение приоритетных для нац. развития целей.

Субъектами финансовой политики являются органы законодательной (представительной) и исполнительной власти, которые определяют и утверждают основные направления развития финансовых отношений, разрабатывают конкретные пути их организации в интересах субъектов хозяйствования, населения и государства.

Объектами финансовой политики является совокупность финансовых отношений и финансовых ресурсов, образующих сферы и звенья финансовой системы государства.

Фин.политика включает: Совокупность мер по мобилизации фин.ресурсов бюджет; Систему распределения бюджетных ресурсов; Систему мер по контролю за эффективностью использования фин.ресурсов; Совокупность мероприятий по увеличению фин.ресурсов предприятия.

Цель фин.политики – стимулирование экон.роста или сдерживание инфляции.

Принципы реализации фин.политики: принцип преемственности, принцип осмотрительности (осторожности), принцип бюджетного равновесия, принцип устойчивости ден.системы, принцип адекватности темпов роста бюдж.расходов темпам роста экономики, принцип распределения бюдж.средств между уровнями бюдж.системы в соотв. с публичными обязательствами органов власти.

Этапы реализации фин.политики (содержание фин.политики):

1) Выработка научно обоснованной концепции развития финансов (осуществляется с целью выявления объективной потребности в реализации намеченных мероприятий финансовой политики и обоснования изменения существующего механизма реализации финансовых отношений);

2) Определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период (базируется на целях и задачах экономической политики государства, выделении в составе экономики приоритетных отраслей и т.д.);

3) Разработка конкретных путей реализации основных направлений использования финансов на перспективу (предполагает выработку путей решения поставленных целей и задач, которые будут способствовать реализации основных направлений финансовой политики на определенном отрезке времени).

В зависимости от применяемых государством методов регулирования экономики складываются два типа фин.политики:

1) Недискреционная фин.политика (политика встроенных стабилизаторов) – ряд способностей экон.системы самостоятельной стабилизации, т.е. без вмешательства каких-либо органов. Инструменты: налоги, соц.выплаты, программа помощи фермерам, эффект надежности компании, инертность склонности к потреблению и др.

2) Дискреционная фин.политика (проводимая гос-вом) – сознательное изменение налогов и правительственных расходов с целью воздействия на реальный объем нац.произв-ва и занятости, контроля над инфляцией и ускорение экон.роста. Инструменты: общественные работы, гос.соц.программы, правительственные закупки и инвестиции, фискальная политика и др.

Министерство финансов и его роль в управлении финансами.

Министерство финансов РФ осуществляет общее руководство организацией финансов в стране.

Основные задачи Министерства финансов РФ:

- совершенствование бюджетной системы РФ, развитие бюджетного федерализма;

- разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в РФ;

- концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития РФ;

- разработка проекта федерального бюджета;

- составление отчета об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ;

- разработка программ государственных заимствований и управление государственным внутренним и внешним долгом РФ и др.

Министерство финансов РФ в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие основные функции:

- подготавливает предложения и реализует меры по совершенствованию бюджетной системы РФ, развитию бюджетного федерализма и механизма межбюджетных отношений с субъектами РФ;

- участвует в разработке прогнозов социально-экономического развития РФ на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу;

- участвует в разработке и осуществлении мер по финансовому оздоровлению и структурной перестройке экономики, поддержке и защите интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг;

- участвует в подготовке предложений по основным направлениям кредитной, денежной политики РФ, улучшению состояния расчетов и платежей в экономике;

- разрабатывает меры, направленные на формирование и реализацию активной инвестиционной политики, участвует в разработке и финансировании федеральных инвестиционных программ и бюджета развития РФ;

- разрабатывает проекты федерального бюджета и прогноза консолидированного бюджета РФ;

- исполняет федеральный бюджет, составляет отчет об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ;

- осуществляет контроль за целевым использованием средств федерального бюджета и др.

Важное подразделение Министерства финансов - Главное управление федерального Казначейства, отвечающее за кассовое исполнение федерального бюджета, управление его доходами и расходами. Задачи:

- организация, осуществление и контроль за исполнением федерального бюджета, управление его доходами и расходами, для чего открываются счета казначейства в банках, исходя из принципа единства кассы;

- краткосрочное прогнозирование объемов государственных финансовых ресурсов и оперативное управление ими;

- аналитическая обработка информации о состоянии государственных финансов и бюджетной системы, ее представление высшим законодательным и исполнительным органам власти;

- управление и обслуживание совместно с ЦБ РФ государственного внутреннего и внешнего долга и др.

Таким образом, деятельность Министерства финансов РФ распространяется на все звенья финансовой системы, хотя и в разной степени.

Бюджетное регулирование, его формы и порядок применения.

Бюджетное регулирование– это процесс обеспечения сбалансированности (уравнивания доходов с расходами) каждого бюджета, входящего в состав бюджетной системы страны.

Процесс бюджетного регулирования осуществляется сверху вниз: каждый вышестоящий бюджет регулирует нижестоящие бюджеты.

Формы бюджетного регулирования:

- горизонтальное финансовое выравнивание

- вертикальное фин. выравнивание

Вертикальное финансовое выравнивание – система перераспределения ресурсов между бюджетами различного уровня (преимущественно вышестоящих бюджетов нижестоящему).

Вертикальное фин. выравнивание включает в себя:

1) выделение финансовой помощи (межбюджетных трансфертов из вышестоящего бюджета нижестоящему в форме дотаций, субвенций, субсидий).

2) отчисления от фед-ых и рег-ых налогов и сборов, передаваемых из вышестоящих бюджетов в нижестоящие.

Межбюджетные трансферты –ср-ва, передаваемые одним бюджетом РФ другому бюджету бюджетной системы

Бюджетный кредит– это форма финансирования бюджетных расходов, предусматривающая предоставление средств на возвратной и возмездной основах.

Дотация – межб трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе, без установления напр-ий и условий их использования.

Субвенция – межбюджетные трансферты, предост-е бюджету др. уровня на безвозмездной и безвозвратной основах на осущ-е опр-ых целевых расходов

Субсидия – межб. трансферты, предоставляемые бюджету другого уровня бюдж.системы РФ физ. или юрид. лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Горизонтальное финансовое выравнивание – передача бюджетных ср-в между бюджетами 1-го уровня бюджетной системы. В РФ не применяется. Применяется в Германии и широко развито (отчисления от НДС экономическими отсталым землям)

Методами бюджетного регулирования являются:

а) распределение расходов между отдельными видами бюджетов, входящих в бюджетную систему;

б) установление собственных (постоянно закрепленных) доходов для каждого звена бюджетной системы;

в) установление налогов, передаваемых из вышестоящих бюджетов в нижестоящие в целях сбалансирования последних;

г) сбалансирование нижестоящего бюджета путем оказания ему финансовой помощи из вышестоящего бюджета на основе безвозвратного предоставления денежных средств (дотация, субвенция, субсидия);

д) межбюджетное кредитование в виде в виде бюджетного кредита или бюджетной ссуды;

е) сокращение бюджетных расходов, включая секвестирование (Пропорциональное сокращение средств, предусмотренных бюджетом, в условиях преодоления его дефицита.

33. Бюджетный процесс как законодательно-организационная форма управления финансовыми ресурсами государства и муниципальных образований.

Бюджетный процесс - это регламентированная законом деятельность органов власти и иных участников БП по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов всех уровней.

Содержание бюджетного процесса определяется государственным и бюджетным устройством страны, бюджетными правами соответствующих органов власти и юридических лиц.

Задачи БП:

1. максимальное выявление всех материальных и финансовых резервов;

2. обеспечение сбалансированности бюджета;

3. согласование бюджета с общей программой финансовой стабилизации, проводимой в стране;

4. сокращение и ликвидация бюджетного дефицита за счет экономически оправданных источников;

5. повышение роли перспективного бюджетного планирования (прогнозирования), которое обеспечит пропорциональность и сбалансированность всех крупномасштабных социально-экономических программ;

Принципы организациибюджетного процесса:

1. единство и полнота охвата всех доходов и расходов бюджета

2. реальностьзапланированных доходов и расходов бюджета;

3. гласность и публичность;

4. самостоятельность каждого участника при осуществлении бюджетного процесса. Обеспечивается наличием собственных и регулирующих источников доходов, а также правом определять направления их использования;

5. балансовый метод, который заключается в установлении правильного соотношения между доходами и расходами бюджетов, а также создание финансовых резервов для обеспечения устойчивости бюджета.

Субъектами (участниками) бюджетного процесса являются:

1. президент РФ;

2. органы законодательной власти - Федеральное собрание и две его палаты: Совет Федерации и Государственная Дума;

3. органы исполнительной власти - Министерство финансов, налоговые органы, главы местного самоуправления и высшие должностные лица субъектов РФ и др.;

4. органы денежно-кредитного регулирования - Центральный Банк РФ и его филиалы;

5. органы государственного финансового контроля - Счетная палата и контрольно-финансовые органы на уровне субъектов РФ и на местном уровне;

6. государственные внебюджетные фонды;

7. главные распорядители и распорядители бюджетных средств;

8. получатели бюджетных средств

Функции страхования

1. Рисковая - раскрывает вероятный характер наступления чрезвычайных обстоятельств и выплат страхового возмещения; означает оказание денежной помощи пострадавшим хозяйствам и гражданам.

2. Предупредительная - связана с использованием части средств страхового фонда на уменьшение степени и последствий страхового риска.

3. Сберегательная - означает, что страхование должно обеспечить сохранность и капитализацию аккумулируемых средств.

4. Контрольная - означает финансовый контроль за правильностью проведения страховых операций; контроль за строго целевым и экономным расходованием средств страхового фонда; контроль за деятельностью страховых организаций, их финансовой устойчивостью и платежеспособностью; контроль за действиями страхователя, чтобы избежать мошенничества при наступлении страхового случая и осуществления выплат.

Основными источниками формирования финансов страховой компании являются:

- Собственный капитал

- Страховая премия

- Доход от инвестиционной деятельности

1.Собственные средства страховой компании формируются из двух источников: за счет взносов учредителей и за счет получаемой прибыли.

2.Страховая премия (брутто-премия, страховой взнос) — размер страховых платежей по договору страхования, уплачиваемый страхователем страховщику за определенный период времени со всей страховой суммы.

3.Основным источником получения прибыли для страховой организации является инвестиционная деятельность, которая проводится путем использования части средств страхового фонда в коммерческих целях.

Финансовым потенциалом страховой организации называются финансовые ресурсы, находящиеся в хозяйственном обороте и используемые для проведения страховых операций и осуществления инвестиционной деятельности. Доход от инвестиций складывается из процентов по банковским вкладам, дивидендов по акциям, доходов по ценным бумагам, от недвижимости и т.д.

Финансы как экономическая категория.

К сущностным чертам финансовых отношений (ФО)следует отнести следующие:

1. Это экон-ие отношения, возникающие в процессе обществ-ого воспроизводства. Исторически возник-ние финансов связыв-ся с расслоением общ-ва на классы и появл-ем гос-ва. Для содержания гос-ого аппарата и выполнения гос-вом его функций необходимы были доходы, к-ые формир-лись за счет поступлений от гос-ого имущества, натур-х и денежных сборов, пошлин. Гос-во изымало часть прибавочного и даже необходимого продукта для формирования своих доходов.

2. Это денежные отношения, поскольку проявляются через движение денежных средств. Особенность ФО в том, что они возникают между собственниками, а также в рамках одного собственника при установлении целевого назначения денежных ср-в. Виды фин отн-й: гос-во и предпр-я, гос-во и граждане и тд.

Наши рекомендации