Управление внешним государственным долгом
Внешний государственный долг является одной из форм финансирования бюджетного дефицита. В соответствии с Бюджетным кодексом под внешним государственным долгом понимаются обязательства, возникающие в иностранной валюте, за исключением обязательств субъектов Федерации и муниципальных образований перед Российской Федерацией, возникающих в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований). При этом целевые иностранные кредиты представляют собой форму финансирования проектов, включенных в Программу государственных внешних заимствований Российской Федерации. Целевые иностранные кредиты (заимствования) включают связанные кредиты иностранных государств, иностранных юридических лиц, а также нефинансовые кредиты международных финансовых организаций.
В объем государственного внешнего долга Российской Федерации включаются:
• номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации, обязательства по которым выражены в иностранной валюте;
• объем основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией и обязательства по которым выражены в иностранной валюте, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям), привлеченным под государственные гарантии Российской Федерации;
• объем обязательств по государственным гарантиям Российской Федерации, выраженным в иностранной валюте.
Управление внешним государственным долгом России от имени Российской Федерации является прерогативой Правительства, которое вправе осуществлять государственные внешние заимствования Российской Федерации и заключать договора о предоставлении государственных гарантий для привлечения внешних кредитов (займов) от имени Российской Федерации.
Минфин России выступает в качестве представителя Правительства Российской Федерации при согласовании основных принципов урегулирования взаимных финансовых требований между Российской Федерацией и иностранными государствами, разрабатывает и согласовывает с заинтересованными ведомствами межправсоглашения по урегулированию долговых обязательств бывшего СССР и Российской Федерации, подготавливает документацию, аргументирующую позицию Правительства Российской Федерации по всем ранее принятым Правительством бывшего СССР соглашениям со странами-кредиторами, взаимодействует с Внешэкономбанком по вопросам выверки остатков по счетам, на которых учитываются задолженности.
При реализации подписанных межправительственных соглашений Минфин России осуществляет прямые перечисления денежных средств в установленные межправсоглашениями сроки либо финансирует за счет средств федерального бюджета товарные поставки для погашения долговых обязательств, заключая соглашения по финансированию производства и поставок продукции с российскими производителями либо осуществляя взаимозачеты. Перечисленные виды деятельности осуществляются Департаментом международных финансовых отношений, государственного долга и государственных финансовых активов Минфина России.
Весь государственный внешний долг по причине своего образования подразделяется на две категории:
• займы Российской Федерации после 1991 г.;
• задолженность СССР, взятая на себя Правительством России. По официальным данным, признанный Россией советский долг составил в 1991 г. 95,1 млрд. долл.
Вопросы принятия Россией на себя обязательств по внешнему долгу бывшего СССР вызывают серьезные дискуссии, прежде всего в части долга странам СЭВ. Так, в рамках СЭВ цены на готовые изделия были завышены, а на сырье по политическим соображениям – занижены. В 2000 г. доля задолженности бывшего СССР в общей внешней задолженности Российской Федерации составила более 60 %, 118,7 (СССР) и 177,6 млрд. долл. (общая) соответственно.
На 1 апреля 2009 г. государственный внешний долг Российской Федерации имел следующую структуру (табл. 6.1).
Значительные объемы государственной задолженности породили определенные трудности в обслуживании долга в соответствии с условиями, предусмотренными прежними договорами, возникла необходимость реструктуризации долговых обязательств по внешней задолженности. Реструктуризация государственного внешнего долга — это прекращение долговых обязательств, составляющих государственный внешний долг, с параллельной заменой указанных обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств. Реструктуризация долговых обязательств имеет форму соглашения между сторонами, которое может, например, содержать пролонгацию периода выплаты долга либо его частичное списание. В случае, если сумма расходов на обслуживание реструктурируемого долга входит в общий объем реструктурируемых обязательств, то она не включается в объем расходов на обслуживание долгового обязательства в текущем году.
Ежегодно в федеральном законе о федеральном бюджете утверждаются предельные объемы государственного внешнего долга и пределы внешних заимствований Российской Федерации с разбивкой долга по формам обеспечения обязательств. В последние годы наметилась тенденция к снижению предельного объема внешних заимствований. В законе о федеральном бюджете на 2009 г. и плановый период 2010 и 2011 гг. предельный размер внешних заимствований Российской Федерации на 1 января 2010 г. был установлен в размере 41,4 млрд. долл. США, или 29,8 млрд. евро, что на 1,2 % больше, чем в предшествующем году.
Таблица 6.1