Методологические основы принятия финансовых решений.
Методология управленческого решения представляет собой логическую организацию деятельности по разработке управленческого решения, включающую формулирование цели управления, выбор методов разработки решений, критериев оценки вариантов, составление логических схем выполнения операций.
Методы разработки управленческих решений включают в себя способы и приемы выполнения операций, необходимых в разработке управленческих решений. К ним относятся способы анализа, обработки информации, выбора вариантов действий и пр.
Основными вопросами в принятии финансовых решений являются:
1) Выбор и ранжирование критериев.
2) Формирование вариантов (стратегий), максимизирующих каждый критерий и определение интервалов возможных значений критериев (выручка, прибыль, рентабельность, собственный капитал, финансовая устойчивость и др.).
3) Выбор целевой установки (миссия компании, изменение за период значений критериев).
4) Выбор варианта финансово-экономической стратегии (задание траектории и темпов, выделение факторов, выбор направлений изменений, корректировка и утверждение финансово-экономической стратегии).
5) Выбор объема продаж (с учетом точки безубыточности).
6) Выбор ассортимента.
7) Выбор варианта источников финансирования различных проектов.
8) Выбор объемов и сроков привлечения заемных средств (определение минимального объема, целесообразности).
9) Выбор рационального срока оборачиваемости.
10) Выбор эффективного использования прибыли (накопление или потребление).
11) Выбор рациональной структуры капитала.
12) Выбор рациональной структуры форм оплаты (наличными, безналичными, предоплата, по факту и пр.).
13) Выбор налоговой, инвестиционной и кредитной политики.
14) Выбор экономического механизма стимулирования персонала.
15) Выбор правил и форм принятия решения при отклонении от плана.
Задачами принятия решений на верхнем уровне руководства является планирование на основе оптимального прогнозирования в виде принятия эффективного решения для улучшения показателей компании за счет выбора наилучшего варианта.
Финансовый менеджер, обладающий достаточно высокой квалификацией, всегда старается получить любую формацию, даже самую плохую, или какие-то ключевые моменты такой информации, или отказ от разговора на данную тему (молчание - это тоже язык общения) и использовать их в свою пользу. Наличие у финансового менеджера надежной деловой информации позволяет быстрее принять финансовые и коммерческие решения, влиять на правильность таких решений, что, естественно, ведет к увеличению прибыли (рис. 1).
Идея решения |
Управляющая система |
Финансовая дирекция |
Финансовый менеджер |
Управляемая система |
Влияние решения на финансовые отношения |
Результат решения |
Внешняя информация |
Информация о состоянии объекта |
Рис.1. Система принятия финансовых решений в финансовом менеджменте |
Для обеспечения баланса интересов менеджеров и различных групп собственников, финансовый менеджер принимает решения по эффективному прогнозированию, планированию, привлечению и использованию денежных средств.
При таком рассмотрении задач финансового менеджера выделяются две принципиальные функции:
• обеспечение связи коммерческой деятельности компании с финансовым окружением (работа на финансовом, фондовом рынках, с налоговыми органами, с контрагентами, по оплате труда наемных работников);
• инвестиционный и финансовый анализ и принятие решений, контроль за эффективностью движения денег по принятым решениям.
Методы принятия решений:
1) Мозговая атака. Означает процесс генерирования идей общей группой менеджеров, когда рассматривается все возможные альтернативы с критической точки зрения.
2) Метод номинальной группы. Означает ограниченное общение между членами группы, которое ограничивает обсуждения или общение друг с другом до определенного предела. Члены группы присутствуют на встрече, но действуют независимо.
3) Независимость мнения экспертов (метод Дельфи). Означает альтернативную независимость в направлениях мнения экспертов, находящихся в пространственном отдалении друг от друга. 4) Платежная матрица. Означает метод, который заключается в выборе одного из нескольких вариантов. Он особенно эффективен тогда, когда руководитель должен установить, какая стратегия в наибольшей мере будет способствовать достижению целей. Платежная матрица подразумевает наличие разумно ограниченного числа альтернатив, то, что может случиться, с полной определенностью неизвестно, результаты принятого решения зависят от того, какая именно выбрана альтернатива и какие именно события имеют место.5) Дерево решений. Означает метод, который представлен в виде схематичного представления проблемы принятия решений. Как и платежная матрица, дерево решений дает руководителю возможность учесть различные направления действий, соотнести с ними финансовые результаты, скорректировать их в соответствии с приписанной им вероятностью, а затем сравнить альтернативы.