Международные платежные системы:VISA, AMERICAN EXPRESS, MASTER CARD, EUROCARD, CIRUS/MAESTRO
Российские платежные системы:UNIONCARD, STB CARD, Золотая корона, «АС Сберкарт».
Платежной системой будем называть совокупность методов и реализующих их субъектов, обеспечивающих в рамках системы условия для использования банковских пластиковых карточек оговоренного стандарта в качестве платежного средства. Одна из основных задач, решаемых при создании платежной системы, состоит в выработке и соблюдении общих правил обслуживания карточек входящих в систему эмитентов, проведения взаиморасчетов и платежей. Эти правила охватывают как чисто технические аспекты операций с карточками - стандарты данных, процедуры авторизации, спецификации на используемое оборудование и пр., так и финансовые стороны обслуживания карточек - процедуры расчетов с предприятиями торговли и сервиса, входящими в состав приемной сети, правила взаиморасчетов между банками, тарифы и т.д.
Таким образом, с организационной точки зрения ядром платежной системы является основанная на договорных обязательствах ассоциация банков. В состав платежной системы также входят предприятия торговли и сервиса, образующие сеть точек обслуживания. Для успешного функционирования платежной системы необходимы и специализированные нефинансовые организации, осуществляющие техническую поддержку обслуживания карточек: процессинговые и коммуникационные центры, центры технического обслуживания и т.п.
Процессинговый центр - специализированная сервисная организация - обеспечивает обработку поступающих от эквайеров (или непосредственно из точек обслуживания) запросов на авторизацию и/или протоколов транзакций - фиксируемых данных о произведенных посредством карточек платежах и выдачах наличных. Для этого центр ведет базу данных, которая, в частности, содержит данные о банках - членах платежной системы и держателях карточек. Центр хранит сведения о лимитах держателей карточек и выполняет запросы на авторизацию в том случае, если банк-эмитент не ведет собственной базы (off-line банк). В противном случае (on-line банк) процессинговый центр пересылает полученный запрос в банк-эмитент авторизуемой карточки. Очевидно, что центр обеспечивает и пересылку ответа банку-эквайеру. Кроме того, на основании накопленных за день протоколов транзакций процессинговый центр готовит и рассылает итоговые данные для проведения взаиморасчетов между банками-участниками платежной системы, а также формирует и рассылает банкам-эквайерам (а, возможно, и непосредственно в точки обслуживания) стоп-листы. Процессинговый центр может также обеспечивать потребности банков-эмитентов в новых карточках, осуществляя их заказ на заводах и последующую персонализацию. Следует отметить, что разветвленная платежная система может иметь несколько процессинговых центров, роль которых на региональном уровне могут выполнять и банки-эквайеры.
Коммуникационные центры обеспечивают субъектам платежной системы доступ к сетям передачи данных. Использование специальных высокопроизводительных линий коммуникации обусловлено необходимостью передачи больших объемов данных между географически распределенными участниками платежной системы при авторизации карточек в торговых терминалах, при обслуживании карточек в банкоматах, при проведении взаиморасчетов между участниками системы и в других случаях.
13. История появления и развития пластиковых карт и платежных систем
- подготовительный
- эмиссия пластиковых карт
- этап штатной работы системы
- этап развития системы
Подготовительный этап.
Действия по организации платежной системы:
- сегментация клиентской базы, выбор карточных продуктов
- оценка потенциальных мест установки аппаратуры и оборудования для работы с пластиковыми карточками
- экспертная оценка существующих платежных систем
- разработка финансовых схем расчетов по видам карт (дебитная карта, кредитная карта, зарплатная карта)
- переговоры с представителями платежной системы и процессинговых центров
- выбор платежной системы, заключение договора о сотрудничестве
- заказ тестового оборудования
- разработка программного обеспечения для работы с пластиковыми картами, подготовка паспортных данных потенциальных владельцев пластиковых карт для расчетов
Эмиссия пластиковых карт.
- Создание регистрационного центра обработки тразакций
- Начало агрессивной рекламной компании
- Окончание оснащения обменных пунктов и прочих мест обслуживания пластиковых карт техническим и программным обеспечением
- Выработка плана по выдаче пластиковых карт и заключение по карточкам
- Начало выдачи пластиковых карт индивидуальным владельцам
- Массовое заключение договоров на обслуживание по карточкам
- Начало заключения договоров и заказ необходимого аппаратного и прочего обеспечения для автоматизации торговых точек.
Этап штатной работы системы.
- Окончательное закрепление тарифов и условий по обслуживанию пластиковых карт
- Уменьшение рекламных затрат и выход на режим постоянного информирования клиентов
- Перенос территориальных границ обслуживания карт за границы центрального офиса
- Взаимодействие и другими банками – участниками платежной системы
- Расширение сети торговых организаций и сервисных центров
- Начало межрегионального обмена платежной информацией
- Составление на основе собираемых статистических данных среднесрочного прогноза о развитии платежной системы
- Выработка надежных средств и направлений хранения и инвестирования привлеченных средств.
Этап развития системы.
- Расширение перечня услуг, осуществляемых с помощью пластиковых карт
- Расширение акционеров – участников платежной системы
- Составление на основе постоянно собираемых данных долгосрочного прогноза развития платежной системы
- Совершенствование административной, технической, юридической работы по массовой эмиссии пластиковых карт.
14. Классификация пластиковых карт.
Существуют различные виды классификаций пластиковых карт по различным критериям.
1. По материалу:
А)бумажные;
Б)металлические
В)пластиковые
2. По назначению:
А)идентификационные
Б)информационные
В)для финансовых операций
3. По виду:
А)личные
Б)корпоративные
4. По способу записи информации:
А)графическая запись
Б)штрих – кодирование
В)эмбоссированная запись – механическое вдавливание цифр
Г)кодировка на магнитной полосе
Д)микропроцессорные карты
Е)лазерная запись
5 По категории клиентов:
А)обычные
Б)золотые
В)серебряные
6. По экономическому содержанию:
А)дебетная
Б)кредитная
15. Международные и российские платежные системы, их характеристика.