Понятие товарооборота и его роль в формировании финансовых результатов внешнеторгового предприятия.
Одним из основных экономических показателей хозяйственной деятельности внешнеторгового предприятия является товарооборот — процесс обмена товаров на деньги. Товарооборот характеризует процесс движения товаров посредством актов купли-продажи и выражается в объеме денежной выручки за проданные товары.
Под розничным товарооборотом понимают передачу товаров конечным потребителям. На этом процесс обращения товара завершается — он поступает в сферу потребления.
Оптовый товарооборот – это продажа товаров другим предприятиям в целях профессионального использования (последующей переработки или перепродажи). В результате оптовой продажи товары не переходят в сферу личного потребления, а остаются в сфере обращения или поступают в производственное потребление.
Обязательный признак операции, относимой к оптовой торговли, - наличие счета-фактуры на отгрузку товаров. Обязательный признак операции, относимой к розничной торговле, - наличие кассового чека (документ строгой отчетности).
Развитие товарооборота должно быть тесно увязано с такими экономическими показателями, как спрос, поступление товаров, товарные запасы, прибыль, численность работников, расходы на оплату труда. При этом оптимальным считается такое соотношение в развитии этих показателей, которое представлено в моделях стратегического регулирования товарооборота.
Первая модель стратегического регулирования розничного товарооборота обеспечивает сбалансированность спроса и предложения товаров. Это становится возможным при следующем условии:
,
где: - индекс роста поступления товаров;
- индекс роста объема товарооборота;
- индекс роста суммы товарных запасов
- индекс роста объема спроса населения.
Вторая модель стратегического регулирования розничного товарооборота обеспечивает повышение эффективности хозяйственной деятельности торгового предприятии. Это достигается при условии:
,
где: - индекс роста массы прибыли;
- индекс роста объема товарооборота;
индекс роста фонда оплаты труда;
- индекс роста численности работников.
Или:
,
где - индекс роста уровня рентабельности (в % к обороту);
- индекс роста производительности труда одного работника
- индекс роста средней заработной платы одного работника.
Показатель товарооборота имеет количественную и качественную характеристики. Количественная характеристика товарооборота — объем реализации в денежном исчислении, качественная — структура товарооборота. Структура (или ассортиментный состав) товарооборота — это доля отдельных товарных групп в общем объеме реализации.
Анализ товарооборота позволяет оценивать соответствие имеющихся товаров спросу потребителя для принятия мер по оптимизации структуры товарооборота, увеличению объема продаж, ускорению оборачиваемости товаров, ритмичности и равномерности продаж. Анализ следует начинать с оценки его динамики в текущих и сопоставимых ценах.
1. Динамика роста товарооборота в текущих ценах (ДТО) рассчитывается по формуле:
ДТО = Фактический товарооборот отчетного года в текущих ценах * 100 / Фактический товарооборот прошлого года
Если в анализируемом периоде изменились цены, то фактические данные по продаже товаров необходимо выразить в ценах, в которых прогнозировался товарооборот. Для этого рассчитывают индекс цен. В условиях заметного влияния инфляционных процессов на экономическую жизнь страны, обусловивших высокие темпы роста цен и обесценивания денег, использование индекса цен приобретает особое значение.
2. Индекс цен показывает изменение совокупной стоимости определенного количества товаров за анализируемый период. Индекс цен рассчитывается по формуле:
Iцен = Цотч / Цбаз
где Цотч - цена в отчетном периоде, Цбаз - цена в базовом периоде (в прошлом году), принимаемая за 100%.
3. Фактический товарооборот отчетного года в сопоставимых ценах рассчитывают по формуле:
ТОфакт в сопост.ценах = (фактический товарооборот в текущих ценах / индекс цен) * 100%
Например, в отчетном году произошел рост цен на 20%. Рассчитаем динамику товарооборота по предыдущим данным в текущих и сопоставимых ценах. 1. Динамика товарооборота в текущих ценах: 122%; 2. Индекс цен составил 120 / 100 = 1,2; 3. Рассчитаем фактический товарооборот отчетного года в сопоставимых ценах: 22000,0 / 1,2 = 18333,0 тыс. руб. 4. Рассчитаем динамику роста товарооборота в сопоставимых ценах: (18333,0 / 18000,0)*100 = 101,85%. Как видно из расчетов, товарооборот отчетного года вырос по сравнению с прошлым годом в текущих ценах на 22%, но после расчета динамики товарооборота в сопоставимых ценах оказалось, что товарооборот вырос за счет увеличения цен. При неизменных ценах базового периода товарооборот составил бы всего 18333,0 тыс. рублей, или 101,85%. Таким образом, товарооборот вырос в отчетном году только за счет роста цен, а не за счет увеличения количества продажи товаров. Дальнейший анализ общего объема товарооборота проводят по кварталам, что позволяет определить равномерность продаж на протяжении года и выявить степень удовлетворения покупательского спроса по сезонам.
4. При анализе ритмичности продаж определяют коэффициент ритмичности товарооборота по формуле:
Критм = Квартальный план продаж / Годовой план продаж.
При расчетах коэффициента ритмичности объем продаж можно учитывать в абсолютных суммах в денежном выражении или в удельном весе продаж в отдельные периоды в общем объеме продаж. Равномерными продажи считаются в том случае, если коэффициент равен единице.
Экономически обоснованные прогнозы товарооборота по кварталам (периодам года) играют важную роль для ритмичного удовлетворения покупательского спроса, стабильного денежного обращения, обеспечения развития товарооборота и связанных с ним других показателей торговой деятельности предприятия. После определения годового товарооборота с разбивкой по кварталам приступают к прогнозированию его по отдельным товарным группам и товарам с учетом сезонности спроса населения и сложившегося уровня продажи товаров. Так, в летний период происходит некоторое сокращение потребления мяса и мясных продуктов за счет увеличения потребления молока и молочных продуктов, овощей, фруктов. А в I и IV кварталах возрастает потребление мяса, колбасных изделий, птицы.
При анализе ритмичности товарооборота необходимо определить коэффициент ритмичности продаж. Для этого выполняются следующие расчеты:
Таблица 24 – Анализ ритмичности продаж
Объем фактического товарооборота превысил прогнозное значение на 0,65% (3 100:3 080*100 = 100,65%), но продажи осуществлялись недостаточно ритмично по сравнению с прогнозом, так как изменились объемы и доли продаж в отдельные периоды. Коэффициент ритмичности продаж составил:
Рассчитанные значения коэффициентов ритмичности меньше 1, что свидетельствует о недостаточной ритмичности продаж в отчетном периоде. Прогнозы по объемам продаж выполнялись только в 1 и 2 кварталах, а в 3 и 4 квартале не выполнены. Анализ выполнения прогноза продаж по кварталам необходимо дополнить анализом продажи товаров по месяцам. Этот анализ позволяет оценить равномерность выполнения прогноза товарооборота внутри кварталов, своевременно выявить причины наметившегося несоответствия фактических данных прогнозируемым и принять соответствующие меры.
На заключительном этапе анализа ритмичности продаж определяют объем снижения товарооборота в результате нарушения ритмичности продаж по формуле: ΔТОКритм = (1 – Критм)*ТО0.
В качестве продолжения и конкретизации анализа общего объема товарооборота изучают ассортимент и структуру товарооборота. Успех деятельности торговой организации в значительной степени зависит от обоснованного формирования ассортимента товаров, соответствующего требованиям покупателей.
Главная цель внешнеторгового предприятия – максимизация прибыли- требует постоянного увеличения объема товарооборота как основного фактора роста доходов и прибыли. Рентабельность товарооборота (отношение прибыли к объему товарооборота) показывает, какая прибыль получена в расчете на 1 руб. оборота или сколько процентов занимает прибыль в товарообороте.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. Назовите состав основных источников формирования финансовых ресурсов предприятия.
2. Как соотносятся понятия «финансовые ресурсы» и «капитал» предприятия?
3. Как классифицируется капитал предприятия?
4. Как формируется совокупный доход торгового предприятия?
5. Назовите виды расходов и их состав.
6. Что такое себестоимость продукции, работ, услуг?
7. Какие показатели рентабельности внешнеторгового предприятия вам известны? Как они рассчитываются?
8. Назовите факторы колебания цен.
9. Определите содержание различных вариантов конкурентных стратегий производителя/продавца на рынке.
10. Какие цены могут применяться в зависимости от продолжительности нахождения товара на рынке?
11. Дайте характеристику различным методам ценообразования.
12. Определите сущность понятия товарооборота. Какова его роль в формировании финансовых результатов внешнеторгового предприятия?
13. Охарактеризуйте модели стратегического регулирования розничного товарооборота.
14. Как проводится анализ товарооборота на предприятии?