Платежи осуществляются в пользу государства, формируя бюджетные и внебюджетные денежные фонды.
В настоящее время используется несколько терминов, подразумевающих фискальный метод формирования централизованных денежных фондов: налог, сбор, плата, пошлина. Разница между этими понятиями в отечественном законодательстве до такой степени размыта, что в современных учебниках вы не найдете вразумительного объяснения относительно того, чем эти понятия отличаются по сути. Приведу несколько примеров законодательно-методологической неразберихи.
1. В действующем1 законодательстве Украины есть понятие «акцизный сбор», а в проекте Налогового кодекса Украины2 (НКУ) уже введено понятие «акцизный налог», хотя суть платежа от этого не изменилась.
2. В Законах Украины «О Государственном бюджете» плата за лицензии значится как налоговые поступления, а в Законе Украины «Про систему оподаткування» такие платежи вообще не числятся. Не нашлось места для этих платежей и в проекте3 НКУ. А платеж этот обязательный и взимается в пользу государства (налицо признаки фискального).
3. Шедевром неразберихи считаю пункт 16 статьи 14 Закона Украины «Про систему оподаткування». Процитирую пункт дословно (в переводе): «...сбор на обязательное государственное
' Имеется в виду Закон Украины «Про систему оподаткування» (см. Приложение 46).
2 С проектом кодекса вы можете ознакомиться на сайте Министерства финансов.
Налоговый кодекс Украины лет десять обещают вот-вот принять.
3 По состоянию на июль 2007 года.
Глава 8. Налоги Украины 183
пенсионное страхование^». Спрашивается — так это налог или страховая премия? По-моему, в данном случае пережитки социализма размыли отличия даже между понятиями фискального и страхового платежа.
4. В проекте Налогового кодекса Украины авторы обозначили разницу между налогом и сбором (трактовку понятий налога и сбора позаимстовали из российского Налогового кодекса). При этом сделан упор на то, что налог является нецелевымплатежом (см. ниже). Но несколько последних лет в Украине распространена практика зачисления части налогов, акцизов, пошлин в специальный фонд бюджета. При этом пункт 7 статьи 13 БКУ гласит: «Платежи за счет специального фонда осуществляются в пределах средств, поступивших в этот фонд на соответствующую цель».Другими словами, налоги (в той части, в которой они зачисляются в спецфонд бюджета) обретают статус целевых платежей. Очень интересно узнать, что произойдет скорее: изменят трактовку понятия «налог» в окончательной версии НКУ или после вступления кодекса в силу перестанут зачислять налоги в спецфонд бюджета? Скорее всего, не произойдет ни того, ни другого. И будет у нас очередная законодательная нестыковка.
«Податкомє обов'язковий, нецільовий, безумовний, індивідуально
безоплатний платіж, що справляється з платників податків до бюджетів у формі відчуження грошових коштів, які належать їм на праві власності, праві оперативного управління чи господарського відання, з метою фінансового забезпечення діяльності держави та територіальних громад.
Збором є обов'язковий, індивідуальний, цільовий платіж до бюджетів усіх рівнів, що справляється з платників податків з умовою вчинення на їх користь органами державної влади, органами місцевого самоврядування, іншими уповноваженими особами юридично значимих дій, у тому числі за видачу юридично значимих документів»'.
1 В проекте НКУ платежей в ПФУ уже нет. Видимо, платежи в ПФУ законодательно
обретут статус страховых (по форме).
5 Определения понятий налога и сбора приведены из проекта Налогового кодекса
Украины.
Вся литература по бухгалтерскому и налоговому
http://market.factor.ua
интернет-магази
184 Финансы. UA
Исходя из сказанного, советую вам не морочить себе голову, дышать ровно и рассматривать все платежи с высоты двух фискальных признаков. Эти два признака есть и у налогов, и у сборов, и у прочих обязательных платежей, взимаемых в пользу государства. Именно так сделали авторы Закона Украины «Про систему оподаткування», объединив все обязательные платежи в одно целое на основании двух общих признаков. В соответствии со статьей 2 этого Закона «под налогом и сбором (обязательным платежом) следует понимать обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или государственный целевой фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, которые определяются законами Украины о налогообложении». Для простоты изложения материала давайте договоримся, что все фискальные платежи будем называть налогами.
ЭЛЕМЕНТЫ НАЛОГА
Для того чтобы более глубоко подойти к пониманию сущности налога, рассмотрим наиболее важные его элементы.
Субъект налога(в украинском налоговом законодательстве фигурирует понятие «плательщик налога») — юридическое или физическое лицо, на которое государством возложена обязанность по уплате налога. При определенных условиях субъект налога может переложить уплату налога на другой субъект, который будет действительным носителем налога.
Носитель налога— юридическое или физическое лицо, уплачивающее налог из собственного дохода. При этом носитель налога вносит его субъекту налога, а не государству. В данном случае речь идет о косвенных налогах. Классический пример — НДС: субъектом налога является продавец товара, а носителем налога — покупатель.
Объект налога(в налоговом законодательстве Украины употребляется термин «объект налогообложения») — то, что облагается налогом. Это могут быть доходы, прибыль, имущество (движимое и недвижимое), вредные выбросы загрязняющих веществ, определенные действия (например, транзитный проезд по
Глава 8. Налоги Украины 185
территории страны), количество добытых полезных ископаемых, земельные участки etc.
База налогообложения— денежная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения, которая учитывается при расчете суммы налога. Например:
— базой для расчета земельного налога является суммарная площадь (или стоимость) земли, которая находится в собственности или пользовании субъекта налога;
— базой для расчета акцизного сбора (налога) на товары, произведенные на таможенной территории Украины, является стоимость реализованного производителем подакцизного товара (за вычетом НДС и акциза);
— базой для расчета налога с владельцев транспортных средств является объем двигателя (количество кубических сантиметров) транспортного средства, которым владеет налогоплательщик.
Источник уплаты налога— доход субъекта налога, из которого налог уплачивается (например, НДС уплачивается гражданами из своих личных доходов). В ряде случаев источник уплаты может совпадать с объектом налога (например, налог на прибыль уплачивается из полученной прибыли).
Единица обложения— часть объекта налога, принимаемая за основу при исчислении налога. Например, гривня прибыли, квадратный метр или сотка земли, кубометр выброшенных в атмосферу вредных веществ, тонна добытой нефти etc.
Ставка налога— законодательно установленный размер налога с единицы обложения. Существуют два вида ставок:
твердые ставки — устанавливаются в денежном выражении на единицу объекта налогообложения в натуральном исчислении (столько-то гривень за гектар земли, столько-то гривень за тонну добытой нефти, столько-то гривень с одного торгового места на рынке etc);
процентные ставки — устанавливаются в процентах с единицы объекта налогообложения (например, в Украине ставка налога на прибыль составляет 25 % с каждой гривни прибыли).
Налоговая льгота— полное или частичное освобождение от уплаты налога. Налоговые льготы могут касаться как налогоплательщика налога, так и определенных видов его деятельности.
186 Финансы.UA
Примеры:
— в Украине от уплаты налога с владельцев транспортных средств освобождены ветераны войны и ветераны труда (льгота, предоставляемая плательщику налога);
— от уплаты НДС в Украине освобождена деятельность по предоставлению услуг в сфере высшего образования (льгота на определенный вид деятельности).
ФУНКЦИИ НАЛОГОВ
Разные ученые выделяют у налогов от двух до шести и более функций. Но все они едины в одном — налоги выполняют фискальную (отнимательную) функцию. Название этой функции говорит само за себя. Посредством налогов происходит частичное обязательное изъятие финансовых ресурсов из сферы децентрализованных финансов и формирование централизованных денежных фондов.
Налоги — финансовая категория. Данное утверждение тоже не вызывает разногласий среди ученых. Исходя из того, что налоги являются финансовой категорией, ученые, как правило, сходятся во мнении, что налоги выполняют распределительную и контрольную функции. На этом мы и остановимся, поскольку все остальные функции, которые приписывают налогам, являются лишь следствием (подфункциями) трех названных1.
Одной из наиболее важных специфических особенностей распределительной функции налогов является то, что распределение ресурсов осуществляется путем принудительного изъятия. Другими
1 Лично я считаю, что и фискальная функция является лишь специфическим подвидом распределительной. Поскольку посредством налогов тоже осуществляется распределение стоимости в денежном выражении, но с одним нюансом — оно принудительно-обязательное.
И вообще, если предположить, что налоги являются неотъемлемой составной частью финансов, то они не могут выполнять функций больше, чем сами финансы. Ведь не может же ваша правая рука выполнять функций больше, чем все ваше тело. Исходя из этого, я считаю, что количество функций любой составной части финансов может быть меньше или равно количеству функций финансов. А у финансов, как мы уже договорились, две функции — распределительная и контрольная.
Глава 8. Налоги Украины 187
словами, посредством налогов осуществляется обязательное, регламентированное налоговыми законами распределение стоимости между государством и остальными субъектами финансовой системы. Во всем остальном предназначение распределительной функции налогов абсолютно аналогично распределительной функции финансов (см. раздел первый). В соответствии с кейнсианской теорией, изменяя масштабы принудительного распределения финансовых ресурсов, можно регулировать совокупный спрос, сдерживая или стимулируя темпы экономического роста.
Что касается контрольной функции налогов, то она тоже аналогична контрольной функции финансов. Хочу только лишний раз напомнить, чтобы вы контрольную функцию налогов не отождествляли с функциями контролирующих органов, которые призваны следить за полнотой и своевременностью внесения обязательных платежей в пользу государства.