Государственные и муниципальные расходы
Государственные и муниципальные расходы – это совокупность денежных средств, используемых для финансирования функций и задач органов государственной власти и местного самоуправления.
Экономическое содержание государственных и муниципальных расходов проявляется в их делении по следующим двум взаимосвязанным признакам:
§ степени полезности: необходимые, полезные и избыточные расходы. Избыточные расходы (расходы, не дающие никакого эффекта) должны быть сразу исключены из числа финансируемых еще на стадии планирования. Необходимые расходы принимаются к исполнению и включаются в бюджет в полном объеме. Они, как правило, стабильны по составу и структуре и являются переходящими из года в год (могут меняться только объемы финансирования). Часть полезных расходов при наличии налоговых источников приравнивается к необходимым, другая часть – к чрезвычайным.
§ характеру финансируемых общественных потребностей: обычные и чрезвычайные расходы. Обычные расходы – это преимущественно необходимые текущие расходы основного бюджета и часть инвестиционных расходов, отнесенных к категории необходимых, а чрезвычайные – это текущие полезные расходы, которые носят чрезвычайный характер, и полезные инвестиционные расходы.
Обычные расходы должны покрываться обычными доходами – налогами и сборами, а чрезвычайные – чрезвычайными поступлениями и доходными источниками в виде доходов от государственного имущества, государственных займов, средств финансовых резервов и подобных источников преимущественно неналогового характера.
Существуют различные классификационные признаки и группы государственных и муниципальных расходов, учитывающие особенности организации, государственного устройства и публичного права страны. Рассмотрим прикладную классификацию государственных и муниципальных расходов, применительно к современной России.
1. По звеньям системы государственных и муниципальных финансов:
-бюджетные расходы;
- внебюджетные расходы;
- расходы на формирование и финансовые вложения (в ценные бумаги, иностранную валюту и пр.) средств государственных финансовых резервов и резервных фондов.
2. По уровням власти и управления:
- федеральные расходы;
- региональные расходы;
- местные расходы.
В структуре государственных и муниципальных расходов ведущее место принадлежит федеральным расходам. На их долю приходится в среднем около 50% в общем объеме расходов консолидированного бюджета РФ, на расходы региональных бюджетов – около 32%, местных – около 18%.
3. По отношению расходов к заемным источникам:
- процентные расходы – это расходы, направляемые на погашение и обслуживание долговых обязательств (возврат кредитов, погашение займов, уплата % и т. п.);
- непроцентные расходы – все остальные расходы.
4. По экономическому признаку:
- текущие расходы – это расходы, обеспечивающие функционирование органов государственной власти и местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий, субвенций, другие расходы, не носящие характер капитальных;
- капитальные (инвестиционные) расходы – это расходы, обеспечивающие инвестиционную и инновационную деятельность государства, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности.К ним относятся расходы, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые предприятия, бюджетные кредиты юридическим лицам на инвестиционные цели, расходы на проведение капитального ремонта, средства резервов и резервных фондов, вложенные в инструменты финансового рынка, и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством.
5. По формам расходования средств:
- ассигнования на содержание бюджетных учреждений (включают оплату труда работников, страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, командировочные расходы и т.п.);
- средства на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам;
- трансферты населению, включающие в себя ассигнования на реализацию органами местного самоуправления обязательных выплат населению (пенсий, пособий, стипендий и т.п.), установленных законодательными актами федерального, регионального и муниципального уровней;
- ассигнования на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;
- ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов;
- бюджетные кредиты юридическим лицам (включая налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и других обязательств);
- субвенции и субсидии физическим и юридическим лицам;
- инвестиции в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц;
- бюджетные ссуды, дотации, субвенции и субсидии бюджетам других уровней бюджетной системы РФ, государственным внебюджетным фондам;
- кредиты иностранным государствам;
- средства на обслуживание и погашение долговых обязательств, в том числе государственных или муниципальных гарантий.