Вопрос о стиле в архитектуре: используем ли мы тибетские элементы? Например роспись стен или колонны?
Это вопрос вкуса. Так же это зависит от самого здания. Иногда мы покупаем помещение, где уже есть колонны, или что-то тибетское в структуре, тогда мы конечно подчёркиваем эти детали, оживляем их. Иногда на стенах есть очень красивая лепнина, похожая на тибетский стиль. Конечно мы её оставляем. Или бывают очень красивые рельефы на дверях. Или в какой-то угол вписывается статуя Будды. Тогда мы просто ставим её туда. Но нам не нужно перегружать центр буддийскими формами и символами. В основном Будды находятся в гомпе, и в столовой нам должно свободно дышаться, у нас должна быть возможность поговорить об обычных вещах. Если ты будешь со всех сторон окружён Буддами, то ощущение будет другое. Что касается тибетской росписи – мы не очень это используем. Иногда могут быть какие-то элементы, орнаменты, но только если это хорошо смотрится. Если я скажу, что мы их используем – тогда вы везде начнёте делать росписи, если скажу, что нет – то даже там, где это будет уместно вы скажите, “Кати сказала «нет»”. Подобными вопросами вы загоняете меня в угол. Это всё дело стиля. Может быть в очень современном здании, в определённом месте, например над дверью, 8 символов удачи было бы самым красивым, что могло бы там быть. Но если вы покрасите дверь в красный свет, а над ней небрежно нарисуете эти же 8 символов, то возникнет вопрос – зачем? Такие детали должны быть на своём месте, должны хорошо вписываться. Про колонны – мы стараемся их не использовать, ведь они мешают нам в гомпе, когда мы слушаем лекцию, из-за них невозможно видеть учителя. Даже на больших площадях можно обойтись без колон, например как мы это сделали в Брауншвайге. В Европа центре на площади 600 кв. м, нет ни одной колонны, а здание было построено 100 лет назад.
Вопросы дизайна одни из самых горячо обсуждаемых в наших центрах, как по твоему опыту, принимаются решения по дизайну?
Здесь у меня есть совет – не обсуждайте стиль. И в обсуждении этих вопросов не должно участвовать много людей. Найдите одного или двух людей с хорошим вкусом и доверьтесь им. Пусть они нарисуют для вас один или два примера и вы или выберете из них, или дадите им сделать так, как они считают нужным. Ни в одной группе не будет согласия по поводу стиля, всегда будут люди, которым что-то не понравится, кто-то будет говорить, что знает лучше. Обсуждать стиль – это потеря времени. Это не приведёт вас к Просветлению, и вы никогда не придёте к общему пониманию. А если вы попытаетесь принять общее решение, то вам придётся пойти на компромиссы – а в плане стиля это ужасно! Не теряйте время, ведя эти глупые обсуждения. Просто пригласите архитектора или дизайнера и дайте им делать дело. Если вам понравилось то, что они сделали раньше, вам понравится и то, что они сделают для центра. Каждому нравится что-то своё, каждый обставляет своё комнату по-разному – это как с одеждой. О вкусах не спорят. Нужно избегать дискуссий в этой области, и не нужно менять то, что придумал дизайнер. Я, например, не специалист, и не знаю всех дизайнерских трюков, но я знаю основные принципы, каким должен быть буддийский центр. С этими принципами я могу обратиться к дизайнеру и попросить его сделать свою работу. Очень разумно обращаться к профессионалам. Сейчас мы расходуем совсем другие суммы и строим центры площадью 600-800 кв. м. Это совсем другие измерения. Когда мы делали нашу первую кухню, мы просто решали, где на 12 метрах поставить плиту, холодильник и стол. Каждый может сделать подобный «дизайн». Сейчас требуется охватить сотни квадратных метров. Именно поэтому дизайнер – отдельная профессия. Очень мудро потратить деньги на профессионала в этой области. Если такой человек есть в Сангхе – это ещё лучше.
Ты говорила о специальных материалах, которые мы можем использовать в центрах. Например о таких, которые используются на фабриках или в магазинах. Можешь рассказать об этом поподробнее?
Нам нужно понять, что мы строим не обычный дом. Мы сделали много такого рода ошибок в наших центрах. Потому что у нас был опыт только своих квартир, и поэтому мы использовали такие же материалы, как у себя дома. Их также легко купить. Но, строя наши центры, мы должны понимать, что мы строим что-то типа железнодорожной станции или аэропорта. Это такое место, где постоянно приходит и уходит большое количество людей. Для этих целей нам нужны более прочные материалы, которые не так быстро изнашиваются. Также материалы, которые легко моются – в этом смысле вместо паркета хорошо использовать отполированный бетон. Одновременно, это очень надёжно. Также важно решить, где в центре мы ходим в обуви, а где нет.