Отбор клиентов аудиторскими фирмами

Для того чтобы снизить аудиторский предпринимательский риск, т.е. риск неудачи аудиторской проверки, аудиторские ор­ганизации должны иметь надежные критерии оценки потенци­альных клиентов, в том числе для включения в текст договора определенных дополнительных условий.

Неудачный, непродуманный, опрометчивый выбор клиента может привести к значительным финансовым и моральным из­держкам, нанести ущерб репутации аудиторской организации.

До начала проведения аудита или оказания сопутствую­щих услуг аудиторская организация должна ознакомиться с деятельностью экономического субъекта, чтобы понять ее и правильно оценивать события, операции, используемые ме­тоды учета. При этом следует использовать правило (стандарт) аудиторской деятельности «Понимание деятельности эконо­мического субъекта».

На этапе предварительного планирования аудитор должен ознакомиться с внешними и внутренними факторами, влияю­щими на финансово-хозяйственную деятельность клиента, и оце­нить возможность проведения аудита.

Аудиторская организация должна собрать объективную ин­формацию о потенциальном клиенте.

Внешними источниками такой информации могут быть:

· средства массовой информации: газеты, журналы, радио, телевидение и др.;

· банки:

· страховые организации;

· деловые партнеры потенциального клиента;

· другие источники.

Внутренние источники получения информации:

· устав, документы о регистрации, протоколы заседаний органа управления, документ об учетной политике;

· бухгалтерская и статистическая отчетность;

· планы, сметы, проекты;

· контракты, договоры, соглашения;

· внутренние отчеты аудиторов, консультантов;

· внутрифирменные инструкции;

· материалы налоговых проверок, судебных и арбитражных исков;

· документы, регламентирующие производственную и орга­низационную структуру экономического субъекта, список его филиалов и дочерних компаний;

· сведения, полученные из бесед с руководством и испол­нительным персоналом экономического субъекта, для под­тверждения допущения непрерывности деятельности пред­приятия, а также для первичной оценки надежности сис­тем бухгалтерского учета и внутреннего контроля экономи­ческого субъекта;

В процессе принятия решения о начале работы с новым экономическим субъектом необходимо выяснить:

1. характер взаимоотношений с налоговыми органами, бан­ками, страховыми организациями, акционерами и другими поль­зователями отчетности потенциального клиента;

2. причины, побудившие экономический субъект обратиться к услугам аудиторской организации (особенно в случае инициа­тивного аудита);

3. причины, побудившие потенциального клиента сменить аудиторскую организацию, если этот факт имел место;

4. объем и характер нарушений порядка ведения бухгалтер­ского учета, составления бухгалтерской отчетности, хозяйствен­ного законодательства Российской Федерации при осуществле­нии

финансово – хозяйственной деятельности, недостатков орга­низации системы внутреннего контроля, выявленных предыдущими аудиторскими проверками и проверками налоговых орга­нов. Если экономический субъект ранее проверялся аудитор­скими организациями, он должен представить новому аудитору копии письменной информации не менее чем за три финансовых года, предшествующих планируемой проверке;

5. виды деятельности экономического субъекта и наличие лицензий на них, если какие-либо из них подлежат обязатель­ному лицензированию. При этом следует руководствоваться пе­речнем лицензируемых видов деятельности, установленным Фе­деральным законом РФ № 158-ФЗ от 29.09.98 «О лицензирова­нии отдельных видов деятельности»;

6. наличие всей документации, необходимой для проведения проверки — первичных документов, регистров аналитического и синтетического учета, бухгалтерской отчетности по всем филиа­лам и подразделениям, а также по всем видам деятельности;

7. происходила ли в течение отчетного периода, за который планируется проведение аудиторской проверки, смена руковод­ства экономического субъекта, главного бухгалтера, иного пер­сонала;

8. не планирует ли предприятие в ближайшее время сущест­венно сократить объемы производства продукции (работ, услуг), объявить о банкротстве, ликвидироваться.

Если результаты проведенной работы указывают на то, что аудиторский профессиональный риск аудиторской организации будет слишком высоким при работе с данным клиентом, а проверка слишком трудоемкой, то клиент на обслуживание не принимается, о чем ему направляется соответствующее уведомление.

Если аудиторская организация согласна вести работу с дан­ным клиентом, то она направляет ему письмо-обязательство о согла­сии на проведение аудита, форми­рует штат для проведения аудита и готовит договор на оказание аудиторских услуг.

Наши рекомендации