P. S. как работать в powerpoint

Бывает, что нож оборачивается со всей яростью против собственного же хозяина.

Пользоваться ножом следует с большой аккуратностью,

помня, что ему все равно, кого резать. Стивен Кинг в предисловии к сборнику «Ночная смена»*

PowerPoint — швейцарский складной нож предпринимателя. Он был задуман как инструмент, но превратился в самоцель, и в большинстве случаев лишь создает помехи в донесении до слушателя смысла презен­тации. Пока вы не порезались собственным ножом, выслушайте мои советы по использованию PowerPoint как средства достижения цели.

P. S. как работать в powerpoint - student2.ru Перевод мой. — Е. К.

Generated by Foxit PDF Creator © Foxit Software f http://www.foxitsoftware.com For evaluation only.

Мастер-класс №3

• ИСПОЛЬЗУЙТЕ ТЕМНЫЙ ФОН.Темный фон означает серьезность и основательность. Белый или светлый фон выглядит дешево, по-дилетантски. Кроме того, смотреть на белый экран в тече­ние сорока пяти минут — утомительно для глаз. Подумайте: вы когда-нибудь видели, чтобы титры в кино шли черным шриф­том по белому фону?

• ПОМЕСТИТЕ ВАШ ЛОГОТИП НА ШАБЛОННУЮ СТРАНИЦУ.Любая
презентация — это еще и шанс повысить узнаваемость бренда, I
так что поместите ваш логотип на шаблонную страницу слайда,

и тогда он будет появляться на каждом из слайдов.

• ИСПОЛЬЗУЙТЕ ОБЫЧНЫЕ ШРИФТЫ БЕЗ ЗАСЕЧЕК.Презентация —
не место демонстрировать, что у вас — самая большая в мире
коллекция шрифтов. Используйте самые распространенные
шрифты, потому что однажды вам, возможно, придется прово­
дить презентацию на компьютере, где коллекция шрифтов будет
несколько отличаться от вашей. Кроме того, используйте шриф­
ты без засечек, поскольку они пусть и не так красивы, но гораздо
более удобочитаемы. Выбирайте Arial — не промахнетесь.

• АНИМИРУЙТЕ НЕ СЛАЙДЫ, А СВОЕ ТЕЛО.В PowerPoint предусмо­
трено свыше 60 способов анимировать текст и графику. Из них
59 — совершенно лишние. Многие предприниматели использу­
ют анимацию внутри слайдов и в переходах между ними с целью
как-то оживить свою презентацию. Неужели вы правда думаете,
что использование эффекта «шашки» сделает вашу презентацию
эффективнее? Послушайтесь моего совета: не увлекайтесь спец­
эффектами. Чтобы передать экспрессию и энтузиазм, исполь- I
зуйте не PowerPoint, а собственное тело. В общем, уберите из
оформления все, что вы добавили «для прикола».

• ИСПОЛЬЗУЙТЕ БУЛЛИТЫ.Большинство предпринимателей бул­
литы не используют. Они выводят на монитор и зачитывают
длинные куски сплошного текста. Так делать нельзя. Лучше раз-
бить текст на короткие абзацы с главной мыслью в заголовке. Но
учтите: не следует выводить их на монитор все одновременно,

P. S. как работать в powerpoint - student2.ru Generated by Foxit PDF Creator© Foxit Software http://www.foxitsoftware.com For evaluation only.

Как презентовать

как делают те немногие предприниматели, что все же пользуют­ся буллитами. Это тоже ошибка. Лучше выводить их по очереди: клик, буллит 1, объяснение; клик, буллит 2, объяснение; клик, буллит 3, объяснение. Это единственный случай, когда следует использовать анимацию, и я рекомендую применить здесь про­стой эффект «возникновение».

ИСПОЛЬЗУЙТЕ ТОЛЬКО ОДИН УРОВЕНЬ ЗАГОЛОВКОВ.Использо­вание многоуровневых списков означает одно из двух: вы либо пытаетесь впихнуть слишком много информации в один слайд, либо путано мыслите. Каждый слайд должен сообщать какую-то одну мысль, для четкости оформленную буллитами. К тому же если вы соблюдаете правило «10/20/30», то строить сложные конструкции, в любом случае, затруднительно.

ВСТАВЛЯЙТЕ ДИАГРАММЫ И ГРАФИКИ.Лучше буллит, чем кусок сплошного текста, но еще лучше — график или диаграмма. Ис­пользуйте диаграммы, чтобы объяснить, как работает ваш биз­нес. Используйте графики, чтобы показать тенденции и дина­мику. И все эти объекты выводите на слайд по очереди, кликом, как и буллиты.

ДЕЛАЙТЕ СЛАЙДЫ, ПРИГОДНЫЕ ДЛЯ РАСПЕЧАТКИ.Это мера предо­сторожности, связанная с использованием диаграмм и графиков. Иногда эти объекты наслаиваются друг на друга, что не вызывает проблем на мониторе, но будет заметно на бумаге, поэтому удо­стоверьтесь, что ваши слайды будут читаемы и в печатном виде.

Чиво

В: Как сделать презентацию запоминающейся?

О: Проблема не в том, что большинство презентаций скучны. В ва­кууме многие из них, расписывающие преимущества первопроходцев, патентованных технологий, рынка в 50 миллиардов долларов и испы­танных команд высокомотивированных гениев, могли бы показаться весьма увлекательными.

Generated by Foxit PDF Creator© Foxit Software http://www.foxitsoftware.com For evaluation only.

Г



Мастер-класс №3

Проблема в том, что большинство презентаций звучат совершенно одинаково, потому что все они говорят об одном и том же. Чтобы выде­литься из общей массы, дайте короткую (10 слайдов, 20 минут) презента­цию с захватывающим рассказом о том, как вы решаете конкретную про­блему, — и вас запомнят. Потому что таких презентаций — менее 1%.

Чтобы сделать презентацию запоминающейся, представьте себе, что ваши слушатели пришли после долгого рабочего дня, состоявше­го из скучнейших встреч; они засыпают на ходу и хотят лишь одно­го — поскорее попасть домой. В большинстве случаев так оно и есть, и вы должны быть готовы к этому.

В: Следует ли заранее разослать слушателям текст моей презентации?

О: Нет. Текст хорошей презентации обычно представляет собой раз­розненные фрагменты (крупным шрифтом!), так что адресаты, скорее всего, ничего в нем не поймут без вашей захватывающей устной рас­шифровки.

В: Следует ли раздать им распечатки в начале встречи?

О: Я бы не стал. Моя теория: в этом случае люди будут читать с опере­жением, потому что они читают быстрее, чем вы говорите. С другой стороны, без распечаток им будет труднее делать пометки по ходу ва­шего рассказа. Так что альтернативная стратегия — раздать распечат­ки в начале встречи, но попросить людей не забегать вперед.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Borden R. Public speaking — as listeners like it! New York: Harper & Brothers, 1935 (Борден Р. Публичное выступление, которое понравится аудитории). Также рекомендуется к мастер-классу №9 «Как создать бренд»; эта книга давно вышла из печати, но я раздобыл экземпляр на Amazon.com.

Piattelli-Palmarini M. Inevitable illusions: how mistakes of reason rule our minds. New York: John Wiley & Sons, 1994 (Пиаттелли-Палмарини М. Неизбежные иллюзии: как ошибки разума управляют нашим поведе­нием).

I

P. S. как работать в powerpoint - student2.ru Generated by Foxit PDF Creator© Foxit Software http://www.foxitsoftware.com For evaluation only.

МАСТЕР-КЛАСС №4

Как написать бизнес-план

Всякий раз, готовясь к битве, я убеждался в том, что планы бесполезны, но планирование — необходимо.

Дуайт Дэвид Эйзенхауэр

КОРОТКО

К

ак гласят кельтские мифы, существовали некогда магические со­суды, «удовлетворявшие вкусы и потребности всех, кто ел и пил из них». Эти мифы привели к возникновению легенды о Святом Граале. Современный эквивалент Святого Грааля — бизнес-план.

Он, по идее, тоже должен удовлетворять всех (инвесторов, дирек­торов, учредителей и менеджеров) и оказывать магическое влияние на каждого, кто вкусит из него, — в частности, вызывать непреодолимое желание выписать чек или утвердить проект.

Но, как и Святой Грааль, бизнес-план — объект в значительной степени мифический и недосягаемый. Большинство экспертов здесь со мной не согласятся, но бизнес-план не имеет особой практической поль­зы для стартап-компании, поскольку предприниматели обычно строят его на предположениях, гипотезах и прочих неизвестных величинах.

Что касается внутреннего предпринимательства, то и тут практи­ческое применение бизнес-плана весьма ограничено. Для любого — внешнего или внутреннего — стартапа лучшим руководством по ежедневному функционированию компании будет система ВРЗ (вехи, расчеты, задачи), о которой я рассказывал в мастер-классе №1.

Тем не менее многие инвесторы, недавно нанятые сотрудники, потенциальные члены совета директоров и внутренние специалисты,

Generated by Foxit PDF Creator© Foxit Software http://www.foxitsoftware.com For evaluation only.

Мастер-класс №4

принимающие решения, настаивают на написании бизнес-плана и без него отказываются двигаться дальше. Плюс к тому, в самом процес­се написания бизнес-плана есть определенная польза: он объединяет команду, заставляя ее сообща оформлять свои намерения. Так что на­пишите бизнес-план — хороший бизнес-план, — но не смотрите на него, как на Святой Грааль. Компании достигают успеха благодаря грамотному воплощению планов, а не грамотным планам.

Наши рекомендации