Система показателей деятельности предприятия

Показатели – это количественная и качественная оценки состояния и результатов, выраженные числом. Часть показателей, используемых в деятельности организации, регламентируются государственными законами и принятой государственной статистической отчетностью, другие – вводятся в ходе деятельности организации.

Показатели предприятия классифицируются на группы: нормы, показатели времени работы, показатели трудовых ресурсов, показатели производства, финансовые показатели.

Совокупность показателей, характеризующих деятельность предприятия, разделяют на: масштабные, абсолютные, относительные, структурные, приростные. Масштабные показатели иллюстрируют достигнутый уровень предприятия (основные и оборотные фонды, уставной капитал и т. п.). Абсолютные показатели являются итоговой величиной за интервал времени (оборот, прибыль, затраты т. п.). Относительные показатели вычисляются как отношение двух показателей из первых двух групп. Структурные показатели характеризуют долю отдельных элементов в итоговой сумме. Приростные показатели вычисляются как изменение показателей за период по отношению к начальному значению.

Всю совокупность норм, используемых при организации деятельности предприятия, разделяют на группы (по видам ресурсов):

- нормы времени;

- нормы трудовых затрат;

- нормы расхода материалов;

- нормы расхода энергоресурсов;

- нормы расхода инструмента;

- нормы расхода запасных частей.

Основными нормируемыми характеристиками являются:

- норма времени (время изготовления единицы продукции);

- норма выработки (количество продукции в единицу времени);

- норма численности (количество рабочих на единицу обслуживаемого оборудования);

- норма производительности (выпуск продукции в единицу времени);

- норма расхода (расход сырья, материалов, топлива или полуфабрикатов на единицу продукции).

Основными показателями финансового состояния предприятия являются актив и пассив. Они дают характеристику состояния предприятия на конкретный момент (обычно на конец планового периода).

Актив – это стоимость имущества и долговых прав, которыми располагает предприятие на определенную дату. Актив складывается из оборотного капитала (денежные средства, средства в расчетах, запасы и затраты) и основного капитала (недвижимость, капитальные и финансовые вложения). Чистые активы равняются сумме чистой недвижимости и чистых текущих активов. Оборотный капитал обычно состоит из денежных средств и активов, которые при нормальном функционировании предприятия будут превращены в денежные средства в ближайшем будущем. Основной капитал состоит из стоимости земли, зданий и сооружений, машин и производственного оборудования, административного оборудования за минусом произведенных амортизационных отчислений. Нематериальные активы – это стоимость товарных знаков, патентов, сложившихся деловых связей.

Пассив – это обязательства предприятия, погашение которых приведет к уменьшению стоимости имущества или поступающих доходов. Пассив складывается из заемного капитала (краткосрочная задолженность, долгосрочная задолженность) и собственного капитала (уставный фонд, нераспределенная прибыль. Интегральный результат деятельности предприятия за определенный интервал времени характеризуется показателями: реализация, расходы, прибыль, добавленная стоимость.

Реализация вычисляется как произведение цены единицы продукции на количество проданной продукции. Дополнительное поступление средств может происходить от продажи активов или уменьшения оборотного капитала.

Нетто-реализация – сумма продаж предприятия за вычетом стоимости материальных и приравненных к ним расходов.

Общий доход – чистая сумма продаж минус фиксированные расходы.

Доход от изделия – это доля общего дохода фирмы, которую дает реализация изделия.

Себестоимость продукции представляет собой выраженные в денежной форме текущие затраты предприятия на ее производство и реализацию. В нее включаются как перенесенные на продукцию затраты прошлого труда (амортизация основных производственных фондов, стоимость сырья, материалов и других материальных ресурсов), так и расходы на оплату труда всех категорий работающих на предприятии и другие текущие расходы. Расчет себестоимости изготовления производится по калькуляционным статьям затрат.

В управленческом учете термин «затраты» употребляется в различных случаях. Основная классификация затрат предусматривает их деление:

- по роли в системе управления (производственные и непроизводственные);

- по степени увязки с видом продукции (прямые и косвенные);

- по характеру связи с объемом и производству (постоянные, переменные, смешанные);

- по степени воздействия (регулируемые, нерегулируемые);

- по времени осуществления затрат (затраты прошлого периода, текущие, затраты будущего периода);

- по характеру управленческих задач (плановые, нормативные, фактические, средние).

Расходы предприятия складываются из расходов на покупку материалов, сырья, энергоресурсов и инструмента, расходов на организацию и подготовку производства, амортизации, расходов на содержание и ремонт оборудования, прочих производственных расходов, расходов на содержание административного аппарата и выполнение общезаводских работ. В случае аренды оборудования и помещений выделяется калькуляционная статья «Арендная плата», а при использовании кредитов – «Платежи по процентам за кредит». Для анализа расходов и оценки их связи с результатом применяют классификацию элементов затрат.

Если из выручки от реализации продукции вычесть затраты на ее производство, то получим валовую прибыль. Из валовой прибыли необходимо вычесть коммерческие расходы, налоги и дивиденды, после чего остается нераспределенная прибыль.

Добавленная стоимость складывается из выплаченных налогов, заработной платы и амортизации, а также произведенных финансовых затрат.

Оценка предприятия производится путем совместного использования результирующих показателей и показателей финансового состояния.

Производительность – это отношение результата к затраченным ресурсам.

Платежеспособность предприятия оценивается наличием долгов перед поставщиками, способностью к погашению долгов, размером кредитования своих потребителей.

Под рентабельностью подразумевают показатель производства и показатель продукции. Рентабельность производства – это характеристика использования активов предприятия. Она вычисляется через отношение прибыли к производственным фондам. Рентабельность продукции – это характеристика использования ресурсов при выпуске продукции. Она вычисляется через отношение выручки от реализации к себестоимости продукции.

Оборачиваемость товарных запасов позволяет сравнить размер запасов с годовым объемом продажи продукции. Этот показатель фактически демонстрирует частоту полной замены запаса в течение года.

Наши рекомендации