Показатели оценки конкурентоспособности продукции, работ, услуг
Конкурентоспособность товара можно определить только сравнивая товары конкурентов между собой. Иными словами, конкурентоспособность — понятие относительное, четко привязанное к конкретному рынку и времени продажи. И поскольку у каждого покупателя имеется свой индивидуальный критерий оценки удовлетворения собственных потребностей, конкурентоспособность приобретает ещё и индивидуальный оттенок.
Конкурентоспособность товара (услуги) определяется, в отличие от качества, совокупностью только тех конкретных свойств, которые представляют несомненный интерес для данного покупателя и обеспечивают удовлетворение данной потребности.
В общем случае при определении конкурентоспособности предприятия ее следует характеризовать следующим составом групп показателей:
· конкурентоспособности продукции, отражающей возможность соперничать на рынке с аналогичными товарами конкурентов определенный промежуток времени;
· образа (имиджа), отражающего целенаправленно созданное, формируемое и в интересах потребителя и предприятия представление об особенностях деятельности, внутренних свойствах, достоинствах предприятия (его продукции, услуги), позволяющих отличать его от других;
· товарно-сбытовых возможностей, отражающих наличие сбытовой сети и условия ее использования, а также осуществимость намерений участия в ярмарках и выставках;
· организационно-технического совершенства производства и управления, раскрывающего совершенство технологии, материально-технического оснащения технологических процессов и организации всего производства, включая защиту безопасности предприятия;
· финансового состояния, отражающего положение дел по платежеспособности, финансовой устойчивости, эффективности использования финансовых ресурсов, прибыльности и т.п.
Качество выступает как главный фактор конкурентоспособности товара (услуги), составляя его "стержень". В принципе низкокачественный товар (услуга) обладает и низкой конкурентоспособностью, равно как и товар (услуга) высокого качества - это конкурентный или высококонкурентный товар.
Показатели, характеризующие качество изделия, подразделяются на:
· показатели качества самой продукции;
· показатели качества изготовления продукции;
· показатели эксплуатационных качеств продукции.
Каждая из основных групп показателей качества продукции, классифицированная по однородности характеризуемых свойств, содержит ряд подгрупп и показателей:
1. Надежность (безотказность, долговечность, ремонтопригодность, сохраняемость);
2. Безопасность (механические показатели, электрические, термические, пожаро- и взрывоопасные, биологические);
3. Экономное использование ресурсов, энергии — экономное использование и удельный расход сырья, материалов, экономичность энергопотребления, трудовых ресурсов и др.;
4. Технологичность: основные показатели (трудоемкость изготовления, технологическая себестоимость изготовления), дополнительные (сухая масса, удельная материалоемкость, коэффициент использования материала, относительная трудоемкость подготовки изделия к функционированию, удельная трудоемкость ремонта, и др.);
5. Экологичностъ: физические показатели (уровень пылевыделения, уровень шума и др.), электромагнитные — уровень радиопомех, уровень биологической активности электромагнитного поля и др., радиационные, химические (содержание токсичных веществ, выбрасываемых в окружающую среду);микробиологические.
Конкурентоспособность товара (услуги) это понятие, означающее соответствие товара условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, техническим, экономическим, эстетическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации (цена, сроки поставки, каналы сбыта, сервис, реклама). Более того, важной составной частью конкурентоспособности товара является уровень затрат потребителя за время его эксплуатации.
Что касается конкурентоспособности, то для ее оценки необходимо сравнить параметры анализируемого изделия и конкурирующего товара с уровнем, заданным потребностями покупателя, а затем сопоставить полученные результаты.
Иначе говоря, под конкурентоспособностью понимается комплекс потребительских и стоимостных (ценовых) характеристик товара (услуги), определяющих его успех на рынке.