Комиссия по наркотическим средствам(CND).
Является Вспомогательным органом ЭКОСОС. 54-я сессия Комиссии по наркотическим средствам проходила 21-25 марта 2011 года в Вене.
Комиссия была учреждена Советом в его резолюции 9 (I) от 16 февраля 1946 года, где был определен следующий круг ее ведения:
1) помогает Совету в осуществлении полномочий по наблюдению за применением международных конвенций и соглашений относительно наркотических средств, которые могут быть приняты на себя Советом или возложены на него;
2) выполняет функции, которые согласно международным соглашениям относительно наркотических средств были возложены на Совещательный комитет при Лиге Наций по торговле опиумом и другими опасными лекарственными веществами, и которые Совет сочтет нужным взять на себя и продолжать осуществлять;
3) дает Совету консультации по всем вопросам, касающимся контроля над наркотическим средствами, и составляет в случае необходимости проекты международных конвенций;
4) изучает изменения, внесение которых может быть признано необходимым в уже существующий аппарат международного контроля над наркотическими средствами, и вносит в Совет соответствующие предложения по этому вопросу;
5) выполняет любые другие функции, касающиеся наркотических средств, по указанию Совета.
Комиссия выполняет функции, возложенные не нее международными договорами по контролю над наркотиками, и в частности статьей 8 Единой конвенции о наркотических средствах от 30 марта 1961 года (с поправками, внесенными в соответствии с Протоколом от 25 марта 1972 года), статьей 17 Конвенции о психотропных веществах от 21 февраля 1971 года и статьей 21 Конвенции Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ от 19 декабря 1988 года. Согласно этим положениям Комиссия правомочна, в частности, рассматривать все вопросы, касающиеся целей, указанных конвенций и их достижения. В качестве договорного органа в рамках конвенций 1961 и 1971 годов Комиссия на основе рекомендаций Всемирной организации здравоохранения принимает решения в отношении постановки под международный контроль или изъятия из-под международного контроля наркотических средств и психотропных веществ или изменения режима международного контроля над наркотическими средствами и психотропными веществами. В соответствии с Конвенцией 1988 года Комиссия по рекомендации Международного комитета по контролю над наркотиками вносит изменения в таблицу I и таблицу II Конвенции 1988 года, которые содержат перечни химических веществ, часто используемых для изготовления запрещенных наркотических средств.
Генеральная Ассамблея на своей двадцатой специальной сессии, посвященной мировой проблеме наркотиков (8–10 июня 1998 года), просила государства-члены представлять Комиссии на двухгодичной основе доклады о прилагаемых ими усилиях по достижению целей и задач на 2003 и 2008 годы, согласованных в Политической декларации. Ассамблея просила Комиссию проанализировать эти доклады в целях укрепления совместных усилий, направленных на решение мировой проблемы наркотиков.
В своей резолюции 1991/38от 21 июня 1991 года Совет просил Комиссию осуществлять директивное руководство и контроль за деятельностью Программы Организации Объединенных Наций по международному контролю над наркотиками.
В соответствии с резолюцией 46/185 C (раздел XVI) Генеральной Ассамблеи от 20 декабря 1991 года Комиссия по наркотическим средствам утверждает, на основе предложений Директора-исполнителя Программы Организации Объединенных Наций по международному контролю над наркотиками (ЮНДКП) бюджет по программам Фонда ЮНДКП и смету административных расходов и расходов на оперативно-функциональное обслуживание Программы. Фонд ЮНДКП был учрежден Генеральной Ассамблеей 1 января 1992 года той же резолюцией для финансирования оперативной деятельности Программы и находится в ведении Директора-исполнителя ЮНДКП. В Фонде аккумулируется свыше 90 процентов ресурсов Организации Объединенных Наций, предназначенных для финансирования деятельности по контролю над наркотиками.
Членский состав:
В соответствии с резолюцией 1991/49 Совета от 21 июня 1991 года число членов Комиссии было увеличено с 40 до 53 при следующем распределении мест среди региональных групп:
1) одиннадцать членов от государств Африки;
2) одиннадцать членов от государств Азии;
3) десять членов от государств Латинской Америки и Карибского бассейна;
4) шесть членов от государств Восточной Европы;
5) четырнадцать членов от государств Западной Европы и других государств;
6) один член (на основе ротации каждые четыре года) от государств Азии и государств Латинской Америки и Карибского бассейна.
В соответствии с резолюциями 845 (XXXII), раздел II, и 1147 (XLI) Совета члены Комиссии избираются: a) из числа государств — членов Организации Объединенных Наций и членов специализированных учреждений и сторон Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года; б) с должным учетом адекватной представленности стран, являющихся крупными производителями опиума или листа коки, стран, изготавливающих наркотические средства в значительном количестве, а также стран, где наркомания или незаконный оборот наркотических средств представляет собой серьезную проблему; и в) с учетом принципа справедливого географического распределения.
Срок полномочий:
Срок полномочий членов Комиссии составляет четыре года (резолюция 1156 (XLI) Совета, раздел II от 5 августа 1966 года).
Процедура представления докладов:
Комиссия представляет доклады непосредственно Совету. Ее доклады представляются в виде дополнений к Официальным отчетам Экономического и Социального Совета.
Периодичность заседаний:
В резолюции 1991/39 от 21 июня 1991 года Экономический и Социальный Совет постановил, что Комиссия будет проводить свои сессии ежегодно в течение периода, не превышающего восьми рабочих дней. Совет постановил также, что Комиссия создаст комитет полного состава для рассмотрения конкретных технических вопросов повестки дня, переданных ему Комиссией, а также проектов решений и резолюций. Этот комитет заседает в ходе ежегодных сессий Комиссии в течение не более чем четырех рабочих дней.
В соответствии с установившимся бюджетным циклом Фонда Программы и используемой в этом отношении методологии (см. резолюцию 13 (XXXVI) Комиссии) Комиссия утверждает окончательный бюджет Фонда на текущий двухгодичный период и первоначальный бюджет на следующий двухгодичный период на возобновленной сессии, проводимой в последние месяцы нечетных годов. Эта практика была утверждена Советом в ряде решений.
Многолетняя программа работы:
Повестка дня Комиссии на каждой сессии содержит специальные темы, которые подлежат обсуждению в ходе тематических прений.
Выборы и срок полномочий Бюро:
С 2000 года Комиссия в конце каждой сессии избирает Бюро своей следующей сессии (резолюция 1999/30Совета от 28 июля 1999 года). Вновь избранное Бюро играет активную роль в подготовке сессии, организуя работу межсессионных совещаний Комиссии, созываемых для рассмотрения организационных вопросов и вопросов существа, связанных с ее деятельностью. Другой целью межсессионных совещаний Комиссии является обеспечение непрерывного и действенного руководства политикой Программы Организации Объединенных Наций по международному контролю над наркотиками (резолюция 1999/30 Совета).
Порядок принятия решений и вынесения рекомендаций:
Решения Комиссии принимаются в виде решений и резолюций. Обычно решения и резолюции принимаются консенсусом, однако решения, предусмотренные статьями 2 и 3 Конвенции 1971 года и статьей 12 Конвенции 1988 года, принимаются двумя третями голосов членов Комиссии. Для принятия последних необходимо, чтобы за них проголосовало как минимум 35 членов Комиссии. Другие решения Комиссии, предусмотренные единой Конвенцией, принимаются большинством голосов, как это предусмотрено правилами процедуры Комиссии.
Проведение неофициальных консультаций:
Как показывает опыт, неофициальные консультации играют весьма полезную роль в процессе разработки или объединения проектов резолюций, а также в процессе окончательного согласования вопросов для включения в предварительную повестку дня следующей сессии и определения соответствующих потребностей в документации.
Роль Секретариата:
Функции основного Секретариата Комиссии выполняет Программа Организации Объединенных Наций по международному контролю над наркотиками.
Проведение групповых обсуждений и/или заседаний в режиме «вопросы и ответы»
При проведении тематических прений Комиссия по наркотическим средствам назначает докладчиков, обладающих соответствующими знаниями и опытом - с должным учетом принципа географической сбалансированности - для организации интерактивного диалога в Комиссии.
В ходе рассмотрения пунктов повестки дня, относящихся к этапу оперативной деятельности, организуется диалог между государствами-членами (донорами, странами со средним уровнем дохода и странами-реципиентами) и Программой Организации Объединенных Наций по международному контролю над наркотиками для обсуждения приоритетов и политики на основе годового доклада Директора-исполнителя о деятельности Программы и предложений по бюджету Фонда.
Вспомогательные органы Комиссии по наркотическим средствам:
1) Подкомиссия по незаконному обороту наркотиков на Ближнем и Среднем Востоке и связанным с этим вопросам.
Решение об учреждении Подкомиссии было принято Комиссией по наркотическим средствам в ее резолюции 6 (XXV). Это решение было утверждено Советом в его резолюции 1776 (LIV) от 18 мая 1973 года.
Задачами Подкомиссии являются координация региональной деятельности по борьбе с незаконным оборотом наркотиков и выработка рекомендаций для Комиссии.
Членами Подкомиссии являются следующие 23 государства: Азербайджан, Афганистан, Бахрейн, Египет, Индия, Иордания, Ирак, Иран (Исламская Республика), Йемен, Казахстан, Катар, Кувейт, Кыргызстан, Ливан, Объединенные Арабские Эмираты, Оман, Пакистан, Саудовская Аравия, Сирийская Арабская Республика, Таджикистан, Туркменистан, Турция и Узбекистан. Государства из других регионов могут участвовать в работе Подкомиссии в качестве наблюдателей. На заседания Подкомиссии могут приглашаться также представители соответствующих международных организаций, а также органов Организации Объединенных Наций. Подкомиссия представляет доклады непосредственно Комиссии по наркотическим средствам и проводит ежегодные сессии продолжительностью пять дней.
2) Регион Азии и Тихого океана.
Совещания открыты для участия всех государств и территорий, являющихся членами или ассоциированными членами Экономической и социальной комиссии для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО). Государства из других регионов могут, по приглашению Генерального секретаря, направлять на совещания своих наблюдателей с оплатой всех соответствующих расходов. Совещания проводятся ежегодно. (Резолюции Совета 1845 (LVI) от 15 мая 1974 года и 1988/15 от 25 мая 1988 года.)
3) Африка.
Совещания открыты для участия всех государств, являющихся членами Экономической комиссии для Африки (ЭКА). Государства из других регионов могут, по приглашению Генерального секретаря, направлять на совещания своих наблюдателей с оплатой всех соответствующих расходов. Совещания проводятся ежегодно. (Резолюции Совета 1985/11 от 28 мая 1985 года и 1988/15.)
4) Регион Латинской Америки и Карибского бассейна.
Совещания открыты для участия всех государств и территорий, являющихся членами или ассоциированными членами Экономической комиссии для Латинской Америки и Карибского бассейна (ЭКЛАК). Государства из других регионов могут, по приглашению Генерального секретаря, направлять на совещания своих наблюдателей с оплатой всех соответствующих расходов. Совещания проводятся ежегодно. (Резолюции Совета 1984/34 от 26 мая 1987 года и 1988/15.)
5) Европа.
Совещания открыты для участия всех государств, являющихся членами Европейской экономической комиссии (ЕЭК). Государства из других регионов могут, по приглашению Генерального секретаря, направлять на совещания своих наблюдателей с оплатой всех соответствующих расходов. В соответствии с резолюцией 2005/28 Совета от 22 июля 2005 года совещания проводятся каждые два года в нечетные годы. (Резолюции Совета 1990/30 от 24 мая 1990 года, 1993/36 от 27 июля 1993 года и 2005/28 от 22 июля 2005 года.).