Понятие и соотношение терминов социального управления местного государственного управления и местного самоуправления

Юридические науки обычно под определением понятие управления в широк смысле принято обозначать – целенаправленное, организационное воздействие субъекта управления на объект управленческой деятельности.

Разновидностью управления в обществе является социальное управление, которое предполагает порядочную, согласованную деятельность всех членов общества достижения общих задач и целей.

Государственное управление – часть, сфера социального управления, которая преимущественно осуществляется через полномочии органов государственной власти и их должностных лиц.

В рамках системы государственного управления можно выделить обособленный круг однородных общественных отношений, складывающих в ходе организации деятельности местных органов государственной власти, обозначаем общим понятием – «Местное государственное управление».

В отличие от создания органов местного государственного управления, деятельность органов местного самоуправления предполагает наличие у них таких важнейших характеристик:

1) В действующем законодательстве в обязательном порядке должен закрепляться принцип выборности муниципалитетов непосредственном проживающими на местах гражданами и их юридической ответственности за результаты своей работы не только перед государством, но и перед местным населением.

2) Должен сохраняться принцип организационной обособленности муниципалитетов от структуры органов государственной власти. Во взаимоотношениях между ними не должны использоваться элементы власти и подчинения.

3) Предоставление муниципалитетом самостоятельной компетенции решение наиболее важных вопросов местного значения от государства.

4) Установление собственной муниципально-финансовой базы, необходимой для дальнейшего функционирования и развития муниципалитета в виде регулирования права муниципальной собственности и полномочия по самостоятельному формированию и исполнению местного бюджета.

В зарубежной науке «Муниципальное право» обычно при их характеристики соотношение терминов «местного государственного управления» и «местного самоуправления» оперируют двумя специальными юридическими категориями:

1) Деконцентрация государственной власти на местах

2) Децентрализация местной государственной власти

Принципиальное различие по содержанию между этими двумя терминами состоит в том, что:

А) понятие «деконцентрация государственной власти на местах» означает чисто техническое перераспределение государственных властных полномочий по управлению на местах путём создания соответствующих территориальных подразделений органов и власти, которые однако продолжают находиться в административной зависимости и подчинении от выше стоящих органов государственной власти.

Б) напротив, понятие «децентрализация местной государственной власти» предусматривает коренное отчуждение государственно властных полномочий по управлению на местах территориями в пользу создания соответствующих выборных муниципалитетов, которая обладает относительно самостоятельных в решении вопросов местного самоуправления от структуры органов государственной власти.

В мире принято выделять 3 основных видов муниципальных систем:

1- Англосаксонская (США, Великобритания, Канада, Индия, Австрия и д.р.)

2- Европейская (Континентальная) распространена в странах континентальной Европы (Франция, Италия, Бельгия) и большинство стран Латинской Америки, Ближнего Востока, Франко язычной Африки.

3- Советская

Признаки Англосаксонской системы:

1 – формальное юридическое признание, принципа выборности муниципалитета, подотчетности, подконтрольности в своей деятельности непосредственно перед гражданами

2 – наделение муниципалитетов самостоятельной компетенции в решении наиболее важных проблем местного значения

3 – организационное отделение муниципалитетов от системы органов государственной власти

4 – закрепление за муниципалитетами своей необходимой финансово-экономической основы для последующего развития, в том числе это регулирование полномочий по распоряжению и управлению имуществом.

5 – сохранение форм и процедур судебного контроля со стороны государства за деятельностью муниципалитета.

Европейская (континентальная) муниципальная система включает в себя две основных разновидности:

1 – германская модель

2 – французская модель

Германская модель организации муниципальной власти в основном обладает своими отличительными признаками: 1) признание по средством независимости и самостоятельности прав местных общин по решению вопросов местного значения на конституционном уровне в основном законе ФРГ 1949 года 2) строгое разграничение предметов введения и полномочий между органами государственной власти и местными общинами по вопросам местного значения и отдельные полномочия, передаваемые муниципалитетом 3) установление социально правовых институтов коммунальной собственности, закрепляемой за муниципалитетом 4) исполнение специальных юридических процедур, их форм отраслевого и правового контроля со стороны государства в отношении муниципалитета.

Французская модель организации муниципального управления главным образом характеризуется тем, что в ней сочетаются как отдельные элементы местного государственного управления так и местного самоуправления.

В частности, элементы местного государственного управления наиболее наглядно прослеживаются в существовании специального государственного института – уполномоченных должностных лиц правительства, назначаемых с верху и регионы (комиссары французской республики), которые признаны официально осуществлять прямой государственный административный контроль в отношении муниципалитетов в городских округах и муниципальных районов (например: комиссары французской республики в праве в необходимых случаях приостановить действие актов, если они, с их точки зрения, противоречат действующему законодательству страны до решения спорных вопросов в административных судах).

В свою очередь, отдельные элементы местного самоуправления во французской модели проявляются организации и деятельности муниципалитетов в городских округах, муниципальных районов, которые формально избираются местным населением и обладают некоторой степенью независимости и самостоятельности в решении ряда вопросов местного значения от органов государственной власти.

Советская муниципальная система действовала до 1991 года. Сохранилась частично в Китае, Вьетнаме, Кубе, Северной Карее.

В отличие от иных видов муниципальных систем характеризовалась своими важнейшими признаками:

1) в советском законодательстве официально местные советы народных депутатов имели правовой статус в соответствующих местных органов государственной власти, но при сохранении принципа административного подчинения нижи стоящих советов вышестоящими.

2) местные советы народных депутатов наделялись достаточно ограниченной компетенцией в решении наиболее важных вопросов местного значения. Выше стоящие советы были в праве изъять любой такой вопрос из ведения местных советов и затем принять его к своей компетенции.

В советском законодательстве фактически отсутствовали длительное время такие базовые юридические категории, как: а) право муниципальной собственности б) бюджетная самостоятельность местных бюджетов

В настоящие время в Конституции РФ, действующем законодательстве, в научной литературе понятие местного самоуправления употребляется в нескольких смысловых значениях:

1) Признание местного самоуправления как одно из важнейших характеристик конституционного строя РФ

2) Это есть одна из форм народовластия

3) Признание самостоятельного территориального уровня организации публичной власти на местах.

В статье 1 ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления» даётся следующие его определения:

Это есть такая форма осуществления народовластия в нашей стране в пределах установленных Конституцией РФ, актами федерального, регионального законодательства и создания специально в целях самостоятельного решения вопросов местного значения под свою юридическую ответственность путём формирования соответствующих органов местного самоуправления, либо не посредственно гражданами и исходя из исторических, национально и иных местных традиций и обычаев, а также с учетом интересов и потребности населения, проживающего на местах.

Наши рекомендации