Понятие и соотношение терминов социального управления местного государственного управления и местного самоуправления
Юридические науки обычно под определением понятие управления в широк смысле принято обозначать – целенаправленное, организационное воздействие субъекта управления на объект управленческой деятельности.
Разновидностью управления в обществе является социальное управление, которое предполагает порядочную, согласованную деятельность всех членов общества достижения общих задач и целей.
Государственное управление – часть, сфера социального управления, которая преимущественно осуществляется через полномочии органов государственной власти и их должностных лиц.
В рамках системы государственного управления можно выделить обособленный круг однородных общественных отношений, складывающих в ходе организации деятельности местных органов государственной власти, обозначаем общим понятием – «Местное государственное управление».
В отличие от создания органов местного государственного управления, деятельность органов местного самоуправления предполагает наличие у них таких важнейших характеристик:
1) В действующем законодательстве в обязательном порядке должен закрепляться принцип выборности муниципалитетов непосредственном проживающими на местах гражданами и их юридической ответственности за результаты своей работы не только перед государством, но и перед местным населением.
2) Должен сохраняться принцип организационной обособленности муниципалитетов от структуры органов государственной власти. Во взаимоотношениях между ними не должны использоваться элементы власти и подчинения.
3) Предоставление муниципалитетом самостоятельной компетенции решение наиболее важных вопросов местного значения от государства.
4) Установление собственной муниципально-финансовой базы, необходимой для дальнейшего функционирования и развития муниципалитета в виде регулирования права муниципальной собственности и полномочия по самостоятельному формированию и исполнению местного бюджета.
В зарубежной науке «Муниципальное право» обычно при их характеристики соотношение терминов «местного государственного управления» и «местного самоуправления» оперируют двумя специальными юридическими категориями:
1) Деконцентрация государственной власти на местах
2) Децентрализация местной государственной власти
Принципиальное различие по содержанию между этими двумя терминами состоит в том, что:
А) понятие «деконцентрация государственной власти на местах» означает чисто техническое перераспределение государственных властных полномочий по управлению на местах путём создания соответствующих территориальных подразделений органов и власти, которые однако продолжают находиться в административной зависимости и подчинении от выше стоящих органов государственной власти.
Б) напротив, понятие «децентрализация местной государственной власти» предусматривает коренное отчуждение государственно властных полномочий по управлению на местах территориями в пользу создания соответствующих выборных муниципалитетов, которая обладает относительно самостоятельных в решении вопросов местного самоуправления от структуры органов государственной власти.
В мире принято выделять 3 основных видов муниципальных систем:
1- Англосаксонская (США, Великобритания, Канада, Индия, Австрия и д.р.)
2- Европейская (Континентальная) распространена в странах континентальной Европы (Франция, Италия, Бельгия) и большинство стран Латинской Америки, Ближнего Востока, Франко язычной Африки.
3- Советская
Признаки Англосаксонской системы:
1 – формальное юридическое признание, принципа выборности муниципалитета, подотчетности, подконтрольности в своей деятельности непосредственно перед гражданами
2 – наделение муниципалитетов самостоятельной компетенции в решении наиболее важных проблем местного значения
3 – организационное отделение муниципалитетов от системы органов государственной власти
4 – закрепление за муниципалитетами своей необходимой финансово-экономической основы для последующего развития, в том числе это регулирование полномочий по распоряжению и управлению имуществом.
5 – сохранение форм и процедур судебного контроля со стороны государства за деятельностью муниципалитета.
Европейская (континентальная) муниципальная система включает в себя две основных разновидности:
1 – германская модель
2 – французская модель
Германская модель организации муниципальной власти в основном обладает своими отличительными признаками: 1) признание по средством независимости и самостоятельности прав местных общин по решению вопросов местного значения на конституционном уровне в основном законе ФРГ 1949 года 2) строгое разграничение предметов введения и полномочий между органами государственной власти и местными общинами по вопросам местного значения и отдельные полномочия, передаваемые муниципалитетом 3) установление социально правовых институтов коммунальной собственности, закрепляемой за муниципалитетом 4) исполнение специальных юридических процедур, их форм отраслевого и правового контроля со стороны государства в отношении муниципалитета.
Французская модель организации муниципального управления главным образом характеризуется тем, что в ней сочетаются как отдельные элементы местного государственного управления так и местного самоуправления.
В частности, элементы местного государственного управления наиболее наглядно прослеживаются в существовании специального государственного института – уполномоченных должностных лиц правительства, назначаемых с верху и регионы (комиссары французской республики), которые признаны официально осуществлять прямой государственный административный контроль в отношении муниципалитетов в городских округах и муниципальных районов (например: комиссары французской республики в праве в необходимых случаях приостановить действие актов, если они, с их точки зрения, противоречат действующему законодательству страны до решения спорных вопросов в административных судах).
В свою очередь, отдельные элементы местного самоуправления во французской модели проявляются организации и деятельности муниципалитетов в городских округах, муниципальных районов, которые формально избираются местным населением и обладают некоторой степенью независимости и самостоятельности в решении ряда вопросов местного значения от органов государственной власти.
Советская муниципальная система действовала до 1991 года. Сохранилась частично в Китае, Вьетнаме, Кубе, Северной Карее.
В отличие от иных видов муниципальных систем характеризовалась своими важнейшими признаками:
1) в советском законодательстве официально местные советы народных депутатов имели правовой статус в соответствующих местных органов государственной власти, но при сохранении принципа административного подчинения нижи стоящих советов вышестоящими.
2) местные советы народных депутатов наделялись достаточно ограниченной компетенцией в решении наиболее важных вопросов местного значения. Выше стоящие советы были в праве изъять любой такой вопрос из ведения местных советов и затем принять его к своей компетенции.
В советском законодательстве фактически отсутствовали длительное время такие базовые юридические категории, как: а) право муниципальной собственности б) бюджетная самостоятельность местных бюджетов
В настоящие время в Конституции РФ, действующем законодательстве, в научной литературе понятие местного самоуправления употребляется в нескольких смысловых значениях:
1) Признание местного самоуправления как одно из важнейших характеристик конституционного строя РФ
2) Это есть одна из форм народовластия
3) Признание самостоятельного территориального уровня организации публичной власти на местах.
В статье 1 ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления» даётся следующие его определения:
Это есть такая форма осуществления народовластия в нашей стране в пределах установленных Конституцией РФ, актами федерального, регионального законодательства и создания специально в целях самостоятельного решения вопросов местного значения под свою юридическую ответственность путём формирования соответствующих органов местного самоуправления, либо не посредственно гражданами и исходя из исторических, национально и иных местных традиций и обычаев, а также с учетом интересов и потребности населения, проживающего на местах.