Ослабление многобожников и завершение нашествия
Поистине, Аллаh творит всё, что происходит! В этих тяжелых обстоятельствах к посланнику Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует, явился человек из племени Гатафан по имени Нуайм ибн Мас’уд, который сказал ему: «О посланник Аллаhа, поистине, я принял Ислам, но соплеменники мои не знают об этом, приказывай же мне, что хочешь!» В ответ ему Пророк, да благословит его Аллаh и приветствует, сказал: «Что ты можешь сделать в одиночку? Впрочем, ты можешь попытаться увести их от нас, ведь, поистине, война – это обман!»
После этого Нуайм отправился в лагерь бану Курайза, где его приняли с почётом, так как он дружил и с иудеями, и с курайшитами, и он сказал: «Вы знаете о том, как я люблю вас и какие отношения между нами существуют, и поэтому я хочу сказать вам нечто при условии, что вы не выдадите меня». Они пообещали ему это, и тогда он сказал: «Вам известно о том, что постигло людей из племен бану Кайнука и бану Надир, и тем не менее вы поддержали курайшитов и гатафанцев! А ведь вы с ними в равном положении, ибо это – ваш город, в котором остались ваши семьи и ваше имущество и который вы покинуть не можете. Что же касается их родных мест и их жен, то они далеко, и поэтому если представится им удобный случай, они воспользуются им, а если нет, они уйдут и оставят вас Муhаммаду, который отомстит вам, как ему будет угодно!» Выслушав его, они спросили: «Что же нам делать?» Он ответил: «Не сражайтесь вместе с ними, пока они не дадут вам заложников от себя!», и они посчитали его мнение правильным.
А после этого Нуайм отправился к курайшитам, встретился с их предводителями и сказал: «Вы знаете, как я люблю вас и как хорошо отношусь к вам», и они сказали: «Да». Тогда он сказал: «Я хочу сказать вам нечто при условии, что вы не выдадите меня», а когда курайшиты пообещали ему это, Нуайм сказал: «Иудеи сожалеют о том, что они расторгли договор с Муhаммадом, и боятся, что вы вернётесь к себе домой, оставив их с ним один на один, и поэтому они написали ему послание, где сказано, что они возьмут у вас заложников и выдадут их ему, а потом снова поддержат его в борьбе против вас, чем он, конечно, был очень доволен. Берегитесь же их, и если они действительно потребуют у вас заложников, никого им не отдавайте!»
А затем Нуайм встретился со старейшинами племени Гатафан и сказал им то же самое.
Благодаря этому мудрому плану души многобожников охватили сомнения, и поэтому когда Абу Суфйан послал людей к старейшинам бану Курайза, призывая их к участию в боевых действиях на следующий день, они сказали: «Завтра суббота, а все наши беды постигли нас лишь из-за того, что мы нарушали закон! Кроме того, мы не будем сражаться с вами до тех пор, пока вы не дадите нам заложников, чтобы вы не покинули нас и не возвратились к себе!» Услышав это, курайшиты и гатафанцы сказали: «Клянёмся Аллаhом, Нуайм говорил правду!»
А через некоторое время курайшиты снова послали к иудеям человека, чтобы он сказал им: «Мы не дадим вам ни одного заложника, но тем не менее вы должны принять участие в этом бою!» И тогда иудеи тоже сказали: «Правду говорил Абу Нуайм!», и всё это привело к тому, что боевой дух и тех, и других упал, и они утратили былую решимость.
Что же касается мусульман, то они взывали к Аллаhу, говоря: «О Аллаh, прикрой нашу наготу и всели веру в наши сердца!», а посланник Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует, обратился к своему Всемогущему и Великому Господу с такой мольбой: «О Господь мой, ниспославший Книгу и быстрый в расчете, разбей эти племена и потряси их!»
И тогда Аллаh наслал на них ураганный ветер и Своё воинство, состоящее из ангелов. Сердца многобожников охватил страх, их котлы и палатки были опрокинуты на землю, а кроме того, им стало так холодно, что они уже больше не могли оставаться на одном месте и стали готовиться к возвращению. Это бедствие окончательно сломило их боевой дух, и они решили снять осаду.
Через некоторое время посланник Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует, отправил на разведку Хузайфу, да будет доволен им Аллаh, который смешался с врагами, а потом вернулся назад. При этом он совершенно не чувствовал холода, наоборот, ему было так жарко, будто он находился в парной бане. Вернувшись назад, он сообщил о том, что курайшиты собираются уходить, и заснул, а наутро мусульмане увидели, что лагерь многобожников совершенно пуст, а Всевышний Аллаh сказал об этом так:
«Как ни яростны были неверные, Аллаh обратил их в бегство, и не добились они успеха. Пусть верующим помогает в сражении только Аллаh, ведь Аллаh – Могучий, Великий!» (Сонмы, 25).
Нашествие племён на Медину началось в месяце шавваль 5-го года Хиджры, а завершилось примерно через месяц, то есть в месяце зу-ль-ка‘да того же года (в марте 627 г.). Оно явилось наиболее масштабной попыткой врагов Ислама нанести удар по Медине и покончить с Исламом и мусульманами, однако Аллаh расстроил их планы и обратил все их козни против них же самих.
Неудача столь крупных объединенных сил многобожников помимо всего прочего означала еще и то, что всевозможные мелкие и разрозненные группировки уже не могли и помышлять о том, чтобы осмелиться напасть на Медину, на что указал Пророк, да благословит его Аллаh и приветствует, который сказал: «Теперь мы будем нападать на них, а не они на нас, и мы пойдём на них!»
Так закончилось великое «стояние у рва», из которого Пророк, да благословит его Аллаh и приветствует, вышел победителем почти без потерь.