Трудовой кодекс РФ (ТК РФ) и выплата пособий по безработице
Статья увольнения в соответствии с ТК РФ | Размер пособия | Период выплаты |
Пункт 1 ст. 77: по соглашению сторон | 75% заработной платы за последние 3 месяца перед увольнением (но не выше максимального размера пособия по безработице) | 12 мес., в том числе 3 мес. — 75%, 4 мес. - 60%, 5 мес. - 45% |
Пункт 2 ст. 77: но истечению срока трудового договора | 75% заработной платы за последние 3 месяца перед увольнением (но не выше максимального размера пособия) | 12 мес., в том числе 3 мес. — 75%, 4 мес. - 60%, 5 мес. — 45% |
Пункт 3 ст. 77: по собственному желанию | 1,5 размер минимального размера пособия по безработице | 6 месяцев |
Пункт 3 ст. 77: по собственному желанию (при увольнении по уважительным причинам: в связи с переездом на новое место жительства; в связи с болезнью; женщин по уходу за детьми в возрасте до 14 лет | 75% заработной платы за последние 3 месяца перед увольнением (но не выше максимального размера пособия) | 12 мес., в том числе 3 мес. — 75%, 4 мес. — 60%, 5 мес. — 45% (от средней зарплаты) |
Пункт 1 ст. 81: по ликвидации организации | 75% заработной платы за последние 3 месяца перед увольнением (но не выше максимального размера пособия ) | 12 мес., в том числе 3 мес. — 75%, 4 мес. — 60%, 5 мес. — 45% (от средней зарплаты) |
Пункт 2 ст. 81: по сокращению численности штатов | ||
Пункт За ст. 81: по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением |
на открытые вакансии сговорчивее. В это неспокойное время растет ценность компетенций, которые не пригодятся в период роста. Так, если раньше были востребованы менеджеры, способные управлять быстро развивающимися компаниями, то сейчас растет спрос на тех, кто знает, как наладить дела в фирме, которая растет медленно или находится на стадии рецессии.
Согласно Трудовому кодексу РФ, сотрудники, увольняемые но сокращению штатов (а именно это происходит сегодня в российских компаниях), должны быть предупреждены об этом за два месяца. При увольнении работнику положена одна месячная компенсация, а работодатель обязан оплатить второй месяц увольнения, если за этот срок работнику не удалось трудоустроиться.
Можно получить и пятую выплату месячного оклада, если в течение 15 дней после увольнения зарегистрироваться в службе занятости и, несмотря на ее усилия, не найти работы.
В большинстве случаев решение о масштабах сокращений принимаются на глазок. Конечно, в нынешней ситуации полной неопределенности по-другому вроде бы и нельзя, так как потеряны рациональные основания для принятия решений. Бизнес-модели работают, если занести в них конкретные цифры. Например, в случае кризиса включить данные по падению продаж, увеличению «дебиторки» и т. д., но сейчас взять эти цифры кроме как «с потолка» больше негде (кризис еще не ударил по бизнесу всерьез, банкротства и сильные спады — пока единичные случаи). Очень многие пытаются что-то просчитать, но их выводы основаны на допущениях; неизвестно, какой будет доходная часть, расходная тем более непонятна. Тем не менее решения по расходной части принимаются, в том числе и решения кадровые: «Придется сокращать сотрудников. А на сколько? На столько-то — мало. На столько-то — вроде много. Ну, тогда давайте на 5%, 10% и т. д.».
Выживание бизнеса — задача первоочередной важности, тем не менее увольнять сотрудников только лишь с целью выживания неразумно. Нет смысла перетряхивать компанию, чтобы сделать ее структуру актуальной для кризисного времени. Все кризисы рано или поздно заканчиваются. Оптимизация во время кризиса означает; в компании должны остаться элементы, которые позволят ей не только уцелеть, но и сделать рывок вперед, когда падение прекратится. К моменту перелома тренда падения нужно подойти с такой структурой и таким размером, которые позволят вписаться в новый рыночный тренд. И здесь возможна тактика «двух волн». Сначала избавиться от некомпетентных и лишних на данный момент сотрудников. Затемспроектировать новую, более подходящую для будущих задач организационную структуру и уже в процессе ее внедрения проводить | дальнейшие сокращения. В идеале же лучше ограничиться одной волной за месяц спланировать оптимальную оргструктуру и одно- 1 временно с ее внедрением сократить персонал.
Вопрос, сколько и каких людей оставить, зависит от того, какой сценарий развития событий компания примет за ориентир: когда и где будет дно. долго ли компания будет на нем находиться и до какого уровня пойдет восстановление. Предугадать развитие событий в условиях полной неопределенности непросто. В любом случае это интуитивный прогноз. Но есть разница - увольнять людей, чтобы сэкономить деньги или чтобы быть готовыми снова их зарабатывать. Ответы на эти вопросы и призван дать аудит и контроллинг персонала.
Контроллинг персонала призван способствовать формированию и использованию системы знаний в организации, с тем чтобы дать ответ на вопрос: «Каким образом используется обмен знаниями между отдельными элементами внутренней структуры организации с целью повышения ее конкурентоспособности?»
К элементам внутренней структуры относятся: информационные системы, базы данных, оргструктуры, авторские права, патенты, ноу- хау, лицензии и пр.
Информационные системы и базы данных заняли значительное место в современных организациях благодаря беспрецедентно быстрому и успешному развитию компьютеров и программного обеспечения. Новые технические средства придают новый импульс росту значимости знаний и интеллектуального капитала. Программное обеспечение стало ключевым элементом инновационного процесса и относительно самостоятельным фактором экономического развития. Развитые страны тратят значительные средства на информационные технологии, в том числе на программное обеспечение. Так, в конце 1990-х гг. в США ежегодно тратилось на эти цели более 140 млрд дол., что в шесть раз превосходит российский федеральный бюджет.
Информационные технологии сокращают время инновационного процесса, они становятся своеобразным соединяющим звеном между источниками и потребителями знаний. Современное программное обеспечение порождает новую парадигму инновационного процесса в виде самообучающейся системы. Примером может стать построенная в консалтинговой фирме Arthur Andersen на основе Интранета система AANET. 82 ООО сотрудников фирмы, работающие в 360 офисах в 76 странах, соединены системами передачи данных, голоса и видео. Система охватывает всю историю работы Arthur Andersen с наиболее значимыми клиентами. Эти данные доступны для любого корпоративною пользователя. Ряд уникальных решений передан в системен тщательно заархивирован в доступной для пользователя форме. Любой профессионал может спросить совета у всех сотрудников фирмы через электронную доску. Существует возможность совместной выработки решений с помощью телеконференций. С помощью нового программного обеспечения Arthur Andersen генерирует новые решения, опираясь на своеобразный коллективный разум, функционирующий и развивающийся в форме системы AANET. Значительная часть конкурентоспособности Arthur Andersen обеспечивается уникальным программным обеспеченном. Это обеспечение (наряду с отлаженной системой его работы) представляет существенную часть интеллектуального капитала фирмы.
В другой аналогичной системе Knowledge on line, которая действует в консалтинговой компании Буз, Аллен и Гамильтон, соединены возможности получения необходимой информации об отрасли, аналогичных проектах, консультантах, а также возможности обсуждения, обучения и получения текущей информации. Подобные системы имеют практически все профессиональные консалтинговые и многие другие компании, эффективно использующие преимущества управления знаниями.
Формирование прогрессивной оргструктуры, ориентированной на интенсивный обмен знаниями внутри организации — направление реализации результатов контроллинга. В качестве примера можно привести формирование сетевых организаций, в которых производство как таковое отсутствует. Оно передается другим организациям на условиях субподряда, а внутри корпорации остаются необходимые для любого бизнеса функции: стратегическое планирование, управление финансовыми потоками, маркетинг и частично НИОКР.
Основные функции этих организаций:
• НИОКР;
• системная интеграция:
• логистика;
• маркетинг;
• сбыт и обслуживание.
Сетевые организации отказываются от иерархической структуры, в них преобладает проектный принцип построения собственных подразделений. Это скорее интеллектуальный холдинг, занятый не столько непосредственным производством, сколько осуществлением центральных бизнес-процессов и обслуживанием. Сетевые организации ориентированы на инновации, на риск, на постоянную собственную трансформацию. Они широко используют передачу вспомогательных функций сторонним организациям, что обеспечивает необходимую гибкость, повышает эффективность за счет узкой специализации и профессионализма работников.
Основные индикаторы устойчивого развития персонала в организации приведены на рис. 5.12.
Кадровый аудит это своеобразный инструмент диагностики и управления кадровыми процессами, в какой-то мере подобный финансовому или бухгалтерскому аудит; представляет собой совокупность методов количественной и качественной оценки персонала в целом и его отдельных параметров в частности. Цель кадрового аудита - выявить не только слабые и сильные стороны коллектива, но и тенденции его развития и возможные варианты поведения в изменившейся обстановке. Поэтому систему кадрового аудита пелесообразно использовать для диагностики эффективности принятых решений по управлению персоналом.
В процессе оценки часто возникает противоречие между невозможностью качественно измерить вклад работника и желанием охарактеризовать объективно его деятельность. Однако ради его разрешения нельзя усреднять оценку, подходить слишком строго или снисходительно, так как все люди разные[91].
Когда аудитор оценивает других людей, да пая заключение об их качествах, он особое значение придает тем качествам, которые ценит в себе. Например, если «оценщику» свойственна агрессивность, он может искать подобные качества в других. Тот, кто агрессивен, получит положительные оценки, и наоборот. Конечно, если эта ошибка распространяется на всех работников, проблема частично снимается. Тем не менее, оценка всегда осуществляется с субъективных позиций.
Полностью избежать субъективизма при поведении оценки персонала вряд ли возможно. Однако надо попытаться минимизировать возможные неточности и просчеты при поведении этой работы. В этих целях возможны следующие решения:
• применение разнообразных видов оценки (эго позволяет нивелировать ошибки, присущие какому-то конкретному ее виду);
• ориентация не на одного, а одновременно на нескольких оценщиков.
Когда число оценщиков увеличивается, вероятность получения более точных оценок возрастает. Логика совокупной оценки такова: если работника оценивали 10 оценщиков, и девять из них дали высокую оценку, а один — низкую, то ее можно практически не учитывать. Посредством выравнивания полученных оценок можно получить более точную оценку. Например, профессора, оценивая ассистентов учитывают такие качества, как научное мышление, здравый смысл, умение взаимодействовать и другие качества, о которых они имеют достаточно полное представлении.
Если организация хочет иметь хорошего «оценщика», то надо обратить внимание на личные качества кандидата. Такое качества, как снисходительность, должно быть сведено к минимуму. Важно также обучать тех, кто проводит оценку персонала непосредственно на конкретных примерах.
Для многих менеджеров нет ничего более неприятного, чем доведение оценок об исполнении до самого исполнителя. Поэтому там, где нет жесткого контроля со стороны организации, менеджеры стараются не пользоваться такой возможностью. Это происходят, скорее всего, по трем причинам.
Первая. Менеджерам часто кажется неудобным и неприятным обсуждать соисполнителями их слабые места. При этом во многом им приходится сталкиваться с конфронтацией, особенно в случае негативной оценки.
Вторая. Многие работники имеют склонность занимать «оборону», когда им указывают на какие-либо упущения. Вместо того чтобы рассматривать замечания как помощь, основу для улучшения работы, многие работники стараются обвинить в своих упущениях других: менеджера или кого-либо еще.
Третья. Работники, как правило, имеют завышенные оценки своего уровня исполнения и результатов работы. Так, по имеющимся оценкам, примерно половина обследованных может быть оценена ниже среднего уровня. Тем не менее, по оценкам самих работников, доля тех, кто выполняет на среднем уровне и выше, составила 75%. Таким образом даже, когда менеджеры хорошо оценивают работников,, работники склонны думать, что их оценка занижена.
Решение «проблемы обратной связи» не в том, чтобы игнорировать этот процесс, а в том, чтобы научить менеджеров осуществлению этого взаимодействия наилучшим образом.
Чтобы оценка воспринималась как справедливая, а сам менеджер как искренний советник, необходимо высказать замечания доброжелательным тоном, подбирать корректные выражения. Важно, чтобы отчет об оценке (характеристика) был составлен в форме рекоменда-
ций, пожеланий, а не выглядел как приговор суда. Все это должно способствовать тому, чтобы оценка воспринималась работником должным образом и совпадала с его самооценкой.
Другие рекомендации по доведению результатов оценки до исполнителей:
• создавать в начале разговора атмосферу взаимопонимания;
• концентрироваться на специфических результатах и формах поведения, использовать факты, аргументы, цифры для подтверждения оценок;
• осуществлять «обратную связь» в безличностной форме (не критиковать человека как личность, говорить лишь о конкретных делах и поступках);
• учитывать временной фактор (лучше побеседовать с работником спустя несколько дней, после того как была завершена оценка);
• контролировать эмоции в процессе разговора;
• ориентировать работника на конструктивные изменения;
• привлекать самого исполнителя к поиску направлений улучшения работы, внимательно слушать его соображения о причинах его упущений и путях их устранения;
• разработать совместно с работником по итогам беседы конкретные задачи на будущее, оговорить этапы промежуточного контроля их выполнения, формы поощрения при достижении поставленных задач.