Производственная мощность предприятия
Основным элементом стратегии процессов является производственная мощность предприятия, которая используется в качестве стратегического инструмента развития конкурентных преимуществ.
По общепризнанному определению, производственная мощность – это максимально возможный годовой объем продукции (услуг) в предусмотренной планом номенклатуре, при полном использовании производственного оборудования и площадей, с учетом применения прогрессивных норм, передовой технологии, организации производства и труда. При определении производственной мощности часто указывается годовой период времени.
Производственная мощность на крупных предприятиях определяется по мощности ее ведущего подразделения: мощность участка – по мощности ведущей группы оборудования; мощность цеха – по ведущему участку; мощность предприятия – по ведущему цеху. Ведущим подразделением считается то, в котором находится значительная часть производственных основных фондов.
Рассчитывается производственную мощность в единицах измерения продукции, в натуральных показателях (штуки, тонны, метры, количество обслуженных клиентов и т.п.), в стоимостном выражении (объем продукции, стоимость услуг и т.п.).
Исходными данными для расчета производственной мощности в сфере производства продукции являются:
номенклатура продукции;
объем производства каждого вида продукции;
трудоемкость изготовления единицы каждого вида продукции;
количество установленного оборудования каждого вида;
эффективный фонд времени работы оборудования;
проектируемый ввод или сокращение оборудования.
При определении производственной мощности на предприятиях сервиса часто используется метод приведения расширенной номенклатуры услуг к одному или нескольким видам однородных услуг. Например, количество отремонтированных пар обуви, автомобилей и т.п. На предприятиях, оказывающих непроизводственные услуги, где объектом деятельности является потребитель, пропускная способность (производственная мощность) может быть рассчитана как максимально возможное количество обслуженных потребителей.
К наиболее важным факторам, воздействующим на развитие производственных мощностей, относят:
машины и оборудование, используемые в процессе производства продукции или предоставления услуг. На использование мощности предприятия влияют не только характеристики самого оборудования, но и порядок его размещения и использования;
продукция или услуги. При производстве однородных, стандартизированных изделий и оказании небольшого числа услуг имеется возможность более полного использования производственной мощности;
процессы. Реализация процессов связана с необходимостью: организации поставок; создания, поддержания и контроля качества входных ресурсов; организации контроля качества самих процессов. Все это влияет на уровень использования производственных мощностей;
человеческий фактор. Система мотивации персонала влияет на качество исполнения операций производственного процесса и соответственно на эффективное использование производственных мощностей;
внешние факторы могут ограничивать возможности использования и расширения производственных мощностей. К этим факторам можно отнести: нормы продолжительности рабочего дня и рабочей недели, санитарные и экологические нормы.
В операционном (производственном) менеджменте различают следующие показатели:
производственная мощность входная - на начало планового периода;
производственная мощность выходная – на конец планового периода;
производственная мощность средняя за период (например, год);
производственная мощность проектная – максимально возможная мощность предприятия при идеальных условиях организации труда и управления;
производственная мощность ожидаемая (планируемая, проектируемая) - закладываемая в плановые расчеты с учетом ожидаемых условий работы;
производственная мощность эффективная – максимально возможный объем выпуска с учетом видов продукции, эксплуатации оборудования, факторов качества и т.д.
При принятии стратегических решений выделяются такие виды производственных мощностей, как проектируемая, эффективная и нормативная мощности. Действительный объем выпуска продукции или оказания услуг не может превышать эффективную мощность, которая, в свою очередь, обычно бывает ниже проектной из-за изменений в структуре выпуска, планового ремонта оборудования, регламентированных перерывов и др.
Показатели входной и выходной производственной мощности могут быть связаны и с бизнес-процессом. В данном случае входной мощностью называют мощность, оцениваемую по объему перерабатываемого сырья, а выходной мощностью – мощностью, определенную по объему выпущенной продукции или оказанной услуги.
Среднегодовая производственная мощность определяется с учетом сроков ввода и выбытия мощностей в течение года и является основой для формирования производственной программы предприятия (п. 7.3). При этом важным показателем, характеризующим производственную мощность, является коэффициент использования среднегодовой производственной мощности, равный отношению планируемого (фактического) объема производства продукции, услуг к плановой (проектной) производственной мощности.
Успешное функционирование предприятия требует заблаговременного определения объемов необходимых производственных мощностей и их распределения по подразделениям, обеспечивая тем самым требуемые объемы производства. Стратегические решения об объеме производственной мощности связаны с планированием и обоснованием ее экономически целесообразного размера на долгосрочный период на основе прогноза максимального спроса.
Спрос – это намерение покупателей приобрести товар или услугу, подкрепленное соответствующей платежеспособностью. Уровень же спроса определяется как общее количество товаров или услуг, которые могут быть приобретены участниками рынка за определенный срок по определенной цене. Спрос может иметь регулярный и нерегулярный характер. Нерегулярный спрос составляет основную проблему в процессе планирования производственных мощностей. Спрос на готовую продукцию и товары может иметь зависимый и независимый характер. Зависимый спрос связан со спросом на другой товар (к примеру, спрос на изделие определяет потребность на входящие в него материалы, детали).
Продукция и услуги с различным характером потребления нуждаются в различных методах прогнозирования спроса. На основе подобных прогнозов строится планирование производственной и финансовой деятельности предприятия: принимаются решения о том, когда и какие дополнительные производственные мощности потребуются предприятию; направлять ли и в каких объемах инвестиций; какие технические мероприятия необходимо запустить в производство и т.п. Решения такого рода сопряжены со значительными единовременными затратами видов ресурсов и часто требуют привлечения крупных инвестиций. Примеры, иллюстрирующие использование методов прогнозирования спроса, рассмотрены далее в рубрике «Методы принятия стратегических решений».