Методы государственного и муниципального финансового контроля

Государственный и муниципальный финансовый контрой осуществляется двумя методами — проверками и ревизиями.

Использование того или иного метода финансового контроля зависит от компетенции государственного органа или органа местного самоуправления, от времени осуществления финансово­го контроля относительно финансово-хозяйственной деятельнос­ти субъекта и т. д.

Вышеназванные методы государственного и муниципального финансового контроля отражены в различных нормативных актах, регламентирующих режим их использования относитель­но различных объектов финансового контроля. Например, в НК РФ определен режим налоговой проверки (ст. 82—102); в Феде­ральном законе «О Счетной палате Российской Федерации» — режим проверок и ревизий относительно контрольных полномо­чий Счетной палаты РФ и др.

Понятия «проверка», «ревизия» как методы финансового кон­троля определены в Инструкции о порядке проведения ревизии и проверки контрольно-ревизионными органами Министерства фи­нансов РФ, утвержденной Приказом Минфина России от 14 апре­ля 2000 г.

Проверка — это метод финансового контроля, представляю­щий собой единичное контрольное действие или исследование со­стояния дел на определенном участке деятельности проверяемой организации.

Проверки подразделяются на тематические и документаль­ные. Тематические проверки — это изучение отдельных сторон финансово-хозяйственной деятельности подконтрольного объекта. Документальные проверки — это изучение финансово-хозяйственной деятельности подконтрольного объекта только на основании документов: балансов, счетов, отчетов и др.

Тематические и документальные проверки проводит Счетная палата РФ в ходе контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федераль­ных внебюджетных фондов. Контрольно-ревизионные органы Минфина России в субъектах РФ осуществляют: тематические про­верки поступления и расходования средств федерального бюджета, использования внебюджетных средств, доходов и имущества, нахо­дящегося в федеральной собственности; документальные проверки финансово-хозяйственной деятельности организаций любых форм собственности по мотивированным постановлениям правоохрани­тельных органов. Органы казначейства проверяют в министерст­вах, в организациях документы, связанные с зачислением, пере­числением и использованием средств федерального бюджета РФ.

Разновидностью тематической проверки является налоговая проверка, проводимая должностными лицами налоговых орга­нов. Существует два вида налоговой проверки: камеральная и вы­ездная. Камеральная налоговая проверка является разновид­ностью документальной проверки, так как она проводится на­логовым органом по месту его нахождения на основании доку­ментов, представленных налогоплательщиком, а также других документов, имеющихся у налогового органа (ст. 88 НК РФ). Вы­ездная налоговая проверка проводится на основании решения ру­ководителя (его заместителя) налогового органа не чаще одного раза в год и не может продолжаться более двух месяцев.

Проверками занимаются и другие органы в процессе государ­ственного и муниципального финансового контроля.

Только проверка как метод финансового контроля имеет место в ходе осуществления предварительного и текущего финансового контроля. Во всех случаях такие проверки являются документальными.

По результатам проверок как правило составляется акт, случае осуществления проверки Счетной палатой РФ — заключение. Особые требования предъявляются к акту налоговой проверки. В соответствии со ст. 100 НК РФ он составляется по определенной форме, установленной МНС России. В нем должны быть указаны документы, подтверждающие факты налоговых право­нарушений, а также предложения по устранению выявленных нарушений и применению санкций за нарушения законодатель­ства о налогах и сборах. Акт налоговой проверки подписывается должностными лицами налоговых органов и руководителем про­веряемой организации либо индивидуальным предпринимате­лем.

Ревизия — это всеобъемлющий метод финансового контроля, представляющий собой систему обязательных контрольных дей­ствий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных хозяйственных и финансовых опе­раций ревизуемой организацией, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя и главного бухгалтера (бухгалтера) и иных лиц, на которых в соответствии с законодательством РФ и нормативными правовыми актами возложена ответственность за их осуществле­ние.

Ревизии как метод государственного финансового контроля се­годня осуществляют: Счетная палата РФ, контрольно-ревизион­ные органы Минфина России, контрольно-ревизионные отделы министерств, ведомств в отношении подчиненных организаций. Во всех случаях ревизия является методом последующего финан­сового контроля.

Ревизии подразделяются на плановые и внеплановые.

Плановые ревизии заранее планируются, а внеплановые осу­ществляются по случаю. Например, контрольно-ревизионные ор­ганы Минфина России по субъектам РФ осуществляют докумен­тальные ревизии по мотивированным постановлениям правоохранительных органов. Очевидно, что такие ревизии могут быть только внеплановыми.

Срок проведения ревизий со стороны контрольно-ревизионных органов Минфина РФ не может превышать 45 календарных дней. Конкретные вопросы ревизии определяются перечнем основных вопросов ревизии. В ходе ревизии финансово-хозяйственной деятельности организации осущест­вляется:

а) проверка учредительных, регистрационных, плановых, отчетных, бухгалтерских и других документов в целях осуществления законности и правильности произведенных операций;

б) проверка фактического соответствия совершенных опера­ций данным первичных документов;

в) организация проведения встречных проверок поступления и расходования средств федерального бюджета;

г) проверка достоверности отражения произведенных опера­ций в бухгалтерском учете;

д) проверка использования и сохранности бюджетных средств и др.

По результатам ревизий составляется акт, который подписы­вается руководителем ревизионной группы, а при необходимости и членами ревизионной группы, руководителем и главным бух­галтером ревизуемой организации. Акт ревизии и приложения к нему представляются руководителю ревизионного отдела в срок не позднее трех рабочих дней после подписания его в ревизуемой организации. По результатам ревизии руководитель контрольно-ревизионного органа направляет руководителю проверенной ор­ганизации представление для принятия мер по пресечению выяв­ленных нарушений, возмещению причиненного государству ущерба и привлечению к ответственности виновных лиц.

ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ

Раздел I

Наши рекомендации