Формирование и развитие некоммерческих организаций
В общественном секторе усиливается значимость негосударственных некоммерческих организаций, взаимодействующих с государственными структурами для повышения доступности социально значимых благ самым разным и чаще всего нуждающимся в дополнительной поддержке и помощи группам населения. Такие организации осуществляют свою деятельность в тех сферах, которые не заполнены ни рынком, ни государством, а также там, где государство действует не в полной мере эффективно.
Экономическая роль и положение негосударственных некоммерческих организаций обосновываются в различных теоретических подходах, которые условно можно разделить на две группы.
Первый подход связывает происхождение негосударственных некоммерческих организаций (в составе так называемого третьего сектора) с провалами рынка, оттеняя их сущностное сходство с государственным сектором в силу существования естественных монополий, внешних эффектов, асимметрии информации, реализации продуктов и услуг коллективного пользования.
Второй подход, обосновывает место и назначение негосударственных некоммерческих организаций.
Преобладание общественной активности, целевая ориентация на конкретные группы потребителей, нерыночная сущность хозяйствования, адресность предоставления услуг позволяют негосударственным некоммерческим организациям преодолевать как провалы рынка, так и изъяны государства.
Не позволяющие отделяться от других частей общественного сектора изъяны негосударственных некоммерческих организаций проявляются в следующем:
• ограниченных возможностях аккумулировать финансовые и иные ресурсы для обеспечения социально значимыми благами и услугами всех нуждающихся в них;
• сосредоточении усилий на узких группах потребностей отдельных категорий населения;
• опасности ограничения независимости наиболее влиятельными членами организации, направляющими коллективную деятельность с учетом своих собственных интересов;
• меньших возможностях привлечения квалифицированного персонала.
Современный этап развития негосударственных некоммерческих организаций в Российской Федерации отличается несколькими особенностями:
1) расширение границ некоммерческого сектора происходит во взаимосвязи с разгосударствлением государственного сектора, когда изменяются сферы влияния и соответственно перераспределяются ресурсы;
2) увеличиваются численно объекты и направления негосударственной некоммерческой деятельности, что в определенной мере объясняется процессами расслоения и дифференциации доходов населения;
3) все более усиливается социальная направленность некоммерческой деятельности;
4) в структуре источников доходов негосударственной некоммерческой деятельности преобладают поступления от собственной коммерческой деятельности (разрешенной уставом и законодательством) при незначительных поступления в виде благотворительных взносов и пожертвований;
5) уровень государственной поддержки некоммерческой деятельности в России все еще ниже, чем во многих развитых странах;
6) деятельность отечественных негосударственных некоммерческих организаций в основном разобщена, недостаточно взаимосвязаны отдельные направления, что сдерживает рост эффективности использования потенциала этих организаций.
Усиление взаимодействия негосударственных некоммерческих организаций с другими секторами национальной экономики и гражданского общества требует совершенствования законодательных, организационных и экономических основ. Особенно это важно в отношениях с коммерческим сектором, от которого во многом зависит финансовое обеспечение негосударственных некоммерческих организаций. Активизировать участие бизнеса в решении социальных проблем с привлечением негосударственных некоммерческих структур и расширить границы благотворительной деятельности возможно путем пропаганды культуры филантропии, стимулированием одобряющей реакции общественного мнения на положительный имидж предпринимателя и фирмы, осуществляющей благотворительные действия, предоставлением дополнительных возможностей рекламы, привлечением партнеров, потребителей и т.п.
Автономное учреждение также как и бюджетное учреждение сохраняет для себя гарантию бюджетного финансирования. Учредитель не может не дать автономному учреждению задание на оказание государственных или муниципальных услуг и субсидию на выполнение этого задания, иными словами он не может оставить учреждение без финансирования.
Также как и в бюджетном учреждении имущество автономного учреждения находится в собственности учредителя, то есть в государственной или муниципальной собственности. У автономного учреждения, правда, появляется возможность самостоятельного распоряжения частью закрепленного за ним имущества, а именно тем движимым имуществом, которое не отнесено к так называемому «особо ценному движимому имуществу».
Говоря об имущественном аспекте деятельности автономного учреждения, следует отметить, что закрепление за автономным учреждением имущества учредителя является, по сути, еще одной фактической гарантией бюджетного финансирования автономного учреждения. Очевидно, что независимо от объема задания на оказание государственных или муниципальных услуг учредитель не может допустить ситуацию, когда его имущество может быть испорчено или утрачено из-за того, что у автономного учреждения не будет средств для содержания этого имущества.
Также как и в бюджетном учреждении учредитель фактически сохраняет полный контроль за деятельностью руководителя автономного учреждения. В отличие от бюджетного учреждения у этого руководителя появляется гораздо больше свободы и самостоятельности в принятии управленческих решений. Это касается расходования средств, управления персоналом, политики в оказании платных услуг. Однако нельзя забывать о том, что именно учредитель назначает и прекращает полномочия руководителя автономного учреждения.
Таким образом, автономное учреждение, в целом, является некой модернизированной версией бюджетного учреждения. Несмотря на ряд заметных и важных отличий в правилах функционирования основные принципы и факторы, определяющие сущностные моменты функционирования автономных учреждений, остаются такими же, как и у бюджетных учреждений.