Управление финансовыми ресурсами
Под управлением финансовыми ресурсами следует понимать деятельность органов управления, направленную на максимизацию объемов финансовых ресурсов и повышение эффективности их использования. В системе управления финансовыми ресурсами следует выделять, как и в другой управляемой системе, объект и субъект управления. Объектом управления в данном случае являются составные части финансовых ресурсов, а субъектами — финансовые органы управления.
Объекты управления финансовыми ресурсами можно классифицировать по группам финансовых отношений. По этому признаку следует выделить следующие объекты управления:
- государственные финансовые ресурсы;
- финансовые ресурсы хозяйствующих субъектов;
- местные финансовые ресурсы.
Субъектами управления финансами являются законодательные и исполнительные органы власти и управления в соответствии с их компетенцией в финансовой сфере. Их правомерно классифицировать по уровням власти. Так, текущее управление государственными финансовыми ресурсами осуществляет Министерство финансов Российской Федерации и его территориальные органы. Управление местными финансовыми ресурсами осуществляют финансовые органы муниципалитетов. Крупные хозяйствующие субъекты создают специализированные органы управления финансовыми ресурсами (департаменты финансов, финансовые управления или отделы), в небольших организациях функции по управлению финансовыми ресурсами входят в должностные обязанности экономистов, в основном главных бухгалтеров.
К функциям финансового управления ресурсами следует относить финансовое планирование и прогнозирование, финансовый анализ, финансовый контроль, учет финансовых ресурсов и других денежных средств, а также на основе использования всех этих функций регулирование финансов.
В настоящее время основой для анализа и прогнозирования финансовых ресурсов являются разработанные Министерством экономики Российской Федерации Методические рекомендации по составлению финансовых балансов (утверждены приказом Минэкономики России от 21 апреля 1999 г. № 199). Консолидированный финансовый баланс России представляет собой свод федерального финансового баланса и финансовых балансов субъектов Федерации.
Финансовый баланс субъекта Российской Федерации представляет собой свод всех доходов и расходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, территориальных отделений государственных внебюджетных фондов.
Анализ финансовых балансов субъектов Российской Федерации служит методом, позволяющим на этапе макроэкономического прогноза определить целесообразность тех или иных предложений ирешений, принимаемых федеральными органами государственной власти в отношении финансовой обеспеченности субъектов Российской Федерации. Проблемой в данном случае является отсутствие стратегического планирования финансовых ресурсов. Балансы и бюджеты субъектов Федерации планируются, как правило, лишь на один год. Стратегическое финансовое планирование является одним из важнейших направлений совершенствования управления финансовыми ресурсами территории. Субъект Федерации должен иметь среднесрочную или долгосрочную программу своего развития, включающую в себя цели и приоритеты с указанием финансовых ресурсов, обеспечивающих их исполнение. Необходимо создание многолетних бюджетных планов, включающих в себя общие бюджетные параметры, перечень затрат на реализацию финансовой политики и пояснения, описывающие бюджетные последствия принятых решений. Особенно важным этот процесс является в условиях перехода от управления ресурсами к управлению результатами. В рамках системы управления результатами планируется реорганизация бюджетных учреждений, закупка бюджетных услуг, ведение учета и отчетности по международным стандартам, переход на среднесрочное финансовое планирование, бюджетирование по целям и результатам.
В условиях перехода к управлению результатами финансовые балансы в их сегодняшнем виде не смогут служить эффективной информационной базой для анализа финансовых ресурсов и финансовых потоков региона. Финансовый баланс не позволяет выявить системные финансовые связи между хозяйствующими субъектами, населением, государством и финансово-кредитными институтами. При составлении финансовых балансов главный упор, как правило, делается на соблюдение арифметического равенства между доходами и расходами, а взаимосвязь между отдельными разделами баланса и тем более между его статьями отсутствует. Однако на основе балансового сопоставления доходов и расходов невозможно выявить финансовые зависимости между субъектами экономики, взаимосвязи между финансовыми процессами. На наш взгляд, для управления финансовыми ресурсами необходимо не только анализировать объемы финансовых ресурсов, т.е. рассматривать количественный аспект управления, но и учитывать качественную составляющую. Для этого предлагается ввести понятие «финансовые потоки» для регионального уровня.
Еще одной проблемой эффективного управления финансовыми ресурсами является сложность его оценки. На сегодняшний день оценить эффективность управления финансовыми ресурсами страны и ее территорий достаточно проблематично, поскольку не существует конкретных целей управления ими и системы оценочных индикаторов эффективности. Диагностировать качество управления финансовыми ресурсами территории можно по следующей схеме.
Во-первых, необходимо оценить состояние финансовых ресурсов территории. Для этого нужно провести выборочную проверку достоверности отчетных данных о состоянии финансовых ресурсов, оценить степень сбалансированности и ликвидности финансовых ресурсов и обязательств, определить влияние факторов, определяющих состояние и тенденции динамики финансовых ресурсов в целом и их составляющих, сформировать систему показателей (индикаторов) для мониторинга финансовых ресурсов.
Во-вторых, следует оценить платежеспособность субъекта Федерации. Для этого необходимо составить его кредитную историю, собрать и систематизировать данные о долге, определить показателихарактеризующие нагрузку на субфедеральный и муниципальные бюджеты по обслуживанию и погашению долговых обязательств, обосновать максимально допустимый объем и условия дополнительных заимствований, выявить и оценить факторы, влияющие на кредитоспособность субъекта Федерации (зависимость от финансовой помощи, налоговый потенциал, сбалансированность бюджетов и др.), и связанные с ними риски.
В третьих, необходимо оценить качество управления финансовыми ресурсами и проводимой финансовой политики. Для этого следует разработать систему оценочных индикаторов и критерии для нормализованной оценки финансовой политики, проводимой субфедеральными властями.
Все финансовые ресурсы субъекта Федерации можно разделить на три группы: создаваемые и используемые на его территории, уходящие за ее пределы, и ресурсы, поступающие извне (главным образом это финансовая помощь из бюджетов другого уровня). Для анализа и управления несомненно важное значение имеют финансовые ресурсы, создаваемые и остающиеся на территории субъекта Федерации. Несмотря на то, что во многих регионах они не имеют высокого удельного веса в общем объеме финансовых ресурсов, именно эту их часть региональные власти могут действительно самостоятельно планировать и изыскивать возможности их роста. Поэтому для эффективного управления финансовыми ресурсами субъекта Российской Федерации важным является решение вопроса о межбюджетных взаимоотношениях между федеральными и региональными органами власти, а также между органами власти субъекта Федерации и муниципалитетов, расположенных на его территории.