Экономическая эффективность фрахтовых сделок

Продукция морского транспорта — перемещение грузов, пассажиров, буксировка плавучих объектов и другие операции продаются и покупаются на мировом фрахтовом рынке, который представляет собой сферу обращения транспортных услуг, оказываемых морским флотом. Другими словами — это сфера со сложившимися товарно-денежными отношениями, где продукция морского транспорта, выступающая в качестве товара, реализуется фрахтователям за вознаграждение (фрахт), а взаимоотношения сторон по купле-продаже товара оформляются договором морской перевозки.

Фрахтовый рынок отличается от товарного своеобразием продукции морского транспорта. Продавая «перемещение груза», морской транспорт не может работать впрок и, соответственно, регулировать на рынке спрос и предложения на услуги. Несмотря на кажущуюся однородность продукции морского транспорта, она не всегда может быть взаимозаменяемой. Особенности транспортной продукции определяют и характер обслуживания фрахтового рынка: порядок заключения фрахтовых сделок, технику выполнения этих операций.

При заключении договора на фрахтование судна стороны, т.е. судовладелец и фрахтователь, определенным образом распределяют между собой право на распоряжение судном, а также каждый из них берет на себя определенную долю возможного коммерческого риска и эксплуатационные расходы по договору на время его действия.

2.1. ОСОБЕННОСТИ УСЛОВИЙ И КРИТЕРИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИ

РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ФРАХТОВАНИЯ СУДОВ.

Судовладелец (перевозчик) по договоренности с грузовладельцем (фрахтователем) обязуется за определенную плату (фрахт) доставить согласованное количество груза морем в обусловленный пункт назначения и выдать его уполномоченному лицу (получателю). Фрахтователь же обязан в пункте отправления своевременно к приходу судна подготовить груз и сдать его перевозчику, а в пункте назначения принять его, уплатив фрахт. Для доставки груза судовладелец либо предоставляет в распоряжение фрахтователя все судно, либо определенную его часть.

В зависимости от того, в каких долях распределяются между судовладельцем и фрахтователем права, риски и расходы, различают два основных вида фрахтования судов.

К первому виду относится рейсовое фрахтование. Его, в свою очередь, можно разделить на фрахтование судна на рейс, круговой рейс, последовательные односторонние рейсы и по контракту.

Ко второму виду относят фрахтование судна (флота) на время. Его делят на фрахтование по тайм-чартеру и бербоут-чартеру.

Принципиальным отличием первого вида фрахтования является то, что судовладелец практически полностью контролирует работу и использование своего судна или флота и, соответственно, принимает на себя все коммерческие риски и расходы по его эксплуатации на время действия договора. Исключением может быть отнесение на фрахтователя части расходов, связанных с погрузкой-выгрузкой конкретного груза, например, сепарирование груза, оплата стивидорных работ либо всего комплекса грузовых операций, что, естественно, отражается на размере вознаграждения за перевозку.

Разновидности данного вида фрахтования отличаются друг от друга главным образом объемом выполняемой работы, сроком действия договора и количеством судов, участвующих в перевозках.

Распределение коммерческих рисков и эксплуатационных расходов по судну при рейсовом, фрахтовании и разновидностях фрахтования на время приведено в табл.7.

Используемые сокращения:

С-судовладелец

Ф-фрахтователь

Таблица 7.

Распределение коммерческих рисков и эксплуатационных расходов по судну при различных видах фрахтования.

Коммерческие риски и статьи расходов Peйсовый чартер Тайм-чартер Бербоут-чартер
Комплектование судна экипажем С С Ф
Флаг и название судна С С Ф
Ответственность за выполняемую работу С-Ф Ф Ф
Часть судна, на которую заключен договор Нa все судно или его часть На все судно На все судно
Оплата фрахта За работу За оговорен. Время За оговорен. время
Принятие решения о постановке судна на прикол С Ф Ф
Статьи эксплуатационных расходов: Содержание экипажа С С Ф
Ремонт и поддержание судна в мореходном состоянии С С Ф
Амортизационные отчисления и капитальный ремонт С С С
Топливо С Ф Ф
Вода и смазочные материалы С С Ф
Прочее снабжение С С Ф
Портовые сборы и платы С Ф Ф
Страхование судна С С С(Ф)
Возможное техническое дооборудование судна С С С-Ф
Ответственность за ущерб, причиненный судну в связи с его коммерческой работой С С-(Ф) Ф
Право на получение вознаграждения за спасение и оказание помощи на морс С С-Ф Ф
Ущерб, причиненный судну при навигационно-технической эксплуатации С С Ф
Грузовые расходы С(Ф) Ф Ф

Эффективность работы тайм-чартерных судов оценивается такими показателями, как чистая валютная выручка (ЧВВ), чистая валютная выручка за 1 судо-сут. и 1 тоннаже-сут, прибыль, показатель валютной эффективности, прибыль на 1 тоннаже-сут.

Основным условием тайм-чартерной сделки является арендная плата, платежи и некоторые компенсационные расчеты.

Ставка арендной платы по соглашению сторон может быть установлена в виде суточной величины за все судно или за 1т дедвейта в месяц, что обычно зависит от срока аренды судна.

Величина арендной ставки, во-первых, зависит от конъюнктуры рынка, а во-вторых, от коммерческих условий сделки и характеристик фрахтуемого судна.

При достаточной информации о рыночных фрахтовых ставках при отфрахтовании судна в тайм-чартер производится перерасчет фрахтовой ставки в эквивалентную арендную ставку по формуле:

fа = (Q۰f – Rп – Rв – Rk – Rб – Rст) / tp, ин.вал./сут,

где Q – количество перевозимого груза, т;

f – средняя рыночная ставка фрахта за 1т груза;

Rп, Rв – дисбурсментские расходы соответственно по портам погрузки, выгрузки, ин. валюта;

Rk – расходы за проход каналов и проливов, ин.валюта;

Rб – бункерные расходы, ин.валюта;

Rcт – стивидорные расходы, ин.валюта;

tp – время рейса, сут,

Расчет по этой формуле выполняется на базе отчетных данных рейсовых отфрахтовок или по имеющимся укрупненным нормативам сборов, плат и т.д.

Основным критерием экономической целесообразности аренды судов по бербоут-чартеру является получение таких доходов от их эксплуатации во время действии договора, которые бы как минимум, позволили возместить все эксплуатационные расходы и затраты на приобретение и финансовое кредитование таких сделок

F ≥ К + Rэкс,

где F – доходы от эксплуатации;

К – сумма арендных плат, включая кредитные платежи;

Rэкс –эксплуатационные расходы.

В свою очередь:

К = Кс + Пк,

где Кс – стоимость судна, как сумма арендных плат;

Пк – плата по проценту за кредит;

Rэкс = Rгсм + Rн + Rэк + Rcн + Rcтp + Rрем + Rзап +Rcб,

где Rгсм – расходы по горюче-смазочным материалам;

Rн – навигационные расходы;

Rэк – расходы на содержание экипажа(зарплата и питание);

Rcн – расходы на снабжение;

Rcтp – расходы на страхование судна;

Rрем – ежегодные расходы на ремонт судов и классификацию;

Rзап – ежегодные расходы на запасные части;

Rсб – расходы на портовые и канальные сборы.

2.2. ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОГО РЕЗУЛЬТАТА CУДОХОДНОЙ КОМПАНИИ В УСЛОВИЯХ РЫНКА.

Для эффективной работы судоходной компании необходимо стремится к получению максимальных доходов при минимальных расходах. Работа судов при различных условиях приносит и разные конечные результаты.

Для получения наибольшего финансового результата производится расчёт работы судов при различных условиях и выбирается наиболее эффективный.

Задача №4

Определить арендную ставку фрахта при сдаче судов в тайм-чартер и бербоут-чартер на основании исходных данных и результатов расчётов задач 1, 2, 3. Уровень доходности компании не должен быть менее 1,6.

При каких условиях достигаются наибольший финансовый результат за год?

Решение

Для решения задачи, определения арендных ставок при сдаче в тайм-чартер и бербоут-чартер, необходимо знать какие расходы во время рейса несёт судовладелец, а какие фрахтователь.

Для этого необходимо изучить таблицу 7

Расходы, которые оплачивает судовладелец при сдаче судна в тайм-чартер:

– амортизационные отчисления,

– расходы на снабжение,

– содержание экипажа,

– расходы на ремонт,

– расходы на запчасти,

– страхование судна,

– смазочные масла.

Расходы на содержание экипажа принимаются из условия нахождения судна в иностранных водах.

Определение суточных расходов судна при сдаче в тайм-чартер.

ат-ч = аам + асн + аэк + арем + азап + астр + всм

Пример расчета производится для т/х «Алексей Данченко» на направлении Южный – Сингапур – Южный.

Те величины которые остаются неизменными для судна не зависимо от вида фрахтования принимаются из таблицы 5.

аам = 112977 грн/сут

асн = 1730 грн/сут

аснинв = 200 $/сут

аэк = 776 грн/сут

аэкинв = 801 $/сут

арем = 2816 грн/сут

азапинв = 400 $/сут

астринв = 500 $/сут

Расходы на смазочные материалы – таблицы 3, 4, 5, 6 [6].

всм =0,12۰984 + 0,12۰632 = 194 $/сут

(Условно принимаются расходы на смазочные материалы на ходу).

Экономическая эффективность фрахтовых сделок - student2.ru

Определение арендной тайм-чартерной ставки

т-ч = ат-ч۰УД

т-ч = 5647۰1,6 =9014 $/сут

Аналогично рассчитывается арендная бербоутная ставка.

Расходы, которые несет судовладелец – это амортизационные отчисления и расходы на классификационный ремонт.

Экономическая эффективность фрахтовых сделок - student2.ru

Арендная бербоут-чартерная ставка

б-ч = аб-ч۰УД

б-ч = 2763۰1,6 = 4423 $/сут

Определение финансового результата за год при сдаче судна в тайм-чартер

Σфт-ч = (fат-ч – ат-ч)۰Тэ

Σфт-ч = (9014 – 5647)۰340 = 1153960 $/год

Определение финансового результата за год при работе судна в бербоут-чартер

Σфб-ч = (fаб-ч – аб-ч) ۰Тэ

Σфб-ч = (4423 – 2763)۰340 = 564400 $/год

Определение финансового результата за год при работе судна в рейсовом фрахтовании.

Для расчета используются результаты таблицы 7и 1.

Σфр = Ф۰r

Σфр = 1484870۰7,4 = 10988040 грн/год = 2085020 $/год

Результаты расчетов тайм-чартерной, бербоутной ставок и финансового результата для рейсов Южный – Сингапур – Южный; Южный – Сингапур – Сидней – Александрия – Южный приводится в таблице 8. На втором направлении курсанты производят расчёт самостоятельно.

Таблица 8.

Обозначения, показатели и единицыизмерения т/х «Алексей Данченко»
Южный Сингапур Южный Южный Сингапур Сидней Александрия Южный
а т-ч $/сут  
faт-ч $/сут  
аб-ч $/сут  
faб-ч $/сут  
Σфт-ч $/год  
ΣФб-ч $/год  
ΣФР $/год  

По результатам таблицы 8 можно сделать вывод о целесообразности работы судна.

Задача № 5

Судно зафрахтовано в тайм-чартер. Арендная ставка составляет 7500 $/сут.

Судно совершает рейс Гамбург - Момбасса.

Определить экономическую целесообразность перехода судна вокруг Африки или через Суэцкий канал.

Решение.

По условиям чартера фрахтователь платит за топливо, портовые сборы, стивидорные работы и фрахт. Произведём экономический расчет выгоды перехода судна вокруг Африки для фрахтователя.

Расчёт на морском переходе Гамбург-Момбасса при проходе Суэцкого канала.

Расстояние 6590 миль

Средняя скорость Экономическая эффективность фрахтовых сделок - student2.ru 13,27 узлов

Наши рекомендации