Виды государственных займов
Управление государственным долгом
Содержание и функции государственного кредита
Одной из актуальных задач экономической политики любого государства является решение проблемы сбалансированности бюджетов разных уровней и поиск способов финансирования их дефицита это как правило реализуемо с помощью государственного кредита. В современных условиях государственный кредит рассматривается как совокупность финансовых отношений между государством с одной стороны и юридическими и физическими лицами с другой стороны. В большинстве случаев государство выступает как заемщик средств, а предприятия , население, банки выступают как кредиторы. Кроме того государство выступает и как кредитор оно предоставляет кредиты иностранным государствам юридическим и физическим лицам и как правило направляет эти средства на те отрасли хозяйства которые не обладают достаточной инвестиционной привлекательностью для частного капитала или имеют высокую социальную значимость. Так же государство выступает как гарант по обязательствам различных юридических и физических лиц то есть государство берет ан себя ответственность за погашение обязательств юридических и физических лиц.
Государственные кредиты предоставляются непосредственно Министерством Финансов либо через коммерческие банки
Основные отличия государственного кредита от банковского
Средства взятые в займы государством не направляются на обеспечение процесса расширенного производства и создание новой стоимости , а трансформируются в дополнительные финансовые ресурсы и используются для покрытия всей совокупности государственных расходов, т.е не обладают инвестиционной направленностью. Исходя из этого функционирование механизма государственного кредита приводит к появлению государственного долга
Сущность государственного кредита заключается в перераспределении капитала между частным сектором и государством на условиях срочности, платности и возвратности. Государственный долг – вся сумма не оплаченных обязательств государства. Он образуется в результате осуществления государственными органами различных видов заимствований
Согласно бюджетному кодексу РФ госдолг РФ – долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами между народного права, включая обязательства по государственным гарантиям .
Долговые обязательства это сложная категория отличающаяся по форме образования и обслуживания, по объектам долговых отношений и по срокам обязательств. ( Кредитные соглашения и договоры, государственные ценные бумаги, договоры о предоставлении гарантий РФ и т.д.)
Основным фактом или условием которое обусловливает возникновение и рост государственного долга это дефицит бюджета. И как правило увеличение государственного долга происходит в результате капитализации процентов по ранее выпущенным или полученным кредитам или по причине не оплаты в срок. Возникновение дефицита бюджета порождается временной неравномерностью развития экономической активности и чрезвычайными обстоятельствами
Государственный долг оказывает серьезное влияние на экономику (регулирующее воздействие ) т.к. влияет на уровень инвестиций, кредитную политику коммерческих банков и общий объем денежной массы
Функциональное назначение государственного кредита выражается в совмещении функций финансов и кредита
К основным функциям государственного кредита относятся
1. Образование денежных фондов – т.е. привлечение средств с рынка ссудных капиталов в централизованные фонды денежных средств государства на основе срочности, платности и возвратности. При этом важным условием добровольного предоставления средств в распоряжение государства служит обязательство заемщика вернуть к определенному моменту времени сумму заимствования с процентами. Основным инструментом при этом являются государственные ценные бумаги, которые выпускаются в виде срочных долговых обязательств . Они как правило считаются надежными финансовыми инструментами со средним и низким уровнем доходности . Наиболее распространенной формой государственных займов является облигация .
Государственная облигация – ценная бумага, являющаяся долговым обязательством государства, которая дает право ее держателю получить в определенный срок основную сумму долга и проценты. Номинальная цена облигации устанавливается эмитентом и выражает сумму полученную во временное пользование и подлежащую возврату с начисленными на нее процентами в установленный срок
2. Использование денежных фондов – необходимость возврата привлеченных средств, который осуществляется за счет налоговых, неналоговых доходов бюджета и за счет механизма рефинансирования ( погашение задолженности по ранее выпущенным обязательствам с помощью средств полученных от размещения новых обязательств
3. Контроль – влияние на уровень ликвидности коммерческих банков на структуру платежеспособного спроса, на темпы роста экономики и на объем денежной массы в обращении
4. Перераспределение финансовых ресурсов в процессе перераспределения капитала между сферами производства и обращения
5. Повышение эффективности использования средств т.е. обеспечивается необходимость максимально эффективного применения государственных средств, при наличии «кассового разрыва» между момент амии их поступления и использования
6. Ускорение концентрации финансовых ресурсов, при этом создается возможность государству привлекать значительные объемы финансовых ресурсов за короткое время