Понятие и виды государственных займов

Государственный кредит и государственный долг

1. Понятие, функции и принципы государственного кредита как правового института.

2. Понятие и виды государственных займов.

3. Понятие и виды государственного долга.

4. Предоставление государственных кредитов Республикой Беларусь.

Понятие, функции и принципы государственного кредита как правового института.

Как правовая категория го­сударственный кредит - это институт финансового права, представляющий собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения, склады­вающиеся в процессе привлечения государством временно свободных денежных средств юридических и физических лиц на условиях добровольности, возвратности, срочности и возмездности в целях покрытия бюджетного дефицита и регулирования денежного обращения, а также в целях пре­доставления государством денежных средств в кредит зару­бежным государствам и иным субъектам международного права.

Таким образом, государственный кредит может выступать в 2 формах: активной (государство предоставляет денежные средства в кредит другим государствам и выступает в качестве кредитора) и пассивной (государство выступает в качестве заемщика).

Как элемент финансовой сис­темы государственный кредит выполняет следующие функции:

1) Распределительная функция - позволяет перераспределить финансовые ресурсы в соот­ветствии с потребностями развития экономики в целом и необходимостью поддержки какого-либо направления со­циально-экономической деятельности.

2) Регулирующая функция - про­является в том, что соответствующие субъекты, вступаю­щие в кредитные отношения, прямо или опосредованно воздействуют на состояние денежного обращения, процесс производства, занятость населения, уровень процентных ставок и, в конечном итоге, - на финансовую политику.

3) Контрольная функция - проявля­ется в учете и контроле за целевым и рациональным использо­ванием средств, привлекаемых и выделяемых государством.

Отношения в сфере государственного кредитования строятся на основе определенных принципов:

1) Принцип добровольности - предполагает свободу усмот­рения и волеизъявления субъектов по поводу приобретения различного рода государственных ценных бумаг, что пред­полагает добровольность вступления в отношения в сфере государственного кредита.

2) Принцип возмездности - означает уплату вознаграждения за пользование кредитными ресурсами, которое, как правило, выражается в виде определенной денежной суммы. Многообразие видов государственных займов предполагает иные формы получения дохода (например, натуральная форма при получении выигрыша в виде товара определен­ного потребительского назначения).

3) Целевая направленность - проявляется в том, что привле­каемые в результате государственного кредита средства имеют целевой характер - они направляются, прежде всего, на погашение бюджетного дефицита, а также иные цели, предусмотренные законодательством.

4) Принцип срочности - предполагает, что по истечении срока, на который был предоставлен государственный кре­дит, он должен быть возвращен.

5) Принцип возвратности - означает, что кредитно-денежные средства должны быть возвращены.

Понятие и виды государственных займов.

Формами государственного кредита выступают госу­дарственные займы.В Республике Беларусь механизм функционирования государственного кредита на практике реализуется посред­ством размещения государственных займов в форме выпус­ка государственных ценных бумаг, к которым относятся:

- государственные краткосрочные облигации со сроком обращения до одного года (ГКО);

- государственные долгосрочные облигации со сроком обращения один год и более (ГДО).

Выпуск, размещение, обращение и погашение ГКО и ГДО, номинированных в белорусских рублях, осуществляется в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13 февраля 2003 г. № 173 «Об утверждении основных условий выпуска отдельных государственных ценных бумаг Республики Бе­ларусь».

К государственным эмиссионным ценным бумагам относятся:

- государственные краткосрочные облигации со сроком обращения до одного года;

- государственные долгосрочные облигации со сроком обращения один год и более.

Государственные краткосрочные облигации и государственные долгосрочные облигации (далее – облигации) могут выпускаться с дисконтным и процентным доходами.

Облигации с дисконтным доходом размещаются по стоимости ниже номинальной. При их погашении владельцам таких облигаций эмитент выплачивает номинальную стоимость облигаций.

Облигации с процентным доходом размещаются по номинальной стоимости или выше номинальной стоимости. При их погашении владельцам таких облигаций эмитент выплачивает номинальную стоимость облигаций и вознаграждение (процентный доход). Номинальная стоимость и процентный доход выплачиваются в течение срока обращения облигаций или при их погашении в порядке и размерах, установленных Министерством финансов.

Облигации эмитируются от имени Республики Беларусь Министерством финансов.

Эмиссия облигаций производится в целях привлечения временно свободных денежных средств физических и юридических лиц, в том числе иностранных (далее – инвесторы), для финансирования дефицита республиканского бюджета, а также погашения обязательств Республики Беларусь по ранее осуществленным выпускам государственных эмиссионных ценных бумаг.

В пределах объема эмиссии облигации эмитируются отдельными выпусками в бездокументарной форме.

Министерство финансов имеет право:

- досрочного погашения облигаций путем выкупа всего выпуска или его части;

- обмена облигаций, срок погашения по которым наступил, на облигации других выпусков.

Порядок досрочного погашения и обмена облигаций устанавливается Министерством финансов.

Национальный банк и инвесторы имеют право совершать сделки по купле-продаже облигаций на рынке ценных бумаг в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. Министерство финансов не имеет права участвовать в обращении облигаций.

В целях привлечения дополнительных средств для фи­нансирования дефицита бюджета допускается использова­ние такого инструмента, как государственные облигации, номинированные в иностранной валюте (далее - облигации), порядок выпуска, размещения и погашения которых определен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10 декабря 1999 г. № 1929.

Выпуск облигаций осуществляется в целях привлечения временно свободных валютных средств юридических лиц для финансирования дефицита республиканского бюджета.

Облигации являются именными государственными ценными бумагами и выпускаются Министерством финансов от имени Республики Беларусь в пределах источников финансирования дефицита республиканского бюджета, установленных законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год.

Владельцами облигаций могут быть юридические лица - резиденты и нерезиденты Республики Беларусь.

Облигации могут быть долгосрочными и краткосрочными ценными бумагами с купонным или процентным доходом. Указанные облигации не могут обращаться на вторичном рынке.

Облигации выпускаются в виде записей по счетам.

Министерство финансов имеет право:

- досрочно погасить облигации путем выкупа всего выпуска облигаций или его части;

­ ­ ­­ - обменять (на основании заключенных с инвестором договоров) облигации, срок погашения которых наступил, на облигации других выпусков.

С целью привлечения временно свободных денежных средств физических лиц для финансирования дефицита республиканского бюджета постановлением Совета Мини­стров Республики Беларусь от 16 июля 2001 г. № 1053 ут­верждены Основные условия выпуска облигаций государ­ственного сберегательного займа Республики Беларусь, ко­торые определяют порядок выпуска, обращения и погаше­ния облигаций государственного сберегательного займа Республики Беларусь.

Эмитентом облигаций от имени Республики Беларусь выступает Министерство финансов.

Эмиссия облигаций осуществляется отдельными выпусками. Основные условия каждого выпуска облигаций определяются Министерством финансов.

Облигации являются государственными ценными бумагами на предъявителя и выпускаются в виде отпечатанных на бумаге бланков установленной Министерством финансов формы.

Продажа облигаций осуществляется через банки, заключившие с Министерством финансов соответствующие договоры (далее – банки).

Предъявителям облигаций предоставляется право на получение их номинальной стоимости и процентного дохода в соответствии с условиями выпуска облигаций, которые выплачиваются при их погашении. Процентный доход начисляется к номинальной стоимости облигаций.

К разновидностям государственных займов относятся об­лигации государственного выигрышного валютного займа Республики Беларусь, порядок выпуска, обращения и погаше­ния которых утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 октября 1999 г. № 1627.

Эмитентом облигаций от имени Республики Беларусь выступает Министерство финансов.

Эмиссия облигаций осуществляется отдельными выпусками. По каждому выпуску облигаций Министерство финансов утверждает условия.

Облигации являются государственными ценными бумагами на предъявителя и выпускаются в документарной форме.

Облигации размещаются на добровольной основе среди граждан Республики Беларусь, лиц без гражданства и иностранных граждан, постоянно проживающих на территории Республики Беларусь.

Продажа облигаций осуществляется Министерством финансов через банки, являющиеся агентами Министерства финансов (далее – банки-агенты), в течение срока обращения облигаций по курсовой стоимости. Облигации предоставляют право их владельцам на получение в соответствии с условиями выпуска процентного дохода, выигрыша и номинальной стоимости. Процентный доход начисляется к номинальной стоимости облигации. Выигрыш определяется путем проведения тиражей выигрышей. Номинальная стоимость выплачивается при погашении облигации.

Размер процентного дохода определяется условиями выпуска. Сумма начисленных процентов по облигациям или их часть в соответствии с условиями выпуска разыгрывается среди держателей облигаций путем проведения тиражей выигрышей.

Порядок проведения тиражей выигрышей определяется Министерством финансов.

Документом, подтверждающим имущественные права граждан, является бланк облигации установленной Министерством финансов формы.

Местные займы выпускаются на основе постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 11 декабря 2009 г. №146, утвердившего Инструкцию о некоторых вопросах выпуска и государственной регистрации ценных бумаг. Например, решением Гомельского областного Совета депутатов от 24 декабря 2009 г. №303, №304 «О проведении займа», от 22 марта 2010 г. №332 установлены цель, объем эмиссии срок обращения и порядок размещения ценных бумаг.

Кроме того, Указом Президента Республики Беларусь от 25 февраля 2011 г. №75 «О внешних займах органов местного управления и самоуправления» установлено, что в 2011-2012 г. облисполкомы и минский горисполком в пределах лимита долга органов местного управления и самоуправления, установленного в местном бюджете, вправе привлекать для реализации инвестиционных проектов внешние займы в иностранной валюте. Объем и сроки привлечения внешних займов согласовываются с Президентом Республики Беларусь. Данные внешние займы не являются государственными долговыми обязательствами, формирующими внешний долг Республики Беларусь.

Республика Беларусь заимствует денежные средства как у резидентов, так и нерезидентов Республики Беларусь.

В настоящее время привлечение внешних государственных займовосу­ществляется в соответствии с Указом Президента Республики Бела­русь от 18 апреля 2006 г. № 252 «Об утверждении Положе­ния о внешних государственных займах и внешних займах, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь».

Привлечение государственных займов осуществляют:

1. Республика Беларусь (решение принимается Президентом Республики Беларусь):

- в целях покрытия дефицита рес­публиканского бюджета;

- в целях предоставления пользователям внешних займов для реализации инвестиционных проектов;

- в иных целях, предусмотренных решениями Президента Республики Беларусь и (или) законами.

2. Правительство Республики Беларусь, в том числе для предоставления пользователям внешних займов (решение принимается Правительством по согласованию с Президентом Республики Беларусь):

- в целях реализации государственных программ и инвестиционных проектов, решения социальных и экологических проблем, ликвидации последствий стихийных бедствий;

- в иных целях, предусмотренных решениями Президента Рес­публики Беларусь и (или) законами.

3. Привлечение гарантированных займов осуществляют заемщики, в том числе для предоставления пользователям внешних займов (решение принимается Правительством по согласованию с Президентом Республики Беларусь):

- в целях импорта сырья, энергоресурсов, других необходи­мых товаров и продуктов в случае критического положения в обеспечении ими республики;

- в целях реализации инвестиционных проектов и государ­ственных программ согласно приоритетным направлениям развития экономики республики;

- в иных целях, предусмотренных решениями Президента Рес­публики Беларусь и (или) законами.

Наши рекомендации