Сущность и признаки налогов

Налоги

План:

Сущность и признаки налогов.

Функции налогов.

Элементы налогов.

Способы взимания налогов

Налоговая система и классификация налогов.

Прямые налоги.

Косвенные налоги.

8. Научные теории о налогах – самостоятельно (теория единого налога, теория жертвы, теория наслаждения и др.)

Сущность и признаки налогов

Налоги – важная экономическая категория, исторически связанная c появлением, существованием и функционированием государства. Налог – необходимое условие существования государства. Налог – основной источник образования государственных финансов и является формой принуди­тельного изъятия государством в свою собственность части общественного продукта. Налоги как элемент экономической культуры свойственны всем государствам вне зависимости от социально-экономического строя, что позволяет говорить о налогах как о феномене всей человеческой цивили­зации.

В России первое законодательное (легальное) определение налога было дано в ФЗ «Об основах нало­говой системы в РФ» (от 27.12.91 г., №1218-1. Отменен с 01.01.2005 г.). Согласно данному закону, «под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет со­ответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами».

Как можно видеть из данного определения, налог и сбор рассматривались как синонимы.

Последнее легальное определение налога дается в НК РФ. Согласно ст. 8 НК, под налогом понима­ется обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности госу­дарства и (или) муниципальных образований.

Финансовой наукой сформулированы определенные признаки налога:

1. Императивность или императивно-обязательный характер налогов.

Уплата налога является конституционно - правовой обязанностью, а не благотворительным взносом. Налогоплательщик не вправе отказаться от исполнения налоговой обязанности. Основные законы многих стран закрепляют уплату налогов в качестве конституционной обязанности граждан. В ст. 57 Конституции РФ также отмечено, что «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы».

По поводу обязательного характера налогов в экономической литературе есть и иная точка зрения. Исходя из предположения о том, что наличие объекта налогообложения у налогоплательщика опре­деляется свободным выбором последнего, делается вывод о выборочном (диспозитивном) характере налоговой обязанности. Логика здесь проста: раз налогоплательщик самостоятельно выбирает: ста­новиться ли ему собственником имущества, получать лицензию, извлекать доходы или приобретать иные объекты налогообложения, - значит, налоговое правоотношение есть продукт его собственной инициативы, его свободного волеизъявления. Зная объекты налогообложения, их значимость для себя субъект может выбрать, вступать ли ему в имущественные отношения, следствием которых ста­нет возникновение обязанностей по уплате налогов и сборов.

2. Принудительность.

Сущность признака состоит в том, что в целях обеспечения вы­полнения налоговой обязанности и возмещения ущерба, понесенного казной в результате ее неис­полнения, государство вправе устанавливать меры принуждения в связи с несоблюдением законных требований. Такие меры могут быть как восстановительными, обеспечивающими погашение недо­имки и возмещение ущерба казны от несвоевременной и неполной уплаты налога, так и штрафными, возлагающими на нарушителей дополнительные выплаты в качестве меры ответственности.

3. Законность.

Данный признак предполагает установление налогов соответствующими нормативно-правовыми ак­тами органов государственной власти.

В соответствии с пп. 6 ст. 1 НК РФ эти нормативно-правовые акты именуются законодательством о налогах и сборах.

Ст. 1 НК РФ определяет четыре уровня системы законодательства о налогах и сборах:

1. НК (п.1).

2. Федеральные законы о налогах и сборах, принятые в соответствии с НК РФ (п. 1).

3. Законы и нормативные акты правовые акты о налогах и сборах субъектов РФ, принятые законода­тельными органами субъектов РФ в соответствии с НК РФ (п. 4).

4. Нормативные правовые акты органов муниципальных образований о местных налогах и сборах принятые представительными органами муниципальных образований в соответствии с НК РФ (п. 5).

Налоговый кодекс в системе законодательства о на­логах и сборах имеет безусловный приоритет. Это означает, что все федеральные, региональные и местные нормативные правовые акты, принятые не в соответствии с НК, не могут регулировать на­логовые отношения.

4. Смена формы собственности.

Через налог доля частной собственности становится государственной или муниципальной.

5. Индивидуальная безвозмездность и безвозвратность.

Уплата налога не порождает встречной обязанности государства совершить в пользу данного, персо­нально определенного налогоплательщика конкретные действия. Какая-либо прямая материальная выгода для налогоплательщика здесь отсутствует. Уплатив налог, он не приобретает каких-либо до­полнительных прав. Таким образом, налоговые отношения лишены эквивалентности, характерной для обменных, рыночных отношений.

Налоговые платежи обезличиваются и не возвращаются конкретному лицу. Лишь в случае установ­ления налоговых льгот (например, по НДС), переплаты налога или неправомерного взыскания недо­имки налоговое законодательство предусматривает возврат из бюджета соответствующих денежных средств.

Разумеется, косвенная польза от уплаты налога для частного лица всегда присутствует. Деятельность государства носит публичный характер и направлена на реализацию общих, стратегических интере­сов населения в целом. Налогоплательщик как часть этого целого получает некоторую часть благ от выполнения государством различных функций (оборона, судебная защита, социальные выплаты и т.п.).

Кроме понятия налога, в НК РФ также дается понятие сбора. В соответствии со ст. 8 НК сбор опре­деляется как обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого явля­ется одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разреше­ний (лицензий).

Особым видом сбора выступает государственная пошлина.

Можно выделить следующие отличия сбора от налога:

1. Налоги индивидуально безвозмездны и не предполагают персонально-обменных отношений с го­сударством. Какое-либо встречное удовлетворение для налогоплательщика здесь не предусматрива­ется. В свою очередь, сборы уплачиваются в связи с оказанием их плательщику государством неко­торых услуг, в которых плательщик индивидуально заинтересован. Таким образом, уплата сборов подразумевает определенную эквивалентность отношений с государством.

2. Цль налогообложения – покрытие совокупных расходов органов власти. Согласно ст. 8 НК налог уплачивается для финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образова­ний. В определении сбора такое указание отсутствует, поскольку целевое назначение сбора – ком­пенсировать издержки государства на оказание услуг плательщику.

3 Налог предполагает определенную регулярность, систематичность уплаты. Именно поэтому важ­нейшим элементом налога является налоговый период – промежуток времени, по окончании кото­рого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате в бюджет. Сборы носят разовый характер, уплачиваются в строго определенных ситуациях.

4.Уплата налога основывается на соразмерности налогообложения. Согласно п. 1 статьи 3 НК при установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога. Таким образом, размер налога зависит от платежеспособности налогоплательщика, с изменением на­логовой базы он пропорционально или прогрессивно изменяется. азмер же сбора должен быть одинаков для всех плательщиков, в отно­шении которых совершаются одинаковые юридически значимые действия, поскольку этот размер определяется не индивидуальными характеристиками объектов обложения, а масштабами оказывае­мых услуг. Это справедливо, т.к. если услуга одна и та же, то и плата за нее должна быть одинакова.

5.Неуплата налога влечет принудительное изъятие недоимки и пени, а также привлечение налого­плательщика или иных субъектов к ответственности, предусмотренной НК, в т.ч. к уголовной ответственности. При неуплате сбора го­сударство просто отказывает плательщику в предоставлении публично-правовых услуг, без приме­нения какого-либо рода санкций.

Функции налогов

Есть множество точек зрения по поводу функций, выполняемых налогами. Большинство авторов вы­деляют следующие функции налогов:

  1. Фискальная функция.
  2. Распределительная.
  3. Регулирующая.
  4. Контрольная.

Фискальная функция

Данная функция отражает основное предназначение налогов – формирование финансовых ресурсов государства. Исторически это первая функция налогов, т.к. это то, ради чего налоги и возникли. Фис­кальная функция налогов отражает уровень участия государства в перераспределении национального дохода и во многом зависит от проводимой в стране финансовой политики.

Выполнение налогами своей фискальной функции оценивается долей собранных в государстве нало­гов в стоимости ВВП или НД.

Распределительная функция

С помощью налогов происходит перераспределение стоимости ВВП. Перераспределение осуществ­ляется между юридическими и физическими лицами, сферами и отраслями экономики, государством в целом и его территориальными образованиями. В итоге происходит изъятие части дохода одних и передача его другим.

Наши рекомендации