Сущность и признаки налогов
Налоги
План:
Сущность и признаки налогов.
Функции налогов.
Элементы налогов.
Способы взимания налогов
Налоговая система и классификация налогов.
Прямые налоги.
Косвенные налоги.
8. Научные теории о налогах – самостоятельно (теория единого налога, теория жертвы, теория наслаждения и др.)
Сущность и признаки налогов
Налоги – важная экономическая категория, исторически связанная c появлением, существованием и функционированием государства. Налог – необходимое условие существования государства. Налог – основной источник образования государственных финансов и является формой принудительного изъятия государством в свою собственность части общественного продукта. Налоги как элемент экономической культуры свойственны всем государствам вне зависимости от социально-экономического строя, что позволяет говорить о налогах как о феномене всей человеческой цивилизации.
В России первое законодательное (легальное) определение налога было дано в ФЗ «Об основах налоговой системы в РФ» (от 27.12.91 г., №1218-1. Отменен с 01.01.2005 г.). Согласно данному закону, «под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами».
Как можно видеть из данного определения, налог и сбор рассматривались как синонимы.
Последнее легальное определение налога дается в НК РФ. Согласно ст. 8 НК, под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Финансовой наукой сформулированы определенные признаки налога:
1. Императивность или императивно-обязательный характер налогов.
Уплата налога является конституционно - правовой обязанностью, а не благотворительным взносом. Налогоплательщик не вправе отказаться от исполнения налоговой обязанности. Основные законы многих стран закрепляют уплату налогов в качестве конституционной обязанности граждан. В ст. 57 Конституции РФ также отмечено, что «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы».
По поводу обязательного характера налогов в экономической литературе есть и иная точка зрения. Исходя из предположения о том, что наличие объекта налогообложения у налогоплательщика определяется свободным выбором последнего, делается вывод о выборочном (диспозитивном) характере налоговой обязанности. Логика здесь проста: раз налогоплательщик самостоятельно выбирает: становиться ли ему собственником имущества, получать лицензию, извлекать доходы или приобретать иные объекты налогообложения, - значит, налоговое правоотношение есть продукт его собственной инициативы, его свободного волеизъявления. Зная объекты налогообложения, их значимость для себя субъект может выбрать, вступать ли ему в имущественные отношения, следствием которых станет возникновение обязанностей по уплате налогов и сборов.
2. Принудительность.
Сущность признака состоит в том, что в целях обеспечения выполнения налоговой обязанности и возмещения ущерба, понесенного казной в результате ее неисполнения, государство вправе устанавливать меры принуждения в связи с несоблюдением законных требований. Такие меры могут быть как восстановительными, обеспечивающими погашение недоимки и возмещение ущерба казны от несвоевременной и неполной уплаты налога, так и штрафными, возлагающими на нарушителей дополнительные выплаты в качестве меры ответственности.
3. Законность.
Данный признак предполагает установление налогов соответствующими нормативно-правовыми актами органов государственной власти.
В соответствии с пп. 6 ст. 1 НК РФ эти нормативно-правовые акты именуются законодательством о налогах и сборах.
Ст. 1 НК РФ определяет четыре уровня системы законодательства о налогах и сборах:
1. НК (п.1).
2. Федеральные законы о налогах и сборах, принятые в соответствии с НК РФ (п. 1).
3. Законы и нормативные акты правовые акты о налогах и сборах субъектов РФ, принятые законодательными органами субъектов РФ в соответствии с НК РФ (п. 4).
4. Нормативные правовые акты органов муниципальных образований о местных налогах и сборах принятые представительными органами муниципальных образований в соответствии с НК РФ (п. 5).
Налоговый кодекс в системе законодательства о налогах и сборах имеет безусловный приоритет. Это означает, что все федеральные, региональные и местные нормативные правовые акты, принятые не в соответствии с НК, не могут регулировать налоговые отношения.
4. Смена формы собственности.
Через налог доля частной собственности становится государственной или муниципальной.
5. Индивидуальная безвозмездность и безвозвратность.
Уплата налога не порождает встречной обязанности государства совершить в пользу данного, персонально определенного налогоплательщика конкретные действия. Какая-либо прямая материальная выгода для налогоплательщика здесь отсутствует. Уплатив налог, он не приобретает каких-либо дополнительных прав. Таким образом, налоговые отношения лишены эквивалентности, характерной для обменных, рыночных отношений.
Налоговые платежи обезличиваются и не возвращаются конкретному лицу. Лишь в случае установления налоговых льгот (например, по НДС), переплаты налога или неправомерного взыскания недоимки налоговое законодательство предусматривает возврат из бюджета соответствующих денежных средств.
Разумеется, косвенная польза от уплаты налога для частного лица всегда присутствует. Деятельность государства носит публичный характер и направлена на реализацию общих, стратегических интересов населения в целом. Налогоплательщик как часть этого целого получает некоторую часть благ от выполнения государством различных функций (оборона, судебная защита, социальные выплаты и т.п.).
Кроме понятия налога, в НК РФ также дается понятие сбора. В соответствии со ст. 8 НК сбор определяется как обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Особым видом сбора выступает государственная пошлина.
Можно выделить следующие отличия сбора от налога:
1. Налоги индивидуально безвозмездны и не предполагают персонально-обменных отношений с государством. Какое-либо встречное удовлетворение для налогоплательщика здесь не предусматривается. В свою очередь, сборы уплачиваются в связи с оказанием их плательщику государством некоторых услуг, в которых плательщик индивидуально заинтересован. Таким образом, уплата сборов подразумевает определенную эквивалентность отношений с государством.
2. Цль налогообложения – покрытие совокупных расходов органов власти. Согласно ст. 8 НК налог уплачивается для финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований. В определении сбора такое указание отсутствует, поскольку целевое назначение сбора – компенсировать издержки государства на оказание услуг плательщику.
3 Налог предполагает определенную регулярность, систематичность уплаты. Именно поэтому важнейшим элементом налога является налоговый период – промежуток времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате в бюджет. Сборы носят разовый характер, уплачиваются в строго определенных ситуациях.
4.Уплата налога основывается на соразмерности налогообложения. Согласно п. 1 статьи 3 НК при установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога. Таким образом, размер налога зависит от платежеспособности налогоплательщика, с изменением налоговой базы он пропорционально или прогрессивно изменяется. азмер же сбора должен быть одинаков для всех плательщиков, в отношении которых совершаются одинаковые юридически значимые действия, поскольку этот размер определяется не индивидуальными характеристиками объектов обложения, а масштабами оказываемых услуг. Это справедливо, т.к. если услуга одна и та же, то и плата за нее должна быть одинакова.
5.Неуплата налога влечет принудительное изъятие недоимки и пени, а также привлечение налогоплательщика или иных субъектов к ответственности, предусмотренной НК, в т.ч. к уголовной ответственности. При неуплате сбора государство просто отказывает плательщику в предоставлении публично-правовых услуг, без применения какого-либо рода санкций.
Функции налогов
Есть множество точек зрения по поводу функций, выполняемых налогами. Большинство авторов выделяют следующие функции налогов:
- Фискальная функция.
- Распределительная.
- Регулирующая.
- Контрольная.
Фискальная функция
Данная функция отражает основное предназначение налогов – формирование финансовых ресурсов государства. Исторически это первая функция налогов, т.к. это то, ради чего налоги и возникли. Фискальная функция налогов отражает уровень участия государства в перераспределении национального дохода и во многом зависит от проводимой в стране финансовой политики.
Выполнение налогами своей фискальной функции оценивается долей собранных в государстве налогов в стоимости ВВП или НД.
Распределительная функция
С помощью налогов происходит перераспределение стоимости ВВП. Перераспределение осуществляется между юридическими и физическими лицами, сферами и отраслями экономики, государством в целом и его территориальными образованиями. В итоге происходит изъятие части дохода одних и передача его другим.